Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

РАЗДЕЛ I. Общая теория статистики. 7 страница



Однако причины наркомашш ли^ит глуоже; как говорится, "дело не в наркотиках". Папряжнии^чр^драсполагает к любой фор­ме самоудовлетворения, дающей облегчение; причинами могут быть трудная экзаменационная программа, ниудачная любовь, не­везение в подыскании интересной работы или разочарование в ней, чувство собственной несостоятельности в спорте, заняти­ях, социальном статусе или успехе; стремление к возбуждению ярко свидетельствует о скуке, порождаемой тусклым, однообраз­ным, безотрадным существованием, лишеш^! цели, смысла и зна­чения. Разделяя лишь немногие цели и стремления секуляризован­ной, материалистической и меркантильной современной культуры, молодежь не находит для себя иыых компенсирующих моментов,кро­ме тех.квторые сулит новый опыт в "ином мире", привлекатель­ность которого естественным образом возрастает по мере того как общество, презираемое молодежью, осуждает его!

Поэтому, как красноречиво доказывает д.Ьер, основной при­чиной наркомании является причина духовная - религиозным ваку­ум. "Пустота", эмо^ональное оскудение и утрата нравственного ориентира именно на преодоление этих проела) и должна быть направлена вся пасторская деятельность. Cat-..^м серьезным осужг-дением нашей цивилизации является не то, чю молодежь потреб­ляет наркотики, а то, что она вообще испич еает потребность в них. Ltu должны спасти молодежь не прости от^ того зла, на которое ее толкают другие (ради собственной выгоды), мы долж­ны спасти молодых людей для бесконечно лучшего, более надеж­ного и дающего большее удовлетворение - для полнокровной жиз­ни.

^

', Реабилитация тех, кто оступился, представляет собой про-

Дмютельную по затратам времени, трудную и нередко обескуражи­вающую задачу. Конечно, для тех, кто страдает физической зави­симостью от нар' '."а, медицинское лечение просто необходимо. Воздержание от наркотика должно быть, вероятно, постепенным. Обычно даются рекомендации о госпитализации или прикреплении к известным лечебным центрам, и в таком случае пастор должен поддержать это предложение, объективно информируя больного о том, что лечение, протекающее под соответствующим контролем, будет вовсе не так неприятно, как, быть может, об этом ему рассказывали. Могут понадобится психологические анализы и те­рапия для того, чтобы выявить настроение, предрасполагающее к наркомании: сюда может входить отягощенная наследственность, чувство собственной неполноценности, конфликтная ситуация.за-цииленность на самом себе, некоторые глубоко сокрытые пережи­вания детства, сопряженные с травлей ребенка, страхом или от­чаянием; собственная несостоятельность применительно к каким-либо желанным и лелеемым стремлениям, бунт, вызванный дурным обращением. Только искусный анализ и объяснение всего налич­ного материала может выявить и смягчить те ситуации, при ко­торых обращение к наркотику кажется приемлемым способом бегст­ва от действительности. Ч кип всегда совет обратиться к пси­хиатру надо давать с большом осторожностью. Перспектива умо­помешательства, быть может, уже мерещится пациенту, и от от нее надо угодить любой ценен.!)рач может лучше знать, когда следует перейти к медицинскому лечению, однако в лнбом случае лучше отложить это до тм пор, чоки между наркоманом ч пасто­ром че иоэчикчет такое доверие и пз'шмопонимание, при которых предложение о лечении будет п^оиричято без подозрения, возму-

^о щепия или шока.

