Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религиозно-этическая концепция ислама. 1 страница



Слово «ислам» означает «покорность». Отношение правоверного мусульманина к богу есть отношение преданного, нерассуждающего слуги, слепо выполняющего его предначертания. К. Маркс подчеркивал, что «стержень мусульманства составляет фатализм»3. Он пронизывает заповеди, оценку поведения правоверных, отношение к прошлым и будущим событиям.

Все стороны жизни мусульманской общины получили отражение и оценку в Коране (священной книге мусульман), Сунне (собрании преданий о высказываниях и поступках Мухаммеда) и шариате (систематизированном своде мусульманских законов)4.

Требования Корана и предписания шариата5 охватывали всю жизнь верующего от рождения до смерти. «Стараясь столь мелочно регламентировать по возможности все явления человеческой жизни, шариат подчиняет себе эту жизнь, проникает в ее самые интимнейшие уголки и этим путем закабаляет не только деяния, но даже мысль и воображение верующего мусульманина»6,—писал в начале нашего века известный русский исследователь шариата В. П. Наливкин. С начала VII до конца XIX в. шариат был единственной законодательной системой в мусульманских странах. Нераздельность религиозной и светской власти выражалась в том, что практическое судопроизводство вершил кадий (духовный судья) и первоначально само разбирательство дел совершалось в мечети. Создатели школ мусульманского права опирались на Коран и Сунну, а также на суждения по аналогии (кияс) или на согласованное мнение богословов и правоведов (иджма). Однако ни один из этих способов толкования и применения предписаний не должен был противоречить «духу и букве» Корана и Сунны.

Коран (по-арабски «чтение») — священная книга мусульман. По учению ислама, она существовала вечно и была возвещена богом Мухаммеду как откровение. Содержание Корана составили речи Мухаммеда, записанные и обработанные уже после смерти пророка его последователями. Они были отредактированы при халифе Османе (644—656) и разделены на 114 сур (глав). Коран включал этико-правовые нормы, отразившие, с одной стороны, некоторые традиции родо-племенной общины, с другой—запреты, направленные против общественных институтов первобытно-общинного строя (многобожия, межплеменной борьбы, кровной мести). Главный принцип про-

3 Там же, т. 9, с. 427.

4 См. об этом: Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978; Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982.

5 Шариат от араб. «шараа—»направлять», «издавать законы».

6 Цит. по: Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность, с. 3.

возглашаемой Кораном веры—строгий монотеизм, выраженный в формуле: «Нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммед пророк его». Суры Корана предписывают и поучают. Наиболее ортодоксальные защитники «истинной веры» всегда оставались последовательными противниками знания, кроме знания требований Корана.

В Коране утверждалось, что Аллах—всемогущий творец; весь мир—его создание: «...стоит небо и земля по Его повелению... Он — тот, кто впервые производит творение, а потом повторяет его... Нет изменений в творении Аллаха...»7. Из этого вытекает один из важнейших догматов ислама — о предопределении. Аллах всеведущ, им определены судьбы миров и человеческие деяния: «Ничто не постигает из событий на земле или в ваших душах, без того чтобы его не было в писании раньше, чем Мы создадим это. Поистине, это легко для Аллаха!.. Скажи: «Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах. Он — наш покровитель!» И на Аллаха пусть полагаются верующие!»8.

Об обязанностях правоверного мусульманина говорится во многих сурах Корана. Для богобоязненных: «...тех, которые веруют в тайное и выстаивают молитву, и из того, чем Мы их наделили, расходуют, и тех, которые веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, и в последней жизни они убеждены.

Они на прямом пути от их Господа, и они—достигшие успеха...

Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие—кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение,— и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии, и во время беды,—это те, которые были правдивы, это они— богобоязненные.

О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный—за свободного, и раб—за раба, и женщина—за женщину. А кому будет прощено что-нибудь его братом, то—следование по обычаю и возмещение ему во благе»9.

