Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Вот почему подавление инстинктивных порывов и эмоиий столь опасно. Загнанные в подсознание, они лишь усиливают свою мощь. Необходимо найти ичыо методы контроля и итилечения; простои итрииинии инстинктивных сил. существующих в нас. их подавление посредством всеие-ло негативной, строгой самодисциплины представляет собой попытку сдержать стихийные силы самой жизни, что о неизбежностью ведет к таким бедам, как паралич, искажения в структуре личности или внезапный аффмкт.
Наше понимание людской психологии но очень изменится от того. если мн нмйптп того. чтпбч сказать об учпплапппаччых. Ярпжлячччх инстинктах инстинктивных порывах и инстинктивных эмоииях будем говорить о чело-и^чоохих "чотрчбчоитях" или и "чрчждччччм тяготении", стрямяпь избежать сугубо биологического акиента в таких вопросах и желая подчеркнуть огромную сложность и бесконечные модификации, которые возникают вследствие тренировки, обычаев и суждений личности. Считается, что сегодня человек уже вовсе не представляет собой некую статическую модель определенных инстинктов. Человеческая природа, насколько мы ее знаем, имеет некоторые изначальные потребности, в частности, такие как:
- потребность в безопасности /в случае отсутствия которой возникает тревога во всех ее формах/:
- потребность в самоутверждении, в необходимости иметь и отстаивать свои права /в случае ее неадекватной реализации возникают различные неврозы, "расщепление личности", фруотрания. возмущение и так далее/:
- потребность в удовлетвпрении полового инстинкта, включающая в себя все формы чувственного комфорта и наслаждения. Эти три изначальных тяготения определяют все интересы и реакции и представляют собой сырой материал человеческого характера. Такой взгляд на проблему представляется вполне правомочным, однако не следует забывать, что прямая связь с глубинной, изначальной приропой жизни, с пониманием человека как психофизического организма, связь с его биологическими устремлениями и. следовательно, с его инстинктивными эмоциональными порывами также заслуживает пристального внимания. И потому, помня об "инстинктах" мы не теряем из виду биологический аспект психологии.
Независимо от выбора терминологии можно выделить:
I/ изначальное направление инстинктивного порыва, а также иель, которую он стремится осуществить /например, нормальная иель чри состоянии страха - самозащита/: ^
2/ искажение изначального порыва, возникающее в том случае, если он не имеет нормального выхода /как разнообразные фобии и тревоги являются следствием искаженного чувства страха, так тщеславие является следствием искаженного чувства самоутверждения: жадность - следствием искаженного чувства приобретательства: похоть есть извращение сексуального желания/:
3/ позитивная и полезная переориентация инстинктивного порыва, его "сублимация" /например, бдительность и осторожность есть здоровая, выдержанная переориентация примитивной формы страха/. Условности, порожденные культурой и общественной традицией, серьезно препятствуют выражению стихийной потребности: они, например, не дают человеку свободно выразить импульсивное стремление к агрессия или самовоспроиз-водству: так или иначе, но большой излишек энергии и связанных с нею эмоций находится в ожидании своего выхода за счет соответствующих стимулов. иногда порождая чрезмерные, неконтролируемые вспышки страсти там. где этого меньше всего ожидают. В иных случаях излишек эмоциональной энергии может быть загнан внутрь, порождая скрытой страдании в глубине души. В каждом поколении человек должен находить средства для обуздания стихийных сил в себе самом, контроля над ними и лучшего их использования, чтобы жизнь индивида была насыщенной и цивилизация F развивалась далее. Однако каким бы утонченным, упорядоченным и альтру-) истским ни стало поведение человека. но следу от забивать, что энергия. определяющая поступательное развитие жизни, таи или иначе является производной от изначального биологического порыва, инстинктивно стре
мящегося к осуществлению биологических пелеч. С о;шой стороны нет сомнения в том. что человек, как ми его знаем в еги плотской природе. обладает сильной биологической наследственностью. с другой же стороны -он вскормлен историей, традицией и окружением: однако природа играет в нем столь же определяющую роль. как и воспитании. - можно даже сказать. что "человек в больший степени продукт наследственности. чем воспитания"./Такое изложение основ психологии не может не представлять интереса для пастора, однако при этом было бы хорошо для него помнить, что представленный здесь анализ природы человека и сделанные из этого анализа некоторые выводи могли би бить иччми. цели би автор этой статьи полнее руководствовался учением Библии о возрождении человека. -Примечание редактора/.