Та религиозная помощь, кот^рун [.^.:ет предлилшть пастор, ю многом зависит от сотрудничества с пим самого больного, а 'акже от помощи христианской общины и родственников, вообще участие пастора может быть обещающим, однако кроме того пот-)ебуется еще очень многое и что ни крик отчаяния, ни ожидание уда, в отает на вознесенную молитьу, n<J смогут обеспечить. ызумная беседа об опасности и порочных слабостях, связанных потреблением наркотиков, модет убедить человека, у которого)еобладает логическое мышление, однако лищь немногие руковод-'вуются в своих поступках соображениями только логического)рядка. По свидетельству врача - специализировавшегося в 'ой области, воображение ужасных картин и эмоциональная ре-ция неосведомленного человека не представляет собой дейст-нной иомощи, но при всем том он пе предлагает ничего такого, 'о в общении с нелогично мыслящим пациентом могло дать хоть кую-то надежду на успех. Мощным мотивом в изменении сложив-<ыся установки является страх, и в крайним случае его вполне чмо било бы использовать для того, чтобы изменить мотивацию доведение тех больных, которые пе очень си^ ьно поддаются до-^aм рассудка; в таком случае вполне уместн' обстоятельно и)рдо показать наркоману тот путь, по котор му он движется. 'достережения религиоэыого характера (расе эы о суде или) вряд ли окажут какое-либо воздействие на тех, кто в сво-поведении давно уже перестал руководствоваться совестью;

, скорее, наоборот подорвут доверие.

Многое надо сделать в социальном плане и в практическом анении образа жизни наркомана; необходимо возобновить под-^у, которую оказывали родственники, необходш^о найти новую

работу, несмотря на все очевидные трудности. Не помешало бы, какой-то степени изменить окружение, не прерывая частых кон-j тактов; новые увлечения, знакомства и обязанности должны пса возможности вытеснить прежние радости и восторги, поскольку! они были ложными. В такой ситуации необходимо привлечь истин' но религиозных людей, которые в христианской любви и состра­дания помогут исцелению и возрождению человека. Необходимо j привлечь других христиан: людей понимающих, терпеливых, пост^ янно открытых и готовых прийти на помощь^ считается, что им но последующее охлаждение к бывшему больному является основн причиной многих рецидивов наркомании. И действительно, тpeбo^ ния достаточно высоки, терпение испытывается самым серьезным образом, бивший наркоман отнимает у новых друзей слишком мно] времени, ограничивая их собственные интересы. И тем не менее если в своей депрессии, одиночестве, тревоге или скуке больна не чувствует постоянной дружеской поддержки, он очень легко почувствует себя отвергнутым п вернется к своим старым друзья и привычкам.

Вот почему единственным окончательным ответом на проблема наркомании является живая вера в "Друга, который ближе брата".

!

в постоянно присутствующего, никогда не отвергающего, всегда! поддерживающего Г.ога, который всегда "за нас". Дм наркомана единственным решением его проблемы является преобразуешь ре­лигиозный опыт. Как говорит Макпотэн. ему надо показать, что "вера в Бога поддор'кивает лупие, чем наркотики". "Так же, как пустой желудок просит хлеба, - говорит д.Лер, - пустая жизнь просит Христа... (Его) глубокое воздействие делает жизнь спо­собной противостоять своему едлчстиечному, извращенному источ­нику наслаждения. L'ror ош)т должен оказывать замещающее воэ-

^

дейстьие, наделяя полнотою пер^ш^шя"..лдлеь он гоьориг о том, что из пяти известных ему наркоманов, избивньшихся от своей пагубной привычки, трое достигли итого посредством определенной форЮы религиозного опита, а другие двое благо­даря женитьбе (замужеству) на более сильном по характеру партнере.

Источник духовной сили пасгири - и силе.Ьоьшии и ь поддержке христианской общини. Иисус и теперь приходит для того, чтобы находить и спасать заблудших.

ПАСТОРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Лекпия №}9 /2-й год обучения/