Моральные увещания Корана требуют безусловного подчинения воле Аллаха, щедро обещая милости правоверным и грозя карами неверным. Особенно часто укоряет Коран лицемеров, тех, кто лишь ради корыстных выгод, лишь внешне, на людях, показывав себя уверовавшим, но не проникся верой до глу-

7 Коран. М., 1963, с. 322—323.

8 Там же, с. 435, 154.

9 Там же, с. 15, 33.

бины души; тем грозит он карою, кто извращает слова пророка, кто не подкрепляет их своими делами.

Человек, каким он представляется в Коране, слаб, легко поддается искушениям, легко впадает в неверие, поддается козням Иблиса (дьявола),— и потому всегда и везде нуждается в твердом руководстве, в строгом исполнении всего, что требует от него Аллах через своего посланника—Мухаммеда.

Моральные предписания Корана охватывают весь круг обыденной жизни: отношения в семье, обязанности между родственниками и сородичами, круг полезных и достойных занятий, отношения с народами другой веры (христианами, иудеями, язычниками), занятия ремеслами и торговлей, запреты (например, запрет ростовщичества).

В Коране закреплено имущественное неравенство и защита интересов собственников. «Мы разделили среди них их пропитание в жизни ближней и возвысили одних степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение»10. В хадисах (рассказах о жизни Мухаммеда) подтверждается это установление: «Воистину Аллах всевышний разделил между вами ваши характеры и нравы среди вас так же как он разделил между вами достатки и доходы. Воистину Аллах всевышний дает имущество тем, кого возлюбил он, и тем, кого он не возлюбил, но не дает веры никому, кроме тех, кого он возлюбил»11. Коран защищал право частной собственности и требовал суровой кары за посягательство на нее: «Не желайте того, чем Аллах дал вам одним преимущество перед другими... Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели»...12. Насильственный захват чужого считался также тяжелым грехом: «Если кто-то насильно отнимает у другого пядь земли, в Судный день эта пядь земли превратится в семислойное кольцо и свалится на его плечи»13.

Примечательно постоянно повторяющееся в Коране предписание помощи неимущим и раздачи милостыни: «...а родителям—делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому по родству, и соседу чужому, и другу по соседству, и путнику, и тому, чем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив,— которые скупятся, и приказывают людям скупость, и скрывают то, что даровал им Аллах от Своей щедрости!»14. В подобных требованиях выразилась попытка смягчить вражду между богатыми и бедными, осуждение корысти, скупости, лицемерия богатых и принуждение их к «добровольной» милостыне.

Каноны ислама уделяют особое внимание выполнению мо-

10 Там же, с. 389—390.

11 Цит. по: Ахмедов А. Социальная доктрина ислама, с. 14.

12 Коран, с. 73, 94.

13 Цит. по: Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность, с. 147.

14 Коран, с. 74. 102

литвы. В шариате утверждается: «Если человек в течение суток пять раз будет купаться, тело его очистится от грязи, а пятикратная молитва очистит его от грехов»15. Строгое соблюдение всех правил молитвы и обязательных омовений занимает значительное место в жизни верующего мусульманина.

При 30-дневном посте запрещается прием пищи от восхода и до захода солнца. В шариате детально разработаны все случаи нарушения поста и положенные за это санкции.

Среди запретов, касавшихся пищи и напитков, особенно часто и резко подтверждался шариатом запрет пить вино. В Коране сказано лишь: «Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите...»16. Однако во многих хадисах это положение ужесточается. Так, например: «Вино является явным корнем и источником грехов, и кто выпил вино, теряет рассудок. Он не знает бога, не свободен от грехов, никого не уважает, не признает прав родных и близких, не отворачивается от явно дурных поступков. Его тело покидает дух веры и благочестия, остается в нем дух мерзости и порочности, который далек от милости бога. Его будут проклинать бог, ангелы, пророки и правоверные. 40 дней его молитва не будет принята. В день Страшного суда лицо его будет черным, язык будет висеть изо рта, слюна стекать на его грудь. От жажды поднимется вопль в его груди»17.

