Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Если алкоголик искренне ищет помощи пастора, первый большой шаг к излечению уже сделан. Если сигналы поступают из обес-
поко "^)й семьи, пастор имеет право поговорить с больным ради
благополушя его родственников, однако делать это надо с сочувствием и доверием к самому больному, ибо ничего нельзя добиться чтениам наставлений или неприязненным отношением. Быть может, придется посоветовать семье, чтобы она прекратила защищать больного или даже удерживать его: предоставление ему полной свободы поможет скорее осознать себя, что очень важно ддя его освобождения. В качестве тактического шага пастор может допустить даже временное расстояние мужа с женой, чтобы тем самым стало ясно, насколько плачевна сложившаяся ситуация. Однако делать вто юадо о большой осторожностью и учетом возможных поомдотвий^ а также при налитии доверия к здоровому партнеру. Конечно, если прежде алкоголик состоял в церковной общине, дело упрощается.
Физические последствия алкоголизма, сказавшиеся на организме больного, требуют непосредственной консультации доверенных специадистов-медиков, которым могут назначить больничное лечение или прием лекарств, отрицательно влияицнх на спиртное. Желание подучить такую консультацию является проверкой на серьезность намерений и на перспективу успеха. В то же время важно, чтобы больной не соображал, что вся его проблема сводится к недугу, лечение t серого возможно за ояет одних только декарств Он должен ясно о знать, что его проблема, его первейший враг -это алкоголь, и i лько он может противостоять его влиянию;
алкоголику невозм.жно помочь, если он сам не проявляет инициативу и не содейст <ует своему освобождению любой ценой. Поэтому пастор будет отрезвиться скорее подвести больного к вопросам ре-лигиоэной вары: в конце концов только обновление его совести и нравственной силы смогут спасти его. Определенными шагами в
' '.XMtftMtt.! '; _%. ^^
этом ю^Мймт дмжю отю^ я яюям убежденность в тои^^что
зависимость от алкоголя порочна, и что потворство этой раэруши
тельной привычке является своевольным безрассудством, равнозначным греху. Если такая убежденность отсутствует, освобождение религиозными средствами маловероятно: человек не может исповедоваться перед Богом, просить прощения я благодати для одержания победы, если он считает, что все это не столь серьезно и греховно, как кажется другим.
Если больной отвергает религиозное убеждение, исповедь пред Богом я не желает через веру и общение предаться спасительной силе Божьей, тогда пастор в своем стремлении помочь должен опираться на общечеловеческие нравственные ценности. Оставить больного только потому, что он не симпатизирует религии, значит поступить не по-христиански, хотя, конечно,задача безмерно усложняется, если он отрицает единственно реальную помощь. Благоразумные и тактичные доводы относительно } того, сколь вреден алкоголь для него самого и его семьи, этические аргументы насчет нравственного долга по отношению к себе и другим, сопряженные с твердым осознанием того, что он нуждается в посторонней помощи, - все это явится некоторым первичным движением в направлении духовного обновления. Аяко-.J голяк должен твердо уяснить, что алкоголь не для него: ни при каких обстоятельствах, независимо от времени я ни капли. Он должен усвоить, что каждый акт сопротивления искушению является более твердым шагом к исцелению, а любое послабление может привести его к еще худшим бедам, усугубляэмым реакцией на временное воздержание.