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ /В помощь пастору/

Сознавая, что любое исцеление является следствием божественного вмешательства, христианский врач. том не менее, не сомневается, что признаки повеления прослеживаются по таким измеримым параметрам, как тетература. пульоапия оордпа. восстановление физической силы и соот­ветствующих рефлексов. Общепринятые функции и нормы организма, ва оово-вавии которых он убеждается. что пациент вновь чувствует себя хорошо..во противоречат божественному провидевию. во. напротив, подтверждают..что Бог Сам принимал в этом участие. Христианский врач опишет наблюда­емый пропосо и предпишет вое. необходимое для выздоровления. Точно так же психолог-христианин, анализируя и объясняя процесс испелевия какой-либо страдающей души и советуя в оздоровительных палях иммяить псмо-,логическую ориентапию и окружающую обстановку, ви ва одву минуту м усомнится в том. что именно Христос спасает людей от любого духовного недуга. болезни и порока. Кроме того, он с удовольствием прмледит м.действием поселяющей доонипы Божией и покажет полительвую силу благо­дати и терапевтический эффект отревной веры. Профессионально опреде­ляя затруднения, в которые попал человек, анализируя причины их возник­новения. точно определяя меры. посредством которнх они могут быть раз-решевч. он объясняет провесе испмения и делает это не поверхностно, не отрипая божественного вмешательства. Фактически,он описчвает метод посредством которого действует Бог. Тот факт. что некоторые психологи являются атеистами, другие ведут себя заносчиво, третьи не отличаются BHCOttHMH нравственными прийпипами. четвертые почти помешались на том. чтобч все объяснять сексуальными причинами. - вое это еще не является основанием для того. чтобы отметать полую область званий и приемов.

касающихся психического и духовного здоровья человека. Так или иваче каждый пастор имеет дело о теми силами, механизмами и проблемами, ко­торые в равной мере составляют сферу компотеаиии психолога: весь воп­рос состоит только в том. действует ли ов здесь подобно слепому в своем полном веведевии или обладает достаточным знанием для того. чтоб) вести дело там. где ов это может и не вмешиваться там. где четко выри­совываются пределы его компетенпжи.

Здесь нельзя переопевить вероятвооть возможных опасностей. Чело­век. не сведущий в вопросах медицины ни в коем случае не должен да­вать медипиноких советов больному: равным образом человек, не разби­рающийся в медипивокой психологии, ви в коей мере не должен пытаться помочь психопату, параноику, страдаююему манией величия или преследова вия. больному маниамльво-допроооиавым поихоаом. у которого чередуют­ся фаэм эйфории и отчаяния, шизофренику, любому другому человеку, отра дающему патологической агрессией или настолько психически дефективно­му. что вое прочие кажутся ому вевормальвымж. а ою себе нормальным. lit тор не рискнет применять психотерапевтические методы, выходящие за пр< деды его собственной практики и обязанностей, поскольку сильный побоч­ный эффект и возможные последствия таких методов могут выходить за пр{ делы его понимания. Тем не менее, он найдет достаточно возможностей;ш врачевания психических и духовных болезней, не претендуя на ту полнот] компетенции, которой не обладает. Душевнобольного надо препоручить пр^ фоооиовалам в этой области, и любое пасторское попечительство должно проходить под опытным руководством.

Даже в решении проблем, доступных пасторскому руководству, пастору полезно ясно представлять свою чель. изучая прошяое своего подопечног анализируя его нынешние установки и призывая к пересмотру его образа жизни. В переводе Моффата Иоанн говорит об Иисусе: "Ов хорошо знал. ч сокрыто в природе человеческой". По сути дола^паотор. стремящийся к

к освоению достаточных психологических званий и делающий это для то­го. чтобы избежать йэпростительмх промахов, стремится к тому. что­бы тоже в какой-то степени достичь этой божественной пронипательноо-ти в отношении человеческих сердец. Она поможет ему понять не только других, во и самого себя: свои предрассудки, свое нетерпение и гра-яипн. И прежде всего она возбудит и углубит его пасторское сочувствие по отаошоэию к своим подопечным по море того, юж он будет разделять их проблемы о обостренным, более глубоким и сокровенным понимавием.

Анализ психической жизви Подобно образовательной, промышленной и сопиальной психологии пастор­ская психология имеет свою точку отсчета и использует свою терминоло­гию применительно к своим специфическим интересам, а именно к нравст­венным. сопиальвым и религиозным проблемам, о которыми сталкивается пастор. Поэтому ова йоизбежао страдает определенной односторонностью а в конспективной форме рискует превратиться в карикатуру на яежую всеобъемлющую тему. Учитывая эту опасность и избегая вевужйых опоров. полезно начать о рассмотрения человека как существа двойственного по своей природе, соотояшего из физического и психического вачал: физичес­кие элементы и гранипы глубоко и постоянно влияют на психические аспек­ты. а те. в свою очередь, так же глубоко, постоянно и таинственно вли­яют на физическое состояние организма. Обе стороны столь тесно взаимо­связаны между собой, что представить их раздельное существование мв можем только в абстрактной форме и о некоторым усилием. Несмотря ва то. что подлинной сферой психологических иоолодоваижй является психичес­кая жизнь психо-физического организма, не следует никогда пренебрегать и физическими составляющими психического опыта /необходимо учитывать состояние моторно-двигательного и сеноитивного аспектов нервной сис­темы. клеток головного мозга, органов ощущений, чувства голода, аппе-

