Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

РАЗДЕЛ I. Общая теория статистики. 1 страница



и вовлеченности, могут казаться просто невыносимыми. Но вате

но будет казаться слишком трудным для человека, которм.. таким образом заслуживает благодарность сордец, спасошш;' им от ропота и жалоб. При отом никогда нельзя закипать п слов Учителя: "Я был болон, и вц посетили Меня..."

ПРЕДМЕТ:

Лекция 14 ДРОБЛЕМЫ

(2 курс) СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТ

Служение, ориентированное на людей престарелого возраста, представляет ту сферу пасторской работы, которая с необходимостью предполагает расширение поставленных перед нею задач и предъявляет вс' более серьезные требования. Побед:

над многими заболеваниями, контроль над рождаемостью, повышение уровня жизни способствуют старению общества:

подсчитано, что сегодня вероятность достижения шестидесятилетнего воэвраста по сравнению с пятидесятыми годами возросла в три раза. Число престарелых формирует обширный рынок для различных политических спекуляций, однако их проблемы глубже и. не могут быть разрешены на уровне одних только политических или экономических урегулирований, или чя;

на уровне (что ближе к нашей теме) рождественских подарков, пикникои, поездок на море и запланированных визитов благонамеренных членов церкви. Старость нельзя одолеть ч это жестокая истина. Служение, даже ь наилучшем своем проявлении, может только облегчить ношу старости. Для большинства молодых пасторов первы:'. шаг в их служении престарелым людям состоит в то^м, чтобы обрести истинное сострадание, глубокое уважение и даж^ почтение к ним.

Пожалуй, никто не смог сказать о бремени старости с таким чувством, с каким говорится о нем в 12-й главе Книги Екклесиаста:

"И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить:"Нет мне удовольствия в них!" Доколе не померкли солнце, и свет, и луна, и звезды, и не нашли новью тучи вслед за дождем. В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы, и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения. И высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы. Доколе не порвалась серебрянная. цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин У источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратиться прах в землю, чем он и был, а дух возвратиться к Богу, Который дал его".

В этом отрывке гораздо больше сострадания, чем в полупрезрительных строках Шекспира, описывающего старость так:

"Второе детство, явное беспамятство,

Ни зренья, ни зубов, ни вкуса,-ничего...

Потертые, смешные панталоны"

Или у Иейтса:

"Старик являет жалкую картину,

Он как на палке рваное пальто..."

Екклесиаст доброжелательнее, и этим он отличается от общепринятого, утверждения, что старикам неизбежно сопутствует старческое слабоумие, безнадежная старомодность, невежество, что их необходимо баловать, терпеть, приспосабливаться к ним, но никогда не воспринимать всерьез.

Однако сострадание - не жалость, сострадание - это мягкость, сопряженная с пониманием. Доктор Энтьони Бэшфорд приводит весьма показательные слова Джона Леннона, сказанные им в свое время. "Чего я боюсь, так это старения, - говорил он. - Я ненавижу его. Вы стареете и так или иначе чувствуете это. Старых всегда возмущают молодые и наоборот." В этих словах отражается настроение многих сегодняшних стариков: страх перед старением, разочарование, окрашенное завистью к тем, кто приходит на смену и наследует то, чего вы никогда не имели, возмущение, вызываемое той свободой, преуспеянием, уровнем образования и раскрепощенностью, которыми пользуются молодые, нежелание оставаться на обочине жизни, в

стороне от других, несогласие с тем, что к вам относятся как к ребенку, причем те, кто сами своим существованием и всем остальным обязан старшему поколению. Стариков возмущает молодежь, а тех, в свою очередь, возмущают старики: своей мудростью, авторитетом, требованиями и обязательствами.

Иногда такое возмущение имеет причину. Непослушание молодежи, ее резкость и грубость, презрение ко всему, за что боролись и всГ что верили старики вызывает ответную реакцию, проявляющуюся в нетерпимости и гневе, которые только способствуют взаимному отчуждению, отравляя горечью ум и сердце (что само по себе вряд ли вызовет сочувствие'пастора). Принимая крайние формы, это встречается сплошь и рядом. Протест вызывают некоторые обычные и неизбежные особенности, присущие старческому воэврасту, и чем сильнее, богаче и активнее был человек в прошлом, тем сильнее он протестует против того, что вся его жизнь превращается в старость. Кроме того, некоторые патологические осложнения могут превратить этот протест в крайнюю форму озлобления, почти непереносимую окружающими.

