Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что значат эти «измы»?



Пора подвести итоги: Можно было бы продолжить этот ряд мнимых гонимых «измов», но их тенденция уже достаточно определилась. Можно было бы назвать один из них, который, до некоторой степени, является ключом ко всем. Это «гуманизм». Но говорить о нем раньше, значило бы преждевременно раскрыть секрет. Это уместно сделать в заключение.

Мы видели, что многие из «измов» — вернее «анти-измов» — родились как законная реакция на некоторые культурные искривления прошлого века. Психологизмом действительно грешили в философии, иногда и в искусстве XIX в. С грехом пополам то же можно утверждать и о рационализме. Эмоциональность, или гипертрофия эстетической чувствительности, составляла в своих крайностях порок декадентского искусства, которое само было реакцией на XIX в. Но уже сентиментальность, в этическом смысле, я никак не могу признать пороком ни XIX, ни какого бы то ни было века. Правда то, что XIX в. остается величайшим достижением практического христианства в смысле культуры сострадания. Но и этот век перед судом христианской совести может быть назван жестоким (Блок назвал его «железным»): он знал и смертную казнь, и войну, и революции — последние (особенно в контрреволюционных репрессиях), достаточно обагренные кровью. Только современная дьявольская ненасытность может упрекнуть его в мягкосердечии.

Но как бы ни были законны эти реакции нашего времени, они давно бьют дальше своей прямой цели. Теперь они направлены не на удаление вредных наростов и опухолей человеческой природы, а на разрушение самой ее жизненной ткани. На то, без чего человек перестает быть человеком. Под видом психологизма и остальных «измов» борьба ведется с его душой, с его разумом, с его сердцем и нравственной совестью. Вот почему чаще других имен получает имя «гуманизма», где «изм», как и в других случаях, лишь прикрывает объект борьбы: настоящий враг это humanum, home сам человек.

Сам человек становится предметом отрицания, унижения, подавления в передовых явлениях современной культуры. Он подавляется во имя мира идеального (кантианство) и мира социального (марксизм фашизм), ради духа и ради материи, во имя Бога и во имя зверя. При всей скользкости этого положительного «во имя», которое требует уничтожения человека, оно приоткроется нам в своей сущности, обратить внимание на то, какие стороны человека остаются безопасными от ударов «эпохи». Свободно и окружено почетом тело освобождается, хотя и в очень ограниченной сфере, и дух; гибнет только душа. Но это «только»! Телесный человек живет звериной жизнью, духовный — ангельской. Лишь душевный остается человеком. Таким образом зверь и ангел (или демон?) растерзают человека. Последние столетия, действительно, угасили дух в человеке и обессилили, если не растлили, его тело. Следовало бы приветствовать возрождение и духа и тела, если бы они расширяли в обе стороны содержание душевности вместо того, чтобы поглощать ее. Культура тела в современном спорте есть, конечно, положительное явление Возрождение «духовной жизни» в аскетически-мистических формах религиозности есть огромное завоевание. В искусстве появление как физиологических, так и духовных тем могло бы обозначать необъятную экспансию его содержания. И вместо этого — ни человека, ни искусства!

Духовность, оторванная от разума и чувств, бессильна найти критерий святости; смотря на многих современных «духоновцев», трудно решить: от Бога ли они или от дьявола? Внеэтическая духовность и есть самая страшная форма демонизма.

Современный атлет свободен от многих искушений плоти; молодежь нашего времени гораздо менее чувственна, как и менее чувствительна, чем ее отцы. Но мускульная жизнь приобретает нелепо самодавлеющий характер. Ее сдерживает лишь одна, психологическая сила — воля.

В воле мы и находим настоящий ключ к смыслу нашей эпохи. Воля есть единственная сила души, которая не подверглась отрицанию, ибо она как-то менее всего выражает душевность. Воля, с одной стороны, духовное, с другой — телесное напряжение. В ней сходятся верх и низ человеческой природы и заключают свой военный союз против центральной державы — души. Воля есть тот изменник в составе души, который открывает дверь ее врагам и за это получает пощаду. И не только пощаду: диктаторское водительство над всем тем, что остается от распадающегося человека. Ясно, что при таком распаде, при утрате органических связей, единство жизни — или ее видимость — могут быть спасены только диктатурой: внешней механической силой воли.

Замечательно, что в списке гонимых «измов» мы не находим волюнтаризма. И, однако, было бы не трудно показать, что эта ересь может быть столь же разрушительной, как и другие: и для искусства, и для религиозной, мистической жизни. Не находим этого «измa» потому, что он есть имя диктатора. В стране Сталина нельзя ругаться сталинизмом.

Дух, воля, тело — вот полная схема нового человека, мускульно-физическая ее проекция. Такое существо обладает огромной действенной силой. Но так как оно лишено и разума, и сердца, то не может направить эту силу ко благу. Его сила приобретает стихийный, т.е. разрушительный характер. Чем больше энергии накопляется в обезвоженном мире, тем скорее он идет к катастрофе.

