Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Атомистический материализм Демокрита



В V в. до н. э. возникает атомистический материализм, наи­более выдающимся представителем которого был Демокрит (480-380 до н. э.). После Зенона, доказывавшего, что пред­ставление о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадок­сам, всякая попытка обосновать реальность множества ве­щей и их подвижности должна была считаться с этими ре­зультатами элейской критики, и притом не только в целях философии, но и в интересах математики.

Гениальной попыткой преодоления этих трудностей явилось учение античных атомистов. В отличие от элеатов, Демокрит считает, что окружающий нас мир — как о том говорят нам данные чувственного восприятиямно­гообразен и изменчив. В нем есть как бытие (материя), так и небытие (пустота). Чтобы логически непротиворе­чиво объяснить устройство мира, он вводит понятие ато­ма — мельчайшей неделимой частицы материи (по греч. «атом» буквально означает «неделимый»). Демокрит утверж­дает, что мир состоит из бесчисленного множества атомов, которые движутся в пустоте.

Демокрит рисует картину эволюции мира. Существу­ет первичный атомный хаос: множество разнообразных по форме, величине, весу атомов носится в пустоте. При стол­кновении атомы разлетаются, и в результате этих массо­вых столкновений возникает вихревое движение. В вихре подобные подходят к подобным. В центре вихря в конце концов образуется Земля, на периферии образуются светила. Земля представляется Демокриту плоской, вращаю­щейся вокруг своей оси.

Демокрит полагает, что атомы отличаются друг от дру­га по форме, порядку и положению. Атом неделим, вечен, лишен содержания, но имеет определенную форму, вели­чину.Многообразие форм атомов и их комбинаций объяс­няет многообразие явлений мира. Важнейшим свойством атомов является движение. Оно вечно, не имеет начала и не нуждается в какой-то особой причине для своего су­ществования.

Пустота — необходимое условие движения, поскольку оно возможно только в пустоте. Сталкиваясь, атомы соединяются в разнообразных сочетаниях. Видимые нами тела — это скопища атомов, которыми и определя­ются их свойства.

Атомы неизменны и вечны, а вещи как комбинации взаимодействующих атомов преходящи и из­менчивы.

Первоначальные различия атомов лежат в основе всех наблюдаемых различий вещей. Ни одно из них, следова­тельно, не бывает беспричинным. Таким образом, при­знание универсальной причинности непосредственно вы­текает из атомистики. Поэтому Демокрит одновременно и отрицает случайность, и признает ее. Он отрицает случай­ность, понимаемую как беспричинность: никакое событие не может возникнуть без причины; но он признает ее как противоположность целесообразности: никакое событие в природе не возникает и не происходит ради осуществле­ния какой-либо цели, и в этом смыслевсякое событие слу­чайно.

Атомистическое воззрение Демокрит распространил на учение о жизни и душе. С его точки зрения, все живые су­щества, в том числе и растения, одушевлены, но в разной степени. Жизнь и смерть организмов сводятся к соедине­нию и разложению атомов, причем основой жизненных отправлений он считает атомы особой формы — круглые, гладкие и весьма малые. Происхождение организмов Де­мокрит объясняет из различных физических условий, отвергая целесообразность. Душа, по Демокриту, состо­ит из особых огненных атомов и есть их временное со­единение. Бессмертие души он отвергает.

Атомистическая теория строения материи легла в осно­ву всего дальнейшего развития теоретического естество­знания, а представление о неделимости атома было остав­лено физикой лишь на пороге XX в.

11. Бытие как реальный индивидуум: Аристотель. (384—322 гг. до н. э.).

Для Аристотеля, как и для Платона, высшее начало есть безусловное благо. Но в отличие от Платона, оно перестает быть за пределами ума и бытия, а природа вполне постижима. Аристотеля интересует порядок мира и его рациональное, научное изучение, чем во­прос о происхождении этого порядка вещей. Аристотель ищет реализации идеального в чувственном мире, пытаясь соединить опыт и умозрение.

Философское учение Аристотеля представляет собой преобразование платоновской теории идей и тесно связано с платонизмом. Для Аристотеля, как и для Платона, общее предшествует частному, определяет его, а ис­точник знания лежит в самом разуме.

Логические исследования привели Аристотеля к обнаруже­нию двух важнейших обстоя­тельств. Во-первых, идея блага — верховная царица в плато­новском мире идей — не может подчинять себе идеи вещей, так как вещь относится к категории сущности, а благо — к ка­тегории качества. Во-вторых, благо как относящееся к катего­рии качества не существует само по себе, но лишь как принад­лежащее какой-либо сущности.

Учение Аристотеля о категориях имеет двойственный логи­ко-онтологический характер. «Категории» — основные роды или разряды бытия и соответственно основные роды понятий о бытии, тех общих понятий, без которых ничто не мыслится. Аристотель выделяет 10 таких категорий: сущность, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, об­ладание, положение.

Категория «сущность» является ключевой для онтологии Аристотеля. «Сущность есть то, что никогда не бывает сказуемым, а всегда только подлежащим». То есть всякая сущность сущест­вует сама по себе, а не в чем-то другом. Платоновские «идеи» Аристо­тель стал называть «формами» именно дли того, чтобы подчерк­нуть, что идеи не обособлены в «умном месте» за пределами чувственно-воспринимаемого мира, а действуют в этом мире как начала, изнутри формирующие вещи. «Сущность вещей не может быть отрешена от того, чего она есть сущность», — гово­рит Аристотель.

Предметом метафизики Аристотеля является не только ис­следование высших родов бытия, но и поиск его первопричин. Аристотель указывает четыре первопричины бытия: материальная, формальная, движущая и целевая первопричины. По сути они могут быть сведены к материаль­ной и формальной.

Материя понимается Аристотелем как чистая потенция быть чем-угодно, лишенная каких-либо свойств, качеств, вели­чины и строения. Именно Аристотель ввел в философию сам термин «материя» (букв.: строительный материал, лес) как обо значение субстрата, лежащего в основе всего сущего (латинский эквивалент «mater rerum» означает «мать вещей»).Форма — это деятельное начало, переводящее потенциальное бытие в действительное, определяющее суть вещей.

Всякая вещь и природе является результатом слияния формы и материи. Соединение материи и формы осуществляется посредством движения.

Источник же этого движения — форма всех форм, чистая форма — неподвижен, един, деятелен. Суть деятельности божественного перводвигателя состоит в мышлении как безграничной деятельности, не соединенной ни с чем материальным и в этом смысле являющейся полной осуществленно­стью, т. е. энтелехией. Бог или перводвигагель — конечная цель всех типов движения и всех форм жизни, присущих при­роде.Мир вечен, так как его существование обуслов­лено двумя вечными началами — перводвигателем и первоматерией.

Подобно тому, как вещи есть сплав материи и формы, оду­шевленные существа, по Аристотелю, есть соединение души и тела.

Душа есть осуществленность (энтелехия) живого органи­ческого тела, осуществление «присущей телу возможности быть живым». То есть душа не представляет собой некой самостояте­льной сущности, отделенной от тела, как у Платона, она нераз­рывно связана с телом и является его подлинной сущностью. Аристотель различает три разно­видности души: растительную (выполняет функции рождения, питания, роста), чувствующую (ощущения и движение) и разум­ную (познание, самоопределение). При этом высшая ступень развития души не может существовать без низших. Аристотель отрицает бессмертие души в платоновском смысле, но в то же время признает, что активныйразум (интеллект) как высшая способность души имеет сверхчувственную и сверхтелесную природу, лишен индивидуальности и вечен.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 474 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...