Причина столь суровой оценки и не менее суровых земных наказаний за пьянство в достаточно широком его распространении. Задержанный мухтасибом (надзирателем) в нетрезвом виде наказывался 80-ю ударами хлыста без снятия одежды, если же он попадался в четвертый раз, то, по шариату, он подлежал казни.

В семейно-брачных отношениях подчеркивалось главенство мужчины, но учитывались и, определенные интересы женщины—при разводе, при решении вопроса об имуществе. Однако всегда и во всем решающее слово оставалось за мужчиной:

«Ваши жены — нива для вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете, и уготовывайте для самих себя... Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины—благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них... женитесь на тех, кто приятны вам, женщинах—и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что

15 Цит. по: Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность, с. 34. 16 Коран, с. 74.

17 Цит. по: Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность, с. 125.

не будете справедливы, то—на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы»18.

Ислам санкционировал многообразные формы подчинения и унижения женщины (выдача замуж малолетних, похищение и продажа невест, затворничество, ношение чадры). Женщины не имели права выходить из дома без разрешения мужа, были обязаны выполнять все его требования. Они постоянно находились под угрозой развода, который был очень легким для мужчин, но весьма затруднен для женщин. Одним из самых греховных преступлений считалось прелюбодеяние. В Коране сказано: «И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это—мерзость и плохая дорога!.. Прелюбодея и прелюбодейку — побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним в религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в последний день. И пусть присутствует при их наказании группа верующих. Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а прелюбодейка—на ней женится только прелюбодей или многобожник. И запрещено это для верующих»19.

Дети находились в полной зависимости от отца. Правда, шариат, опираясь на Коран, устанавливал, что после смерти отца они должны были получить свою долю наследства (весьма точно определяемую в зависимости от состава семьи и имущественной обеспеченности). По шариату, сын, убивший отца, предавался казни, тогда как отец, убивший сына, освобождался от наказания. Наказание женщин, как и наказание сыновей, отличались крайней жестокостью. В подобных мерах наиболее ярко выступала защита интересов собственника, поскольку и жены и дети находились в полном владении главы семьи. Произвол собственника поддерживался традицией и был возведен в силу закона.

Суровы предписания Корана, касающиеся похоронного обряда. Ислам закреплял идею о том, что душа вечна и, покидая тело, она стремится к богу. Помочь душе обрести благоприятный путь должен был похоронный обряд. Безропотное, исключавшее явные проявления скорби отношение к смерти определялось волей Аллаха: «Он—тот, который сотворил вас из праха, потом из капли, потом из сгустка, потом вывел вас младенцем, потом—чтобы вы достигли крепости, потом—чтобы вы были стариками. Среди вас есть тот, кто упокоивается раньше, и чтобы вы достигли названного предела — может быть, вы уразумеете! Он—тот, который оживляет и умерщвляет, а когда решит какое-нибудь дело, то только скажет ему: «Будь!» — и оно бывает»20.

18 Коран, с. 39, 73—74, 69.

19 Там же, с. 223, 276—277.

20Там же, с. 376—377.

Самый тяжкий грех—отречение от «истинной веры». В Коране отступник предавался вечному проклятию, и, хотя в отношении многих грехов подчеркивалось, что Аллах милостив и милосерден к покаявшимся, отступничество не прощалось Аллахом. В шариате обвинение в ереси, равно как и отказ от религии и религиозных обрядов, рассматривались как тягчайшие преступления, зачастую каравшиеся смертью.

Высшая добродетель—покорность воле Аллаха, готовность на самопожертвование во имя истинной веры. В Коране провозглашается джахид— священная война с неверными. Доброта и снисходительность к правоверным и непримиримость в преследовании неверных—одна из существенных особенностей Корана. «Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду... Сражайтесь же с друзьями сатаны; ведь козни сатаны слабы!.. Сражайся же на пути Аллаха! Вменяется это только самому тебе, и побуждай верующих... А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то—удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы. Либо милость потом, либо выкуп, пока война не сложит своих нош... А у тех, которые убиты на пути Аллаха,— никогда Он не собьет с пути их деяний: Он поведет их и сохранит в порядке их состояние и введет их в рай, который Он дал им узнать»21.

