Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Дхатри-ашваттха-ади-гауравам — выражение почтения дереву баньян



В действительности, этот принцип гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Слово ади указывает на то, что мы должны выражать почтение не только дереву баньян, но и дереву амалаки, дереву туласи, коровам, брахманам и вайшнавам. Эту довольно пеструю группу объектов объединяет один общий принцип –- связь с Кришной и Его преданными. Рупа Госвами утверждает, что поклонение всему, что непосредственно связано с Кришной или Его преданными, уничтожает последствия всех наших грехов.

Говорится, что если поклоняться Кришне под деревом амалаки, такое поклонение по силе равно ашвамедха-ягье. Дерево амалаки наполнено гуной благости. Его благотворные плоды составляют основу популярного сегодня аюрведического продукта «Чаванпраш».

В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Среди деревьев Я — ашваддха». Существует множество разновидностей дерева баньян, одно из которых, ашваддха — дерево с белой корой и длиннохвостыми листьями. Оно растет во Вриндаване, и Кришна очень любит его. Считается, что ашваддха защищает человека и его жилище от духов и привидений.

Туласи — уникальное лекарство, но для нас главное не это, а то, что она очищает сердце человека.

Коровы дают молоко, жидкую дхарму. Молоко очищает человека от влияния низжих гун: страсти и невежества. Родители Мадхва Ачарьи, прежде чем зачать его, в течение пяти лет питались одним молоком. Считается также, что коровы хранят и защищают религию в обществе. Среди многочисленных мифов Древней Греции есть миф о Деве, богине Справедливости, которая в Золотой век, сатья-югу, жила среди людей; в Серебряный век, трета-югу, она в горы и спускалась лишь изредка, а в двапара-югу улетела на небеса как раз в тот момент, когда люди впервые попробовали мясо коров.

Некоторые люди, не понимая принципа, лежащего в основе поклонения, смеются: «Вы поклоняетесь корове!». Но формы поклонения бывают разные. Что значит поклоняться корове? Шастры говорят: дать пучок травы, почесать за ухом или просто обойти три раза. Духовному учителю мы поклоняемся несколько иначе — слушаем и выполняем его наставления.

Помимо того, что формы поклонения отличаются одна от другой, результаты их также разные. Так, различают несколько способов поклонения туласи: смотреть на нее, кланяться ей, дотрагиваться до нее, сажать, поливать… Смотря на туласи, мы избавляемся от последствий греховных поступков; кланяясь ей, избавляемся от болезней; прикасаясь — очищаем тело; поливая ее, избавляемся от страха смерти; сажая туласи, приближаемся к Господу. И все это потому что туласи кришна преяси, туласи Кришне дороже всего.

Брахманов называют бусурами — земными богами, они следуют принципам религии и защищают человечество от греховности. Нам известно, что самые лучшие брахманы — вайшнавы. Священные писания говорят о том, что положение вайшнава более возвышенно, чем положение Брахмы или Шивы. Хотя «Шримад-Бхагаватам» называет Шиву вайшнавом, тем не менее Брахма не имеет доступа в раса-лилу; поэтому положение таких вайшнавов как Рупа или Санатана Госвами считается более высоким. Говорится также, что тот, кто оскорбляет вайшнава, утрачивает религиозность, богатство, славу и своих детей, а тот, кто бьет вайшнава, оскорбляет его, выказывает неуважение, сердится или просто не радуется при виде вайшнава, прямиком отправляется в ад.

Первые десять начальных принципов преданного служения называют вратами бхакти, поскольку они открывают перед нами доступ в царство преданного служения. Каждый человек пытается отыскать и обустроить в материальном мире свой укромный уголок, свой маленький мир; неважно из чего — из камня и кирпича или из грез и фантазий. Инстинктивно мы защищаем отвоеванное в этом мире место под солнцем и свое право наслаждаться. Но эти первые принципы бхакти до основания разрушают нашу материальную обусловленность, открывая перед нами врата иной реальности — бхакти.

ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРЕДАННОМУ

Следующие десять принципов преданного служения, сами по себе, бхакти не являются, тем не менее, они очень важны для развития бхакти. Это нишеды — запреты, или тьяги — то, от чего следует отказаться.

Асадху-санга-тьяга — отказаться от общения с материалистами.

Первое, от чего должен отказаться преданный, — это общение с материалистами. Господь Чайтанья определял вайшнавов как тех, кто отказался от общения с материалистично настроенными людьми. Рупа Госвами более конкретно сформулировал это правило: шри-кришна-вимукхаджана санга-тьяга — мы должны отбросить общество тех, кто враждебен по отношению к Кришне.