тита. реакций удовольствия-неудовольствия; необходимо учитывать поло- „,, вне различия, физические ограничения силы и способности сосредоточе­ния. болезнетворный и деформирующий эффект физических недомоганий, раз,.„-_ ного рода недостаточность, патологическое функционирование и болезни/.

Никакая попытка уврачевать страдающую душу не даст положительного ре-

t^—

зультата, если тело предается забвению, и ни одну из них нельзя наз­вать христианской по своему содержанию, если при этом забывают, что тело благодаря творению, искуплению и пребыванию в нем Духа является всеиело Божиим.

Во всем потоке сознательной психической жизви человека полезно вы­делить определенные аспекты, имеющие дело с позвавием. чувством, во-лей: определить фазы умственного развития, формы психологического опы- ^ та. расчлевимые в сознании, но никогда не поддающиеся разделению в действительной жизни.

Познавательный процесс состоит в восприятии ощущений из "внешвого" мира /включая собственное тело/, определении их значения применитель­но к уже вакомлонному опыту, выражающемуся в "постижении", "восприятии' объектов, людей, ситуаций и "освоении" нового уровня осознания реаль­ности посредством включения всего воспринятого в уже имеющийся запас г._ воспоминаний и сопоставления с ним для получения новой информации. Размышляя над имеющимися результатом восприятия, разум повышает сте­пень осознания окружающей действительности, открывает связи между известными феноменами реального мира и приходит к более полной иотичо. воспринимая сокрытые закономерности, на основании изучения которых мож­но сделать вывод о том. что будет и что должно быть. Абстрагируясь от объектов восприятия и формируя общезначимые впечатления и образы, ра-;

зум приходит к "идеям", которые впоследствии облекает в слова, имзча. символы, чтобы силою "воображения" /творческого, эстетического или

теоретического/ комбинировать из них новые модели. Анализирующий разум и творческое воображение в значительной степени расширяют сферу прос­того чувственного опыта, посредством которого разум постигает и объяс­няет окружающую действительность. Если анализ, сравнение, опенка и новая комбинация идей сознательно ориентированы на достижение какой-то осознанной иели /когда анализируются только заслуживающие внимания идеи< то в таком случае мы мыслим: если же они представляют самодостаточную ценность и как таковые доставляют определенное удовольствие, то в та­ком случае мы мечтаем /или как принято говорить - "воображаем"/.. если же мы используем ваше воображение в ущерб разуму; то в таком случае мы предаемся Фантазиям.

Эмоциональный /чувственный/ аспект сознательной психической жизни является источником любой реакции на окружающую действительность, на идеи и опыт в целом, представляя собой освоение того. как явления и веши "воздействуют на нас". Расположенность к тому. чтобы чувствовать или подвергаться воздействию какого-либо объекта или переживания явля­ется врожденным /унаследованным/ свойством человека, хотя некоторые эмоциональные реакции могут быть усвоены посредством обучения или ско­пированы у других. Гамма чувств простирается от ощущения принципиально физического воздействия ва сознание /например, чувство голода/ до воз­вышенного духовного отклика /например, преклонение перед Божеством/;

от простых, неразложимых состояний наподобие страха или гнева /"первич­ные эмопии/ до состояний сложных /например, чувство благоговения, сос­тоящее из изумления, страха и смирения или чувство презрения, состоя­щее из чувств отвращения и превосходства/: по интенсивности воздействия чувства простираются от слабых ио непреодолимых: по эмоциональному оттенку от приятных /с сопутствующим желанием продлить их или усилить/ по неприятных / с сопутствующим отвращением и страхом/. Из всех психи-