Блага рая описаны в Коране с мельчайшими подробностями как полное удовлетворение чувственных вожделений. «Поистине, богобоязненные — в месте надежном, среди садов и источников, облекаются они в атлас и парчу, друг против друга... там — реки из воды не портящейся и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих, и реки из меду очищенного... Обходят их мальчики вечно юные, с чашами, сосудами и кубками из текучего источника—от него не страдают головной болью и ослаблением,—и плодами из тех, что они выберут, и мясом птиц из тех, что пожелают... И сопрягли мы их с черноглазыми, большеокими... Не вкусят они там смерти, кроме первой смерти, избавил Он их от наказаний геены по милости от Господа твоего. Это—великая награда!»22

Кары и награды, столь щедро обещаемые в Коране, предполагают свободу человека в выборе поступка, т. е. свободу воли. Но ни Коран, ни хадисы не давали однозначного решения этой проблемы. Во многих сурах Корана осуждается тот или иной поступок и вменяется в вину человеку: «Вы сами не почитаете сироту, не поощряете покормить бедняка, пожираете наследство едой настойчивой, любите богатство любовью упорной... и при-

21 Там же, с. 78—79, 403.

22 Там же, с. 396, 404, 430.

ведут тогда геенну — в тот день вспомнит человек, но к чему ему воспоминание?»23.

В отношении к поступкам людей с наибольшей рельефностью обнаруживается антропоморфность Аллаха, каким он представлен в Коране. Его действия подобны действиям капризного тирана. Вместо того чтобы предупредить дурной поступок (при безграничности всеведения и всемогущества Аллаха, казалось бы, нет ничего проще), он не препятствует проступку и преступлению, а вслед за тем обрушивает на грешника свой «праведный гнев». Более того, Аллах похваляется тем, что он хитрее пытающихся обмануть его ложным религиозным рвением: «А когда Мы дали вкусить людям милость после зла, которое коснулось их, вот,—у них ухищрение против Наших знамений. Скажи: «Аллах быстрее хитростью»,—ведь Наши посланники записывают ваши хитрости... Где бы вы ни были, захватит вас смерть, если бы вы были даже в воздвигнутых башнях... А когда постигнет их дурное, они говорят: «Это—от тебя». Скажи: «Все — от Аллаха». Почему же эти люди никак не могут понять рассказа? Что постигло тебя из хорошего, то—от Аллаха, а что постигло из дурного, то — от самого себя»24. Смысл в том, что счастье и несчастье, добро и зло — от Аллаха, но несчастье и зло—это наказание от Аллаха за грехи самих людей.

Возможность противоречивых толкований, недоговоренность, взаимоисключающие положения, которых немало в Коране, уже в конце VII—начале VIII в. вызвали столкновение различных точек зрения. Поскольку Коран считался божественным откровением, то апелляция к нему служила идеологическим подкреплением проведения политического курса. Определенная интерпретация слов пророка давала опору для движений, оппозиционных властям.

На основе социально-политических и религиозных противоречий произошло отделение от ортодоксального ислама шиитов25. Поскольку они признавали священное откровение Корана, но отрицали предание (Сунну), то за сторонниками ортодоксии сохранилось название суннитов. Как шииты, так и сунниты, до настоящего времени представляют собой две основных ветви ислама.

В суннизме и шиизме возникали и противоборствовали различные секты и учения26. На страже чистоты и буквального толкования Корана стояли суннитские богословы. В VIII—Х вв. их учение получило название калам («слово»), а сами богословы-ортодоксы назывались мутакаллимами. Суть позиции крайних ортодоксов выражена в коротком изречении Малика иОн.

23 Там же, с. 487.

24 Там же, с. 165, 78.

25 От слова «шиа» — «группировка».

