Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Никомахова этика ок. 334-322г. До Н. Э. 22 страница



; 719

вред существенно менее значителен, чем неправосудность (простуц ление) — 1136Ь25. — 153.

26 Фраза о страдании и деянии — сжатая отсылка к рассужлс-

нию Платона (Legg. 876d ел.). Убыток (урон) и нажива (выгода;__

общепринятые тогда судебные термины, заимствованные из сфо]чл торговли. — 153.

2- «Хочет» здесь не субъективное стремление, по объективная тенденция: приближение вещи к своей форме (идее); ср. 1133Ы' 1160Ы8, 1161а28, 1171а12; PL Phaed. 74е. — 153.

28 Некоторые — не афиняне, а какие-то другие греч. народы, которые пользуются словом mesidioi — «посредники»; ср. Pol. 1306а26 ел. Мудростью языка Ар. как бы проверяет свои математизированные рассуждения. — 153.

29 Слов дихайон и дихастес в греч. языке не существует; возводя дикайон — «правосудие» и дикастес — «судья» к диха — «пополам», «надвое», Ар. тем самым приписывает им значение «поло-винность» и «половинитель», но, видимо, не вполне всерьез; ср. PL Crat. 412е—За. — 154.

30 Р Среднее арифметическое (средняя П1 i /v величина) — это Р'{5, т. е.

u----------.1----о, а/е _^ ^,^

Р'------------->—$ ~2 '

у--------,------§

С У

Ар. так подробно объясняет, сколько должен отнять и прибавить вершитель правосудия, потому что не знает отрицательных чисел и вынужден оперировать отрезками. Он должен показать, что «равное» (to ison) может быть одним и тем же не только тогда, когда нажина одного и убыток другого равны (и надо только отнять и вернуть), но и тогда, когда нажива и убыток неравны (ср. прим. 25). Пусть А — ответчик, В — истец, С — преступление, давшее наживу в 17 ед., D — ущерб, сказавшийся в убытке в 3 ед. Перед судьей стоят А + П и В — 3. Убыток и нажива уравниваются через средний член арифметической пропорции (прогрессии): 17, 10, 3. Часть, которую надо отнять у большего и прибавить к меньшему, — это 17 — 10 или 10 — 3, т. е. 7. Средним членом 10 будет и тогда, когда нажива равна 16, 15 или 14 ед., а убыток — соответственно 4, 5 л ли 6 ед. — 154.

31 Строки 1132Ь9—11 здесь выпущены, они повторены в рукописях еще раз — 1133а14—16. По D. (410), место этого пассажа здесь; В. (222) считает это интерполяцией текста из 1133а14—16, которая, однако, уместна. — 154.

32 Расплата, т. е. принцип «око за око», — так называемое право талиона; ср. ММ 1194а29 («взаимопретерпевапие»). — 154.

33 Радамант — мифический образцовый судья, считался созда-гелем основ права; цитата из Гесиода — Гг. 174 (Rzach). Расплата чногому противоречит, так как не учитывает достоинство сторон ири распределительном правей разницу наживы и убытка, преступления и вреда при на(ис)правителъном. —155.

34 Богини Благодарения — Харпты; по Павсашпо, храмы Ха-эит стояли на агоре в Спарте, Орхоменах и Олпмпыи. — 155*

35 Термы пропорции записывались по углам квадрата. В арифметической пропорции термы объединяются перекрестно (по диагонали), а не по горизонтальным сторонам, как в геометрической пропорции:

\/.-*„

y/\g у---^5

Обмен башмаков и дома в соответствии с правом может иметь место, только если предварительно установлено пропорциональное равенство: у = х$ (приравнивание — это определение х)\ строитель получит яб, а башмачник — у, и а + хд = р -f- у. — 155.

36 Приравнять (по арифметической пропорции) нужно не только вещи, но и лица. Иными словами, «коэффициент» приравнивания сторон обмена есть потребность их друг в друге (см. 1133а27). Тем самым арифметическая пропорция сводится к геометрической, т. е. к такой, в которой устанавливается отношение лиц. Отношение земледельца к врачу равно их потребности друг в друге; на оспове этой потребности устанавливается цена обмениваемых продуктов И услуг. Ср. прим. 38 к с. 156. — 156.

