Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Индивид способен освободиться от злой кармы, а затем может вырваться из колеса сансары



Сущность личности человека двояка – материальная (аджива) и духовная

(джива). Связующим звеном между ними является карма, понимаемая как тонкая материя, которая образует тело кармы и дает возможность душе соединиться с грубой материей. Соединение неживой материи с душой узами кармы приводит к возникновению индивида, а карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений. Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм, которые имеют в основе два фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на главные свойства души, которые она приобрела, будучи совершенной, в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений (сансара).

Главными для избавления от сансары являются суровая ахинса и аскетический образ жизни. Для того чтобы душа могла перейти в совершенное состояние, необходимо отказаться от всякой собственности (иногда даже от одежды) и не делать ничего такого, что могло бы привести к гибели живого существа (например, нельзя пахать землю, ходить также необходимо очень осторожно). Джайнизм уделяет большое внимание разработке этики, традиционно называемой три драгоценности (триратна). В ней говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и, наконец, о правильной жизни. Добропорядочность достигается следующим путем: ненасилием, правдивостью речи, милосердием, неприсвоением чужого, честностью в мыслях и поступках.

Буддизм возникает в VI в. до н.э. Основателем является Гаутама Будда («будда» в переводе с санкрита – просветленный). Буддизм утверждает, что путем самонаблюдения и самоуглубления можно выйти из беспокойного, волнующего океана бытия и достичь вечного блаженства – нирваны. Буддизм опирается на учение о четырех благородных истинах. Первая истина провозглашает, что существование человека – это путь страданий. Вторая истина утверждает, что причиной страданий являются желания человека – это жажда жизни, наслаждений, власти, богатства. Третья истина проповедует, что преодоление причины страданий означает отказ от желаний, устранение жажды. Четвертая истина указывает на путь такого устранения (отказа). Его содержание составляют: правильное суждение, правильное стремление, правильная речь, правильное поведение, правильная жизнь, правильное учение, правильное созерцание и правильное размышление. Буддизм утверждает, что спасение человека находится в его собственных руках. Всякие попытки вести борьбу за земные интересы ведут к появлению новых страданий. Отказ от жажды жизни, преодоление в себе всякого сильного чувства приводит к прекращению страданий. Иначе говоря, смысл жизни человека определялся как путь самосовершенствования, вплоть до смерти.

Согласно учению Будды существует два вида бытия: проявленное, которое связано со страданиями (сансара), и непроявленное – идеальное, без страданий (нирвана). Для того чтобы перейти из одного состояния в другое, необходимо понять, что источник страданий человека находится внутри него самого: его страсти, желания, жадность, зависть, эгоизм, стремление к власти. Избавившись от этих желаний, можно выйти из колеса сансары и избавиться от новых рождений и страданий. Чтобы избавится от страданий, необходимо: пробуждение сердца, очищение мыслей, освобождение от недоброжелательности и раздражения, пробуждение любви к людям и всему живому.

В Древней Индии получила распространение одна из крайних школ идеализма мистической направленности – школа йоги. Это религиозно-мистическое учение, практическая философия, основателем которой считается Патанджали. Йога в переводе означает соединение, сосредоточение (медитация), выражающее путь или способ практического соединения человека с богом. В этом учении впервые обращено внимание на психику человека, ее изучение и психологическое обучение на основе положений о медитации. Это учение искало способы «укрощения мысли», т.е. способы абстрагирования (предотвращения) мыслей от всех предметов чувственного мира и сосредоточения такой «очищенной» мысли на самой себе. В состоянии такого глубокого транса человек вроде бы осознает отличие своего «я» от мира, освобождается от него. Этой цели сосредоточения мысли служат разные позы и положения тела, контроль за дыханием и др. Такой подход имеет ценность для врачебной практики (психотерапия, психогигиена и др.).

В индийской философии можно проследить тесную связь философии и медицины. Главное произведение индийской медицины – Аюрведа. Философские идеи, которые там изложены, оказывают существенное влияние на медицину и до сих пор. Следует отметить, что сегодня в Индии врачей – сторонников Аюрведы насчитывается более двух тысяч. Аюрведа – наука, знание о жизни (аюс – жизнь, веда – учение) было создано более трех тысяч лет тому назад.

Главные принципы этой медицины основываются именно на Ведах. Аюрведа – не просто знание о сохранении здоровья и жизни, а знание, основанное на мудрости Вед. Тело человека является проявлением священной энергии Пракрити, а сознание – Пуруши. Основная роль принадлежит сознанию. Освобождение от болезней зависит от того, может ли человек войти в контакт со своим сознанием, или нет. То есть сможет он установить равновесие трех доший, которые составляют тело человека – Ваты (ветер), Питты (желчь) и Капхи (слизь). Эти три доши являются основной категорией восточной медицины.

Философские учения Индии и Китая стали наиболее значительным достижением человеческой мысли древних времен в странах Востока, где впервые в истории человечества было заложено начало философской мысли.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 421 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...