26 Подробнее о сектах и направлениях в исламе см.: Крывелев И. А. История религий, т. 2, с. 190—196, 208—235.

Анаса (713—795) видного мусульманского правоведа: «Знание трояко: ясная книга Аллаха, Сунна и «Не ведаю»«27. Официальной позиции в богословии противостояла точка зрения батыни-тов («ищущих скрытый смысл» в Коране). Взгляды батынитов по-разному проявились в двух наиболее влиятельных оппозиционных направлениях— мутазилитов 28, и суфиев29.

Одним из первых мутазилитов был Васыл Ибн Ата (700— 749).Он отрицал существование атрибутов божества («сто» или «тысячу» прекрасных имен Аллаха), исходя из последовательного монизма и неприятия любых антропоморфных характеристик Аллаха. Все, что возможно сказать о боге, заключается в одной фразе: «Он существует». Никаких доступных человеку определений бог не имеет. Ибн Ата отрицал и такой атрибут, как язык, следствием чего было как суждение о сотворенности Корана (вместо утверждения вечного его существования), так и суждение о том, что в Коране говорится лишь о прошлом, но нет и не может быть предвидения будущего. Васыл Ибн Ата отрицал предопределение, настаивал на справедливости Аллаха и допускал свободу воли человека. Лишь внешние события и обстоятельства имеют источник в воле бога; действия человека — продукт его собственной воли.

Еще более радикальной была точка зрения на свободу воли ан-Наззама из Басры (ум. в 845 г.), прозванного за полемическое мастерство «шайтаном мутазилитов». Развивая учение о справедливости Аллаха, ан-Наззам утверждал, что бог1 не может сотворить зла. Человек в полной мере свободен в выборе поступков, и именно поэтому после смерти ему воздается в строгой соразмерности совершенных им дурных и благих деяний. Объявляя человека свободным, ан-Наззам ограничивал свободу бога. Он сравнивал приговор бога с движением стрелки весов под воздействием груза.

Если мутазилиты для укрепления веры считали необходимым обратиться к разуму, то суфии обращались к чувству. То обстоятельство, что мутазилиты, особенно наиболее радикальные из них, резко критиковали религиозную ортодоксию с рационалистических позиций, а знаменитые проповедники суфизма противопоставляли сухой догме суннитов внутреннее, глубоко искреннее, доведенное до крайних форм мистического экстаза чувство любви к богу и идею личного нравственного самоусовершенствования, по сути дела означало лишь стремле-вие к усилению и укреплению веры в Аллаха. В первом случае—доводами разума, во втором—опираясь на самые глубокие человеческие чувства. Роль этих направлений противоречи-

27 Цит по: Сагадеев А. В. Ибн Рушд. М., 1973, с. 30—31.

28 От слова «отдаление», обычно переводят как «отошедшие, отделившиеся».

29 От слова «суфа» — «грубый плащ из овечьей шерсти».

ва: субъективное стремление виднейших представителей мутазилитов к укреплению веры с помощью разума, с одной стороны, привело к укреплению умозрительной мусульманской теологии (калама), с другой—послужило развитию критического мышления, свободомыслия и философии. Проповедь суфизма давала толчок к мощному взлету поэзии, в том числе и той, что использовала традицию суфийского символизма и иносказания, для выражения вольнодумных идей и осуждения религии.

Обсуждение проблем свободы воли, нравственного совершенствования человека, путей борьбы со злом, подразумевая под ним прежде всего зло угнетения, зло деспотизма и тирании, подводило великих мыслителей в арабоязычных странах к выводам, которые далеко опережали свою эпоху.

§ 2. Этические взгляды мыслителей арабоязычного Востока (IX—XI вв.)

Первым из мыслителей, сознательно отделившим философию от вероучения, был Абу Юсуф Якуб ибн Исхак ал-Кинди (800 — ок. 879). «Из человеческих искусств,— писал ал-Кинди,— самым возвышенным и благородным является искусство философии, каковое определяется как познание истинной природы вещей в меру человеческой способности»30.