ческих состояний чувства наиболее субъективны и относительны: одно и то же событие, например, дождь. радует садовника, раздражает ту­риста. вселяет отчаяние в ребенка, предвкушавшего прогулку, страшит жертву наводнения и вызывает благоговение у поклоняющихся богу дождя. По определению Адлера людям свойственно испытывать чувства единения /объединяющие людей в их благом устремлении: сюда относятся чувства сплоченности, сочувствия, признательности/ и чувства разобщения /про­тивопоставляющие людей друг другу и разделяющие их: сюда относятся гнев. презрение/: это разделение играет важную роль в социальном и ре­лигиозном контекстах. У одних "первичные эмоции" могут свестись к чувству страха, гнева, любви, и они могут считать, что остальные чув­ства представляют собой комбинации вышеперечисленных: другие в разряд первичных эмоций включают радость, скорбь, отвращение, удивление, "по­зитивное или негативное самочувствие", "чувство нежности", симпатии и лаже чести, изумления, одобрения и неодобрения. Все чувства понужда­ют к совершению определенных действий: страх - к сопротивлению или бегству, гнев - к наказанию или мести, любовь - к совершению поступ­ков. рассчитанных на признание: само олово "эмоция" означает "импульс к движению" ^.р^к^ я)(^и^' /. Психологам никогда не удавалось ус­тановить. производят ли чувства определенные физиологические измене­ния / в кровообращении, дыхании, сокрепии желез/, предваряющие соот­ветствующее действие, или просто представляют собой констатацию того. что эти изменения совершаются.

^Волевой аспект психической жизни включает в себя тот положительный и начальный ответ на воздействие объектов и ситуаций, посредством ко­торого мы стремимся отреагировать на окружающую нас действительность и произвести определенные изменения во всем. что ва нас воздействует. Чувство представляет собой более пассивную сторону ответа на опреде­ленный раздражитель, хотя оно и приводит к определенному действию:

воля же и процесс волеизъявления - это более активная сторона тако­го ответа, которая не только стимулируется чувством, но и сама в значительной степени усиливает его. Воле придается такое большое зна­чение во многих религиозных и пасторских делах, что вопрос о ней тре­бует детального рассмотрения, однако уже сейчас можно сказать, что "nnn сознания ориентирпнпно ня лййптпия" в том смчолэ. что любое про­явление психической жизни, каждая мысль, впечатление, мнение, чувство. идая или привычка стремится реализоваться в действии и подавляется только другим стремлением к действию, вызванным противоположными мыс­лями. впечатлениями, мнениями, чувствами, идеями или привычками. Без­действие является следствием равновесия противоположных побудительных импульсов, и это является существенным моментом в понимании слабостей человеческого характера. Чувствовать - значит реагировать на различ­ные раздражители: прекращение реагирования означает смерть, а весь процесс, посредством которого живой организм стремится реагировать на окружающую действительность, называется "волеизъявлением".

Этот трехчаотный анализ, вполне уместный в описании психической жизни, не должен подменять собой ее фактическое единство: на сущест­вует никакого акта познания без достаточно прочувствованного интере­са, способного локализовать внимание и пробудить реакцию: не сущест­вует никакого чувства без наличия какого-либо познанного объекта или идеи. способных пробудить это чувство и сосредоточить на нем внима­ние. а также без побуждения к достижению возможного удовольствия или уклонения от возможной боли. В том случае, когда познанный объект или стимул столь неопределенны по своему содержанию, что кажутся отсут­ствующими. мы говорим о настроении, а не о чувстве: к "безобъектным". "беспредметным" чувствам относятся гнеа^возмущение. которые, правда. стремятся сразу же определить логически обоснованный стимул и объек-

тивно наличествующую мишень пля самоизлияния. Сознательная психичес­кая жизнь представляет собой непрерывный процесс впечатлений, объяс­нений. эмоционального опыта и избирательной реакции: в этом проиессе никогда не совершается отдельного, присутствующего "в чистом виде". абстрактного познания, чувствования, волеизъявления. В различных ре­лигиозных философиях, различных формах религии и различных рылигиоэ-но настроенных людях могут преобладать мышление, чувство или воля. однако уравновешенная и полная по своему оодержанюо религиозная жизнь вбирает в себя всего человека: сюда входят истина, традиция, память. наполняющие разум верой и убеждениями, чувства благодарности, доверия. поклонения, мира. радости, подогревающие и поддерживающие внутреннюю жизнь в такой вере, сюда же входят и стремление к благочестивому по­ведению и служению, воля. а своих проявлениях полностью отвечающая истине, а также чувства и идеалы, порождаемые в человеке религией.