В любом случае необходимо представить на свет совести всю историю падения пациента, оправдательные моменты, скрытые мотивы, располагавшие к этому причины и тщетные попытки воздержания (причем сделать это надо сочувственно, но довольно прямо),
чтобы пациент смог ясно увидеть себя самого, а также для того,
W
чтобы пастор смог яснее осознать обстоятельства, способствовавшие этой трагедий. Не имеет смысла концентрировать все внимание на достижении конечного результата, если по-прежнему сохраняется предрасположенность^этому несчастию, а также напряжение, тревога или страх. Оказываемая помощь может увести пастора и его пациента эа рамки изначальной проблемы:речь может пойм о создании новых отношений среди родственников, о смене работы или окружения, причем ничто не следует рассматривать как слишком радикальный шаг для решения данной проблемы. Кроме того,в любом случае может возниквуть потребность изменении жизненного уклада. Периоды наиболее сдльных искушений необжодимо заполнить другими интересами и друзьями; бесполезные знакомства надо заменись на те, которые дают моральную поддержку; необходимо найти занятия, вытесняющие дела, связанные с мыслью о выпивке; любая эмоциональная, интеллектуальная или бытовая связь с ажкоголем должна быть прервана.Любая группа людей, относящаяся о пониманием к происходящему, могла бы способствовать J;оцесоу исправления, однако живое церковное братство могло быть идеальным социальным окружением, в котором пациент вместе с дружбой смог бы обрести пример и подтверждение сверхъестественной силы евангелия, увидеть со стороны окруь.аощ доверительное ожидание перемен,которые должны в нем проиэо и (что само по себе явилось бы властной побудительной причиной к таковым переменам), а также сочувственное понимание его покаяния и сожаления. Если внутри общины он найдет ког. го, кто прошел его путь, для него это будет истинным благословением; кроме того,пастор может познакомить его с кь.-^-нибу^ иэ другой общины, у кого сходная судьба. В любом случае кажд^ должен по мере возможности при
нимать участие в дело реабилитации пациента: можно вю^ра^ человека или двух и возложить на них му обязанность, рассматривая ее как совершенно сознательный акт служения Христу.
"Общество анонимных алкоголиков" представляет собой синтезирующий вариант той же групповой терапии. Их программа (знаменитые "Двенадцать ступеней") включая в себя признание собственной беспомощности, бесстрашное исследование себя как такового, исповедь, веру в Бога и преданность Ему "как мы Его понимаем", молитву, возмещение вреда, причиненного другим, размышление над тем, какова воля Б<жия и как ее выполнять, а также воэ-вещение этой вестя другим алкоголикам. Кроме того,программа общества преду сматр1яает регулярное общение, социальную активность, взаимную поддержку, специальное лечение и обсуждение результатов. Даже ддя тех, кому помогло участие в жизни христианской общины, такая программа дает дополнительную поддержку в опасные минуты досуга.
Забота пастора распространяется не только на пациента, но я на иго семью, которая могла бы содействовать решению проблемы и которая, несомненно, разделит боль сложившейся ситуации;
забота о родственниках представляет собой составную часть всего пасторского служения и в то же время является существенным фактором, усиливающим вору и решимость пациента. Помочь мужу или жене понять всю проблему в целом, заручиться поддержкой и надеждой на выздоровление-значит создать серьезные основания ' для успеха; многое в реорганизации жизненного уклада будет требовать соучастия родственников. Нередко пастор может облегчить некоторые домашние проблемы, спровоцированные алкоголизмом, а также он может столкнуться с необходимостью принимать меры по защите семьи пациента. Если попытки восстановления
терпят неудачу, если дело затягивается, пастор во многом может помочь жене или мужу устроить их личную жизнь, не впадая в полное отчаяние из-за несдержанности партнера.
Таким образом.пасторское служение в деле излечения от алкоголизма включает в себя советы и помощь в сфере супружеских отношений, основ евангелия и пасторского попечительства, необходимые всем, кто так или иначе связан с пациентом, поскольку каждый нуждается в помощи по-своему. Для семьи в целом нравственная поддержка, симпатия и дружба, оказываемые пастором и его общиной, представляют собой существенную помощь в деле поддержания единства семьи и сохранения достоинства и надежды. Широк круг тех усилий, которые требуются для спасения алкоголика, однако цель, будучи достигнутой, превышает все награды за труд, молитву и терпение, которые были необходимы.
