Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Индии



Все направления Древней Индии связаны с Ведами – самыми древними памятниками индийской культуры, которые отражают становление раннеклассового общества. Характерной для культуры Индии стала классовая дифференциация общества, в которой выделялись четыре прослойки людей ((касты): брахманы (священники и монахи), кшатрии (вожди племен и воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники) и шудри (непосредственные производители, остальное население).

В «Упанишадах» – одной из ведических книг, впервые излагается философское понимание мира. Центральными понятиями древнеиндийской философии являются Атман и Брахман. Атман – всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душа, чистое сознание, которое существует в каждом человеке. Атман противостоит Брахману – высшей объективной духовной реальности, божественному. Таким образом, утверждалось неразрывное единство человека с космосом.

Жизнь человека является временным пребыванием души в определенном теле в ее путешествии из одного тела в другое (сансара). Это путешествие происходит в зависимости от поведения человека по закону кармы (воздаяние за прошлую жизнь).

В философии Древней Индии существовали различные школы и направления материалистического и идеалистического характера. В VIII-VII вв. до н.э. широкое распространение получило материалистическое направление локаята (от «лока» – этот мир). Сторонники этого направления отрицали потусторонний мир и считали своей задачей изучение земного, реально существующего мира. Они стремились доказать отсутствие божественного мира, отрицали существование и ада, и рая, утверждали, что душа человека существует вместе с его телом и умирает одновременно со смертью человека. Они призывали к полноценной счастливой жизни на Земле, а не в божественном мире.

Разновидностью философии локаята было очень распространенное направление – чарвака («чар» – четыре, «вак» – слово). Его представители выступали против идеализма и религии в разные периоды истории Индии. Чарваки утверждали, что все в мире состоит из четырех элементов – огня, воздуха, воды и земли. Из таких материальных частиц состоят и живые существа, в том числе и человек.

В VI-V вв. до н.э. распространяется учение вайшешика (от «вишеша» – особенность). Представители этого направления известны, прежде всего, как просветители, которые считали, что причиной страданий людей является незнание ими сущности окружающего мира. Поэтому целью своей философии они считали освобождение людей от страданий путем распространения знаний о мире.

Согласно учения вайшешиков мир состоит из качественно разнородных и мельчайших частиц – ану. Все объекты физического мира возникают из этих атомов. Сами ану вечны, несотворимы и неуничтожимы, но объекты, которые возникли из них, преходящи, изменчивы и непостоянны. Ану отличаются друг от друга не только качественно, но и количественно, своими размерами и формой. Из всегда временного соединения атомов возникают одушевленные и неодушевленные предметы, доступные нашим чувствам. Перерождение в таком случае является результатом постоянного соединения и разъединения атомов.

Джайнизм возникает в VI-V вв. до н.э. Важнейшей проблемой этого направления является проблема личности. Исходными положениями являются следующие:





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 393 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...