Опираясь на переводы трудов Аристотеля, ал-Кинди наметил систему научного знания. Ее начало — естественные науки (особое внимание—математике и астрономии) и наука о доказательстве (логика). В «Трактате о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии» ал-Кинди дал краткую характеристику этических и политических учений Стагирита: «Что касается цели, преследуемой им в его нравственно-гражданских книгах, то в первой из них, обращенной к его сыну Никомаху и называемой именем последнего «никомахова этика», она заключается в рассмотрении нравственных качеств души и в разъяснении того, как душа должна руководствоваться добродетельными нравственными началами и избегать порока. Управление это он делит здесь на несколько видов, а именно: на управление душой индивида, на частное управление и гражданское управление, говоря при этом подробно о связанных с каждым из них нравственных качествах и страстях. В этой книге он объясняет также, что счастье всегда является добродетелью—добродетелью в душе, в теле и во всем, что имеет источником душу или тело. Что касается цели, преследуемой им во второй из этих его книг, называемой «Поли-

30 Цит. по: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX—XIV вв. М., 1961, с. 57.

тика», т. е. «О городе»..., то здесь он больше ведет разговор о гражданском управлении»...31.

В области этики даже простая постановка задач оказалась покушением на проблемы, традиционно решаемые фикхом (правоведением) и каламом (богословием) на основе Корана. Светский, рационалистический подход отличал и описание нравов. У ал-Кинди нет апелляции к воле Аллаха, нет и обращения к сверхъестественным силам. В характеристике темперамента, нравов, облика людей, при всей фантастичности и прямолинейности связей естественных причин (влияния небесных тел на нравы), он оставался рационалистом. Ссылаясь на учения Гиппократа и Аристотеля, ал-Кинди писал: «Известно, что действия души зависят от смесей тел, а разнообразие смесей обусловливается, как мы уже говорили, различиями в небесных телах, местом, движением, временем и количеством.

Мы видим, что в странах, расположенных под небесным экватором, из-за сильного зноя, вызываемого тем, что Солнце там дважды в году появляется в зените, двигаясь над головой в большей части полосы экватора, оно делает тамошних жителей черными, подобными чему-то обожженному огнем; волосы их оно делает курчавыми и короткими—такими, как это бывает с волосами, когда они опаляются огнем, если находятся близко к пламени; внизу, т. е. в нижних частях тела, оно делает их тонкими, носы приплюснутыми, глаза крупными и выпуклыми, губы толстыми, рост высоким, дабы отвлечь влагу от нижних частей к верхним. Эти люди очень вспыльчивы и злы — из-за того, что подвергаются действию чрезмерного зноя и сухости; облик их меняется как только ими овладеет гнев или страсть.

У обитателей же местностей, прилегающих к северному полюсу, из-за сильного холода, господствующего в этих странах, мы наблюдаем обратное: так, глаза, губы и носы у них мелкие, цвет кожи — белый, волосы — прямые, нижние части тела у них тучные вследствие того, что они находятся во власти холода и влаги, в сердцах у них холод, и потому они бывают серьезными, суровыми, терпеливыми и бесстрастными. По этой причине среди них много целомудренных, уравновешенных и умеренных людей. Благодаря умеренности своих темпераментов они отличаются пытливостью, умозрительностью, а также уравновешенностью нравов...

Таким образом, нравы бывают разными в зависимости от того, близко ли находятся от нас небесные тела, или далеко, вздымаются ли они, или опускаются, быстро ли они движутся, или медленно, сходятся ли они, или расходятся,— а также в зависимости от того, каким бывает наш темперамент после того, как породилось семя и утвердилось во чреве»32.

31 Там же, с. 55—56.

32 Цит. там же, с. 123.

Разумеется, ал-Кинди постоянно подчеркивал могущество Аллаха и непостижимость для человека творческих способностей Аллаха, его всеведения и непосредственности божественного откровения.