Становление личности Согласно Хэдфилду каждый организм в силу присущей ему необходимости стремится к полной самореализации, к завершенности. Ни один побудительный мотив не является столь непреодолимым, как эта неуемная потребность в удовлетворенности: согласно Юнгу "человек озабочен мыслью о том. ком ему быть" и ему присуще стремление к целостности, к раз^'.ьому. целенаправленному единству множества сил. подчиненных его личностью. Подобно тому как реализация /удовлетворение/ каждого отдельного порыва приносит удовольствия, постижении всеохватывающей гармонии изначальных устремлений приносит счастье, ощущение цельного благополучия. Од-чак!) о)щт почаэивает. чти тах;'х гармичия uu явлж'чч:я прижженной. Подобно тому как в интеллектуальной жизни для достижения здорового умонастроения необходимо всю совокупность ощущений. идей и воспоминаний просеивать и отбирать посредством целенаправленного интереса и внимания. анализируя и упорядочивая их с помощью здравого рассудка и формируя из)!и/ адекиатпое зчавие об окружающей действительности. ч волевой
Ci|'<lpll lUltl ПиСТИЖиНИЯ;jH4|lUHI)l'U. 1111<;Ли1111ПитиЛЫ1Ш'1) Х;1{Ш1С1'11|1'1 KilllMx»
пимп гармонизировать. примирить мпжлу собой и упорядочить хпптичпс-
КИЙ ПОТОК И11^ТИН1"1'И1111иХ ПЛГЧИНИИ. ЭМОЦИЙ, Ж1!Л^НИИ.М1)ТИ»1.Ш.
П стихиМних |и^1цп;г< жиппгп пргппизмп jie^ яяложоно никикпМ г.чрпнтии для их гармонизации или интеграции в цельную личность. Например, ин-
ПТИНКТ (:;1М11(:1)У|1;11|г|1ИЛ М11Ж"Т IKjTyllMI'l. II КОНФЛИКТ (! "|1П11ИТИЛ1.1;1<ИМ" И11
стинктом. способннм привести к самопожертвованию, если ребенку угрожает опасность. Ииэвшшоп жаждой общения стремление побиваться и удер-жиппть олобритпльную оппнку той или иной социальной группы нередко протчп')рг'чит половому влечению или стремлению к агрессивности, удов-лптпп|г'||цо которых оскорбляет зту группу и отпаляет ео от инш^випа. Прптипобпрстяо инстинктивных порывов может разрушить личность, истошиты всп ее физические силы, лишить цели и пушенного покоя. Внутренний конфликт может породить тревожные симптомы неврастении или психоза, может привести к нервному срыву, различным фобиям, синдрому тревоги, беосон-Hime. Когда же к отсутствию гармонии среди изначальных влечений организма присовокупляются противоречия и конфликты между ними и унасле-пованной культурой, обычаями, нормами и ценностями той социальной груп пы. в которой живет индивид, а также конфликты с его собственными нрав ственпыми установками, сфера кризисного состояния расширяется. Тогда на самом пело пругой закон, находящийся в членах, противоборствует закону ума и порабощает душу. Сеньмая глава Послания к римлянам прод-стапляот собой классичпскоп изложение этой тпмы внутриличностного противоборство.
