Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
791. Муса бен Исмаил — Талиб бен Хабиб — Габдур-Рахман бен Джабер — Хазм бен Убайй бен Кагб; [последний передал,] что он пришёл [однажды] к Мугазу бен Джабалю, когда тот совершал вечернюю молитву с людьми («каум») — в этом сообщении (хабар). Сказал: «И сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «О Мугаз! Не будь смутьяном! Ибо, поистине, молятся позади тебя и старые, и немощные, и те, у кого есть дела (имеющие какую-либо нужду, нуждающиеся («зуль-хаджа») и путники».
792. Гусман бен Аби-Шайба — Хусайн бен Галий — Зайда — Сулейман — Абу-Салих — от некоторых из сподвижников Пророка (м.е.и б.!), [что Пророк] сказал одному человеку: «Что скажешь ты о молитве?» Сказал [тот человек]: «Произношу [слова двух] свидетельств, и говорю: «О мой Аллах! Поистине, я прошу у Тебя рая, и прибегаю к [защите] Твоей от огня [геены огненной] ([аллахумма инни ас- алюка-ль-джанната ва агузу бика минан-нар]). А что касается меня, то, поистине, мне не нравится твоё бормотание, и бормотание Мугаза». И сказал Пророк (м.е.и б.!): «Её [молитву] мы бормочем».
136
793. Йахья бен Хабиб — Халед бен аль-Харс — Мухаммад бен Гаджлан — Губайдулла бен Миксам — Джабер; 'последний] привёл рассказ Мугаза, сказав: «...и сказал, т.е., Пророк (м.е.и 6.!) ([тому ] юноше): «Что ты будешь делать, о сын моего брата [по вере], если будешь совершать молитву?» Сказал [юноша]: «Прочту «открывающую Книгу» [суру «Фатиху» — первую суру Корана], и попрошу у Аллаха рая, и прибегну к [Его защите] от огня [геены огненной]. И, поистине, я не знаю, что бормочешь ты, и что бормочет Мугаз». И сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Поистине, я и Мугаз — всё вокруг этих двух [вещей: «Фатихи» и этих слов молитвенных]», или вроде того (этого).
794. Аль-Кагнабий — Малик — Абу-з-Зинад — аль-Аградж — Абу-Хурайра; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Когда кто-либо из вас будет совершать молитву для людей [будет предводительствовать на совместной молитве], то пусть облегчит [долго не совершает молитву]. Ибо, поистине, среди них [людей, которые будут стоять позади вас,] будут немощные, и больные, и престарелые. А когда будет совершать молитву один (для себя), то пусть [делает её] такой длинной, какой только пожелает».
795. Аль-Хасан бен Галий — Габдур-Раззак — Мугаммар — аз-Зухрий — Ибн-аль-Мусаййиб и Абу-Салама — от Абу-Хурайры; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Когда кто-либо из вас будет совершать молитву для людей [предводительствовать на совместной молитве], то пусть облегчит [не выполняет молитву долго]. Ибо, поистине, в них [, т.е., среди людей, стоящих за ним] есть больные, и престарелые старцы, и те, у кого есть нужда [что-либо сделать, нуждающийся («заль-хаджа»)]».
Раздел «То, что дошло [из сведений] об ущербе [, причиняемом молящимися по отношению к] молитве»
796. Кутайба бен Сагид — Бакр, т.е., Ибн-Мудар — Ибн-Гаджлан — Сагид — аль-Макбурий — Гумар бен аль- Хакам — Габдулла бен Ганама — аль-Музаний — Гаммар бен Йасир; сказал [последний]: слышал я, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) говорил: «Поистине, человек завершает [молитву свою], и не записывается ему ничего [из воздаяния, определённого для молитвы, совершённой полноценно — с тщательным выполнением всех действий её], кроме десятой доли молитвы его, девятой доли её, восьмой доли её, седьмой доли её, шестой доли её, пятой доли её, четвёртой доли её, третьей доли её, половины её.
Раздел «(То, что дошло [из сведений] о) чтении [Корана] в полуденной [молитве]»
797. Муса бен Исмаил — Хаммад — Кайс бен Сагд — Гимара бен Маймун и Хабиб бен Гатаъ бен Аби-Рабах; [последний передал,] что Абу-Хурайра сказал: «В каждой молитве читается [Коран]. И те [ молитвы], что [читал] нам Посланник Аллаха (м.е.и б.!) вслух — то [читали] мы вам вслух; и то, что [читал] про себя нам в [молитве] — то [читали] мы про себя пред вами».