Я не хочу сказать, что эта катастрофа неотвратима. Жизнь состоит в борьбе противоположностей. Культура исчерпывает до дна данное содержание, чтобы начать новое — может показаться — обратное движение. Может быть, и теперь уже в земле прозябает зерно нового христианского гуманизма. Человек еще не умер. За человека идет борьба. Нам не надо знать ее исхода, но каждый должен определить в ней свое место, свой стан. И, выбравши его, воздерживаться, по крайней мере, от предательства. В своей статье я преследую крайне нескромную цель: предостеречь от самого обычного предательства словом. Я обращаюсь не к врагам, а к друзьям распинаемого человека с «конкретным предложением»: воздержаться от употребления тех «измов», которые выкованы для убийства человека. По крайней мере, ограничить их употребление строгими пределами, где оно оправдано с точки зрения христианского гуманизма. Будем помнить, что всякий раз, когда мы, по слабости или по привычке, поддаемся духу времени и роняем одно из ходячих антигуманистических словечек, мы присоединяем свои заушения и плевки к надругательствам солдат над приговоренным к казни Человеком.


[a] Печатается по кн.: Антонович М.А. Избранные фило­софские сочинения. М., 1945.

[b] Глава из работы «Смысл творчества. Опыт оправдания человека». Печатается по кн.: Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

[c] С помощью этих терминов Бердяев выражает одно из основных положений своей концепции моноплюрализма: познание имманентно бытию (эндокосмос), но бытие трансцендентно познанию (экзокосмос).

[d] «Ни одна религия, кроме христианства, не осознала, что человек есть творение нысочайшее и в то же время наиболее ничтожное».

[e] «Взирай, человек, как в одном лице твоем смешано земное и небесное, и носишь ты в себе как земной, так и небесный образ: и затем претерпеваешь ты жестокую муку и несешь на себе уже адов образ, который прорастает в Божественном гневе из муки вечности».

[f] Именем Гермес Триждывеличайший (греч.— Трисмегист) надписан корпус религиозно-философских, астролого-алхимических и оккультно-магических сочинений на греческом, латинском, коптском и древнеармянском языках, созданных в период с III в. до н. э. по III в. н. э. В этих сочинениях были выражены идеи одного из эзотерических течений эллинистической эпохи — герметизма.

[g] Перевод отрывков из Беме специально сделан для моей книги. «Прим. автора.— Ред.»

[h] Окраска

[i] «Тогда Люцифер бежал из покоя своей иерархии в вечное беспокойство».

[j] Откр. 12,1.

[k] «Я сам должен быть солнцем, я должен изукрасить моими лучами бесцветное море всего божественного».

[l] «Лишь в Христе Бог существует как личность».

[m] Государство будущего.

[n] Орфография оригинала.

[o] Печатается по кн.: Вопросы философии и психологии. 1912. Кн. 112.

[p] Печатается по кн.: Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2

[q] Говоря о вечности каждой человеческой особи в указанном смысле, мы по существу дела не утверждаем здесь чего-либо совершенно нового, тем более противоречащего признанным религиозным положениям. Христианские богословы и философы, рассуждавшие о происхождении мира, всегда различали между конечным явлением мира в пространстве и времени и вечным существованием идеи мира в Божественной мысли, т. е. Логосе, причем должно помнить, что в Боге как вечной реальности идея мира не может быть представляема как нечто отвлеченное, а необходимо представляется как вечно реальное.

[r] Печатается по кн.: Розанов В.В. Несовместимые контрасты бытия. М., 1990.

[s] Печатается по кн.: Вопросы философии и психологии. 1891. № 2.

[t] Статья печатается по кн.: Федотов Г.П. Новый град. Нью-Йорк, 1952.

[u] Имеется в виду эпизод из скандинавской мифологии, где злой бог Локи предпринимает козни против светлого бога Бальдура, пользуясь единственной опасной для него маленькой веткой омелы.

[v] Псюхэ (греч.) — душа.

[w] Евразийцы — группа русских эмигрантов 20-х годов, в качестве отклика Октябрьскую революцию возродивших — в русле славянофильства Н. Данилевского — идеологию российского изоляционизма, вражды к Европе и католицизму, отказа общечеловеческих Культурных и духовных начал. Более корректным для этой группы бы именование «азийцы».

[x] Три евангелиста — Матфей, Марк и Лука, давшие параллельное повествование } жизни Иисуса Христа.

[y] Георгий Адамович (1894 — 1972), русский поэт и литературный критик, Представитель первой волны эмиграции, проживавший с 1923 г. во Франции.

[z] По преимуществу (франц.)

[aa] Драма Оскара Уайльда (впервые опубликованная на французском языке «Salome», 1893).

[bb] BnnetiereF., французский литературный критик (1849— 1906).

[cc] Анри Бергсон ум. в 1941 г.; Лев Шестов — в 1938 г.

[dd] Имеется в виду кратковременный эпизод из ранних отношений М. Хайдеггера с национал-социалистическим режимом.

[ee] Псевдоним В.В. Набокова.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 214 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...