Азартные игры
Как и по отношению ко многим другим проблемам, по отношению к азартным играм пастор должен решить, до какой степени и по каким причинам он считает их нехристианским^ занятием. Ляже та^кто считает, что небольшое возбуждение, получаемое от случайной "пар
тии", вполне допустимо, должен признать, что неуправляемой стремление к игре представ,шет собой психическое расстройство, духовную трагедию и неизбывное зло. У некоторых людей (как мужчин, так и женщин) обнаруживается особая склонность опьяняться азартными увлечениями. Эт& слабость развивается в манию, или "помешательство", представляющее собой патологическое состояние, при котором игра превращается в настоятельную необходимость. Пока еще не было предложен^ t^Kaunx доказательств того, что в основе
этой тяги лежат какие-то физические или биохимические причины, и тем не менее некоторые врачи, служащие тюрем и работники ооц-обеспечения в один голос заявляют, что стремление играть может достигать степени умственной одержимости. Всякий контроль и какое-либо предвидение утрачивается: игрок продолжает играть и тогда, когда наверняка знает, что у него больше нет денег, что удача изменила ему и что выбраться из ситуации нет никакой надежды. Он не может остановиться и живет в надежде, что однажды наконец сорвет куш, и ради этой цели занимает деньги у знакомых, ворует, делает растраты, разоряет дом и семью. О том, до какой степени отчаяния можно дойти, свидетельствует сообщение одного почетного психиатра, работавшего в "Обществе анонимных игроков". По его словам, каждый пятый член этого общества хотя бы однажды покушался на самоубийство.
Когда игра приобретает характер неуправляемой страсти, вполне возможно, что к пастору обратятся те, кто не безразличен к этому падению. В данной ситуации подходит многое из того, что было сказано применительно к лечению алкоголизма:разнообразие подходов; возможность обретения религиозного опыта, благодаря которому человек мог бы сразу освободиться от вагуб-ной привычки, если осознается ее греховность; необходимость обращения к другим аргументам, если христианские предпосылки не принимаются (хотя эффект этих аргументов гораздо слабое);
потребность в ободряющем совете. В неразберихе, связанной с ' этой проблемой, порой трудно дocтич^ ясной убежденности р том, что азартная игра по сути своей порочна. Пастор не должен каждого игрока считать нечестным, жадным, страдающим психическим расстройством или готовым покончить с собой. И тем не менее,
КОГО ОНа npeb^Jt^At.^^t^i) ^J.-^i.^^-.....^.*.^^... ''.'^"^'"'^ " ''. j.
ся любому принудительному влечению или "простой привычке", которая отнимает у христианина его время, средства и поглощает его интересы, значит не признавать верховную власть Христа;
Кроме того, поскольку игра позволяет нажиться за счет разорения других, речь идет о недостатке любви к ближнему, о "краже с согласия того, у кого крадут", что само па себе напоминает выманивание карманных денег у ребенка взамен на мусор. Если же игре! [(ви т алчность, то в таком случае она есть ничто иное, как выь.ше приговора себе самому. Надеясь на удачу, счастливей случай, "фортуну", игрок своим поведением противоречит вере врожественное провидение и водительство, ориентируясь на которые и должен жить христианин. Подавать ^уной пример тем, кто духовно незрел и неспособен к сопротивлению, давать активную финансовую поддержку тем, кто живет за счет первых, иачит пренебрегать заботой о слабом. Сюда же можно причислять и социально-экономический аргумент: бессмысленная циркуляция общественного богатства безотносительно к производственной сфере, заслугам или общественному благу должна претить каждому христианину, хоть сколько ниб^дь знающему о не-равенстие и нищет. Сьязь азартных игр с преступлениями, бедностью и отчаяни должна служить дополнительным основанием для того, чтобы х^стиане вообще избегали их. Все сказанное можно резюмировать в одном сформулированном для себя вопросе:
Стал бы Иисус дел ^ это?
Если эти арг^ -енты не убеждают, пастору остается только воззвать к самосохранению погибающего человека, которй смог получить какие-то свои опыты и может видеть красноречивые
свидетельства того, что произошло с другими. Конечно, разумные доводы но много зиачат ддя человека, привыкшего полагаться на случай; перспектива окончательного крушения кажется неоправданным пессимизмом тому, кто надеется, что ближайшая ставка принесет ему бргатство; я действительно, чем очевиднее опасность, тем сильнее возбуждение) Еслд этические я религиозные аргументы не убеждают, если опасность, нависшая над домом игрока я его работой, но кажется ему достаточным предостережением, тогда только может быть общий сговор всех его окружающих относительно того, чтобы up''доставить ому самому в одиночку переносить сполна потерю всего, что он имеет, а также перспектива публичного нозора могут образумить его.
