Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методология социально-культурной антропологии



С конкретно-научной точки зрения методология социально-культурной антропологии представлена большим разнообразием концепций. Охарактеризуем важнейшие из них.

Научное развитие этнологии базируется на идеях эволюционизма, суть которых сводится к следующим положениям. Эволюционизм исходит из универсальных законов развития человечества, которое развивается линейно, стадиально, по пути прогресса - от простых форм к сложным. Соответственно все народы проходят в своем развитии одинаковые стадии, изучение которых позволяет раскрыть всю картину истории человечества. Важным аспектом эволюционизма в этнологии является объяснение закономерностей социо-культурного развития, исходя из психических свойств индивида. Признавая в этом смысле единство всего человечества, эволюционизм выводит универсальную линию прогресса человеческих сообществ, каждое из которых находится на определенной стадии развития. Таким образом, чтобы изучить прошлое европейских народов, необходимо рассмотреть культуры аборигенов Австралии и Южной Африки, чья материальная культура находится на соответствующем уровне. Исходя из этих теоретических установок, ученые-эволюционисты стали рассматривать динамику развития различных общественных форм, таких как семья, религия и т.д. Крупнейшими представителями эволюционизма, которых по праву можно считать основоположниками этнологической науки, являются Герберт Спенсер, Адам Фергюссон, Эдуард Тайлор, Джеймс Фрезер, Льюис Генри Морган, Адольф Бастиан и др. «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своём целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Явления культуры у различных человеческих обществ, поскольку могут быть исследованы лежащие в их основе общие начала, представляют предмет, удобный для изучения законов человеческой мысли и деятельности. С одной стороны, однообразие, так широко проявляющееся в цивилизации, в значительной мере может быть приписано однообразному действию однообразных причин. С другой стороны, различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего...» [23].

Если эволюционизм в качестве главного фактора развития человечества считал человека, то возникший во многом в оппозиции ему диффузионизм исходил из примата культуры. Главным фактором развития общества диффузионисты считали не внутренние закономерности, обусловленные единством человечества, а контакты между культурами, приводившие к распространению основных элементов (культурной диффузии) через заимствования, столкновения, торговлю, обмен и т.д. Диффузионисты во многом определили развитие социологических и исторических концепций связанных с циклическим развитием культур. В своем крайнем проявлении диффузионизм предстает в работах Графтона Элиота-Смита, который считал, что разнообразие культур корнями восходит исключительно к египетской цивилизации (панегиптизм). Наиболее яркими представителями диффузионизма считаются Фридрих Ратцель, Лео Фробениус, Фритц Гребнер, Вильгельм Шмидт, Графтон Элиот-Смит и др.

Социологическое учение Эмиля Дюркгейма ставит во главу угла феномен общества, которое понимается не как собрание индивидов, а как особый организм, развивающийся по собственным законам, и решительным образом влияющий на характер всех аспектов культуры. Таким образом, общество выступает в качестве первичной реальности. Связь между человеком и обществом рассматривалась Дюркгеймом как принудительная – личность поглощается коллективом. При этом особую роль для понимания различных сообществ будут играть коллективные представления – совокупность верований и переживаний, общих для членов той или иной группы.

На идеи Дюркгейма во многом опирался французский философ Люсьен Леви-Брюль, который поставил вопрос об особенностях мышления человека на уровне коллективных представлений. При этом впервые речь зашла о специфике мыслительных операций на различных этапах развития человечества.

Психологический подход в этнологии берет начало в работах Зигмунда Фрейда, который поставил методы психоанализа на службу изучения культуры. Во многом это обуславливалось тем, что Фрейд и его последователи проводили параллели между важнейшими феноменами культуры и различными вариантами неврозов, что и актуализировало психологический инструментарий. Наибольшее развитие эти положения получили в работах венгерского ученого Геза Рохейма, который, к примеру, рассматривал влияние на культуру различных народов Эдипова комплекса как универсального бессознательного процесса. «Религиозные явления можно понять лишь на основе модели невротических симптомов - как возвращение давно забытых и важных событии в ранней истории человеческой семьи; что своим навязчивым характером эти явления обязаны именно такому происхождению, а свое поразительное влияние на человечество черпают из той исторической правды, которую в действительности содержат». «На одном примере сравнения табу с неврозом навязчивости уже можно видеть, каково отношение отдельных форм невроза к формам культурного развития и почему изучение психологии неврозов важно для понимания развития культуры. Неврозы, с одной стороны, показывают яркое и глубокое сходство с большими социальными произведениями искусства, религии и философии, а с другой стороны, они производят впечатление искажения последних» [24].