ОБЫЧНЫЕ ТЯГОТЫ СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

К нежеланным, но неизбежным особенностям старения относятся следующие:

1) Немощь - постоянно возрастающая беспомощность, котораД^

раздражает и унижает независимый характер (что само по себе неизбежно). Если мы с нетерпимостью относимся к этому чувству, значит мы просто не понимаем ситуации. Прогрессирующая глухота, которую сначала пытаешься скрыть от себя самого, а потом с большим трудом - от других, не позволяет принять участие в разговоре, шутке, не дает вовремя ответить на приветствие повстречавшегося товарища,- ты выглядишь глупо, потому что пе расслышал вопроса или ответил невпопад; ослабление зрения делает прогулку неуверенной, ты с трудом узнаешь друзей, тебе нелегко читать, ты уже не можеть по выражению лиц других людей догадаться об их разговоре, короче говоря, все это не легко вынести.

Негнущиеся суставы и неуверенная походка ^ уменьшают подвижность, передвигаться трудно, каждая прогулка сопряжена с опасностью: незнакомые улицы, дома - риск на каждом шагу. В нашем жестоком мире нелегко быть старым: узкие уличные переходы, расчитанные на быстро передвигающихся здоровых людей, вспышки светофора, отдающего свои беспрекословные указания, информация, висящая повсюду, которую вы рассматриваете с трудом, пытаясь ногой нащупать край тротуара, эскалаторы, лифты, общественный транспорт, который не ждет еле двигающихся пешеходов, а для некоторых - ежеминутная озадачивающая и всепоглощающая борьба с болью, при каждом приеме пищи и каждую ночь напролет. Кроме того часто имеют место ч сугубо личные, интимные г^^блемы и недостатки, о которых вам

никогда не скажут, но которые вам никогда не следует забывать. Вы не сможете начать свое служение престарелым людям до тех пор, пока не научитесь помнить, что такое человеческая немощь.

Никто не должен бороться в одиночку с надвигающейся старостью, и наша помощь не должна зависеть от степени близости стариков к христианской общине. Гость не должен расспрашивать о глухоте: заметив ее наличие, он должен разговаривать ясно, но не громко, а через некоторое время ему надо попытаться ненавязчиво -убедить старика в том, что использование слухового аппарата - не какое-то несчастье и позор, а нечто столь же разумное как и ношение очков (и далее проследить за тем чтобы аппарат работал). Не мешает обратить внимание на внешний вид и прически престарелых дам и сказать по этому поводу какой-нибудь изящный комплимент. Заметив, что старый чайник или кофейник стал неудобен в обращении, не плохо тактично преподнести в подарок другой, более удобный, и дать время на то, чтобы они успели привыкнуть к нему. Желательно достать Библию, отпечатанную крупным шрифтом, сборник песнопений или другую литературу (короткие тексты более удобны) и оставить их без каких-либо пояснений. Желательно также организовать транспорт, причем не только для выезда по каким-то особым случаям, но и для посещения регулярных богослужений и собраний и, в первую очередь, для причащения (при этом необходимо предусмотреть, чтобы

машина была достаточно просторна для людей, которые передвигаются с трудом

и уже не столь подвижны как были когда-то). В случае необходимости надо предусмотреть, чтобы служба соцобеспечения позаботилась о доставке инвалидных колясок, организовала помощь на дому, включая ухаживающий персонал и т.д. Предусмотрительность, такт и забота привнесут в ваше служение тот уют, который гордые старики воспримут молча, однако непременно оценят.