Если же имеет место стремление к исправлению, пастор должен заново внимательно выслушать историю падения, анализируя причины и побудительные мотивы, а также ограждая подопечного от тех сфер, которые могут способствовать повтор^но-му искушению. Так же, как и в ситуации с алкоголизмом, излечение доджн" вкл)"чать в себя коречнч^ п^г"'"''"ч в образе жизни. Жена игрока (в обратной ситуации - муж) может взять на себя полный контроль над доходом я имуществом семьи, мотивируя это не недоверием к партнеру, а желанием оградить его от возможного искушения. Работодатель, правильно понявший ситуацию (быть может, с помощью пастора), согласиться переводить жалованье работника на его банковский счет, причем доступ к этому счету (по обоюдному согласию) будет иметь только жена (муж), Коли выявляются какие-либо специфические причины пагубной привычки (скука, одиночество, чувство собственной несостоятельности, зависть по отношению к авторитету других, тягот^ме долги или плата за аренду и так далее) необходимо
прежде всего разобраться с ними, Дабы окончательно исключить возможность искушения. Быть может, придется поменять место жительства, работу, знакомства, дабы разорвать старые связи, и кроме того, всегда необходимо придумать и реализовать какую-либо компенсирующую, отвлекающую форму деятельности, особенно в периоды наиболее сильных стрессов. В такой ситуации благодаря церковному общению могут возникнуть какие-либо новые интересы, появиться новые "wr^^ новые обязанности, в общине можно найти друзей, которые готовы поддержать и помочь в деле исправления;, в то же время В некото^шх районах "Общество анонимных игроков" может во многих отношениях поддержать пасторское и церковное служение.
Отсутствие физиологического влечения, а также более низкий уровень социальной терпимости по отношению к этому пороку делают его в какой-то степени более поддающимся излечению,нежели в случае с алкоголизмом, и тем не менее путь к рассчетли-вости и ответственности может быть долгим и трудным, причем в конце него может потребоваться помощь психиатра. Даже дру-эья-христяане не слишком доверяют бывшему игроку, и к мудрой рекомендация ^е. амо присовокупить немалое сочувствие, дружбу и терпение, чтобы наконец человек смог вновь обрести иыбав-ление, безопасность и уверенность в себе.
Наркомания
О новой жертве наркомании пастор узнает тогда, когда обезумевшие родители сообщают ему, что их сын или дочь "балуется" наркотиками, когда сам наркоман, в состоянии, близком к отчаянию, ищет у него помощи и сочувствия, которых в такой степени ему никто не сможет дать, когда сам пастор понимает, что
молодые люди аго общины доджам иметь четкое предстамеюе об этой опасности и о христианском отношения к ней. Молодой человек, шепотом хвастающий о том, какой "кайф" оч "ловит на игле", может совратить и других, более впечатлительных, прибегнуть к этому опасному эксперименту. В таком случае искренняя и полная информация является единственным надежный профилактическим средством.
В данном контексте наркотик можно определить как любое вещество, обычно не требуемое организмом я вводимое в него для изменения каких-либо его функций, будете с лечебными це-лямя или с целью получения наслаждения, успокоения илл возбуждения. Наркоманию можно определить как принудительное потребление яаркотяков, от которых потребитель впал в зачммооть и которые он прюямает в целях социальной адаптации (дабы не выделяться из своей среды), по психологическим мотивам (чувствуя постоянную потребность в переживания иллюзорного о<цуще-ния благополучия или покоя, которое дают наркотики), ялд по
^м^чммжк;
чисто физиологическимНкогда внезапное отнятие наркотика приводит к страданию и боли, нередко очень сильным). Иногда психологическая зависимость от наркотика (лекарства) является следствием злоупотребления им: применение наркотика в защитных, лечебных целях неоправдано затягивается иди уволмчивает-ся доза приема; в таком случае слово "зависимость" употребляется для того, чтобы обозначить одну только ^!зпчс':кую зави-с.н.'ость, - состояние, требующее опытного медицинского освиде-тельствовядия и лечения. '1исло та!: називпо.-ых "н.чр':оманов вледствии лече!шя" невелико: в настоящее врем.ч эти обычно лю-лд средних лет члл пожилого возраста, у которых наркомания pa:W^tacb в результате исполнения врачебных предписаний и до
того, как были полностью осознаны опасные наркотические свойства некоторых веществ; контролируемая доза приема (иногда по соответствующему предписанию или непосредственно в лечебных центрах) не слишком отрицательно сказывается на их поведении.
