Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
977. Мусаддад — Йазид бен Зурайг — Шугба — этот [же] хадис. Сказал: «Благослови Мухаммада, и семейство Мухаммада, как благословил ты Ибрахима ([аллахумма салли галя мухаммадин ва галя али мухаммадин кама саллайта галя ибрахим]).
166
978. Мухаммад бен аль-Галяъ — Ибн-Башар — Масгар — аль-Хакам — с этой его цепочкой. Сказал: «О МОЙ Аллах! Благослови Мухаммада, и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима [Араама]! И, поистине, Ты — Хвалимый, Славный. О мой Аллах! Пошли благодать на Мухаммада, и семейство Мухаммада, как послал Ты благодать на семейство Ибрахима. Поистине, Ты — Хвалимый, Славный ([аллахумма салли галя мухаммадин/ ва али мухаммади/ кама саллайта галя ибрахим/ иннака хамидум-маджид//аллахумма барик галя мухаммадин ва али мухаммадин/кама баракта галя али ибрахима//иннака хамидум-маджид]).
Сказал Абу-Дауд: передал его [этот хадис] аз-Зубайр бен Гадий — от Ибн-Аби-Лайлы — так же, как передал его Мисгар; кроме как сказал он: «..., как благословил ты семейство Ибрахима. Поистине, Ты — Хвалимый, Славный. И пошли благодать на Мухаммада...» — и [далее] рассказал подобный [же] ему [хадис].
979. Аль-Каганабий — Малик; и Ибн-ас-Сарх — Ибн-Вахб — Малик — Габдулла бен Аби-Бакр бен Мухаммад бен Гамр бен Хазм — от отца его — от Гамра бен Салима аз-Зуракий — Абу-Хумайд ас-Сагидий; [последний передал,] что они сказали: «О Посланник Аллаха! Как нам возносить молитвы благословения тебя?» Сказал: «Говорите: «О мой Аллах! Благослови Мухаммада, и жён его, и потомство его — как благословил ты семейство Ибрахима. И пошли благодать на Мухаммада, и жён его, и потомство его — как послал ты благодать на семейство Ибрахима. Поистине, Ты —Хвалимый, Славный! ([аллахумма салли галя мухаммадин ва азваджихи ва зурриййатихи кама саллайта галя али ибрахим ва барик галя мухаммадин ва азваджихи ва зурриййаттихи кама баракта галя али ибрахим иннака хамидум-маджид])
980. Аль-Кагнабий — Малик — Нагим бен Габдулла — аль-Муджаммар — Мухаммад бен Габдулла бен Зайд и Габдулла бен Зайд (он — тот, у кого было видение (урийа) призыва на молитву [во сне]) — Абу-Масгуд аль-Анса- рий; сказал [последний]: «Пришёл к нам Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) на собрание Саг да бен Губады, и сказал (ему) Башир бен Сагд: «Повелел нам Аллах возносить [слова] благословения тебя, о Посланник Аллаха! И как же нам благословлять тебя?» И помолчал Посланник Аллаха (м.е.и б.!) [так долго], что возжелали мы, дабы не вопросил бы он его [об оном]. Затем Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) сказал: «Говорите: «... — и привёл содержение хадиса Кагба бен Гуджзы. Добавил в конце его: «... в мирах; поистине, Ты — Хвалимый, Славный», ([филь галямин// иннака хумидум-маджид])
981. Ахмад бен Йунус — Зухайр — Мухаммад бен Исхак — Мухаммад бен Ибрахим бен аль-Харс — Мухаммад бен Габдулла бен Зайд — Гукба бен Гамр — этот [же] хадис; сказал [Гукба]: «Говорите: «О мой Аллах! Благослови Мухаммада, пророка безграмотного, и семейство Мухаммада...» ([аллахумма салли галя мухаммадинин-набиййиль-уммиййи/ ва галя али мухаммад]).
982. Муса бен Исмаил — Хаббан бен Йасар — аль-Килябий — Абу-Мутарриф Губайдулла бен Тальха бен Губайдулла бен Кариз — Мухаммад бен Галий аль-Хашимий — аль-Миджмар — Абу-Хурайра — от Пророка (м.е.и б.!); [Пророк] сказал: «Кто был бы рад (счастлив), если [деяния его] будут взвешены более точно, когда вознесёт слова благословения семейству [Пророка], то пусть скажет: «О мой Аллах! Благослови Мухаммада, Пророка, и жён его, матерей правоверных, и потомство его, и домочадцев его — как благословил ты семейство Ибрахима. Поистине, ты — Хвалимый, Славный ([аллахумма салли галя мухаммадинин-набий ва азваджихи уммахатиль-муэминин ва зурриййатихи ва ахли бай- тихи — кама саллайта галя али ибрахим иннака хамидум-маджид]).