37 Цена у Ар. выражает не количество труда, а, так сказать, степень потребности; она обусловлена потребностью и исчезает вместе с нею; стоимость и цена, разумеется, не различаются. — 756'.

38 Т. е. когда количества продукции уже уравнены, например 10 пар башмаков равны 2 мерам зерна, тогда: земледелец _ 10 пар башмаков

башмачник ~ 2 меры зерна

39 Когда обмен уже совершен без предварительного установления пропорции, пропорциональность сама собой скорее всего не получится. Крайние члены пропорции здесь лица — участники сделки (а и р); «крайними!) у Ар. могут быть названы все члены пропорции, поскольку они помещены по углам, т. е. «краям», квадрата (см. прим. 35 к с. 155). Что такое оба преимущества, не вполне ясно. Возможно, это преимущества в количестве полученных единиц продукта и в достоинстве каждой единицы полученного над достоинством единицы отданного. Однако это частный случай непропорционального обмена. Скорее речь идет о том же, о чем в 1132а32—Ь9: то, насколько у одной стороны больше средней величины, и то, насколько у другой меньше, и составляют два преимущества (Ј7 + уб; см. прим. 30 к с. 154). — 156.

39а... например... хлеба — текст испорчен. —157.

40 Назначенная цена — тарифы, устанавливаемые архонтами на рынке. Такой способ установления цены скрывал ее связь со стоимостью и в конечном счете с трудом. Под неодинаковой силой монеты (выше) едва ли имеется в виду колебание курса, скорее это возможное отсутствие потребности в покупках за деньги при натуральном хозяйстве; монета для Ар. все-таки условность. — 157.

41 Т. е. упомянутые выше несоизмеримые объекты разного качества, напр, услуги врача и продукты земледельца. — 157.

42 Правосудность противостоит не двум разным порокам (край-ностям), по двум сторонам одного акта:«себе-болыне-блага-и-меньше-вла» и «другому-мсныие-блага-п-большс-зла» (но не себе меньше,

а другому больше блага, ибо это было бы щедростью или добротой; см. ниже, гл. 14). — 157.

43 Т. е. различие между неправосудным по складу и поступившим неправосудно не зависит от качества неправосудного дела. — 158

44 1132Ь22 —ЗЬ28. —755.

45 Пропорционально (т. е. в соответствии с достоинством) равны граждане, напр., аристократического государства, а арифметически — демократического. — 159.

46 Логос здесь либо письменный документ (писаный закон или параграф закона), либо «разум» в противопоставлении человеку как сочетанию разума и страсти. — 159.

47 НЗОаЗ и прим. Икс. 147. — 159.

48 Подробнее см. ММ 1194Ь—29. — 159.

49 Брасид — спартанский полководец времен Пелопоннесской воины, которому жители Амфионоля, где он похоронен, приносили заупокойные жертвы как герою. См. Thuc. V 11. —160.

50 Подробнее см. ММ 1194ЬЗО—5а7. Иные (в начале абзаца) — софисты. Их мнение верно в том смысле, что право изменчиво, неверно, что неизменно все природное; только причина природного изменения внутренняя, а не внешняя, как в случае с узаконенным.—• 160.

51 Платон, напротив, считал, что от природы обе руки имеют одинаковую силу: Legg. 794d—5d. — 160.

~2 В идеальном государстве нет расхождения между естественным и государственным правом; ср. Pol. 1280a9; ММ 1194ЬЗО; 1198Ь27, 31; Rhet. 1373b7 ел., 1375а15. — 161.

53 «Неправосудное» как нечто существующее до поступка — это потенциальное нарушение права, как оно зафиксировано в законе. Понятие (не)правосудного отличается от (не)правосудного дела, как «идея» — от воплощения, абстрактная норма — от^подле-жащих ее суду конкретных случаев. — 161.

54 Это понятие — общее для на(исп)равительного и распределительного права (ср. прим. 2), а правосудное дело ограничено сферой исправительного правосудия. — 161.

55 Что подразумевает отсылка, не ясно: задуманное, но неосуществленное? или утраченное произведение? — 161.

56 1109L35—ННЬЗ. —161.

57 Один ударил в гневе другого: потерпевший считает, что ему причинена неправосудность; ударивший признает, что ударил, но считает, что другой получил по заслугам. Случай со злоумышленником особый; где есть обман, там нет спорного вопроса. — 163.