2) Вынужденное уединение может оказать столь же подавляющее воздействие, как и старческая немощь. Многие из сегодняшних стариков в силу воспитания и многолетней привычки отличались замкнутостью - и застенчивостью: старость усилила эти черты и теперь в присутствии какого-либо более "высокого" лица (например, пастора) их мышление и речь замедляются, и их охватывает страх, что тем самым они обижают пришедшего. Способность заводить новых друзей понижается, а потребность в них возрастает. Что касается интеллекта, то и здесь престарелые люди часто чувствуют себя отъединенными от новых веяний, нового языка, новых актуальных тем; множество проблем и мнений они не в состоянии уяснить. Трудно представить всю глубину одиночества, которую переживает старик, попавший в компанию молодых:

люди, которых он знал, места, которые он помнит, проблемы, которые сильно волновали его, дела, которыми он был одержим, - все это совершенно не интересует тех, кто его окружает: у них своя жизнь.

Для ^ многих оторванность от современной жизни усугубляется потерей близких, для некоторых разводом; уже нет рядом партнера, который разделял твои воспоминания и мысли, которого можно было послушать и даже не согласить с ним! Нередко интеллектуальной изоляции сопутствует чувство собственной ненужности, никчемности, неспособности содействовать осуществлению какой-либо цели или активно участвовать в каком-либо кружке. Жизненные интересы свелись к тому, чтобы сидеть в углу и не мешать другим. Иногда старики, как бы обороняясь, еще более замыкаются в себе, что выражается в презрении, критике, притворном. крайнем безразличи ко всему происходящему, в возмущенном неприятии любых попыток сближения, - и в то же время они отчаянно нуждаются в друзьях. С точки зрения пастора такая позиция непростительна и надрывна. "В пустых жилых комнатах,- говорит человек, знакомый с такой ситуацией,- в пансионатах, лечебницах, в больничных палатах некоторые пожилие люди проводят безотрадные дни, ничего не делая, не имея никакой ясной цели в жизни и никакой надежды на будущее." Конечно, есть много счастливых стариков, которых любят их родственники и у которым много друзей и живой интерес к жизни: они тоже по достоинству оценят оказываемую им помощь, однако с ними меньше проблем. Для тех же, кто совершенно оторван от мира, небесполезно будет предпринять наипростейшие практические шаги, поддерживающие их контакт с жизнью:

проследить, чтобы у них была какая-нибудь удобочитаемая литерату^И^ чтобы функционировали радип и

телевизор, чтобы время от времени приходили гости, с которыми они могли бы по-настоящему поговорить и ободриться. И тем не менее всего этого не достаточно.

3) Уход на пенсию сам по себе является проблемой и часто весьма неожиданной. Тот, кто привык гордиться своей ежедневной рабо^^п, кто нес определенную ответственное))., кто чувствовал себя полезным другим людям и видел, как с его помощью идут дела, кого побуждали к работе коллеги, - тот только тогда поймет, что он потерял, когда все это кончится. Женщина, для которой ее работа была ее жизнью, с потерей работы как бы теряет и жизнь. Долгожданная свобода и -покой оборачиваются бездельем и потерей цели, отсутствием ежедневного распорядка или плана на неделю, потерей друзей. Даже для мужа и жены первые дни после ухода на пенсию даются с трудом: теперь так мало тем для разговора и так много времени, чтобы поговорить...

Выход из такого положение состоит в том, чтобы (если это возможно) в течении первого года после ухода на пенсию частично продолжать работать и в любом случае заблаговременно планировать свою жизнь на пенсии. Необходимо определить сферу новых интересов я сделать в этом направлении первые шаги, изучить деятельность различных общест' и групп ч присоединиться ь ним; необходимо наметить выполнение каких-либо побочных задач, провопите

разнообразную церковную работу на общественных началах; необходимо в первую очередь отыскать возможности для частичного применения прежних знаний и жизненного опыта и тем самым снять напряжение, делая добрые дела. Можно записаться на какие-нибудь курсы и начать посещать их, - причем все это надо сделать еще до выхода на пенсию. Непосредственное действие и конкретные обязательство ^меют важное значение: смутные, не конкретные и к тому же постоянно откладываемые намерения мало чем помогут. Для деловь(х людей самая счастливая форма пенсионного отдыха наступает тогда, когда они заняты еще более чем прежде (даже если теперь каждое дело выбирается свободно и по желанию, чтобы не допустить появления тех ужасных минут, когда не для чего жить).