Раздел «Что говорить после [двух] свидетельств»
983. Ахмад бен Ханбаль — аль-Валид бен Муслим — аль-Аузагий — Хасан бен Гатыййа — Мухаммад бен Аби- Айша; [последний передал,] что он слышал, как Абу-Хурайра говорил: Посланник Аллаха (м.е.и 6Л) сказал: «Когда освободится [закончит произносить] кто-либо из вас от [двух] последних свидетельств (ат-ташаххуд аль-ахыр), то пусть пребегает к [защите] Аллаха от четырёх [вещей]: от мучений [в]
167
геенне [огненной], и от мук могилы, и от испытаний [смуты] [мгновений] жизни и смерти, и от зла Масиха-Даджжаля».
984. Вахб бен Бакиййя — Гумар бен Йунус аль-Йамамий — Мухаммад бен Габдулла бен Тавус — от отца его — от Тавуса — от Ибн-Габбаса; [последний передал,] что Пророк (м.е.и б.!) говорил после [произнесения слов двух] свидетельств: «О мой Аллах! Поистине, я прибегаю к Тебе от мук геенны [огненной], и прибегаю я к Тебе от мук могилы, и прибегаю я к Тебе от испытания [смуты] Даджжаля, и прибегаю я к тебе от испытаний [смуты] [мгновений] жизни и смерти».
985. Габдулла бен Гамр Абу-Мугаммар — Габдуль-Варис — аль-Хусеин аль-Мугаллим — Габдулла бен Бурайда — Ханзаля бен Галийй — Михджан бен аль-Адраг; [последний рассказал его [этот хадис], сказав: «Вошёл Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) в мечеть, и встретился с одним человеком, что только что выполнил свою молитву, и произнёс [слова двух] приветствий, и говорил: «О мой Аллах! Поистине, я прошу у Тебя, о Аллах, Единственный, Который не порождал, и не был порождён, и не было Которому никого равного, дабы простил Ты мне грехи мои! Поистине, Ты — Многопрощающий, Милосердный [аллахумма инни ас-алюка йа аллахуль-вахидуль каййумуль-лязи лам йалид ва лам йулад/ ан тагфира ли зунуби/ иннака анталь-гафурур-рахим]». Сказал [аль-Михджан]: и сказал [Пророк]: «Уже простились ему [грехи его], уже простились ему [грехи его]» — трижды.
Раздел «[Произнесение слов двух] свидетельств про себя»
986. Габдулла бен Сагид аль-Киндий — Йунус, т.е., Ибн-Бакир — Мухаммад бен Исхак — Габдур-Рахман бен аль-Асуад — от отца его — от Габдуллы; сказал [последний]: «Из обычая («сунна») [Пророка] — [произносить слова двух] свидетельств про себя».
Раздел «Знаки [пальцем] во [время произнесения слов двух] свидетельств»
987. Аль-Кагнабий — Малик — Муслим бен Аби-Марьям — Галий Ибн-Габдур-Рахман аль-Мугави; сказал [последний]: «Видел меня Габдулла бен Гумар, когда я играл с камешками во [время] молитвы. И, когда завершил [свою молитву], запретил мне [делать это]. И сказал: «Делай так, как делал Посланник Аллаха (м.е.и б.!)». И сказал я: «А как делал Посланник Аллаха (м. е. и б.!)?» Сказал: «Когда садился он в молитве, [то] клал правую ладонь свою на (правое) бедро своё; и сжимал все свои пальцы, и делал знак пальцем, что следует за большим [т.е., указательным]. И клал левую ладонь свою на (левое) бедро свое».
988. Мухаммад бен Габдур-Рахман аль-Баззаз — Гаффан — Габдуль-Вахид Ибн-Зийад — Гусман бен Хаким — Гамер бен Габдулла бен аз-Зубайр — от отца его; сказал [последний]: «Посланник Аллаха (м.е.и б.!), когда сидел (кагада) в молитве, ставил свою левую стопу под своим (правым) бедром...» — и [далее] рассказал его [этот хадис]. И опирался на свою правую стопу, и клал свою левую руку на свое левое колено; и клал свою правую руку на своё правое бедро; и делал знаки пальцем своим». И показал нам Габдуль-Вахид» — [и] сделал знак указательным [пальцем].
989. Ибрахим бен аль-Хасан аль-Масыйсый — Хаджжадж — Ибн-Джурайдж — от Зийада —Мухаммад бен Гаджлан — Гамер бен Габдулла — Габдулла бен аз-Зубайр; [последний] рассказал, что Пророк (м.е.и б.!) делал знаки своим пальцем. И, когда читал слова молитвы — не делал [никаких] движений им. Ибн- Джурайдж сказал: и добавил Гамр бен Динар, сказав: «Сообщил мне (ахбарани) Гамер — от отца его, что тот видел, как Пророк (м.е.и б.!) произносил слова молитвы таким образом; и надавливал Пророк (м.е.и б.!) своей левой рукой на свое левое бедро».