Поэтому'нравственная задача взрослеющей личности состоит в том. чтобы интегрировать врожденные и приобретенные компоненты физической жизни, постигнув тем самым необходимой силы, мира и счастья, которые присуши уравновешенном, гармоничной личности. Исходя из этого психологи много гппорят о "системах" или "созвездиях", "сочетаниях" вза
имосвязанных импульсов, мотивов, эмоций. инлоИ с л^жиишми ы их основании ипеями. верованиями и интуицией; они говорят об организации психической жизни вокруг избранных тим. нирьдко мимитыоншшых из культурных традиций той или иной социальной группи. Упомянутые системы упорядоченных инстинктивных эмоций, жоланий и целой, называемые "установками" или "иыторнсами". могут быть многориэлични: один и тот же индивид может сосредоточить свои эмоиии. желания и вирования вокруг своей гражданской позиции, другой можит иметь установку, ориентире ванную на его домашних делах, на религии, на своей корьори. на иаком-нибуиь хобби или спортивном увлечении. В каждой системе какие-то из ого идыя. мыслей, воспоминаний, желаний, инстинктивных влечений, веровании и реакций формируют цельное единство и поэтому в тий сфере деятельности его поведение будет послодовательниы. устойчивым и предсказуемым. Сильная установка на патриотические чувство исключит возможность предательства; сильная установка ни честность и правдивость не позволит человеку украсть.
Вели одна или две таких системы вбирают в себя внутреннюю жизнь человека, он обретает сильный, "иолеустромлшшиИ". днятильный характер: если несколько систем взаимосвязаны между собий. ини могут усиливать друг пру га. и тогда один и тот же человек можит бить хорошим гражданином, отиом. работником. верующим и игроком в гольф. Если же эти системы не представляют собой связаного единства, человек может разрываться между общественными обязанностями, цродыиностыи симье, опоий робиой и любовью к спорту. Коли иве системы вступают в противоборство /например, одна является строго религиозной. другая ж@ ориы •rHpuuuuu ни чуистииннуш офиру и iiuTUKuijun (;ииим прихотям/, чиловек в опной ситуации является одним, в другой другим и нигде он не присутствует иыликим. Весь ськрет личиистний сили. ынутринний гирмиыии и счистливой самореализации заключается в правильной организации и в успешном о^^асовании биологических сил с сиииальними. культурными.
нравственными и религиозными нормами, которые их перекрывают.
Факторы, влияющие на проносе самоорганизации, различны. I/ Простая привычка создает определенную мопель. которой последующая стимуляция инстинктивных наклонностей готова следовать, без особого напряжения внимания и без особых усилий. Таково одно из проявлений природной экономии; мы совершаем множество действий, не сосредоточиваясь на них. потому что однажды приобретенная привычка стремится к повторению. Таким образом взрослый человек в меньшей степени зависит от случайных импульсивных реакций, нежели ребенок. Однако это создает определенную проблему в том случае, когда мы начинаем отрицательно относиться к приобретенной привычке, ибо изначальная инстинктивная эмоция. усиленная бессознательным повторением, очень трудно поддается изменению: к "силе", создавшей потребность, прибавляется теперь и "сила привычки", стремящаяся совместить отношение и поведение личности как в совершении добра, так и в совершении зла. 2/ Окружающая обстановка стремится стимулировать или подавить инстинктивные влечения с целью более комфортабельной и надежной адаптации к обстоятельствам. Такие аспекты инстинкта самосохранения, как забота о пропитании и приобретении необходимых вещей превратившие первобытного человека в охотника, в современной городской жизни почти неузнаваемо изменились, приняв вид далеко идущих устремлений и / как считают некоторые психологи/ трансформировавшись в утонченные виды охоты наподобие коллекционирования редких и бесценных предметов. Именно общественные нормы и санкции, выраженные в обычаях, традиции, родительском наставлении и воспитании, серьезно видоизменяют стихию взрослеющей личности. Сексуальное влечение, ставшее в греховной природе человека беспорядочным и случайным, в силу экономической необходимости, пот-р"бчости ^ сопм^птчом сожительство и ч силу родительского "чувства нежности" может бчть силой, сохраняющей семейный союз. Агрессивные
и воичстсичпые импульсы, являющиеся приизьчднчми иг и^:тчш<та самосохранения пьред личом опасности. ч^ш.ичл^ают ж^члэменятьси и ЖеСТ-Ку^ ИЧС^ЖЛО ПОЛИТИКУ И НауЧНИч ИЗЧСГЖЖЯ. Изм^ЧСНИц ИЖ;ТИШ(ТИИНОЙ
жизни посредством "психосоииального окружения", ь котором организм приспосабливается к традициям, обычаям и социальному дашюнию. является одной из черт. присущих человеку.