798. Мусаддад — Йахья — Хишам бен Аби-Габдилля; Ибн-аль-Мусанна — Ибн-Аби-Гадий —аль-Хаджжадж, и это — его слова, — Йахья — Габдулла бен Аби-Кутада — Ибн-аль-Мусанна — Абу-Салама — далее они были одно [словны] —Абу-Кутада; сказал [последний]: «Посланник Аллаха (м.е.и б.!) совершал с нами [молитвы], и читал в полуденной и полуденной молитвах в первых двух кругах «Фатихатуль-Китаб» [первую суру Корана], и [ещё] две суры. И слышали мы иногда один [другой] аят[ы]. И делал он первый круг полуденной молитвы долгим, и укорачивал второй. И так же — и в утренней молитве».
Сказал Абу-Дауд: не упоминал Мусаддад [слов] «фатихатуль-китаб и суру».
799. Аль-Хасан бен Галий — Йазид бен Харун — Хаммам и Аббан Ибн-Йазид аль-Гаттар — Йахья — Габдулла бен Аби-Кутада — от отца его — некоторую [часть] этого [хадиса]; и добавил: «...в последних двух [кругах] [полуденной и послеполуденной молитв] — «Фатихатуль-Китаб». И дабавил, [передавая] (от)
Хаммама, сказав: «...и удлинял он первый круг так, как не делал этого во втором; и так же — в послеполуденной молитве; и так же — и в утренней молитве»,
800. Аль-Хасан бен Галий — Габдур-Раззак — Мугаммар — Йахья — Габдулла бен Аби-Кутада — от отца его; сказал [последний]: «...и предположили мы, что желает он этим [того, чтобы] люди поспевали на первый круг [молитвы]».
801. Мусаддад — Габдуль-Вахид бен Зийад — аль-Агмаш — Гимара бен Гумайр — Абу-Мугаммар; сказал [последний]: сказали мы Хаббабу: «Читал ли Посланник Аллаха (м.е.и б.!) [Коран] в полуденной [молитве], иль послеполуденной [молитве]?» Сказал: «Да». Сказали мы: «По чему узнавали вы это?» Сказал: «По тому, как тряслась борода его».
802. Гусман бен Аби-Шайба Гаффан — Хаммам — Мухаммад бен Джухада — личность, персоналия которой [точно] не установлена — Габдулла бен Аби-Ауфа; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) стоял в первом круге полуденной молитвы до тех пор, пока не [переставал] слышать звуки шагов.
Раздел «Облегчение [быстрое исполнение] двух последних [кругов молитвы]»
803. Хафс бен Гумар — Шугба — Мухаммад бен Губайдулла Абу-Гаун — Джабер бен Самура; сказал [последний]: сказал Гумар Сагду: «Люди сомневаются во всём (сомнения людей [распространяются] на всякую вещь), даже в молитве!» Сказал [Сагд]: «Что касается меня, то я совершаю подольше первые два [круга], и [совершаю покороче] последние два (ахзифу). И не упустил я ничего из того, чему я научился из молитвы у Посланника Аллаха (м.е.и б.!)». Сказал [последний]: «Это мнение [пусть останется] при тебе».
804. Габдулла бен Мухаммад, т.е., ан-Нуфайлий — Хашим — Мансур — аль-Валид бен Муслим аль-Худжаймий — Абу-с-Садикъ ан-Наджи — Абу-Сагид аль-Хударий; сказал [последний]: «Определили МЫ [предположением, догадкой], [сколько] стоял Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) в полуденной и послеполуденной [молитвах]; и определили мы, [сколько] он стоял в первых двух кругах полуденной молитвы продолжительностью во [время, за которое можно прочесть] тридцать аятов размером с «[алиф лам мим танзиль]...» — земной поклон. И определили, [сколько] стоял он в двух последних [кругах] — половину от того, и определили, [сколько] он стоял в первых двух [кругах] послеполуденной молитвы [—] столько же, [сколько и в] (кадра) двух последних [кругах] полуденной молитвы. И определили мы, [сколько] он стоял в двух последних [кругах] послеполуденной [молитвы] — с половину того».