58 Иными словами, достаточно, чтобы поступок был не невольным, чтобы суд признал его правосудным делом. Однако этика признает человека правосудным, если правосудное дело он совершает не только не невольно, но и по сознательному выбору. — 163.

-59 Fr. 68 (Nauck), ср. прим. 3 к с. 96. — 163.

60 Значит, нелепо предполагать и то, что неправосудие можно терпеть по своей воле. Оспариваемое мнение (можно по своей воле терпеть неправосудие) принадлежит Платону. Рассуждепие о том, можно или нет терпеть неправосудие по своей воле, обусловлено тем, что по-гречески внешне не различаются формы среднего (возвратного) и страдательного залогов: adikeisthai можно понимать и как действие, переходящее на субъект действия, и как страдательную форму. Платон трактует adikeisthai как возвратный залог, а Ар. — как страдательный. — 164.

поступкам в действительном — значит невольно поступать, а в страдательном — нспы-

61 Быть случайно причастным смысле

давать воздействие невольного поступка другого человека. — 164.

62 Если исходить из этого определения понятия «поступать яеправосудно» (оно неверно, см. ЬЗ), то получится, что можно «терпеть неправосудие по своей воле». Но если добавить к нему {как это и делается ниже) «вопреки желанию» (жертвы), то «терпеть неправосудие» — страдательный коррелят к «поступать неправосудно» — определялось бы так: вредить себе по своей воле и вопреки своему желанию. А это абсурдно. Так что из правильного определения «поступать неправосудно» следует, что терпеть неправое удие по своей воле невозможно. — 164.

63 ц. VI 236. — 165.

64 Первые два вопроса Ар. разобрал в гл. 11 (1136а15 и 1136а23 ел.); гл. 12 посвящена третьему вопросу, а гл. 15 — четвертому (в гл. 13 и 14 обсуждаются два других вопроса: «легко ли быть правосудным» и «что есть доброта»). — 165.

65 О суде над неодушевленными предметами см. RE Hlb. Ill, col. 284; PL Legg. 873e—4a; Ar. Ath. Pol. 57; Aischin. Ctes. 244; О наказании руки см. прим. 73 к с. 169; о приравнивании раба к орудию см. EN 1161Ь4 и Pol. 1253b32. — 166.

** Первичное право — то же, что и природное, естественное право; ср. прим. 52 к с. 161. — 166.

67 Над правом закона стоит знающий, как его применять, ибо как таковое ни одно положение закона не есть ни правое, ии неправое. Правосудное (и неправосудное) не есть закон, то и другое — результат применения закона. Закон называется «правосудным» переносно. Дальнейшие различения законного и правосудного см. в гл. 14 о доброте (см. D. 431). — 167.

68 «Добрый» у Ар. часто синоним к «добродетельный» и «добропорядочный», а не особое понятие. В отличие от слов agathos (хороший, добродетельный) и spoydaios (доброкачественный, добропорядочный), «добрый» применяется не к вещам, по только к человеку и таким «предметам», как «душевный склад», «сознательный выбор» и т. п. Это доброта-человечность, которая, по Ар., необходима как дополнение к слишком абстрактному закону. Равноправный перевод — «хороший», «порядочный». — 167.

69 Принято чтение В.; по By.: «Либо право не добропорядочно, либо доброе не есть правое, раз [оно] другое». — 168.

70 Намек на Солона, покинувшего Афины, запретив менять составленные им законы (ср. Hdt. I 29, PL Polit. 295a—6a). — 168.

71 При использовании неровных каменных глыб (циклопическая кладка) свинцовое лекало, выгибавшееся по форме камня, служило для подбора подходящего камня. — 169.

72 В. дополняет текст: «Что не приказывает (убивать), то воспрещает». Самоубийца тем самым виновен в убийстве. При такой трактовке выходит, что явного закона против самоубийц нет. Но поскольку такой закон существовал (1138а12—14), /. (161) считает возможным исправление греч. текста и получает: «так, например, закон не разрешает убивать себя». — 169.

73 Преступая закон, человек тем самым «виновен» (adikei); против кого его вина, если он убил себя? Против афинского гражданина, которым он является, и против государства, которое осквернено пролитием крови. В Афинах руку самоубийцы отрубали и хоронили отдельно, см. Aischin. Ctes. 244; ср. PI. Legg. 873 с. — 16У.