3/ Другой исключительно человеческой чертой, резко изменяющей инстинктивное поведение, является интеллектуальная способчость к рифлнксии. предвидение, и мыимению. Рефлексия /т.е. размышление о своим внутреннем состоянии/ включает в себя воспоминании о прошлых реакциях и их последствиях, самокритику, самоодобречие и угрызения совести. Предвидение включает в себя предчувствие возможных послепстчий. а также конфликтов с другими желанными результатами. Таким образом человек с пользой для себя накапливает свой опыт и опит других людей и предвидит свой путь. освобождаясь от случайных, импульсивных реакций на непосредственные раздражители. Мьш!ление же определяется кик отсроченная реакция, как пауза, предпринимаемая разумом;ыя того. чтобы проконтролировать инстинктивные процессы в свети послелоиктедшых ч интегрирующих устремлений. В данном случае слепая реакция ча инстинктивную эмоцию /по принципу "все или ничто"/, характерная для ребенка или животного и проявляющаяся во вспышках ярости или безрассудного стре ха. видоизменяется во взвешенный, обдуманный и осмотрительный /то есть организшшчпый/ ответ. характерный для взрослого чедиьеки. Творческая фантазия направляет изначальное инстинктивное влечение по совершнАг новым копалам, давая выход остаточной энергии и качестве восьми далеком от преследования изначальных биологических иелей: так. например. половое вличенио способствовало созданию стольких стихов, такой литературы. драматических произведений, музыки, живописи, воспитательных систем, проведению социальных реформ для детей, осуществлению научных
изысканий и оформлению религиозного мистичизма как никакая другая отдельно пэятлп силл. Это постигается интплляктуальним посприятием абстрактных иде!). отношений и символов, а также их подпиткой за очат глубинной энергии и интереса. Тякола функчия мысли и чоображчнин и пеле воспитания и облагораживания инстинктивной жизни. '1/ Очняко "челонаправлечноо действие представляет собой наиболее фун-ллм.'чтяльную к.'!т';гг)рию психологии" /Мак Дугалл/ и самый мощный (^ктор п интеграции инстинктивных реакчий человека на окружающую действительности. Поскольку мысль отсрочивает реакцию. появляется возможность выбрать ее наиболее адекватную форму, сообразующуюся с предвосхищаемой и ачробированчой целью. Таким образом выстраиваются системы орга-низоч.чнчых отн^тг)п на ичстинктивнче импульсы и кажпы!) реализуется как целое. Лапример. любой стимул в контексте установки на семью или любовь к родине чоздействует но только на стихийное инстинктивное чувство пола или потребность в общении, но и на сложную, высокоорганизованную и интегрированную систему ичей. переживаний, верований и че-лей. причем, чсе они содействуют форме и силе ответной реакции. Если в развивающемся характере формируются одна. две или три "ведущих ус-танопки". которые к тому же контролируются одной, двумя или тремя доминирующими устремлениями, повопение человека приобретает большую цельность и посляппчательность. В конечном счете волеизъявление индивида буп^т сосредоточиваться на таком выборе. который уже предопределен им!гулы;ами. вщ).чботанчгими чепущие установки: акт волеизъявления по сути чел:) чречрящается ч акт отожествления с опремлеччой чспущо!) устачщжой. При чтом ли-ччость имеот несколько "я" или несколько сфер. ч ко'п!;)их ич жич^г /с(м).я. работа, религия, отдчх/. Ио-випимому. чо всякой кочФликтной питуа!гии возможную реакцию булет очрспелять наибо-л"^ ся/ч.ччя.'/(;'г.'!чг)пк,ч:.';лж^ срипнительчо слабое желание, связанное с религиично:! усгачолкщ). возьмет верх нап достаточно сильным желанием. возникшим п контекст" иной установки /например, установки на
спирт/, которому ичдшшп /и сраининии си сво(;и р^нгии.)/ ih; припыит болычого з^^aчe^^ия. Когяа постигаится такая степень организации ин-стинктинной жизни, личность разлипается в благоприятном для нее ключе. обретая твердость характера.