Раздел «Сколько читать (кадруль кира-а) [аятов Корана] в полуденной и послеполуденной [молитвах]»
805. Муса бен Исмаил — Хаммад — Саммак бен Харб — Джабер бен Самура; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) читал в полуденной и послеполуденной [молитвах] «Клянусь небом и звездою ([, пронзающей тьму])...» ([вас-сама-и ват-тарик]) [и] «Клянусь небом, обладающим созвездиями...» ([вас-сама-и затиль бурудж]) и подобные им из сур.
806. Губайдулла бен Мугаз — Убайй — Шугба — Саммак; [последний слышал,] как Джабер бен Самура говорил: «Посланник Аллаха (м.е.и б.!) совершал полуденную молитву, когда солнце склонялось [с точки зенита], и читал [что-нибудь] вроде «Клянусь ночью, когда она покрывает [землю]...» ([вал-лайли иза йагша]), и послеполуденную молитву, также и другие молитвы — (так же), кроме утренней, ибо, поистине, он совершал её долго.
807. Мухаммад бен Иса — Мугтамир бен Сулейман, и Йазид бен Харун, и Хашим — Сулейман ат-Таймий — Умаййя —Абу-Миджлаз — Ибн-Гумар; [последний передал,] что Пророк (м.е.и б.!) совершил земной поклон в полуденную молитву; затем встал и совершил поясный поклон. И увидели мы, что читает он (низведённую) суру «Земной поклон».
138
Сказал Ибн-Иса: «Не упоминал Умаййю никто, кроме Муттамира».
808. Мусаддад — Габдуль-Варис — Муса бен Салим — Габдулла бен Губайдулла; сказал [последний]: «Вошёл я [однажды] к Ибн-Габбасу к отрокам из [племени] «Бану-Хашим», и сказали одному юноше [, что был] из нас: «Спроси Ибн-Габбаса: «Читал ли [Коран] Посланник Аллаха (м.е.и б.!) в полуденной и послеполуденной молитвах?» И сказал: «Нет, нет». И было сказано ему: «Тогда, возможно, он читал про себя». И сказал [Ибн-Габбас]: «Это ему было ещё более [трудно], нежели [отсутствие всякого чтения]: он был рабом [Всевышнего], [которому было [велено донести [до людей] то, с чем был послан он [и не мог он дать нам знать то, что читал он в молитве своей, ибо в оной молитве Коран читался по себя]. И не отличил он нас от людей ничем, кроме как тремя качествами [повелениями]: «Приказано было нам хорошенько выполнять малое омовение; и чтобы не проедали мы милостыню; и (чтобы) не скрещивали мы осла с лошадью».
809. Зийад бен Аййуб—Хашим — Хусайн — Гикрима — Ибн-Габбас; сказал [последний]: «И не знаю я — читал Посланник Аллаха (м.е.и б.!) [Коран] в полуденную и послеполуденную молитву, или нет».
Раздел «Сколько читать (кадруль кира-а) [аятов Корана] в вечерней [молитве]»
810. Аль-Кагнабий — Малик — Ибн-Шихаб — Губайдулла Ибн-Габдулла бен Гутба — Ибн-Габбас — Умму-аль- Фадль бинт аль-Харс; [последняя сказала:] «Слышала его, когда он читал «Клянусь посылаемыми один за другим... ([валь-мурсаляти гурфа])». И сказала она: «О сынок! Поистине, напомнил ты мне чтением твоим эту суру. Поистине, она, (несомненно), последнее [из] того, что я слышала, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) читал в вечерней [вечерних] молитве».
811. Аль-Кагнабий — Малик — Ибн-Шихаб — Мухаммад бен Джубайр бен Мутгыйм — от отца его; сказал [последний]: «Слышал я, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) читал [суру] «Тур» в вечерней молитве».
812. Аль-Хасан бен Галий — Габдур-Раззак — Ибн-Джурайдж — Ибн-Аби-Малика — Гурва бен аз-Зубайр — Марван бен аль-Хакам; [последний сказал:] сказал мне Зайд бен Сабег: «Что С тобой, ты читаешь в вечерней молитве короткие [суры](кысару-ль-мафсыйль)? И видел ты, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) читал в вечерней молитве наидлиннейшие из двух наидлиннейших [сур]». Сказал [Марван]: сказал я: «А что есть наидлиннейшая из двух наидлиннейших?» Сказал: «[Сура] «аль-Аграф (, а другая — «аль-Ангам»)». И спросил я Ибн-Аби-Мулайку, и сказал он мне (от себя): ««Маида», и «аль-Аграф»».