990. Мухаммад бен Башар — Йахья — Ибн-Гаджлан — Гамер бен Габдулла бен аз-Зубайр — от отца его — этот [же] хадис. Сказал: «...и взгляд его не уходил от [пальца, которым он совершал] знаки». И хадис Хаджжаджа более полон.
991. Габдулла бен Мухаммад ан-Нуфайлий — Гусман, т.е., Ибн-Габдур-Рахман — Гисам бен Кудама [, что] из [племени] «Буджайла» — Малик бен Нумайр — аль-Хузагий — от отца его; сказал [последний]: «Видел я Пророка
168
(м.е.и б.!), поставившего локоть свой правый на бедро своё правое, поднимающего свой указательный палец, согнув его немного».
Раздел «Нежелательность («карахиййят») опирания на руку в молитве»
992. Ахмад бен Ханбаль и Ахмад бен Мухаммад бен Шабвайхи, и Мухаммад бен Рафег, и Мухаммад бен Габдуль- Малик аль-Газзаль — Габдур-Раззак — Мугаммар — Исмаил бен Умаййя — Нафег — Ибн-Гумар; сказал [последний]: «Запретил Посланник Аллаха (м.е.и б.!)...» Сказал Ахмад бен Ханбаль: «...дабы садился человек (муж) в молитве, опираясь на руку свою». Ибн Шабавйхи сказал: «Запретил опираться человеку (мужу) на руку свою в молитве». И сказал Ибн Рафег: «Запретил молиться человеку (мужу), опёршись на руку свою». И привёл (упоминул о нём) его в разделе [книги своей] [о] поднятия с земного поклона. И сказал Ибн Габдуль-Малик: «Запретил то, чтобы опирался человек (муж) на руки свои, когда будет подниматься в молитве».
993. Башар бен Хиляль — Габдуль-Варис — Исмаил бен Умаййя; сказал [последний]: «Спросил я Нафега О человеке, что совершает молитву, переплетя свои руки [пальцы рук]. Сказал [Нафег]: сказал Ибн Гумар: «Это [такова] молитва тех, на кого пал гнев [Аллаха] [, т. е. евреев]».
994. Харун бен Зайд бен Аби-Заркаъ — Убайй; и Мухаммад бен Салама Ибн-Вахб; и это — его слова; все они [передали] от Хишама бен Сагда — от Нафега — Ибн-Гумара; [последний рассказал,] что он видел ОДНОГО человека, опиравшегося на свою левую руку, когда сидел он в молитве. И сказал Харун бен Зайд: «...опускаясь на свой левый бок...»; далее они согласились меж собой [были единословны]: «И сказал ему: «Не садись так, ибо так садятся те, что [будут подвержены] мучению в [геенне огненной]».
Раздел «Об облегчении [быстром выполнении] сидения [в молитве]»
995. Хафс бен Гумар — Шугба — Сагд бен Ибрахим — Абу-Губайда — от отца его; [последний передал,] ЧТО Пророк (м.е.и 6.!) был в [«сидении», сидел после окончания] двух первых кругов [молитвы]; [и] сидел он, словно бы [лишь] [коснувшись земли] коленями своими». Сказал отец Абу-Губайды: сказал [Абу-Губайда]: «Пока не вставал?» Сказал отец его [Абу-Губайды]: «Пока не встал».
996. Мухаммад бен Касир — Суфьйан; и Ахмад бен Йунус — Заида; Мусаддад — Абу-ль-Ахвас; и Мухаммад бен Губайд аль-Мухарибий, и Зийад бен Аййуб — Гумар бен Губайд ат-Танафисий, и Тамим бен аль-Мунтасыйр — Исхак, т.е., Ибн Йусуф — Шурайк; и Ахмад бен Маниг — Хусейн бен Ахмад — Исраиль — все они [передали] от Абу- Исхака — от Абу-ль-Ахвас — от Габдуллы; и сказал Исра-иль: от Абу-ль-Ахваса — от аль-Асвада — о Габдуллы; [последний передал,] что Пророк (м.е.и б.!) [произносил конечное] приветствие направо от себя, и налево от себя — так, что была видна белизна щеки [щёк] его: «Да будет над вами мир, и милость Аллаха, да будет над вами мир и милость Аллаха!» ([ас-саляму галейкум ва рахматуллахи ас-саляму галейкум ва рахматулла])».