Есть несколько видов людей, относящихся к категории асат: 1) атеисты и майавади; 2) люди, чрезмерно привязанные к материальной стороне жизни; 3) те, кто слишком привязан к общению с противоположным полом — стри-санги; 4) поклоняющиеся полубогам — карма-канди.

При желании, этот список можно значительно расширить, но для нас с вами главное понять принцип — все эти люди, ради сохранения своего положения в материальном мире либо придумывают различные теории, оправдывающие свое положение, либо открыто сражаются с Господом. Общение с такими людьми приводит к тому, что мы волей-неволей заражаемся их ценностями, их настроением. Однако отказаться от общения с материалистами вовсе не значит уйти от общения как такового, просто мы не должны привязываться к ним. Любая привязанность подразумевает зависимость, выражающаяся в том, что мы слушаем человека.

История из «Панча-тантры» об обезьяне, которая забыла дома сердце, очень хорошо передает настроение, с которым мы должны подходить к общению с враждебно настроенными людьми.

Однажды крокодил обратился к обезьянке, сидевшей на дереве у самого берега реки: «Пойдем, я тебя покатаю». Обезьянка обрадовалась и прыгнула на спину крокодилу. А когда они отплыли достаточно далеко от берега, крокодил сказал: «Ты глупая обезьянка, я везу тебя к себе в нору, где живут моя жена и мои дети. Моя жена очень любит съедать на обед сердце обезьянки». Когда обезьянка заплакала, крокодил стал успокаивать ее: «Не плачь, мы не больно тебя убьем», на что обезьянка ответила: «Я плачу совсем не поэтому. Просто мне очень жаль твою жену, потому что свое сердце я оставила на том дереве, где ты нашел меня». Крокодил предложил вернуться и забрать сердце. Стоило обезьянке оказаться на дереве, она стала насмехаться над глупостью крокодила.

Материалистично настроенные люди внешне могут быть весьма любезны. Выражая свое расположение, они могут обязать нас вступить с ними в определенные взаимоотношения, заставить почувствовать себя зависимыми от них. Как мы должны вести себя, чтобы не оказаться в такой ситуации? Поставить их в зависимость от себя.

Шрила Прабхупада очень хорошо умел это делать.

В течение долгого времени преданные пытались устроить встречу Шрилы Прабхупады с Бирлой, самым богатым человеком в мире. Однако, им это так и не удалось. Зато удалось договориться о встрече с сыном Бирлы, Бирлой-младшим, тоже достаточно богатым и влиятельным человеком. Но Шрила Прабхупада сказал: «Я не пойду. Несколько человек подряд мне отказали. Если откажет и этот, у него будут большие проблемы». И он послал вместо себя своего ученика Гирираджа прабху: «На встречу пойдешь ты. Если Бирла откажет тебе, большой беды не будет».

Во время встречи Гирирадж много говорил о сознании Кришны, и в конце показал Бирле-младшему комплект книг. Книги Бирле понравились, и он сразу спросил: «Сколько они стоят?» Гирирадж подумал: «Легко хочет отделаться — заплатить цену комплекта и увильнуть», и ответил ему: «Эти книги не продаются — их получают почетные члены ИСККОН» «Что ж, — ответил Бирла, — считайте, что я ваш почетный член. Сколько нужно?». Гирирадж, не задумываясь, рассказал Бирле о строительстве храма, но тот ответил, что сейчас финансирует строительство больницы. Когда Гирирадж вернулся в храм, Шрила Прабхупада сказал ему: «Ты совершил ошибку. Тебе нужно было в тот момент, когда он спросил о цене книг сказать, что просто даришь их, и только после того, как он принял подарок, говорить о строительстве храма.

Прошло около двадцати лет. И по иронии судьбы Гирирадже Махараджу довелось снова встретиться с Бирлой — на этот раз старшим. И снова повторилась та же история: проповедь, книги… Только на этот раз Гирирадж вспомнил слова Прабхупады, и когда Бирла спросил о цене книг, сказал: «Нет, нет, что вы!!! Это же просто подарок!» Бирла долго отказывался, но Гирирадж Махарадж настоял на том, чтобы Бирла взял книги, и только потом упомянул о строительстве гурукулы. Бирла сказал: «Мне нужно подумать». Через несколько дней Гирираджу позвонили из секретариата Бирлы и сказали, что их хозяин решил пожертвовать на строительство гурукулы большую сумму денег.

12 — 14





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 763 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...