4^ Непредвиденная.....бедность является горьким разочарованием для многих престарелых, пробуждая в них глубокое чувство стыда, несправедливости и страха. Многие, кто "откладывал сбережения на черный день", видят, что из-за инфляции они стали смехотворно малы, что многолетняя бережливость оказалась глупостью. Однако это не их вина: они не могут понять, как это случилось и не могут исправить положения. Они возмущены, чувствуют себя униженными, видя как те, кто промотал свои доходы или вообще никогда много не зарабатывал, получают поддержку из общественных фондов, из которых они сами отказываются что-либо получать.

Общеизвестное стремление стариков к независимости - это^Я^е

глупость или гордость, это установка, выработанная всей жизнью, и от нее не так просто избавиться. Если фонды общественного вспоможения и денежные пособия имеются в наличии, пастору надо убедить стариков воспользоваться ими, однако сделать это надо тактично и обоснованно. Такие аргументы как, например, "в свое время вы платили за это, это ваши деньги" - вряд ли помогут. Человек, всю свою жизнь знавший счет деньгам, легко подсчитает, что, если таким образом действительно возвращаются его еженедельные взносы, то в таком случае пенсия должна длиться вечно. Пастор должен убедить их в том, что благодаря их трудовой жизни и уплате налогов общество смогло выйти на нынешний уровень благосостояния-, на который они тоже имеют право; он скажет им, что Бог, имея свои резервы, использует добрую волю общества, которое медленно научается тому, чтобы материально обеспечивать всех своих граждан, и Он находит пути, как обеспечивать всем необходимым. Своих детей. В конкретной ситуации внимательный пастор будет следить за нуждами стариков, столь храбро скрываемыми;

он заметит, что ради экономиии, они не полностью протапливают жилье, скудно питаются, плохо одеваются, экономят электроэнергию, рано ложатся спать, хотя почти не спят. Заметив это, он ненавязчиво предложит свою помощь.

5) Утрата духовной опоры обычная и весьма болезненная черта, присущая старости. Ограниченность передвижения, потеря друзей, неспособность продолжать любимую

христианскую работу, необходимеегь оставить дом, потеря контактов со своей родной общиной, которая сама по себе столь быстро меняется, что о старых ее членах уже почти не вспоминают, переезд на другое место любимого пастора- эти и им подобные обстоятельства способствуют разрыву тех связей, которые прежде поддерживали духовную жизнь. Некоторые, привыкнув к спокойной и благоговейной обстановке своего молитвенного дома, вынуждены остаток своих дней проводить в других-домах, где никто не испытывает симпатии к религиозной вере и духовным исканиям, где царит атмосфера, совершенно чуждая христианскому умонастроению.

На многих 'традиционно настроенных стариков подавляющее воздействие оказывает потеря ориентиров, как бы потемнение веры, возникающее в результате ' новых толкований Писания, новых взглядов на сущность христианского вероисповедания, в результате радикально различных мнений относительно того, что позволение христианину. Им кажется, что их убеждениям и идеалам, усвоенным в детстве, а теперь по прошествии времени быть может несколько приукрашиваемым, однако до сих пор лежащим в основе всего их духовного опыта и преданности церкви, - что этим идеалам бросают вызов, презирают их и ниспровергают, причем делают это те, кто считается "религиозными людьми". Те же, кто никогда не имел религиозного воспитания и у кого в прошлом не было никакого духовного опыта, к концу своей жизни испытщ^^ют

сильный духовный голод и полное замешательство в том, что касается смысла жизни, собственной значимости и судьбы.

В одном пособии по уходу за престарелыми неожиданно ч настоятельно подчеркивается, что попечители должны представить им "ясное описание значения личной веры, а также тех основ, на которых эта вера базируется". Там же обращается внимание на то, что человек испытывает глубокую потребность "в осмыслении жизни и смерти посредством веры", а также в осмыслении таких феноменов как надежда, страх, мотив, цель, радость и вина и далее отмечается, что "о'собую ответственность за это несут благочестивое, сострадательное, широкообразованное, опытное и подготовленное духовенство и миряне". Надо признать, что сегодня многие достигают преклонного возраста, оставаясь глубого враждебными всем религиям, и отчасти это происходит в силу горького личного опыт^, загнанной в глубь вины или н результате нездорового общения с недостойными последователями религии. Однако другие готовы к общению и просто жаждут духовного совета, наставления и обновления соое^ христианской веры.