Сказал Абу-Дауд: «И это — слова хадиса [от] Суфьяна, а хадис не пояснил [не растолковал] его». Абу-Дауд сказал и передал его Зухайр — от Абу Исхака, и Йахъя бен Адам — от Исраиля — от Абу Исхака — от Габдур-Рахмана бен аль-Асуада — от отца его, и Галькама — Габдуллы. Сказал Абу-Дауд: «Шугба отвергал в этом хадисе — [слова] хадиса Абу Исхака — что он был передан от имени Пророка ([хадис] «марфуг»).
997. Габда бен Габдулла — Йахъя Ибн-Адам — Муса бен Кайс аль-Хадрамий — Салама бен Кухайль — Галькама бен Вайль—от отца его; [последний] сказал: «Совершал я [однажды] молитву вместе с Пророком (м.е.и б.); и [произносил] он [конечное] приветствие направо от себя: «Да будет над вами мир, милость Аллаха и благословения Его! ([ас-саляму галейкум ва рахматуллахи/ ва баракатуху])», и налево от себя: «Да будет над вами мир, милость Аллаха и благословения Его!» ([ас-саляму галейкум ва рахматуллахи ва баракатуху]».
998. Гусман бен Аби-Шайба — Йахъя бен Закарийя и Вакиг — Мисгар — Губайдулла бен аль- Кыбтыййя — Джабер бен Самура; [последний рассказал:] «Когда мы совершали молитву позади Посланника Аллаха
169
(м.е.и б.!), [и] произнёс кто-то из нас приветствие, и сделал знак рукой налево и направо от себя; и, когда [Пророк] завершил молитву, сказал: «Кто-то из вас делал руками знаки подобно тому, как взбесившаяся лошадь виляет хвостом — что с ним? Поистине, достаточно было бы ему (кому-либо) из вас сказать [сделать] так», сделал знак пальцем своим [, и сказал]: «Произнесёт брату своему справа от себя и слева от себя».
999. Мухаммад бен Сулейман аль-Анбарий — Абу-Нагим — Мисгар — с той же цепочкой и содержанием. Сказал: «Разве не достаточно было кому-либо из вас (или [сказал:] кому-либо из них) положить руку [руки] свою [свои] бедро[бёдра] своё [свои]», затем поприветствовать брата своего — того, что слева, и того, что справа?»
1000. Габдулла бен Мухаммад ан-Нуфайлийль — Зухайр — аль Агмаш — аль Мусаййиб бен Рафиг — Тамим ат- Таийй — Джабер бен Самура; сказал [последний]: «Вошёл к нам Посланник Аллаха (м.е.и б.!) в то время, как люди подняли свои руки». Сказал Зухайр: «Полагаю я, что сказал он «...в молитве...» И сказал, имеется в виду [Пророка]: «Что со мной: вижу я вас, поднимающими руки ваши, словно бы хвосты бешеных лошадей?!! Блюдите молчание в молитве».
Раздел «Ответ [на приветствие] имама»
1001. Мухаммад бен Гусман — Абу-ль-Джамахир — Сагид бен Башир — Кутада аль-Хасан — Самура; сказал [последний]: «Повелел нам Пророк Аллаха (м.е.и 6.1) делать три вещи: отвечать на [приветствие] имама, и дабы любили мы друг друга, и дабы приветствовали мы друг друга».
Раздел «Возвеличивание Аллаха после молитвы»
1002. Ахмад бен Габда — Суфьян — Гамр — Абу-Магбад — Ибн Габбас; сказал [последний]: «Посланник Аллаха (м.е.и б.!) давал знать об окончании совершения молитвы посредством [произнесения слов] возвеличивания [Аллаха]».
1003. Йахъя бен Муса аль-Балахий — Габдур-Раззак— Ибн-Джурайдж — Гамр бен Динар; [последний передал,] что Абу-Магбад, вольноотпущенник Ибн-Габбаса сообщил ему, что повышение голоса для [произнесения слов] поминания [Аллаха], когда люди [завершают] предписанную [молитву и начинают] расходиться — было это при жизни [в эпоху] Посланника Аллаха (м.е.и 6.!). И, поистине, Ибн Габбас сказал: «И слыша это [эти слова], я узнавал, что [люди] закончили [молитву]».
Раздел «Произнесение приветствия про себя»
1004. Ахмад [бен Мухаммад] бен Ханбаль — Мухаммад бен Йунус аль-Фарьябий — аль-Аузагий — Курра бен Габдур-Рахман аз-Зухрий — Абу-Салама — Абу-Хурайра; [последний] сказал: «Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «[Произнесение] молитвы про себя — обычай [мой]».