Сегодня ужасающие психические и физические последствия наркомании ясны к^^ому, кто хоть сколько-нибудь интересовался этим вопросом, однако это не могло помешать возникновению чрезвычайно выгодного черного рынка, дельцы которого наживаются на молодежи, ищущей острных ощущений. Он поддерживается угрозами шантажа и страданиями тех, кто боится лишиться привычного зелья. Для того, чтобы оградить от опасности своих единоверцев и дать понять наркоману, ищущему помощи, что он знает, о чем идет речь, пастору необходимо усвоить по меньшей мере некоторые элементарные знания относительно наиболее известных наркотических средств.
^)итаминц представляют собой "веселящие" шчшпи, которые принимаются для того, чтобы повысить энергию; легально доступ к ним открывается через врачебные предписания, хотя многие врачи считают, что оци не имеют строго медицинского употребления за исключением немногочисленных редко встречающихся расстройств. Обычно физической зависимости не возникает, однако для достижения желанного результата доза постепенно увеличивается, стимулируя возрастание психологической зависимости. Амфитамины могут нанести серьезный вред характеру структуры личности и ее поведению, вызывая сильные вспышки агрессивности. Доктор Н.В.Имлах вспоминает, что из пяти тысяч "амфитаминовых" наркоманов, лечившихся в психиатрических больницах Японии в 1955-м году, двадцать шесть процентов оставались там и десять лет спустя.
Барбитурат^ представляют сооои снотворные пилили, физическая или психологическая зависимость от которых возникает в том случае, если терепевтическая доза нревышается. Дремота, вызываемая барбитуратами, представляет явную опасность для автомобилистов, а в сочогаюии с алкоголем их воздействие может быть весьма серьезным. Поскольку барбитураты не способствуют излечению, а только глубже загоняют причины беспокойства и напр!^е-ния, возникает необходимость в постоянном повышении дозы приема и слишком большая доза (часто принимаемая и отчаянном желании добиться "нужного" эффекта) может стать роковой. Легкая доступность и распространенность барбитуратов способствуют совершению импульсивных попыток самоубийства.
Канабис. содержащий одно из древнеиших наркотических производных - опиум, известен под многими наименованиями: гашиш, "травка", индейская конопля, бант, дагга, марихуана. Он используется по-разному: в виде смолы, в цветах; им набивают сигареты ("косяки"). В медицинских целях канабис не используется и поэтому в некоторых странах даже его хранение является преступлением. Его воздействие похоже на веселое опьянение, возбуждение, постоянно сопровождающееся повышенной сексуальной ориентацией. В силу наибольшей распространенности этого наркотика многие считают, что его разрушительное воздействие минимально, некоторые говорят, что он менее вреден, чем алкоголь. По данным "Всемирной Организации Здравоохранения" "канабис оказывает острое и хроническое воздействие на потребителей и на общества. Канабис формирует наркотическую зависимость, создавая проблемы в облас-^ти здравоохранения и социальной сфере, и поэтому контроль за его использованием необходимо продолжать. Потребители канабиса ' нередко становятся неспособными ни к какому труду...!^абис
искажает восприятие и чувство чрепени..." Некоторые опытные вра'ш утверждают, что многие "геротовые" наркоманы начинали
с "мягких" наркотиков нач^лч^ис шшабнса: канабис создает oco-i быИ рэд веселья, в но'юр'.):', чрсдрисположенность): другим нарко-t тикам сильно возрастает. i
Героин (диацетиловии).:ор^ин, производный моррия) представляет собоН "наиболее широко практикуемый и оказывающий наиболее быстрое и совершенно разрушительное воздействие из всех известных нам наркотикоч ('т.^лах). Иакнотэн отмечает его воздействие на поведение ччл'г"^а, однако наибольшая его опасность состоит в том, что он ы;.'.тро формирует физическую зависимость; последствия его потребления "ужасны", а воздержание от него протекает еще хуке. Ранняя имэрть - нередкий рмужьтат потребления героина и вообще большинство продавод-ных морфия отрицательно влияет на репродуктивные процессы организма.