Проявляя живое участие, многое можно сделать для того, чтобы старые члены христианской общины продолжали принимать участие в ее жизни ч работе: для этого, в частности, необходимо, чтобы церковные информационные бюллетени имели

регулярное и свободное хождение, в тактичной форме содержали информацию о жизни и делах церкви, которые варьируются в зависимости от обстоятельств. Сообщения о церковных собраниях должны быть содержательными, оформленными специально для тех, кто отсутствовал:

в них должны отражаться затронутые проблемы, их обсуждения, возникавшие по ходу дела затруднения и принятые в последствиии решения. Пастор должен извещать престарелых членов общины о новых предложениях и доводить ^их мнение до учредительных советов. Немного смекалки и организации - и истосковавшиеся по работе старики получат возможность вязать, шить, делать подарки для детей, рассылать церковную корреспонденцию, изготавливать декорации, печь торты и сладости и многое другое; (конечно, молодежь быстрее управилась бы с некоторыми делами, кое-что было бы легче купить в магазине, однако нельзя забывать, что личный труд принесет глубокое удовлетворение тем, кому дали возможность участвовать в любимой работе). В это же время регулярное посещение богослужений дает возможность по ходу дела запастись всем необходимым, не дожидаясь сторонних благодеяний, которых, к сожалению, может и не быть.

6) Осознание приближающейся смерти - это опять-таки вполне обычная черта, присущая старости. Любое извещение о чьей-то смерти живо напоминает о своей, каждый прожитый год означает, что времени остается еще меньше, весной приходит в ro^t^y мысль, не последняя ли это весна в

твоей жизни, - короче говоря после шестидесяти лет колокол звонит уже по тебе! То, на что не обращал внимания в молодости, приобретает трагическую окраску в старости: слишком четко вырисовывается грядущая перспектива и ее просто нельзя не замечать. Опытный пастор избегает двух крайностей: он не навязывает разговора на эту тему, не стремится связать ее с молитвой, но в то же время не уклоняется от такого разговора. Он допускает, что старики с полным основанием могут хотеть, чтобы он коснулся этого вопроса. Если в христианском учении о смерти сохраняется какая-то неопределенность, если обсуждение христианского взгляда на смерть вообще является редкостью, то в таком случае многие оказываются совершенно не подготовленными к ее принятию. Многим необходимо вновь обрести уверенность, обрести противоядие от изматывающего страха перед умиранием, другие хотят еще раз убедиться в том, что Бог прощает личные грехи и дарует им мир во Христе, умершем за нас, - и все вместе нуждаются в укреплении христианской надежды и веры в данное им обетование.

Таким образом служение престарелым людям нередко предвосхищает ту помощь, которую пастору зачастую приходится оказывать уже у постели умирающего. Гораздо лучше обсуждать христианские проблемы бессмертия, надежды и победы Христа над смертью тогда, когда дух и разум еще достаточно сильны для того, чтобы привести человека к той ободряющей истине, которая в конце жизни поможет ему пройти через открытые врата см^Аи к другой, новой жизни. Нет

ничего патологического в том, чтобы обсудить эту тему, всегда не дающую покоя стареющему человеку: важно, чтобы наставление было честным, прямым, основанным на Писании, а не на фантазии пастора, чтобы оно недвусмысленно фокусировалось на образе умершего и воскресшего Христа, Который уничтожил смерть/ ^ своей благою вестью принес в мир жизнь и бессмертие.

Учитывая эти естественные и неизбежные особенности, старения, вряд ли мы удивимся тому,, что старики нередко испытывают гнев и "осознанную бессильную ярость", которая, по словам Элиота, и является отличительным признаком их возраста. Это характерно не только для сегодняшнего дня, ибо следующие две строки принадлежат 19-му веку:

"Он слаб и болен, и ему до дна

Жизнь ненавистна,- но и смерть страшна".