Однако «первый философ арабов», как называли ал-Кинди современники и последователи, ссылался на Аллаха чаще всего в случаях, когда не мог дать рационального объяснения. Он оставлял философии то, что было доступно знанию (в его понимании), а сферу непознанного «уступал» пророкам и Аллаху.

В трудах ал-Кинди божественное откровение было провозглашено вершиной философии, Аллах—первой действующей энтелехиальной причиной. С одной стороны, философия оказывалась подчиненной богословию, но с другой — подчеркивалась ценность философского знания.

Даже столь осторожная защита философии была далеко не безопасной в середине IX в. При халифе Мутаваккиле (847— 861) было осуждено как еретическое учение мутазилитов. Усилилось преследование зендиков (еретиков, безбожников). Их могли казнить без суда по любому поводу. Труды «отступников» (ан-Наззама, ал-Кинди) сжигались на площадях. В условиях постоянных гонений, требований публичных отказов от философских взглядов, расходящихся с религиозной ортодоксией, в Басре, соперничающей с Багдадом в торговле, ремеслах и развитии науки, возникла строго законспирированная религиозно-философская организация — «Братья чистоты». «Послания» братьев были анонимны, их деятельность протекала в условиях сохранения тайны. Многие запрещенные секты, подобные хариджитам, карматам, исмаилитам, создавали тайные организации. Но в отличие от религиозных сект, «Братья чистоты» преследовали прежде всего просветительские цели. 52 трактата, написанных ими, стали энциклопедией естественных и философских наук своей эпохи (X в.). Среди активных деятелей организации были выдающиеся ученые, а духовным вождем «Братьев...» считался Зейд бин-Рифаа33.

Отличительная черта посланий — полная веротерпимость. Они призывали к объединению всех религиозных учений, причем основанием объединения и критерием для очищения религии от заблуждений должны были служить научные и философские знания.

«Братья чистоты» использовали идеи неоплатоников и учение Аристотеля о причинности для того, чтобы различить предметы деятельности божественных и природных сил. Согласно их учению, предметом божественной деятельности является всеобщая душа, предметом деятельности божественной души — природа, предметом деятельности природы—весь материальный

33 См. об этом: Бертельс Е. Э. Избр. труды: Суфизм и суфийская литература. М., 1965, с. 26—27.

мир, а предметом познавательной и трудовой деятельности людей — результаты ремесла и научного знания. Поэтому в разделах посланий, где речь идет о трудовой деятельности, о социальных условиях, разделении труда, о богатых и бедных, человеческих потребностях и взаимосвязи людей, авторы «Посланий» описывают «типические обстоятельства и социальные типы» арабского халифата. Переход от земных дел и целей к целям более возвышенным представляет собой «встречное движение». Смысл этого движения—в нравственном совершенствовании души, в подготовке ее к вознесению в небесное царство. Связь земных дел и целей «Братьями чистоты» не противопоставлялась более возвышенным целям. Осуществление первых подводит ко вторым. Поэтому в их «Посланиях» нет прославления аскетизма, ухода от жизни, столь типичного для суфиев:

«Знай, что цель существования большинства тех, кто трудится,—устранить бедность. А страх богатых перед бедностью побуждает их прилагать усилия в овладении ремеслами и упорствовать в занятии ими и в торговле. Но общая цель ремесел — это создание потребных вещей и доведение их до тех, кто в них нуждается. Цель всего этого состоит также в том, чтобы наслаждаться благами до известного времени. А цель наслаждения благами до известного времени состоит в совершенствовании души познанием истины, прекрасными свойствами, верными взглядами и чистыми делами. Цель же совершенствования души состоит в том, чтобы сделать возможным для нее восхождение к небесному царству»34.

В наиболее концентрированном виде этические и социально-политические взгляды «Братьев чистоты» изложены в «Науке управления». В ней рассматриваются взаимоотношения в обществе и проблемы воспитания. «...Наука об управлении... имеет пять разновидностей. Первая из них—управление пророческое, вторая—управление царское, третья—управление сообществами людей, четвертая—управление частное, пятая—управление личное.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 632 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...