Раздел «Тот, кто считал облегчение [укорачивание] в ней [в ночной молитве сур] [допустимым]»
813. Муса бен Исмаил — Хаммад — Хишам бен Гурва; [последний передал,] что отец его читал в вечерней MO- литве вроде того, что читают «Клянусь мчащимися... ([валь-гадийати])», и подобные ей из сур.
Сказал Абу-Дауд: это указывает на то, что это отменено («мансух») (и это более достоверно).
814. Ахмад бен Сагид ас-Сархасий — Вахб бен Джарир — Убайй — Мухаммад бен Исхак — Гамр бен Шутайб — от отца его — от деда его [Гамра]; сказал [последний]: «Нет (в) среди сур Средней величины («мафсаль») [те, что после суры «Худжурат», или «Каф»] ни одной маленькой суры, ни большой, кроме как слышал я, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) читал её, предводительствуя пред людьми на предписанной (совместной) молитве [на совместных предписанных молитвах]».
815. Губайдулла бен Мугаз — Убайй —Курра — ан-Наззаль бен Гаммар — Абу-Гусман ан-Нахдий; [последний передал,] что он совершал за Ибн-Масгудом вечернюю молитву, и [тот] прочёл «Скажи: Он, Аллах — Один ([куль-хуал-лаху-ахад])».
Раздел «Человек повторяет одну и ту же суру в двух кругах [молитвы]»
816. Ахмад бен Салих — Ибн-Вахб — Гамр — Ибн-Аби-Хиляль — Мугаз бен Габдулла — аль-Джуханий; [последний сообщил,] что один человек из [племени] «Джухайна» сообщил ему, ЧТО ОН слышал, как Пророк
139
(м.е.и б.!) читал в утренней молитве «Когда затрясётся земля...» ([иза зульзилятиль-арду]) в двух обоих кругах [молитвы]. [И сказал он:] «...и не знаю я — забыл ли Посланник Аллаха (м.е.и 6.!), иль прочитал это сознательно».
Раздел «Чтение [Корана] в утренней [молитве]»
817. Ибрахим бен Муса ар-Разий — Иса, т.е., Ибн-Йунус — Исмаил — Усбуаг, вольноотпущенник Гамра бен Ху- райса — Гамр бен Хурайс; сказал [последний]: «Словно бы слышу я голос Пророка (м.е.и б.!), читающего в утренней молитве «...и, нет, клянусь я планетами — пятью планетами...» ([фа ля уксиму биль-хуннас альджавариль-куннас]).
Раздел «Тот, кто оставил чтение [Корана] в молитве своей («Фатихатуль-китаб» [первую главу Корана])»
818. Абу-ль-Валид ат-Тайалисий — Хаммам — Кутада — Абу-н-Надра — Абу-Сагид; сказал [последний]: «Было велено нам читать «Фатихатуль-китаб», и то что [покажется нам] лёгким [из сур Корана]».
819. Ибрахим бен Муса ар-Разий — Иса — Джагфар бен Маймун аль-Басрий — Абу-Гусман ан-Нахдий — Абу- Хурайра; сказал [последний]: сказал мне Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Выйди, и оглашай в Медине о том, что нет молитвы, кроме как с [чтением] Корана, хотя бы с «Фатихатуль-китаб», и более». И не добавил [ничего к тому]».
820. Ибн-Башар — Йахья — Джагфар — Абу-Гусман — Абу-Хурайра; сказал [последний]: «Повелел мне Посланник Аллаха (м.е.и б.!) оглашать, (что) нет молитвы, кроме как с чтением «Фатихатуль-китаб», и более». И не добавил [ничего к тому].