74 См. 1136а31-Ь4. -- ПО.

75 Эти рассуждения не Аристотелевы, но Платоновы сочине-пня. См., напр., Rp. 351 е—2а, 430е—1Ь, 441 d—2с, 443е—4а: ДИ-кайосине — это справедливость внутри человека, в отношениях разных частей его души, лучшей и худшей, главенствующей и подчиненной. Внимание же Ар. сосредоточено на внешней стороне права, на дикайосине между людьми; подробнее см. ZJ.436—9.777.

Книга шеста

1 Ар. отсылает к данному ранее определению нравственной добродетели: 1104а11—22, 1106а26—7а27. В этом определении использованы понятия «рассудительный» и «верное суждение», к обсуждению которых Ар. приступает только теперь. — 172.

2 Цель, на которую оглядываются — реминисценция из Платона: Gorg. 507d. Прообраз музыкальной метафоры см. также у Платона: Lys. 219b, Phaed. 98d. — 172.

3 Ответ на вопрос, что есть верное суждение, дается в конце кн. VI (1144Ь21—28), на вопрос о границе (кем и как она определяется) — только в кн. X; см. прим. 6 к с. 80 и 51 к с. 67. — 172*

4 ИОЗаЗ—7, 1108ЫО. — 172.

5 Ранее: 1102а26—За7, 1098аЗ—5; ср. прим. 70 к с. 75. Разделение таким же образом (ниже) подразумевает чисто понятийное, а не реальное деление, как и в кн. I. — 172.

6 Ар. не придерживается известного, начиная с Эмпедокла, принципа «подобное познается подобным» в его физиологическом варианте. Если у досократиков материальные «истечения» предметов воспринимаются соответствующими им частицами души, то у Ар. одна часть души воспринимает вечное и неизменное, другая — изменчивое и бренное; ср. ММ 1196Ы5—33. О теории чувственного восприятия у Ар. см. De an. 416b32 —418а6, 43ШО-432а14; о связи теории чувственного восприятия с теорией познания см. /. 170—172. —775.

7 Обычно Ар. употребляет термин logistikon в платоновском смысле и при обсуждении платоновской психологии (см. Воп. 432Ь50—55). У Платона logistikon — вся высшая рациональная часть души, а здесь у Ар. это только часть данной части, так_как в рациональную часть души входит еще и научная часть (to epistemo-nikon). Однако в 1140Ь26 и 1144Ы4 «рассчитывающая» заменяется «потихоньку» (D. 443) на «составляющую мнения» (doxastikon). В результате деление на научную и составляющую мнения части оказывается соответствующим платоновскому делению па эпистемо и докса. Ср., однако, ММ 1182а20,18: logistikon — синоним к diano-etikon. — 173.

8 Поступок и истина — это практическая деятельность и познание. Главное для познания — пара «чувство и ум» (см. De an. 433а9—11, 434а21; De motu an. 701 а7—36); главное для практической деятельности — пара «ум и стремление». Orexis может переводиться также «воля». Ниже (а21) мысль — синоним для ума. — 775.

9 Определение нравственной добродетели — 1106Ь36, сознательного выбора — 1113а10. Здесь Ар. показывает связь всякого действия с интеллектуальным моментом. Истинное суждение, если оно обращено к поступкам, а не к познанию, называется «верным суждением»; стремление, если оно руководствуется истинным суждением, именуется «правильным стремлением» (orthe orexis). «Верное

/ппявильное) в практике соответствует «истинному» в позпашш; ИГ 1112а5-7 и прим. 6 к с. 80. 775.

i° Целевая причина поступка — это то, что кажется благом (благо в поступке, 1139Ь2—3); суждение, имеющее что-то целью (logos ho heneka tinos), — это та или иная формулировка правила поведения. «Благополучием выше использовалось как обиходный синоним к «счастью» и «благоденствию» (1098а22). Но, считая счастье деятельностью, Ар. наделяет слово eypraxia (благополучие) активным смыслом: «получение блага через поступки». Фразеологизм еу ргаЦб — «у меня все идет хорошо» Ар. разлагает на составные части: еу — «хорошо», pratto — «поступаю», внушая тем самым, что все идет хорошо, когда человек совершает хорошие поступки. Ср. Pol. 1325Ь22: поскольку цель — это eypraxia (благополучие), она есть своего рода praxis (деятельность). —174.