5/ Однако что определяет эти ведущие устремления? Способность к ооф-локсии. самокритике и творческому воображение диет ч^швеку спиооб-чость удерживать переи собой абстрактнио понятия и тех чилях и оосто-яниях, которые он может избрать для своего достижения и затем начать стремиться к ним. С психологической точки зрения эти воображаемые че-ли. присучше повелению человека, представляют собой идеали. даже если с моральной стороны они заслуживают осуждения /например, ложные идеалы распутника, пьянииы или безжалостного убийиы/. U способности формировать эти идеалы и следовать им заключается вся сила прогресса или деградации, присущая человечеству. Идеалы, с нравственной или научной точки зрения расцениваемые как благотворный для человечества, являются тем подспорьем, с помощью которого челочик устремляется вперед в своем развитии. Сила идеала /хорошего или плохого/ состоит в том, что он стимулирует одну или более систем инстинктивной чрилрасчоложенмос-ти. давая средства для достижения удовлетворения, причлекая к себе и тем самым фокусируя эмоции и обещая гармонию и самореализацию. Если обещанная перспектива окажется ложной, станит лсно. чти вибор бил ошибочным. а идеал ложным, однако "именыо идеал способен стимулировать пилю и тим оымим иргинизииииить шли сииичуччисть ичстинктии и иичо гармоническое целое." Не будет преувеличением сказать, что последова-тидьный и уравноиешиыный характер яплянтся. как следствием влияния идеалов, на которые ориентирован человек, так и влияния его материального. социального и культурного.окружения, а также следствием прочих сильных воздействий, интегрирующих иго врожденный, инстинктивные предра положенности в сильную, чельную личность.
6/ Идеалы. олнчкп. но берутся о поздуха и чо прчпотппляют собой вымышленных. воображаемых целой. никак но связанных с реальным миром.
Для того. чтоби обуз;швать бунтующую волю. прнодоленать душевные конфликты и чо терять споой привлекятельпости ча протяжении многих лот разочарования и душевного упадка, избранные идеалы /вокруг которых ЧСЛПЖЖу ЩЩХЧЧИТСП ОртНИЗОЧЧТЬ ППО') ЧППОДОНИО/ ДОЛЖНЫ К;)р())ЖТЬ(!Я
в выверенных убеждениях относительно окружающей реальности, а также природы жизни и вселенной. Таким образом завершающим организующим фактором является определенная (Философия жизни, которая в одном случае может быть всего лишь неопределенной совокупностью взглядов на жизнь. полученных пт семьи и воспитания, в другом - сознательным отрицанием любой формы идеализма, исповеданием циничного, материалистического. фаталистичного или чувственного эготизма, в третьем - сознательной ориента!той на определенные религиозные, философские или политические убеждения. Интегрирование личности вокруг определенной идеологии является результатом социального воспитания, опита и личной решимости. формирующей особый набор психологических идеалов, в значительной степени подпитывающихся за счет традиции и общественной поддержки, но действующих в основном как мощное внутреннее влечение. В случае с религиозной философией оно усиливается за счет убеждения в том. что привходящие духовные! силы посредством которых усиливается врожденная нравственная энергия, доступны для веры и молитвы.
Согласно Карлу Штольцу "большинство людей, страдающих от излечимых психических расстройств, нуждаются в обретении адекватной философии жизни, в выработке животворных убеждений, способных поддержать их
в трупную минуту... Мы должны ощущать самоценность жизни, всегда быть уверенными в том. что мы связаны с космической энергией, вовлечены в возможную для нас дружбу с Богом. Религиозные идеалы возвышают нас над грубыми и приходящими моментами жизни, над превратностями на
шей личной судьбы... сизданыл основу для мужества и надежда. которая не только помогает переносить жизчь. чо и делает ос достойной, плодотворной и спокойной. /Религия/ является объединяющим иечтром всех сил личности".