821. Аль-Кагнабий — Малик — аль-Галяъ бен Габдур-Рахман — Абу-с-Саиб, вольноотпущенник Хишама бен Зухры — Абу-Хурайра; сказал [последний]: сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Кто совершил молитву, не прочитав в ней «Умму-ль-Куран» [«Мать Корана» — эпитет первой главы Корана»], то это [будет подобно] преждевременным родам! То это [будет подобно] преждевременным родам! То это [будет подобно] преждевременным родам! [молитва его будет подобна недоношенному [ребёнку]]». Сказал: и сказал я: «О Абу-Хурайра! Поистине, бываю я иногда позади имама. И коснулся он локтя моего, и сказал: «Читай её про себя, о перс! Ибо, поистине, слышал я, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) говорил: «Аллах Всевышний сказал: «Разделил я молитву меж Собой и меж рабом Моим на две половины — одна половина Мне, и одна половина — рабу Моему; и рабу Моему [будет] то, чего он попросит». Сказал Посланник Аллаха (м.е.и 6.!): «Читайте: говорит раб: «Да будет всякая хвала воздана Аллаху, господу миров ([альхамду лильляхи раббиль галямин])», [и] скажет Аллах (да возвеличится и да восславится [имя] Его!): «Восхвалил меня раб Мой!» [И когда] скажет [раб]: «...Милостивому, Милующему ([ар-рахманир-рахим])...», скажет Аллах (да возвеличится и да восславится [имя] Его!): «Возблагодарил меня раб Мой!» Скажет раб: «...Хозяину Дня Религии [Судного дня]...», [и] скажет Аллах (да возвеличится и да восславится [имя] Его!): «Восславил меня раб мой!» Скажет раб: «...Тебе мы поклоняемся, и у Тебя мы просим помощь ([иййака нагбуду ва иййака настагин])...», скажет Аллах: «Это — между Мной и рабом Моим. И рабу Моему будет то, о чём попросил он...» Скажет раб: «...веди нас прямым путём — путём тех, кого одарил Ты благом, не (кроме) тех, на кого пал гнев [Твой], и заблудших ([ихдинас- сыйраталь-мустакыйм сыраталь-лязина ангамта галайхим/гайриль-магдуби галайхим ва лад-дал- лин]). Скажет Аллах: «[Всё] это — раба Моего. И рабу Моему [будет] то, о чём он попросил».
822. Кутайба бен Сагд и Ибн-ас-Сарх — Суфьйан -— аз-Зухрий — Махмуд бен ар-Рабиг — Губада бен ас-Самит; доходит он [этот хадис] в своей [цепочке] до Пророка (м.е.и б.!) [восходит к Пророку (м.е.и б.!)]; [последний передал,] что [Пророк] сказал: «Нет молитвы у того, кто не прочёл «Фатихатуль-китаб», и [можно и] более [из других сур Корана]».
140
Сказал Суфьйан: [это касается] того, кто совершает молитву один.
823. Габдулла бен Мухаммад ан-Нуфайлий — Мухаммад бен Салама — Мухаммад бен Исхак — Макхуль — Махмуд бен ар-Рабиг — Губада бен ас-Самит; сказал [последний]: мы были позади Посланника Аллаха (м.е.и 6Л) на утренней молитве; и читал Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) [Коран]. И стало ему трудно читать. И, когда освободился [от молитвы], сказал: «Возможно, вы читаете [аяты] позади предводителя вашего [?]». Сказали мы: «Да, это [так], о Посланник Аллаха!» Сказал [Посланник Аллаха]: «Не делайте этого, кроме как с «Фатихатуль-китаб». Ибо, поистине, нет молитвы у того, кто не прочёл её».
824. Ар-Рабиг бен Сулейман аль-Азадий — Габдулла бен Йусуф — аль-Хайсам бен Хумайд — Зайд бен Вакид — Макхуль — Нафег бен Махмуд — Ибн-ар-Рабиг аль-Ансарий — Нафег; сказал: «Опоздал Губада (бен ас-Са- мит) на утреннюю молитву. И произнёс [уже] Абу-Нагим-муэдзин [второй призыв на] молитву. И совершил молитву Абу-Нагим вместе с людьми. И пришёл Губада, и вместе с ним и я. И встали мы позади Абу-Нагима, и Абу-Нагим читал [Коран] вслух. И стал Губада читать «Умму-ль-Куран». И, когда завершил [он совершение молитвы], сказал я Губаде: «Слышал я, как ты читаешь «Умму-ль-Куран», тогда как Абу-Нагим читал её вслух. Сказал: «Да. Совершил с нами Посланник Аллаха (м.е.и б.!) некоторые молитвы, в которых читал он [Коран] вслух. И спутался он при чтении. И, когда закончил [совершение молитвы], повернулся к нам лицом, и сказал: «Читаете ли вы [Коран], когда я читаю [Коран] вслух?» Сказали некоторые из нас: «Поистине, мы делаем это». И сказал [Пророк]: «Так нет. И я говорю: «Что со мной? Не спорится [кто-то мешает мне читать Коран, путает меня] у меня [чтение] Корана?» Так не читайте ничего из Корана, когда я читаю его вслух, кроме как «Умму-ль-Куран».