(Сказал Иса: «Запретил мне Ибн-аль-Мубарак [передавать слова] этого хадиса от имени [Пророка]»)»(рафг)». Сказал Абу-Дауд: «Слышал я, как Абу-Гумайр, Иса бен Йунус аль-Фахурий ар- Рамлий, [как тот] сказал: «Когда аль-Фарьйабий вернулся из Мекки, то перестал передавать этот хадис от имени [Пророка] (рафг)»; и сказал, [что] запретил ему Ахмад бен Ханбаль относить слова этого [хадиса] [Пророку] (рафгаху)»».
Раздел «Если [человек] осквернится ветром в молитве своей»
1005. Гусман бен Аби-Шайба — Джарир бен Габдуль-Хамид — Гасем аль-Ахваль — Иса бен Хаттан — Муслим бен Сал[л]ям — Гали бен Тальк; сказал [последний]: «Сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Если кто-либо из вас осквернится ветром в молитве, то пусть же уйдёт [с молитвы своей] (фальйансариф), и совершит омовение, и выполнит молитву свою вновь».
170
Раздел «О человеке, который совершает дополнительную молитву на том же месте, где он совершил молитву предписанную»
1006. Мусаддад — Хаммад и Габдуль-Варис — Лайс — аль Хаджжадж бен Губайд — Ибрахим бен Исмаил — Абу-Хурайра; сказал [последний]: «Сказал Посланник Аллаха (м.е.и 6.!): «Трудно ли (йагджизу) кому- либо из вас...» Сказал [Мусаддад], передавая от Габдуль-Вариса: «...встать немножко спереди, или [чуть-чуть] сзади, или [чуть-чуть] слева, или [чуть-чуть] справа».
Добавил в хадисе Хаммада [Мусаддад]:«...в молитве...». Т.е., в дополнительной молитве (субха).
1007. Габдуль-Ваххаб бен Наджда — Ашгас бен Шугба — аль Минхаль бен Халифа — аль-Азрак бен Кайс; сказал [последний]: «Совершил с нами молитву имам по прозвищу Абу-Римса. И сказал: «Совершил я эту молитву, или подобную этой [молитве], вместе с Пророком Аллаха (м.е.и б.!)». Сказал [аль- Азрак]: «...и стояли Абу-Бакр и Гумар в первом ряду справа от него; и уж присутствовал тот муж слова первого возвеличивания [Аллаха] в молитве и совершил Пророк Аллаха (м.е.и б.!) [молитву]. И затем произнёс [приветствие] справа от себя, и слева от себя — так, что узрели мы белизну щёк (щеки) его. Затем повернулся так же, как повернулся Абу-Римса, т. е. сам. И встал человек, который поспел вместе с ним на произнесение первых [слов] возвеличивания [Аллаха]. И подошёл бысто («[васаба]») к ему Гумар, и взял его за плечи, и потряс его. Затем сказал: «Сядь [и посиди меж обязательной и дополнительной молитивами для произнесения слов хвалы и возвеличивания Аллаха]. Ибо, поистине, не погубила обладателей писаний [иудеев и христиан] ничего, кроме как то, что не было промеж молитв их промежутка». И поднял Пророк (м.е.и 6.!) взор свой, и сказал: «Аллах глаголит [устами твоими], о, сын аль-Хаттаба ([асабаллаху бика йабналь-хат- таб])!» (Сказал Абу-Дауд: «И уж сказано «Абу-Умаййа» вместо «Абу-Римса»).
Раздел «Два земных поклона [в конце молитвы] [при допущении] ошибок [во время совершения молитвы]»
1008. Мухаммад бен Губайд — Хаммад бен Зайд — Аййуб — Мухаммад — Абу-Хурайра; сказал [последний]: «Совершил с нами Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) одну из (вечерних) молитв — полуденную или послеполуденную...» Сказал [Абу Хурайра]:«... и совершил с нами два круга [ молитвы]. Затем [ произнёс конечное] приветствие». Затем встал и подошёл к бревну, [что] было у основания мечети. И положил свои руки на него — одну на другую. И [можно было] бы узнать на лице его [признаки] гнева. Затем вышел, и тут же вышли люди, говоря «Молитва сократилась, молитва сократилась!» И среди людей были Абу Бакр, и Гумар; и почтительно побоялись они заговорить с ним [с Пророком]. И вышел (кама) один человек — Посланник Аллаха (м.е.и б.!) называл его Зу-ль-Йадайн (обладатель двух ладоней), и сказал: «О, Посланник Аллаха! Ты забылся, или молитва сократилась?» Сказал [Пророк]: «Не сократилась». Сказал тот человек: «Нет, ты забыл, о, Посланник Аллаха». И вышел Посланник Аллаха (м.е.и б.!) к люду, и сказал: «Правду ли сказал Зу-ль-Йадайн?» И кивнули они головой, т.е. [сказали] «Да». И вернулся Посланник Аллаха (м.е.и б.!) к своему месту, и совершил два оставшихся круга молитвы. Затем [произнёс конечное] приветствие. Затем возвеличил [Аллаха], и совершил земной поклон, подобно [обычному] своему земному поклону, или дольше. Затем поднял [голову свою](рафа- га), и возвеличил [Аллаха]; (затем возвеличил [Аллаха]), и совершил земной поклон, подобно [обычному] своему земному поклону, или дольше. Затем поднял [голову свою] и возвеличил [Аллаха]». Сказал: «И было сказано Мухаммаду: «[Произносилось] ли приветствие после земных поклонов [после совершения] ошибки [в молитве]?» И сказал: «Я не запомнил этого от Абу-Хурайры, однако, мне сообщили (нуббиэту), что Гимран бен Хусайн сказал:«...затем произнёс конечное приветствие».
