Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Контраст дополнительных цветов



Мы на­зы­ва­ем два цве­та до­пол­ни­тель­ны­ми, ес­ли их пиг­мен­ты, бу­ду­чи сме­шан­ны­ми, да­ют ней­траль­ный се­ро-чёр­ный цвет. В фи­зи­ке два хро­ма­ти­че­ских све­та, ко­то­рые при сме­ши­ва­нии да­ют бе­лый свет, так­же счи­та­ют­ся до­пол­ни­тель­ны­ми. Два до­пол­ни­тель­ных цве­та об­ра­зу­ют стран­ную па­ру. Они про­ти­во­по­лож­ны друг дру­гу, но ну­ж­да­ют­ся один в дру­гом. Рас­по­ло­жен­ные ря­дом, они воз­бу­ж­да­ют друг дру­га до мак­си­маль­ной яр­ко­сти и взаи­мо­унич­то­жа­ют­ся при сме­ши­ва­нии, об­ра­зуя се­ро-чёр­ный тон, как огонь и во­да. Ка­ж­дый цвет име­ет лишь один един­ст­вен­ный цвет, ко­то­рый яв­ля­ет­ся по от­но­ше­нию к не­му до­пол­ни­тель­ным. В цве­то­вом кру­ге на ри­сун­ке 3 до­пол­ни­тель­ные цве­та рас­по­ло­же­ны диа­мет­раль­но один дру­го­му. Они об­ра­зу­ют сле­дую­щие па­ры до­пол­ни­тель­ных цве­тов:

жёлтый — фиолетовый;

жёлто-оранжевый — сине-фиолетовый;

оранжевый — синий;

красно-оранжевый — сине-зелёный;

красный — зелёный;

красно-фиолетовый — жёлто-зелёный.

Ес­ли мы про­ана­ли­зи­ру­ем эти па­ры до­пол­ни­тель­ных цве­тов, то най­дём, что в них все­гда при­сут­ст­ву­ют все три ос­нов­ных цве­та: жёл­тый, крас­ный и си­ний:

жёлтый — фио­ле­то­вый = жёл­тый, крас­ный + си­ний;

синий — оран­же­вый = си­ний, жёл­тый + крас­ный;

красный — зе­лё­ный = крас­ный, жёл­тый + си­ний.

По­доб­но то­му, как смесь жёл­то­го, крас­но­го и си­не­го да­ёт се­рый, так и смесь двух до­пол­ни­тель­ных цве­тов так­же пре­вра­ща­ет­ся в ва­ри­ант се­ро­го цве­та. Мож­но вспом­нить так­же опыт из раз­де­ла «Фи­зи­ка цве­та», ко­гда при ис­клю­че­нии од­но­го из цве­тов спек­тра все ос­таль­ные цве­та, бу­ду­чи сме­шан­ны­ми, да­ва­ли его до­пол­ни­тель­ный цвет. Для ка­ж­до­го из цве­тов спек­тра сум­ма всех ос­таль­ных об­ра­зу­ет его до­пол­ни­тель­ный цвет. Фи­зио­ло­ги­че­ски до­ка­за­но, что как и яв­ле­ние ос­та­точ­но­го изо­бра­же­ния, так и си­муль­тан­ный кон­траст ил­лю­ст­ри­ру­ют уди­ви­тель­ный и до сих пор не­объ­яс­ни­мый факт по­яв­ле­ния в на­ших гла­зах при вос­при­ятии то­го или ино­го цве­та од­но­вре­мен­но и дру­го­го, урав­но­ве­ши­ваю­ще­го его до­пол­ни­тель­но­го цве­та, ко­то­рый в слу­чае его ре­аль­но­го от­сут­ст­вия спон­тан­но ге­не­ри­ру­ет­ся в на­шем соз­на­нии. Это яв­ле­ние весь­ма важ­но для всех прак­ти­че­ски ра­бо­таю­щих с цве­том. В раз­де­ле «цве­то­вая гар­мо­ния» бы­ло ус­та­нов­ле­но, что за­кон до­пол­ни­тель­ных цве­тов яв­ля­ет­ся ос­но­вой гар­мо­нич­но­сти ком­по­зи­ции, по­то­му что при его со­блю­де­нии в гла­зах соз­да­ёт­ся ощу­ще­ние пол­но­го рав­но­ве­сия.

До­пол­ни­тель­ные цве­та, в их про­пор­цио­наль­но пра­виль­ном со­от­но­ше­нии, при­да­ют про­из­ве­де­нию ста­ти­че­ски проч­ную ос­но­ву воз­дей­ст­вия. При этом ка­ж­дый цвет ос­та­ёт­ся не­из­мен­ным в сво­ей ин­тен­сив­но­сти. Впе­чат­ле­ния, про­из­во­ди­мые до­пол­ни­тель­ны­ми цве­та­ми, иден­тич­ны сущ­но­сти соб­ст­вен­но са­мо­го цве­та. Эта ста­ти­сти­че­ская си­ла воз­дей­ст­вия до­пол­ни­тель­ных цве­тов иг­ра­ет осо­бо важ­ную роль для на­стен­ной жи­во­пи­си. Од­на­ко по­ми­мо это­го ка­ж­дая па­ра до­пол­ни­тель­ных цве­тов об­ла­да­ет и дру­ги­ми осо­бен­но­стя­ми. Так, па­ра жёл­тый-фио­ле­то­вый пред­став­ля­ет со­бой не толь­ко кон­траст до­пол­ни­тель­ных цве­тов, но и силь­ный кон­траст свет­ло­го и тём­но­го. Крас­но-оранжевый — си­не-зе­лё­ный это так­же не толь­ко па­ра до­пол­ни­тель­ных цве­тов, но од­но­вре­мен­но и чрез­вы­чай­но силь­ный кон­траст хо­лод­но­го и тё­п­ло­го.