825. Галий бен Сахль ар-Рамлий — аль-Валид — Ибн-Джабер и Сагид Ибн-Габдуль-Газиз и Габдулла бен аль- Галяъ — Макхуль — Губада — подобный хадису ар-Рабига (Сулеймана); сказали: И читал Макхуль В вечерних, ночных и утренних молитвах «Фатихатуль-китаб» в каждом круге про себя. Сказал Макхуль: читай (её) тогда, когда имам читает вслух, [и] когда читает «Фатихатуль-китаб», и читает про себя. И, если не читал про себя, то читай её перед ним вместе с ним, и после него; и не оставляй её».
Раздел «Тот, кто не желал чтения «Фатихатуль-китаб», когда имам читал [Коран] вслух»
826. Аль-Кагнабий — Малик — Ибн-Шихаб — Ибн-Укайма ал-Лайсий — Абу-Хурайра; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) завершил молитву, в которой читал вслух [Коран]. И сказал: «Читал ли кто-либо из вас только что вместе со мной?» И сказал один человек: «Да, о Посланник Аллаха!» Сказал [Пророк]: «Поистине, я [то-то я] говорил: «Что со мной — (перебиваюсь я) [перебивают меня чтением] Корана?» Сказал [Абу-Хурайра]: «И перестали люди читать [Коран] вместе с Посланником Аллаха (м.е.и б.!), когда Пророк (м.е.и 6.!) читал [что-либо] вслух в чтении [Корана] в молитвах, [после того, как] услышали это от Посланника Аллаха (м. е. и б.!).
Сказал Абу-Дауд: передал этот хадис Ибн-Укаймы Мугаммар, и Йунус, и Усама бен Зайд — от аз-Зухрий, по содержанию [хадиса] Малика.
827. Мусаддад и Ахмад бен Мухаммад бен аль-Мирвазий, и Мухаммад бен Ахмад бен Аби-Халаф, и Габдулла бен Мухаммад аз-Зухрий, и Ибн-ас-Сардж — Суфьйан — аз-Зухрий —Ибн-Укайма — Сагид бен Мусаййиб — Абу-Хурайра; сказал [последний]: совершил с нами Посланник Аллаха (м.е.и б.!) одну молитву. Полагаем мы, что это была утренняя молитва... — [хадис] того же содержания — [и] до слов его «...что со мной — (перебиваюсь я) [перебивают меня чтением] Корана?». Сказал Мусаддад в своём хадисе: Мугаммар сказал: «И прекратили люди читать [Коран], когда читал [его] вслух Посланник Аллаха (м.е.и б.!)». И сказал Ибн-ас-Сарх в хадисе своём: сказал Мугаммар, передавая от аз-Зухрий: сказал Абу-Хурайра: «...и прекратили люди [...]» И сказал Габдулла бен Мухаммад аз-Зухрий: «...про
141
меж них...» Сказал Суфьйан: и сказал аз-Зухрий: слова, [которые] я не расслышал. И сказал Мугаммар: поистине, он сказал: «...и прекратили люди [...]»
Сказал Абу-Дауд: и передал его [этот хадис] Габдур-Рахман бен Исхак, [передавая] от аз-Зух- рий; и закончился хадис его словами его «...что со мной — (перебиваюсь я) [перебивают меня чтением] Корана?» И передал его аль-Аузагий — от аз-Зухрий; сказал в нём: сказал аз-Зухрий:«.. м учли это мусульмане, и не читали [более] вместе с ним, когда он (м.е.и б.!) читал [Коран] вслух».
Сказал Абу-Дауд: слышал я, как Мухаммад бен Йахья бен Фарис сказал: слова его «...и прекратили люди...» — из [собственных] слов аз-Зухрий.
Раздел «Тот, кто посчитал, что [Коран] читается [про себя] тогда, когда не читает [Коран] вслух [имам]»
828. Абу-ль-Валид ат-Тайалисий — Шугба и Мухаммад бен Касир аль-Габдий — Шугба (ранее упомянутый) — Кутада — Зурара — Гимран бен Хусайн; [последний передал,] что Пророк (м.е.и б.!) совершал [однажды] полуденную молитву; и пришёл один человек, и прочитал за его [спиной]: «Величай имя Господа твоего Превысокого...» ([саббихисма раббикаль-агля]) И, когда [Пророк] освободился [от молитвы], сказал: «Кто из вас читал [Коран]?» Сказали: «Один человек». Сказал [Пророк]: «Уж узнал я, что кто-то из вас мешал мне читать его [аят]».