11 Сама созерцательная мысль не может ничего приводить в движение, так как ее предметы — неподвижное и неизменное или имеющее начало движения в себе. Мысль, предполагающая поступок («практическая мысль») включает в себя стремление, т. е. движущую причину. Ниже (Ь1— 3) творчество обозначает не процесс, а результат творчества, произведение. — 174.

12 Сознательный выбор, и соответственно человек определен как ум и одновременно к&хс?премление. В сравнении с животным в выборе человека преобладает ум, в сравнении с мудрецом стремление преобладает над умом. — 774.

13 Цитата из трагика Агафона (fr. 5 Nauck) передает популярную античную сентенцию. См. Pind. 01. II 17; Soph. Ai. 378, Trach. 740; PI. Prot. 324b; Legg. 934a. — 774.

14 cm. 1139all; умственные — noetika. — 774.

15 Начать от начала здесь начать с более высокого уровня абстракции, с более глубокой причины: сначала исследовать интеллектуальные свойства-склады (hexeis), а затем те из них, которые являются добродетелями. Из пяти названных здесь свойств к добродетели впоследствии будут отнесены только рассудительность и мудрость (1143Ы5); ср. An. Post. 89b7—9. —775.

16 Созерцание и научное знание здесь тождественны: объект науки (напр., такой, как математика) существует с абсолютной необходимостью в отличие от изменчивых объектов. — 775.

17 См. An. Post. 77al. — 775.

18 Более полное определение эпистеме дается в An. Post. (71b21 — 22). Характер отсылки предполагает у слушателей хорошее зпанио «Аналитик», что еще раз свидетельствует о том, что слушатели курса этики — не юноши (ср. 1095а2 ел.). Вера здесь не психологическое состояние, но интуитивное понимание посылок доказательства, признающее их истинными, первыми, непосредственными, более известными и предшествующими (см. An. Post. 71b20). Вера опирается на особое чувство, подобное уму (см. 1142а24—30 и прим. 40 к с. 182). — 775.

19 Выводы из принципов = эмпирические факты. — 775.

20 Из определения науки следует, что наука в собственном смысле, т. е. математика, логика, астрономия, не может быть человеческой добродетелью, так как занимается неизменными предметами, а человеческие дела пе неизменны и не общи, но конкретны и изменчивы. Этот вывод у Ар. подразумевается, и он исходит из него в дальнейшем. — 775.

21 См. прим. 2 к с. 54 и 21 к с. 59. Ср. PL Charm. 163a—d. — 175.

22 Fr. 6 (Nauck). Искусство и случай имеют дело с одним и тем же, т. е. с тем, что может быть и не быть (ср. Part. an. 640a28, Phys. 197а5, Rhet. 1362а2), но лишь в каком-то смысле, ибо, чем болео человек искусен, тем меньше он обязан случаю, удаче (см. Pol 1258Ь35). — 176.

23 Слова phronesis и phronimos (рассудительный) за пределами кн. VI Ар. часто использует в платоновском смысле, близком к soplua (разумность, мудрость) и sophos (разумный, мудрый). Так, у Платона с неизменными сущностями имеет дело фронесис: Phaed. 7(Jd (в пер. С. Маркиша — «размышление»), а у Ар. только софия (1140Ь25 ел.). Проводя в кн. VI различение софии и фронесис, Ар. ссылается на обиходный язык. Несколько искусственный перевод фронесис в кн. VI как «рассудительность», а не, скажем, «ум» обусловлен необходимостью отличать фронесис от нус («ум»). Впрочем, фронесис иногда выступает как синоним слова «нус», см. 1144Ы2 и прим. 04 к с. 188. Итак, фронесис — это житейская человеческая мудрость, природный и в то же время развитый ум, умудренность, разумность. Интересно различение практической и теоретической фронесис у Ксенократа: второй вид фронесис совпадает с Софией у Ар. (Clem. Str. p. 125, 20 (Stahlin). Ср. нетерминолсгическое использование фронесис (1143Ы2, 1166а19, 1172ЬЗО, 1173аЗ, 1177Ь32 ц прим. 30 к с. 61, 53 к с. 186, 67 к с. 214, 20 к с. 250, 7 к с. 269). — 176.