Кокаин поначалу вселяет веселье и бодрость, однако эави симость от наго порождает денрессию, психическое расстройство, утрату нравственных ценностей, заметную беспорядочность движений, тремор, путаннуи речь, серьезный общий упадок coc-t тояние здоровья и (при принятии больших доз) судорожные при-f падки...)ания преследоианш!, гпл.'ч'щшации, такое ощущение. будто "насекомые полэш^т под ^m'.eit" это обычные последствия употребления кокаина. '*
1аллюциногены пори^ищ' т расстройства восприятия и пот<
контакта с окружающей дсл^тчите.чьчостьи. ^ наиболее n3BOCTt
^t^
"психод^^ическш.)" nnp):^n'.r.:t;.' ошосятся "J!';A-.^" (.Ш!этил-а;.ч <-с/о'^/ ^ нап), "галлющшаторныч.'пркотик", "JT4", мескалин и псилой
бин. Все о.ш пороул^чт t'.'i.'u^n и га^ 'чинаини, вызивая пер
живаняя, близкие ишзо^речическш.^ ^ш) ооладаит очень сильчим эффектом, уже неэначительние до^и ^^азивают во^деистьие и вызывают совершенно непредсказуемую решщию. "Находясь под воздействием этого наркотика, - пишог доктор Чмлах об JhJJt., - человек бросается на фары приближ^ищегося антомобиля, думая,что ловит гигантскую желтую бабочку, ь то ьремя как другие пера-живают.1рую тягу к самоубичстму". Другие авторитетный ученые считают,что ЛСД оказывает отрицательное влияние на хромосомы. После своего известного эксперимента с мескалином Олдос Хаксли писал, что интеллект оставался сохраненным, воля же была ослаблена, а арение резко обострилось (впрочем, разве мог человек, делающий такое сообщение, заявить,что его интеллект был в тот момент несостоятельным?)
Алкоголь- ни^пти^ тоже необходимо включить в перечень наркотиков, защищаемых молодыми дюды.ш, поскольку и тот, и другой формируют патологическую зависимость и оказывают явно вредное воздействие. Алкоголь приводит к физическим, личностным и 'социальным последствиям, не менее распространенным и не менее вредным, чем и другие наркотики. Ььюли<(Записки медицинского Королевского'Общества, Лондон,i968) пишет, что "самой крупной проблемой наркомании в Соединенном Королевстве представляется... проблема алкоголизма". Никотин оказывает канцерогенное воздействие, особенно (но не только) способствуя возникновению рака легких, а та^е нормируя психологический и физилогический абстинентный синдром. Аргументы против наркомании оказываются в значительной мере ослабленными, есля наркаманы чувствуют, что их порицают не за использование вредного зелья в качестве психологических костылей, а всего лишь
за странное предпочтение, отдаваемое какому-то наиболее оригинальному из них.