1009. Габдулла бен Маслама — Малик — Аййуб — Мухаммад — с той же цепочкой; а хадис Хаммада более полон; сказал [последний]: Посланник Аллаха (м.е.и б.!) совершил [молитву] — и не сказал «...с нами...», и не
171
сказал «...и сделали знак головой [кивнули] ([файа-умму]...). Сказал [Мухаммад]:«...и сказали люди: «Да». Сказал [Мухаммад]: «Затем поднял[ся]...», и не сказал: «...и возвеличил [Аллаха] [Пророк]», «...затем возвеличил [Аллаха] и совершил земной поклон, подобный своему [обычному] земной поклону, или [чуть] дольше. Затем поднял [ся]...» — и [этими словами] завершил [рассказ] своего хадиса. И не привел (упомянул) то, что после этого, и не привел слов «...и сделали знак головой [кивнули] ([файа-умму ].,.) никто, кроме Хаммада бен Зайда (сказал Абу-Дауд: и каждый, кто передал этот хадис, не говорил «...и возвеличил [Аллаха]...» и не упоминал ([закара]) [слова] «...вернулся...»).
1010. Мусаддад — Башар, т.е., Ибн-аль-Муфаддаль — Салама, т.е., Ибн-Галькама — Мухаммад — Абу-Хурайра; сказал [последний]: «Совершил с нами Посланник Аллаха (м.е.и б.!) [молитву]...» — содержание полностью [хадиса] Хаммада, [и] до последних слов его —«...было сообщено мне ([нуббиэту]), что Гимран бен-Хусайн сказал:«...затем [произнес конечное] приветствие». Сказал [Мухаммад]: сказал я: «А два свидетельства ([ташаххуд])?» Сказал [Абу-Хурайра]: «Я не слышал ничего о двух свидетельствах. И мне более нравится, чтобы произносились два свидетельства ([ва ахаббу илаййа ан йуташаххад])». И не упоминул слов «...которого он называл Зу- ль-Йадайн...», и не упоминул «...и сделали знак головой (кивнули, [фа-аума-у])...», и не упоминал [о] гневе. А хадис (Хаммада от) Аййуба более полон.
1011. Галий бен Наср (бен Галий) — Сулейман бен Харб — Хаммад бен Зайд — Аййуб и Хишам, и Йахья бен Гатикъ, и Ибн-Гаун — Мухаммад —Абу-Хурайра; [последний —] от Пророка (м.е.и б.!) по поводу рассказа [о] Зу- ль-Йадайн, что он возвеличил [Аллаха], и [совершил] земной поклон. И сказал Хишам, т.е., Ибн-Хассан: «Возвеличил [Аллаха], затем возвеличил [Аллаха] и [совершил] земной поклон».
Сказал Абу-Дауд: передал этот хадис также Хабиб бен аш-Шахид — Хумайд, и Йунус, и Гасем аль-Ахваль — от Мухаммада бен Аби-Хурайры [сына Абу-Хурайры]. Не упоминул никто из них того, что упоминул Хаммад бен Зайд, передав от Хишама, что он [Пророк] возвеличил [Аллаха], затем возвеличил [Аллаха], (и [совершил] земной поклон). И передал Хаммад бен Салама, и Абу- Бакр бен Гаййаш этот хадис от Хишама, и не упоминали того, что упоминул Хаммад бен Зайд — то, что он [Пророк] возвеличил [Аллаха], [и] затем возвеличил [Аллаха] снова.
1012. Мухаммад бен Йахья бен Фарис — Мухаммад бен Касир — аль-Аузагий — аз-Зухрий — Сагид бен аль- Мусаиййиб и Абу-Салама, и Губайдулла бен Габдулла — Абу-Хурайра — этот [же] рассказ; сказал: «...и не совершал он двух земных поклонов [после допущения] ошибок [во время совершения молитв], пока не дал ему знать об этом Аллах».