24 Рассудительность имеет дело с поступками, поведением; для этой области пе может быть искусства, так как искусство у Ар. имеет дело с производством не поступков, а вещей, предметов. — 176.

23 Ар. объясняет этимологию слова so-phrosyne" (благо-разу мне, цело-мудрие) через слова soteria (соблюдение, «сохранение в целости») и phronesis (разумность, рассудительность). Ср. PL Crat. 411е. — 177.

26 Добродетель искусства — добротность и успех произведения. Это значит, что само искусство не есть добродетель. Для рассудительности, или ума, нет добродетели, так как умный как таковой добродетелен. Аналогично выше (Ыбсл.): принцип поступка как таковой есть истинное благо. — 177.

27 Парадокс Сократа: Хеп. Mem. 4,2,20; PL Hipp. Min. 370e— 376b; Ar. Top. 126a36—8, Met. 1025a6—13. Рассудительный же но может ошибаться по своей воле, так как его намерения добродетельны. 178.

28 О соотношении производящей мнения части душа (to doxasti-kon) у Ар. и «истинного мнения» (alethes doxa) у Платона см. D. 451. — 178.

29 Данная глава об уме соответствует An. Post. 100b5—117Ы5. Эта логическая глава в «Этике» подготавливает трактовку мудрости как соединения науки (аподиктического знания) и ума (интуиции) в гл. 13. Интересно, что к концу гл. 6 искусство выпадает из рассмотрения и речь идет о трех способностях вместо четырех. Потому ли что мудрость есть добродетель искусства (11141а12)? или рассудительность как практический ум, навык, включает в себя искусство? См. /. 197—200. — 178.

30 Ар. правильно толкует первоначальное значение слова «софпя» (ср. П. XV 410сл.). У самого же Ар. софия — это первая философия (Met. 982а4—ЫО; ММ 1197ЬЗ—10), мудрость, которая заии-

идется самым ценным (1141а20; см. отличие ценимого от хвалимого вгя. 12 кн. I), т. е. богом, первым Небом и т. п. Ниже (1141ЬЗ—4) мудрецами называются философы Анаксагор и Фалес; это мудрецы В Ар. смысле в отличие от «мудрого» Фидия или Поликлета.Сократ у Платона проводит аналогичное различение софии и фронесис /HiPP- MaJ- 281с ел.), упоминая этих же философов. О точности применительно к мудрости см. An. Post. 87a31—7; Met. 982b25 ел., 1078а9, а также В. 266. — 178.

31 рг. 2. (Kinkel); см. прим. 12 к «Поэтике». Маргит — фольклорный образ «дурака». Поэтому В. (267) считает, что функция цитаты юмористическая, D. (453), напротив, что логическая: о существовании мудрости в общем смысле свидетельствует от противного существование общей не-мудрости. — 179.

32 Перевод компромиссный между чтением В. (267—8) и By. Разница мудрости и рассудительности в а22—25 очерчена особенно резко: мудростью все признают одно и то же, потому что ее предметы не касаются животрепещущих человеческих дел. — 179.

33 Ср. Met. 1026al8: звезды — зримые из богов; Phys. 19Ga33: евезды — наибожественное из зримого. — 179.

34 Ср. Met. 981al2—Ь2. — 180.

35 Поскольку общее у Ар. ценится выше частного, он и в рассудительности, запятой частным, «с облегчением» находит своего рода управляющее знание, чей предмет — сравнительно общие вещи — государство, политика. Политическая наука, или искусство, и рассудительность есть один и тот же склад (в смысле «навык»), ибо предмет того и другого — изменчивые человеческие дела; однако понятия эти не тождественны, потому что «рассудительность» может быть не только общей, государственной, но и частной, личной.— Л 80.

36 У Ар. государственная наука — это и искусство составлять законы и управлять, и практические навыки политика. В обиходном языке в слово «политика» вкладывался только второй смысл, так что получалось, что общее название узурпировано частным значением. Занимающиеся государственными делами здесь должностные лица, а не те, кто управляет и создает законы. Частное решение голосованием (psephisma) — это последний этап обсуждения. Ср. критику подмены законов частными постановлениями (декретами) народного собрания, которое не имеет законодательных прав: Pol. 1292al5—37. —181.