Инстинктивные влечения

В поток психической жизни входят и определенные сильные течения. представляющие собой особые врожденные модели, инстинктивные импульсы. составляющие основные жизненные порывы, которые обеспечивают движе­ние жизни как в индивидууме, так и во воем обществе. Инстинкты пред­ставляют собой каналы, посредством которых изначальная жизненная си­ла находит свое выражение в каждом индивидууме: они служат источни­ками всевозможной энергии, будь то энергия святого, мыслителя или грешника: на них зиждется высь психический опыт. они определяют иель любой деятельности. Инстинкты представляют собой сырой материал ха­рактера и их эмоциональная энергия придает динамику жжэни. Однако /а отличие от пражвей точки зрения/ теперь человек не рассматривает­ся «ак простая совокупность принудительных инстинктов, каждый из ко­

торых ищет своего конечного удовлетворения: нет, он - совокупность жизненных сил. проявляющих себя в четко различимых инстинктивных по­рывах. составляющих собой часть биологической наследственности всех нормальных члечов того или иного вила.

Обстоятельное рассмотрение природы инстинктов следует начать с рассмотрения физиологических рефлексов, представляющих собой автома­тические. едва сознаваемые реакции наподобие моргания или слюноотде­ления. Подобно рефлексам инстинкты представляют собой связи /между внешними и внутренними стимулами: чувственными впечатлениями, мысля­ми. а также чувствами, желаниями, импульсами, побуждающими к совер­шению действия/, неопознанные, иногда почти не осознаваемые, но тем не менее служащие определенной нчли. Однако даже когда побудительная причина отсутствует, стремление или предрасположенность к определен­ному реагированию все равно сохраняется, и поэтому инстинкт обычно определяют как глубоко укорененную в природе человека наследственную предрасположенность к реагированию на данную ситуацию /эта предрас­положенность является врожденной, а не приобретаемой: само же реагиро­вание протекает с определенной закономерностью и со стремлением достичь жялаамого биологического результата, хотя нередко этот результат за­ранее не предусматривается/. &:ли рефлекс специфичен и неизменен по своей природе, то инстинкт предполагает более общее содержание и вклю­чает в себя внимание к раздражителю /познание/, пробуждение связанной с ним эмоции /аффект/ и импульс к реагированию на раздражитель /воле­изъявление/: кроме того он в большей степени поддается изменению бла­годаря определенной тренировке, переориентации или направленности на соответствующие идеалы. Инстинкты присущи всем нормальным особям вида:

предрасположенность же к особым талантам или способностям представля­ет собой "дар", присущий отдельнчм людям.

Старая "психология инстинкта" расширяла перечень человеческих инс­тинктов за счет включения в их разряд большинства автоматических реакций и действий/крик от боли. вздрагивание от неожиданного шума. ревность, игра. любопытство, сон. стремление к творчеству, к приоб­ретательству. язык. призыв /крик о помощи/, внушаемость, формирование привычек и так палее/. Однако полезнее рассматривать всего лишь неко­торые инстинктивные порывы, направленные на основные физиологические иели. как основу для возникновения многочисленных второстепенных стрем­лений и привычек.