1013. Хаджжадж бен Аби-Йагкуб — Йагкуб, т.е., Ибн-Ибрахим — Убайй — Салих — Ибн-Шихаб; последний (сказал), что Абу-Бакр бен Сулейман бен Аби-Хасма сообщил ему, что дошло до него, что Посланник Аллаха (м.е.и б.!)... — это же сообщение («хабар»). Сказал: «...не совершил двух земных поклонов, которые совершаются при [появлении] сомнения [о правильности совершенной молитве] — пока не встретили его люди». Сказал Ибн-Шихаб: «...и передал мне это сообщение Сагид бен аль-Мусаййиб, [передав] от Абу- Хурайры, сказал: сообщил мне Абу-Салама бен Габдур-Рахман, и Абу-Бакр бен аль — Харе бен Хишам, и Губайдулла бен Габдулла: «Сказал Абу-Дауд: «И передал его [этот хадис] Йахья бен Аби-Касир, и Гимран бен Аби-Анас — Абу-Салама бен Габдур-Рахман (и аль-Галяъ бен Габдур- Рахман —- от отца его; все [передали]) этот рассказ — от Абу-Хурайры. Не упоминул [он], что он [Пророк] совершил два земных поклона.
Сказал Абу Дауд: передал его [этот хадис] аз-Зубайдий — от аз-Зухры — от Абу-Бакра бен Сулеймана бен Аби-Хасма — от Пророка (м. е. и б.!); сказал в нем: «...и не совершил двух земных поклонов [после] ошибки [в молитве]».
1014. (Габдулла) Ибн-Мугаз — Убайй — Шугба — Сагд (бен Ибрахим); слышал [от] Абу-Саламы бен Габдур- Рахмана — от Абу-Хурайры, что Пророк (м.е.и б.!) совершил полуденную молитву в два круга («ра-
172
каата»). И было сказано ему: «Ты сократил молитву?» И совершил он [затем еше] два крута, затем совершил два земной поклона.
1015. Исмаил бен Асад — Шубаба — Ибн-Аби Зиэб — Сагид бен Аби-Сагид аль-Макбурий — Абу- Хурайра; [последний передал,] что Пророк (м.е.и б.!) встал с двух кругов предписанной молитвы. И сказал ему один человек: «Сократил ли ты молитву, о Посланик Аллаха, иль забыл ты?» Сказал: «Ничего из этого я не делал». И сказали люди: «Уж совершил ты оное, о Посланник Аллаха[!]» И совершил он два остальных круга [молитвы]; затем [встал, и] ушёл, не совершив двух земных поклонов [, что совершаются после допущения ошибок в молитве]».
Сказал Абу-Дауд: передал его [хадис] Дауд бен аль-Хусайн — от Абу-Суфьйана, вольноотпущенника (сына) Абу-Ахмада — от Абу-Хурайры — от Пророка (м.е.и б.!) — этот же рассказ. Ска- зазал [Абу-Хурайра]: «...затем совершил (два земной поклона), [не вставая,] сидя после [произнесения конечного] приветствия».
1016. Харун бен Габдилля — Хашим бен аль-Касем — Гикрима Ибн-Гамар — Дамдам бен Джаус аль Хафаний — Абу-Хурайра — это [же] сообщение. Сказал: «...совершил два земных поклона [после] ошибок [в молитве] после [конечного] приветствия».
1017. Ахмад бен Мухаммад бен Сабет — Абу-Усама, и Мухаммад бен аль-Галяъ — Абу-Усама — Губайдулла — Нафег — Ибн-Гумар; [последний]: «Совершил (с нами) [молитву] Посланник Аллаха (м.е.и б.!), и произнес [конечное приветствие] после двух кругов... — и привёл [хадис], подобный хадису Ибн- Сирина — от Абу-Хурайры; сказал [Ибн-Гумар]: «...затем [произнёс конечное] приветствие; затем совершил два земных поклона после совершения ошибок в молитве».
1018. Мусаддад — Йазид бен Зурайг; и Мусаддад — Маслама бен Мухаммад —- Халед аль-Хаззаъ —Абу-Кыйля- ба — Абу-ль-Мухаллиб — Гимран бен Хусайн, а последний сказал: «[Произнес] Посланник Аллаха [конечное] приветствие после трех кругов послеполуденной [молитвы], [вышел из мечети], затем вошел... — сказал [Гимран], передавая от Масламы: «...в комнаты... и встал, [и подошел] к нему один человек, которого называли аль~Хербак, и был он длинноруким, и сказал ему: «Ты сократил молитву, о Посланник Аллаха?» И вышел он рассерженным, волоча за собой свой плащ, и сказал: «Правду ли сказал он?» Сказали [люди]: «Да». И совершил [он] тот [оставшийся] крут [молитвы]. Затем [произнес конечное] приветствие; затем совершил два земных поклона её [т.е., молитвы, в которой он совершил]; затем [снова произнёс слова конечного] приветствия».