Крас­ный и до­пол­ни­тель­ный к не­му зе­лё­ный оди­на­ко­во свет­лы и об­ла­да­ют оди­на­ко­вой цве­то­вой яр­ко­стью. Что­бы яс­нее ус­во­ить эле­мен­тар­ную сущ­ность кон­тра­ста до­пол­ни­тель­ных цве­тов, при­ве­дём не­сколь­ко сле­дую­щих уп­раж­не­ний.

На ри­сун­ках 23-28 пред­став­ле­ны три па­ры до­пол­ни­тель­ных цве­тов и их сме­си, по­зво­ляю­щие по­лу­чить се­рый тон. Цве­то­вая гра­да­ция по­лос, об­ра­зо­ван­ных при сме­ше­нии ка­ж­дой па­ры до­пол­ни­тель­ных цве­тов, оп­ре­де­ля­ет­ся по­сте­пен­ным уве­ли­че­ни­ем ко­ли­че­ст­ва цве­та, до­бав­ляе­мо­го к ос­нов­но­му. При этом в цен­тре ка­ж­до­го из этих ря­дов воз­ни­ка­ет тот ней­траль­ный се­рый, ко­то­рый сви­де­тель­ст­ву­ет, что дан­ная па­ра цве­тов яв­ля­ет­ся до­пол­ни­тель­ной. Ес­ли же это­го се­ро­го не по­лу­ча­ет­ся, то вы­бран­ные цве­та не яв­ля­ют­ся до­пол­ни­тель­ны­ми. Ри­су­нок 29 де­мон­ст­ри­ру­ет ком­по­зи­цию из крас­но­го и зе­лё­но­го и раз­лич­ных мо­ду­ля­ций, воз­ни­каю­щих при их сме­ше­нии. Ри­су­нок 30 со­став­лен из квад­ра­тов, об­ра­зо­ван­ных сме­ше­ни­ем двух пар до­пол­ни­тель­ных цве­тов: оран­же­во­го и си­не­го и крас­но-оран­же­во­го и си­не-зе­лё­но­го.

Во мно­гих кар­ти­нах, по­стро­ен­ных на кон­тра­стах до­пол­ни­тель­ных цве­тов, эти цве­та ис­поль­зу­ют­ся не толь­ко в их соб­ст­вен­но кон­тра­ст­ных ка­че­ст­вах, но и со­став­ля­ют ос­но­ву сме­сей, ко­то­рые, на­обо­рот, слу­жат сред­ст­вом то­наль­но­го вы­рав­ни­ва­ния про­из­ве­де­ний. При­ро­да весь­ма час­то де­мон­ст­ри­ру­ет нам по­доб­ное цве­то­вое сме­ше­ние. Его мож­но ви­деть на стеб­лях и ли­сть­ях кус­тов крас­ных роз по­ка ещё не рас­пус­ти­лись бу­то­ны. Крас­ный цвет бу­ду­щих роз сме­ши­ва­ет­ся здесь с зе­лё­ным цве­том стеб­лей и ли­сть­ев, вслед­ст­вие че­го воз­ни­ка­ют пре­крас­ные крас­но-се­рые и зе­лё­но-се­рые от­тен­ки.

С по­мо­щью двух до­пол­ни­тель­ных цве­тов мож­но по­лу­чить осо­бен­но кра­си­вые се­рые то­на. Ста­рые мас­те­ра до­би­ва­лись столь цвет­но­го се­ро­го то­на, на­при­мер, бла­го­да­ря то­му, что на ос­нов­ной цвет по­лос­ка­ми на­кла­ды­ва­ли про­ти­во­по­лож­ный ему или же по­кры­ва­ли пер­вый цве­то­вой слой тон­чай­шим сло­ем до­пол­ни­тель­но­го к не­му цве­та.

Пу­ан­ти­ли­сты до­би­ва­лись цвет­но­го се­ро­го то­на дру­гим спо­со­бом. Они на­но­си­ли чис­тые цве­та мель­чай­ши­ми точ­ка­ми ря­дом друг с дру­гом, а по­яв­ле­ние соб­ст­вен­но се­ро­го то­на про­ис­хо­ди­ло уже в гла­зах зри­те­ля.

При­ме­ра­ми ис­поль­зо­ва­ния кон­тра­ста до­пол­ни­тель­ных цве­тов мо­гут слу­жить сле­дую­щие кар­ти­ны: «Ма­дон­на канц­ле­ра Ро­ле­на» Ян ван Эй­ка (1390-1441), Па­риж, Лувр; «Царь Со­ло­мон, встре­чаю­щий ца­ри­цу Сав­скую» в Арец­цо и ра­бо­та По­ля Се­зан­на «Го­ра Сен-Вик­тор», Фи­ла­дель­фия, Му­зей ис­кус­ст­ва.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 198 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...