Сказал Абу-Дауд: сказал Абу-ль-Валид в своём хадисе: сказал Шугба: сказал я Кутаде: разве Сагид не говорил: «Внемли чтению Корана [молча]?» Сказал: «Это — если читал его [имам] вслух». И сказал Ибн-Касир в своём хадисе: сказал я Кутаде: «Как будто это ему [Пророку] не понравилось (карихаху)». Сказал: «Если бы оное ему не понравилось, то он запретил бы оное».
829. Ибн-аль-Мусанна — Ибн-Аби-Гадий — Сагид — Кутада — Зурара — Гимран бен Хусайн; [последний рассказал:] Пророк Аллаха (м.е.и б.!) совершил с ними полуденную молитву; и, когда [встал на] дополнительную молитву, сказал: «Кто из вас читал «Величай имя Господа твоего Превысокого [саббихисма раббикаль-агля])...»?» И сказал один человек: «Я». И сказал [Пророк]: «Знал я, что кто-то из вас мешает мне читать его [аят]».
Раздел «Чего достаточно прочитать [из Корана] для неграмотного человека и неараба»
830. Вахб бен Бакиййя — Халед — Хумайд аль-Аградж — Мухаммад бен аль-Мункадир — Джабер бен Габдулла; сказал [последний]: «Вышел к нам [однажды] Посланник Аллаха (м.е.и б.!), и мы читали Коран; и средь нас были и арабы и неарабы. Сказал [Пророк]: «Читайте! И всё [, что бы вы ни прочитали» будет] хорошо. И придут народы, что будут восстанавливать [молитву, читать Коран] [так же быстро,] как вставляется [в лук] стрела: будут спешить [требовать скорого воздаяния за то — уже в этом мире], и не будут медлить [откладывать для жизни последней, ожидать воздаяния на том свете]».
831. Ахмад бен Салих — Габдулла бен Вахб — Гамр и Ибн-Лахига — Бакр бен Сувада — Вафа бен Шурайх ас- Садафий — Сахль — Ибн-Сагд ас-Сагидий; сказал [последний]: вышел К нам однажды Посланник Аллаха (м.е.и б.!), и мы [упражнялись в] чтении [Корана]. И сказал [Пророк]: «Хвала Аллаху! Книга Аллаха — одна; и среди вас есть красные, и среди вас есть белые, и среди вас есть чёрные. Читайте его [Коран] прежде, чем будут его читать народы, что будут [читать] его так быстро, как вставляется стрела — [требуя] воздаяние [за него] быстро, и не медля (не откладывая на потом, не ожидая воздаяния в жизни вечной)».
832. Гусман бен Аби-Шайба — Вакиг бен аль-Джаррах — Суфьйан ас-Саурий — Абу-Халед ад-Далланий — Ибрахим ас-Саксакий — Габдулла бен Аби-Ауфа; сказал [последний]: «Пришёл [однажды] один человек к Пророку (м.е.и б.!), и сказал: «Я не могу выучить ничего из Корана. Научи меня тому, чего мне будет достаточно из него». Сказал: «Скажи: «Совершен Аллах! И да будет воздана всякая хвала
142
Аллаху!» И: «Аллах превелик!» И: «Нет ни силы, ни мощи, кроме как у Аллаха ([субханаллахи вальхамду лильляхи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар ва ла хаула ва ла куввата илла биллах])!» Сказал [тот человек]: «О Посланник Аллаха! Это — Аллаху (да возвеличится и да и возвысится [имя] Его!). А что для меня?» Сказал [Пророк]: «Скажи: «О мой Аллах! Помилуй меня! И накорми меня! И сделай здоровым! И веди меня [по пути истинному] ([аллахуммархамни варзукни ва га- фини вахдини])!» И, когда встал, сказал: «Так» — [сделал знак] рукой. И сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «А что касается этого, то он уж наполнил руку свою благим («аль-хайр»),
833. Абу-Тауба ар-Рабиг бен Нафег — Абу-Исхак, т.е., аль-Фазарий — Хумайд — аль-Хасан — Джабер бен Габдулла; сказал [последний]: «Мы совершали дополнительную молитву и творили молитву стоя и сидя; и возвеличивали [Аллаха] («нусаббих») в поясных и земных поклонах».