Нет ничего удивительного п том. что религиозная жизнь и язык нередко несут на себо знаки интегрирования инстинктивных сил личности. Например, а религиозных гимхих. и учениях о Ьоге-Отче. о любви, в поглощенности верующих иипросими чедомудрия и счятости брака многое напоминает нам о том. что сексуальные эмо[гии переориентировались и облагородились в религиозной вере. Предрасположенность к общительности находит свое более высокое выражение в сило религиозной преданности. в осознании ценности товариществ, в сохранении общественных традиций. в убежденности, что дружеская связь с Богом не прерывается. Импульс самосохранения пи-сииему скизыьинтся на религиозных идеях опасения, убежища в Боге и личного бессмертия. Остается только сказать, что религиозная вера является принципиально человеческой особенностью: она обращена к человеку и воспринимается им как величиной сотворенной. имеющей свои спешфические питрсбчости: она дает положительный и плодотворный выход его влечениям, кетерые в протинчом случае обретают опасную тенденцию к саморазрушению.
С точки зрения психолога религия, к сожалению, может формировать и сыпи пиленые течд^чнии. Чпчзмир!^^) акцепт ни религичзним послушании по обязанности, пренебрежение личной свободой может сформировать духовно уьечиих. чисиитиятелыщх людей. Чиспособних к несению всей ' полноты нравственной ответственности и к какой-нибудь инициативе. Аппеляция к учениям, связанным с идеей вечного осуждения, может породить ложный страх, измотич^ющий и без тпго измучеччич души. Неуравновешенное /и небибле^ское/ отчошечие к сексу вместо исцеления может при-
пости к острим духовным кон^иктам. Даже чрезмерный акиент на лр^ нести семье может вылиться в фиксации чувств на отие. матери или машнем очяго. что создаст помехи для всестороннего развития, необ мого сыну или дочери. Настойчивоо стремление следовать какому-либ жесткому нормативу духовного опыта может поропить иллюзорное убе^ ние п необходимпсти наличия собственной вины кик непременного уел! вия божественного прощения. Смысл некоторых популярных гимнов сое' в страстном стремлении вернуться назад к той безопасности, которо! был окружен ребенок, и навсегда обрести желанную награду покоя и ] шения: такая мечта может породить в слабых людях стремление sopHyi к детской зависимости, что п действительности ослабляет характер. да поверхностное, ошибочное представление о молитве может ослабить ственную инициативу и сместить ответственность на другого. Быть мо о психологической и сониал!,ноИ точек зрения нот ничего столь безус но плохого, как плохая религия. Однако это является извращенным са тельством силы религии и не оставляет сомнений в том. что /по слов одного из авторитетов клинической психологии/ в своем наилучшем пр. лонии религия дает единственное полное излечение от невроза/ жизни основанной на страхе/, поскольку она наделяет жизнью, сознательно ^ нованной ч;) любпи. доверии и вере в конечную и непоколебимую основа нашей безопасности - в яюбовь Божию.
Итак. человек только тогда постигает зрелости, уравновешенности безопасности, когда он интегрирует все компоненты своей природы /Щ стинкты, реакцию на окружение и способность к абстрактному мышление в организованную личность: если интеграция не удается, возникает пр тивоборстоо противоположных импульсов, которые или расщепляют психи ку человека, или создают шаткое равновесие, грозящее взрывом в любу
минуту. Процесс самоорганизаиии ипет постечончо и достигает жилан-ной цели только после того. кяк утихнут бури пидросткочого периода:
этот процесс может быть и очень дорого стоящим, будучи связанным с борьбой, самоотречением и страданием. Обычно религиозные люди /включая пасторов/ объясняют успех или ноу дачу силой или слабостью "воли". Исходя из этого необходимо обстоятельно рассмотреть ее природу и функцию. Однако прежде чем приступить к этому, необходимо описать другую сторону психического опыта, которая даже более существенная для пастора в деле понимания природы людей и их проблем: речь идет о таинственном и властном иарстве "подсознательного", лежащем в основе потока осознанной психической жизни.
РАЗДЕЛ I. Общая теория статистики.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 340 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!