Такое настроение свойственно старости, и пастору часто придется с 18.

этим сталкиваться. В.Б.Иейтс отмечает это в следующих своих строках:

"Не каждый ли, пусть он богат иль беден,

Кто был на этот тяжкий путь низведен,

При всех иль в тайне гнев копил и ярость, ^^

Как я теперь, свою проклявйий старость?"

Это настроение поддерживает Дилан Томас:

"Не уходи смиренно в эту ночь

И сумрак дня отвергни с гневом прочь",- призывает он.

Иногда возмущение является следствием каких-то особых обид, иногда оно фокусируется на семье, на молодом поколении, иногда на тех, кто пытается помочь и тем самым вмешивается в чужую жизнь. Однако основная причина - это чувство безысходности и страх перед старостью как таковой. Иногда пастор помогает семье увидеть это и проявить терпение, реже он помогает разобраться во всем самому старику. Однако прежде всего он должен уяснить это для себя, если он действительно призван к служению во имя утешения и мира.

ЦЕЛЬ ПАСТОРСКОГО СЛУЖЕНИЯ

Необратимая ситуация, связанная со старостью, строго ограничив^' t возможности пастора, однако, учитывая это, он не должен недооценивать своего служения. В его задачу входят выработка адаптации старости, принятие ее и примерение с нею, причем именно в позитивном ракурсе, а не смысле негативного и пассивного смирения. Он должен попытаться смягчить чувства зависти и гнева, чувства беспомощности, одиночества ч страха, должен показать, что старость

это ^ вполне естественное, общераспространенное и неизбежное с^^ояние и поэтому незачем изливать

весь свой гнев на того, кто этого не заслужил. Практическим подходом и разъяснительными беседами он должен попытаться сделать эту ношу более легкой и понятной, показать возмущенному старику, что несправедливо порицать кого-то за то, чего нельзя избежать, убедить позабытого, что его оставили не по злости: просто молодежь всегда занята своими проблемами и слишком незрела, чтобы понять ситуацию, да и ведь сами старики когда-то были такими же.

Кроме того пастору необходимо сделать все, чтобы преодолеть пропасть между престарелыми и более молодыми членами семьи, а также соседями. Здесь не требуется проявлять чрезмерной заботы, чтобы вас не обвинили в излишнем вмешательстве в чужую жизнь и сплетнях, однако именно пастор как никто другой может помочь членам семьи разобраться друг в друге. Он постепенно будет убеждать завистливых стариков в том, что все их разговоры о старых добрых временах означают, что их жизнь была богаче, спокойнее, что в ней было меньше стрессов и напряжения, меньше соблазнов и проблем, с которыми сегодня приходится сталкиваться молодым родителям; он поможет им увидеть, что их домашняя дисциплина, их привычка к экономиии и доброму примеру, здоровая пища и так далее, - все это было теми преимуществами, которые многим сегодняшним людям никогда не доведется унаследовать. Молодежи, в свою очередь, он даст понять, что у стариков сказывается недос^ток образования, многочасовая работ? в прошлом. большие сг-мьи,

незначительная социальная помощь или пособия, стресс двух мировых войн, разочарования и страхи, - и через все это с ними "трудно договориться".

Однако, чтобы достичь своей цели, пастору надо обладать реальным знанием прошлых лет, способностью слушать, тщательно исследовать услышанное и обращать его во благо.

В-третьих, всеми возможными способами пастор должен оберегать достоинство, самоуважение и независимость стариков, причем не действиями, словами или манерами, в которых чувствуется снисхождение, не жалостью или упреком, а совершая свои добрые дела крайне осмотрительно и осторожно, чтобы их гордость не были задета, чтобы доверие прочно сохранялось. И, наконец, христианское служение на благо престарелых должно пробудить в них положительное отношение к оставшимся годам жизни:

они должны рассматривать их не как пустую тщету и время лишений, не как затянувшуюся, бесполезную паузу меж^у той жизнью, которая была и той, которая должна быть, но как часть божественного плана бытия, как время подведения итогов, время более зрелого и глубокого знания о Боге, время воспоминаний и долгих, долгих размышлений. Старость, несомнено, является частью христианского план^ жизни. Сопутствуемая Христом.юность. предстает перед нами кик смелое приключение, зрелый возраст - как задание, а старость - как время жатвы, как возможность яснее увидеть действительно важное в нашей жизни, неторопливо вспомнить все доброе и ^ЮЬлагое на долгом пути, с каждым днем становясь все ближе к Dory, Которого

любили и Которому верили все эти годы, пока не настанет день, когда, подобно Еноху мы пойдем все дальше и дальше и уже не сможем вернуться назад. "Старость -

Последнее жизни, для коего первое было сотворено;

Лета наши в деснице Его, Сказавшего: все Я замыслил, ^ И лишь половину ведает юность,

Но уповай на Бога, смотри и не бойся!"

Обетование Бога, данное Им Израилю, содержит доброе для всего Его народа:

"...принятые Мною от чрева, и носимые Мною от утробы

матерней,

до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду

носить вас,

ибо Я создал и Я буду носить, поддерживать и охранять вас."

(Ис.46,4)

И действительно, было бы странно, если бы у Бога, даровавшего нам жизнь и радость детства, утолившего горячие и беспокойные стремления нашей юности, поддержавшего тяжелую ношу и тяготы зрелого возраста, не хватило мудрости, силы и любви, чтобы напоследок не привести Свой народ, преисполненный дарованного ему милосердия и мира, к наследию вечной радости.

НЕКОТОРЫЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСЛОЖНЕНИЯ

Старости свойственны присущие t^'i болезни, которые осложняют естественный процесс у)'яд.)нчч,

ПЫЗПЛНЧЫЙ ГОДаМИ. ВЧИМ.ГГСЛЬЧ).^ H.tt'T^j^

часто усматривает развитие каких-либо потребностей и осложнений, иногда не давая им достигнуть критической стадии. Он заносит в свою картотеку имя домашнего врача, его телефон, адреса близких родственников, выясняет, ка^ие виды социальной помощи можно предоставить, иногда может оставить у соседей свой адрес, попросив их вызвать, его в случае необходимости.

Обычно домашние неприятности связаны с ухудшением работы органов чувств. Пастор заметит неправильно проведенную электропроводку, запах газа, засорившийся дымоход, съехавший ковер на лестнице,- и примет соответствующие меры. Он учтет неудобства, вызванные ограниченностью передвижения, страх от чрезмерного шума и другие неприятности; заметив их, он отделит капризные фантазии от действительных обид и попытается найти выход. Если речь зайдет о необходимости серьезного медицинского. наблюдения, пастор может способствовать установлению договоренности между се\и.'^'', медперсоналом и испуганным и сопротивляющимся больным. Он убедит больного в необходимости

консультации, подготовит почву для необходимого хирургического вмешательства, первым предложит прибегнуть к помощи механических вспомогательных средств или оформить постоянный уход за больными. Для некоторых легче, нс утратив лица, согласиться с тем, что советует сделать облеченный доверием пастор. Он же иногда может отметить, что мало толку в молитве, если мы упрямо отказываемся от помощи, которую Бог ^ предоставил в наше распоряжение.

Понимая, сколь много зависит от поддержания в больном надежды и бодрости духа, пастор будет сопрягать конкретные медицинские предписания с непосредственным пасторским служением. В старческом возрасте восстановительные силы организма действуют медленнее, однако они еще удивительно мобильны, и, не давая заключений на исход болезни, пастор может укрепить больного в той мысли, что раз уж лечение назначено, оно будет успешным. Однако прежде всего поддержка пастора необходима в том случае, когда появляются признаки душевного заболевания, иногда столь сильно шокирующие больного, что у него пропадает воля к выздоровлению. Семья сразу может предположить самое худшее, и ее страхи быстро передаются самому старику. Однако иногда "психическое расстройство" оказывается всего лишь бредом, вызванным высокой температурой, побочным эффектом сильнодействующих лекарств, послеоперационным состоянием больного или же галлюцинациями, возникшими из-за чрезмерной концентрации внимания на собственных мыслях и чувствах с целью





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 245 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...