Опираясь на учение Фрейда, швейцарский психолог Карл-Густав Юнг разработал свой подход, названный им аналитической психологией, который в новом свете поднял проблемы бессознательного в этнологии. Важнейшими понятиями учения Юнга стали коллективное бессознательное и архетип. Под коллективным бессознательным подразумевается некая сверхличная память определенной группы людей, которая носит наследственный характер и корнями уходит в глубокую древность. Содержание же коллективного бессознательного во многом определяется архетипами – набором унаследованных идей, носящих абсолютный характер и передаваемых по наследству.

Функционализм, как, одно из методологических направлений социальной науки, акцентирует внимание на представлении об обществе как системе, состоящей из отдельных взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, каждый из них выполняет определенные, важные для жизнедеятельности функции, раскрытие которых является первейшей задачей науки. Наиболее яркими представителями функционализма являются Бронислав Малиновский, Альфред Радклифф-Браун, Рихард Турнвальд, Мейер Фортес, Эдуард Эванс-Притчард и др.

В отличии от структурного функционализма структурализм Клода Леви-Стросса, который опирается на достижения лингвистики, оперирует не конкретными общественными структурами, а ментальными универсалиями их отражающими (например терминологии родства, мифологии и т.д.).

Еще одно направление этнологической мысли – культурный релятивизм. Он оформился в работах выдающегося американского антрополога Франца Боаса и особенно активно развивался Мелвиллом Херсковицем. Суть этого направления заключается в признании уникальности каждой культуры и невозможности оценки уровня ее развития с точки зрения системы ценностей другой культуры. Идеи культурного релятивизма звучат уже в произведениях античных авторов.

Развитие культурного релятивизма во многом предопределили парадигму конструктивизма, ставшую очень популярной в России в 1990-е гг. Конструктивизм в радикальной его форме отрицает существование этносов как объективной реальности. Народы здесь выступают как воображаемые общности, которые конструируются в сознании индивида с помощью различных общественно-политических механизмов (например СМИ). Таким образом, главным в проблематике конструктивизма является проблема осознания человеком своей культурной идентификации, принадлежности к той или иной группе, а также отношение к другим подобным группам. При этом содержание группы, ее границы определяются самим индивидом, что обуславливает динамичный (текучий) характер таких образований. Представителями конструктивизма считаются Эрнест Геллнер, Бенедикт Андерсен и др.

Таким образом, методологическая база этнологической науки строится на широком спектре мультидисциплинарных по своей сути подходов. Центральное место принадлежит феномену этнической общности (этничности), которая рассматривается через закономерности развития и функционирования таких фундаментальных явлений как культура, общество, структура, знак и сознание.

Выводы и ключевые идеи

Философская антропология как философская традиция, отрасль философского знания утверждается в культуре ХХ века, хотя сам термин «антропология», т.е. учение о человеке, встречается и ранее. Содержание философской антропологии представлено двумя проблемными полями. Во-первых, это вопросы ценностной идентификации человека, осознание человеком его места в мире, во-вторых, проблема обоснования наук о человеке: психологии, социологии, истории и т.д. Существенная функция философской антропологии – служить средством междисциплинарного синтеза научных знаний о человеке.

контрольные вопросы и задания

Как определить предмет философской антропологии?

Определите, какие из перечисленных мыслителей имеют непосредственное отношение к формированию традиции философской антропологии:

Л. Витгенштейн

К. Поппер

М. Шелер

Ж.П. Сартр

А. Гелен

Э. Ротхаккер

Какое место в философских и научных интерпретациях человеческой природы занимает проблема ценностей?

В чем можно увидеть специфику философского и научного подходов в познании человека?

В чем основные специфические черты гуманитарного познания?

Что означает понятие «антропогенез»?





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 503 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...