Раздел «Если [человек] совершает пять [кругов] молитвы»
1019. Хафс бен Гумар и Муслим бен Ибрахим (ране упоминутый) — Хафс — Шугба — аль-Хакам — Ибрахим — Галькама; сказал [последний]: «Совершил Посланник Аллаха (м.е.и б.!) [полуденную [молитву] в пять [кругов]. И было сказано ему: «Добавилось ли что-нибудь в молитве?» Сказал [Пророк]: «А что с [ней] такого?» Сказал тот [человек]: «Ты совершил [молитву] в пять [кругов]». И совершил [Пророк] два земных поклона после того, как произнёс [слова конечного приветствия]».
1020. Гусман бен Аби-Шайба — Джарир — Мансур — Ибрахим — Галькама; сказал [последний]: сказал Габдулла: «Совершил Посланник Аллаха (м.е.и б.!) молитву». Сказал Ибрахим: «...и не знаю я, перевыполнил читал ли он молитву, или же не дочитал ([зада ам накаса])». И когда [он произнёс слова конечного приветствия], было сказано ему: «О Посланник Аллаха! Произошли ли какие-нибудь изменения в молитве?» Сказал [Пророк]: «А что [с ней такого]?» Сказали [люди]: «Ты совершил молитву так-то и так-то». И повернул он ногу свою, и обратился лицом к Кибле, и совершил с ними два земных поклона. Затем [произнес слова конечного] приветствия. И затем повернулся к нам лицом своим (м.е.и б.!), и сказал: «Поистине, если произошло бы какое-нибудь изменение в молитве, я бы сообщил бы об оном. Однако, поистине, я — человек, забываю я, как забываете и вы. И, когда позабуду я [что-нибудь], то напомните мне об этом...» И сказал: «Если кто [из] вас
173
усомнится в молитве своей, то пусть же обосновывается [в суждении своём на] [том,] истинность [чего он твёрдо знает] [— т.е., на минимуме числа предполагаемых кругов]. И пусть дополняет [свою молитву, основываясь на том]. Затем пусть [произнесет конечное] приветствие, и совершит два земных поклона».
1021. Мухаммад бен Габдулла бен Нумайр — аль-Агмаш — Ибрахим — Галькама — Габдулла — этот [же хадис]; сказал [последний]: «Когда забудется кто-либо из вас, то пусть же совершит два поклона земных». Затем переместился на другое место, и совершил два земных поклона».
Сказал Абу-Дауд: передал его Хусайн подобно [ хадису] аль-Агмаша.
1022. Насыр бен Галий — Джарир и Йусуф бен Муса — Джарир, и это — хадис Йусуфа, — аль-Хасан бен Губайдулла — Ибрахим бен Сувайд — Галькама; сказал [последний]: сказал Габдулла: «Совершил С нами Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) [молитву] в пять [кругов]. И, когда обернулся [он], стали люди шептаться промеж собою. И сказал [Пророк]: «Что с вами? (что есть суть дело ваше?)» Сказали люди: «О Посланник Аллаха! Прибавилось ли в молитве [число кругов]?» Сказал [Пророк]: «Нет». Сказали [люди]: «...ибо, поистине, ты совершил [молитву] в пять [кругов]». И обернулся он, и совершил два земных поклона. Затем [произнес слова конечного приветствия]. Затем сказал: «Поистине, я забываю так же, как и вы».
1023. Кутайба бен Сагид — ал-Лайс, т. е., Ибн-Сагд — Йазид Ибн-Аби-Хабиб — Сувайд бен Кайс—Мугавия бен Худайдж; [последний сообщил,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) совершал однажды [молитву], и произнес конечное приветствие; и уж оставался ещё от молитвы один круг. И встретился ему один человек, и сказал: «Ты забыл один круг молитвы». И вернулся [Пророк], и вошел в мечеть, и повелел Билялю, и [тот] произнес второй призыв на молитву. И совершил [Пророк] для людей один круг [молитвы]. И сообщил я об этом людям, и сказали они: «Знаешь ли ты того человека [, что напомнил Пророку об ущербе в его молитве]?» Сказал я: «Нет. Кроме как если увижу его — [узнаю]». И прошел [тот человек] мимо меня, и сказал я: «Это он». И сказали [люди]: «Это [же] Тальха бен Губайдулла [!]»
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 274 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!