834. Муса бен Исмаил — Хаммад — Хумайд — подобный же; не упоминул дополнительной [молитвы]. Сказал: аль-Хасан читал [Коран] в полуденной и послеполуденной молитвах, [будучи] имамом, или [стоя] позади имама — «Фатихатуль-китаб», и величил [Аллаха] [говорил «субханалла»]; и возвеличивал [Аллаха] (говорил «Аллаху акбар»); и свидетельствовал о единстве [Аллаха — говорил: «[ла илаха иллаллаху]]» — так долго, как долго [читаются] [суры] «Каф» и «аз-Зарият».
Раздел «Завершённость возвеличивания [Аллаха]»
835. Сулейман бен Харб — Хаммад — Гайлан бен Джарир — Мутарриф; сказал [последний]: «Совершали мы молитву — я и Гимран бен Хусайн позади Галий бен Аби-Талиба (да будет Аллах доволен им!) И, когда совершал он земной поклон — возвеличивал [Аллаха]. И, когда совершал поясный поклон — возвеличивал [Аллаха]. И, когда поднимался после двух кругов [совершения молитвы] — возвеличивал [Аллаха]. И, когда завершили мы [молитву], взял Гимран меня за руку, и сказал: «Уж совершал молитву этот прежде», или сказал: «Уж совершал с нами этот [молитву] прежде молитву Мухаммада (м.е.и б.!)».
836. Гамр бен Гусман — Убайй и Бакиййя — Шугайб — аз-Зухрий — Абу-Бакр бен Габдур-Рахман и Абу-Салама; [последний передал,] что Абу-Хурайра [произносил слова] возвеличивания [Аллаха] в каждой молитве из числа предписанных, и иных. И возвеличивал [Аллаха], когда стоял; затем возвеличивал [Аллаха] когда совершал поясный поклон. Затем говорил: «Да услышит Аллах [да прислушается] Аллах к тому, кто вознёс хвалу Ему ([самигаллаху лиман хамидах])!» Затем говорил: «Создатель наш! И Тебе [да будет воздана] всякая хвала ([раббана ва лакаль хамду])!» — прежде чем совершить земной поклон; затем говорил: «[аллаху акбар] [Аллах превелик]!», когда падал ниц. Затем возвеличивал [Аллаха], когда поднимал свою голову; затем возвеличивал [Аллаха], когда совершал земной поклон; затем возвеличивал [Аллаха], когда поднимал свою голову; затем возвеличивал [Аллаха], когда вставал от сидения после [совершения] двух [кругов молитвы]. И делал он это в каждом кругу [молитвы], пока не освобождался от молитвы. Затем говорил, когда завершал молитву: «Клянусь Тем, в руках Кого душа моя! Поистине, я [моя молитва] — наиболее близка (схожа), нежели чья-либо из вас, к молитве Посланника Аллаха (м.е.и 6.!). (Это) была его молитва до [тех пор,] пока он не оставил этот мир.
Сказал Абу-Дауд: эти последние слова Малик, и аз-Зубайдий, и другие относят к аз-Зухрий — от Галий бен Хусайна; и единословен [с ними] Габдуль-Агля — [он относил его] к Мугаммару Шугайбу бен Аби-Хамзе — от аз-Зухрий [же].
837. Мухаммад бен Башар и Ибн-аль-Мусанна — сказали рассказал нам Абу-Дауд — Шугба аль-Хасан бен Гимран; сказал Ибн-Башар: аш-Шамий [из стран Сирии]. И сказал Абу-Дауд: Абу-Габдилля аль-Гаскаляний — от Ибн- Габдур-Рахмана Ибн-Абзы — от отца его; [последний передал,] что он совершил [однажды] молитву вместе с Посланником Аллаха (м.е.и б.!); и [он] не [везде, всегда] произносил [слова] возвеличивание [Аллаха].
143
Сказал Абу-Дауд: смысл этого — ежели когда поднимал голову свою от поясного поклона, и желал совершить поклон земной — не возвеличивал [Аллаха]; и, если когда поднимался с земного поклона — не возвеличивал.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 333 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!