37 Познание здесь тождественно рассудительности; по мысли Ар., рассудительность, касающаяся самого человека, только один, из видов рассудительности. Он настолько отличается от других видов, что большинство ошибочно принимает этот вид за рассудительность в собственном смысле слова. — 181.

38 Слова Одиссея из «Филоктста» Еврипида: fr. 787, 782, 2 (Nauck.). — 181.

39 То, что рассудительность имеет дело с частным. — 181.

40 By. исключает «в математике» на том основании, что иначе получается, что в математике нет иного последнего (eskhaton), кроме треугольника. Но треугольник здесь явно выступает как один из примеров «последнего». Здесь имеется в виду такая процедура, когда геометр разбивает фигуру на части, пока не дойдет до треугольника. Здесь ему придется остановиться, ибо это последняя фигура, и начать построение или доказательство. Чувство как ощущение состоит в непосредственном «схватывании» изменчивых вещей. Рассудитель-

ностъ походит на чувство, так как имеет дело с изменчивым, но она не столь непосредственна. В математике же мы непосредственно чувствуем, что эта фигура, например, треугольник, и это в большей степени чувство. Но это все-таки особый вид чувства: ведь объекты в математике не изменчивы. — 182.

41 О переводе терминов с корнем boyl- см. прим. 15 к с. 101, Разбираемые определения евбулии происходят из Академии, см Ј)' 460, В. 275. — 182.

42 Популярная сентенция: Is. Demonic. 34; Theogn. 633; Hdt VII 49; Т hue. I 781. — 182.

43 Примеры проницательности, или парадоксального остро-умия, см. An. Post. 89ЫО, (ср. [PL] Def. 412e). — 182.

44 По Ар., для науки не существует ошибочности, так как неверное знание есть незнание, а «правильное знание» — тавтология; мнение же может быть правильным и неправильным, и в первом случае оно истинно. Мнение уже определено, значит, что оно существует «о чем-то», т. е. о том, что было до того, как мнение составили, а принимая решение,создают нечто новое, т. е. само это решение. Мысль у Ар. имеет весьма широкое значение, здесь же, как и у Платона, это дискурсивная способность и процесс размышления, когда мыслящий еще не утверждает, но говорит сам с собой (ср. PL Theaet. 189е—190а; Soph. 263e). — 183.

45 Говоря, что правильность решения — это то же, что и разум* ностъ в решениях (eyboylia), Ар. исходит из самого слова ey-boylia и еу (хорошо) приравнивает к orthos (правильно). — 183.

46 Synesis и eysynesia можно передать и как «понимание» и «понятливость». Когда речь только о synesis, перевод — «сообразительность»: 1103а5. —184.

47 Находящееся в становлении здесь природные явления, но не человеческие дела. — 184.

48 Эта мысль восходит к «Политику» Платона (260с): не нужно быть специалистом во всех делах, нужно понимать, что говорит специалист. У Платона это требование к царственному человеку (259с — 60с). Ср., EN 1181Ь2 слл. — 184.

49 Пер. gnome как совесть дает возможность построить «гнездо» терминов: совестящийся — syggnomon, имеющий совесть — gnomen ekhon, совестливый — syggnomonikos, иметь совестливость — syg-gnomen ekhein и ниже: добросовестный — eygnomon (1142аЗО). «Совесть» — это внутреннее убеждение, «совестливость» — способность чувствовать пе только за себя, но и за другого, способность сочувствовать. «Совесть» близка к «доброте» (epieikeia) (см. прим. 68 к с. 167). В суде давали клятву «судить по лучшей гноме»; см. Pol. 1287а26, Rhet. 1375a29; Dem. 20, 118; 23, 96; ср. PL Legg. 757e (пер. А. Егунова неточен). — 185.

50 Склады и способности, противопоставленные в 1105Ь20, в 1143а25 и 28 выступают как синонимы. Вероятно, точнее здесь термин «способности», так как все перечисленное — от природы (1143Ь7). В число всех складов входит и разумность в решении, которая здесь опущена: от остальных способностей ее отличает то, что она реализуется только в сообществе (см. прим. 15 к с. 101). — 185.

51 Выше (1142а25 ел.) чувство последних данностей, или единичных конкретностей, было противопоставлено уму. Это противоречие не в учении Ар., но в самом языке: и интуитивное постижение начал, и интуитивное постижение единичной конкретности есть





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 233 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...