Например, основная потребность каждого живого организма, а именно потребность быть. самоопределяться и самоутверждаться в борьбе за существование в зависимости от условий оформляется как "инстинкт на­сыщения", "инстинкт приобретательства" /с целью упрочения будущего существования/, инстинкт самовыражения; инстинкт самосохранения в ми­нуту опасности, порождающий "инстиктивный страх"; в столкновении с врагами пробуждается инстинкт боевого настроя, "драчливости", в виду же явного силового преимущества - стремление к бегству, в ситуациях непонятных и потенциально опасных - любопытство. Кроме того одно и то же принципиальное стремление быть может породить "инстинкт" безо­пасности. требующий созидания, строительства /какого-либо убежища. "норы"/ или состяжания с другими, предосторожности и даже ревности. Глубинное стремление к продолжению рода тоже может являться следст­вием стремления к самоутверждению в жизни или результатом какой-либо иной врожденной предрасположенности: оно побуждает к разнообразной де­ятельности и реакциям, связанным с полом: к определенной саморекламе. -соперничеству, вступлению в брак. а после его заключения возникнет "родительский инстинкт", вбирающий в себя стремление к созиданию /обзаведение "гнездом"/, защите молодых членов семьи, их питание, а иногда и самопожертвование ради них. Инстинкт воспроизводства /"по­

ловой" инстинкт/ принадлежит к тем инстинктам, которые не проявляют­ся о непосредственной очевидностью, а существуют скрыто до тех пор. пока физические изменения или обстановка не создадут соответствующих и эффективных стимулов пля его проявления. Много споров ведется о том. является ли "стадный инстинкт" или "жажда общения" следствием стремления к самосохранению и поиска защиты во множестве таких же особей или же он" является результатом иной инстинктивной предраспо­ложенности: из него проистекают инстинкты внушаемости, подражания, притяжения-отталкивания, групповых игр, призыва на помощь, инстинкт общения /язык/. Оспаривается, что формирование привычки, игра. боль­шинство страхов /за исключением детских страхов перед громким шумом и палением/, язык и. быть может, ревность являются более врожденными. чем приобретенными. Сон /как и голод/ представляет собой физиологи­ческую потребность, удовлетворение которой протекает "инстинктивно". Инстинкт самосохранения, оамовоспроизвопства /продолжения рода/ и и жажда обшенид /т.е. соответственное им сохранение индивида, рода и группы) по-видимому следует рассматривать как подлинно изначальные биологические инстинкты, как способы основного стремления живого ор­ганизма к продолжению и сохранению себя самого. Другие врожденные предрасположения /имитация, воинственность, страх/ обоснованно можно назвать "инстинктивными" в том смысле, что они скорее возникают из пер­вичных инстинктов, чем являются таковыми.

Любо и изначальный инстинкт и производная от него инстинктивная предрасположенность сопровождается сильным чувством: удовольствием при удовлетворении каждого инстинкта и болью при его подавлении. Та­ким образом они формируют мотивы нашего повеления, те мотивы, которые. так сказать, взывают к ичстинктивному чувству как к цели. которую надо достигнуть, или к возможному результату, которого необходимо избежать. тем самым побуждая нас к совершению определенных действий. Инстинкт

самосохранения может пробудить чувство агрессии, гнева, страха: по­ловой инстичкт пробуждает "нажное чувство", физическую страсть, ро­дительскую жалость, ревность, стадный инстинкт пробуждает чувство пре­данности. страдания при расставании и так далее. Именно в этих инстиш' тивных чувствах реально заключены движущие силы жизчи. Во благо или во зло. но именно они определяют все. что нас интересует; какие-либо сиены, предметы внешнего мира. впечатления, люди влияют на нас пос­тольку. поскольку они стимулируют наши основные или производные инстин тивные эмоции: таким же образом идеи подвигают нас к героическим уст­ремлениям. соперничеству, жертвенности, деградации или саморазрушению. поскольку они воздействуют ча те же самые основные инстинктивные чув­ства. У цивилизованного человека эти простые, изначальные порывы много кратно и многообразно перекрываются и видоизменяются, однако в основе всех изменений лежат все те же врожденные потребности нашей природы, которые в конечном счете определяют ваши цели. замыслы и достижения. Всякий "порыв" стремится к "удовлетворению" и поэтому определяется. чувствуется как "потребность": потребность же. определяемая и воспри­нимаемая личностью, становится ее "желанием", а это инстинктивное же­лание. многократно усиленное сопутствующими эмоциями, является жизнен­ной силой, устремляющейся к своим биологическим целям.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 474 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...