Опасность, присущая наркомании, предполагает много форм и степеней. Зависимость от регулярно принимаемого стимулирующего, успокоительного или опьяняющего средства сама по себе является признанием собственной несостоятельности; постоянная потребность в.'."сличении дозч, страх перед возможностью лишиться желанного вещества или просто неспособность положить конец пагубной привычке свидетельствует об отсутствии свободы и самообладания. Обычно принято считать, что (за исключением редких случаев) употребление наркотиков не приводит к психическому заболевание, однако непременно приводит к ухудшению психического, нравственного и физического состояния. Наркомания я распад личности тесно взаимосвязаны, одно способствует другому, и масштаб поражешм нельнч предусмотреть. Лихтенштейн и Смолл красочно описывает резкое снижение ответственности, иллюзорные страхи и ревность, приступы агрессивности, депрессии, психический и нравственный распад личности, возникающей вследствие наркомании; обычно наркоман готов на любую ложь, преступление, любое насилие ради того, чтобы достать желанного зелья. Говоря о быстром и глубоком распаде личности. П.Чяр (анализируй масштаб наркомании в одном из районов Англии) употребляет фразу "эпидемия погубленных лщзней". Будучи преподавателем на отделении терапии Лондонского Университета, ^)н авторитетно добавляет: "Известно, что чсрсиоктичи на излечение лиц, страдающих наркомания!' ни^^игп.!с'^'льтат'и, достигнутый в Сбч.едчнен-ном Королевстио, '"' ' то;ш, что можно видеть в QiiA ч общественном центре народного здравоохранения ы госпитале.^сксинг-тона, где только шэстн.ишать процентов больных влечение семи
,......ались от i'^.^--,. -t восемьдесят четыре процента - это те, кто либо опять принимался за прежнее, либо умер во время лечения, либо ьыпал из поля зрения".
Не менее серьезны и сопутстчующие опасности. Наркомания неизбежно влечет молодого человека на контакт о преступным сообществом, которое может легко вовлечь в дальнейшие противозаконные поступки и приучить к другим, более сильным наркотикам, пкдили те, с которыми он поначалу собирался экспериментировать. 1х^,и.чйствие большинства наркотиков таково, что вовлекает его (быть может, по его желанию) в совершение абсолютно несвойственных для него действий, характеризующихся насилием, сексуальными или иными преступлениями, совершенными человеком,"не принадлежим себе". Кроме того, зависимость от наркотического зелья делает его легкой добычей в руках тех преступных элементов, которые оказывают на него давление, снабжая наркотиками в том случае, если он сотрудничает с нш^ и лишая наркотического зелья в случае отказа. Он может дс ти до того, что будет готов любым путем достать деньги ддл уплаты необходимой цены; торговец наркотиками не даст ему 0 <лее)^1ягкого и дешевого наркотика, чтобы приучить к более ':ьному и дорогому, превратив тем самым в совершенного раба. Однако хуже всего, если молодой наркоман, понуждаемым свое^. зависимостью от привычного зелья, начинает совращать других, получая для себя то, без чего он уже не может обойтись, только в том случае, если ему удается соблазнить новые жертвы ступить на этот гибельный путь.
Ноэнаки^вшиоь с полным перечнем опасностей, связанных с употреблением наркотиков, никто из здравомыслящих и следящих за своим здоровьем молодых людей добровольно не ступит
на эту тропу абсолютной деградации и неоправданных злоупотреблений. Нередко именно любопытство и романтическое стремление пережить неизведанное (в сочетании с незнанием истинной природы предстоящего опыта) склоняет их вкусить запретный плод. Частор, по крайней мере, даст им понять, что они не могут возлагать на него ответственности за свое мнимое незнание '^д-ствий.
Часто говорят, что мы не знаем истинных причин обращения к наркотикам; среди наркоманов можно встретить людей с хорошим домашним воспитанием и уровнем развития выше среднего (как, например, в студенческих группах) и среди них же нередко встречаются люди из плохлх семей и с низким интеллектом. Любопытство в "исследовании внутреннего пространства" и переживании "крутых ощущений", тотальный бунг против принятых норм и ограничении, рабское следование любому течению, которое средствами массовой информации рекламируется как мойное, большая выгода от продажи наркотических средств, получаемая изготовителями, импортерами и уличными торговцами, тонкие намеки на изысканные ощущения, делаемые популярными артистами, - все это можно причислить к перечим возможных причин наркомания. Одно из ложных положении, обсуждаемое защитниками наркомании, состоит в том, что эта привычка "современна и характерна для двадцатого века", но такое утверждение неверно. По словам Д.Эера "тысячелетия назад у американца был сюой маскалин, у сибирских племен свой псилосибин, а человек среднего Постока располагал своим алкоголем". Чаним образом,можно сказать,что наркотики принадлежали): 1:.у.чьтурс, которая в любом смысле пока еще пс;""-"" ^f '
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 341 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!