Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел «[Человек, совершающий земной поклон,] ставит колени свои [на землю] прежде рук своих 1 страница



838. Аль-Хасан бен Галий и Хусайн бен Иса — Йазид бен Харун — Шурайк — Гасем бен Кулайб — от отца его — от Вайля бен Хаджара; сказал [последний]: «Видел я, как Посланник Аллаха (м.е.и 6.!), когда совершал земной поклон, ставил колени свои [на землю] прежде ладоней своих. И, если когда поднимал­ся, [то] поднимал ладони свои прежде колен своих».

839. Мухаммад бен Мугаммар — Хаджжадж бен Минхаль — Хаммам — Мухаммад бен Джухада — Габдуль- Джаббар бен Вайль — от отца его; [последний передал,] что Пророк (м.е.и 6.!)... — и привёл хадис о мо­литве. Сказал: «...; и, когда совершал земной поклон, коснулись колени его земли прежде, чем коснулись ладони его». Хаммам сказал: и рассказал нам Шакик, сказав: рассказал мне Гасем бен Кулайб — от отца своего — от Пророка (м.е.и 6.!) — [хадис], подобный этому. И в хадисе одного из них [сказано]: «...и большее, что я знаю [есть суть то,] что в хадисе Мухаммада бен Джухады [сказано]: «...; и, когда поднимался — поднимался на свои колени, и опирался на своё бедро».

840. Сагид бен Мансур — Габдуль-Газиз бен Мухаммад — Мухаммад бен Габдулла бен Хасан — Абу-з-Зинад — аль-Аградж — Абу-Хурайра; сказал [последний]: Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Когда кто-либо из вас будет совершать земной поклон, то пусть не опускается на землю так, как опускается верб­люд. И пусть кладёт ладони свои прежде колен своих».

841. Кутайба бен Сагид — Габдулла бен Нафег — Мухаммад бен Габдулла бен Хасан — Абу-з-Зинад — аль-Аг­радж— Абу-Хурайра; сказал [последний]: сказал Посланник Аллаха (м.е.и 6.!): «Опираются некоторые из вас в молитве своей, и опускаются на землю так, как опускается верблюд».

Раздел «Краткое сидение после [совершения] нечётных [кругов молитвы]»

842. Мусаддад — Исмаил, т.е., Ибн-Ибрахим — Аййуб — Абу-Куляба; сказал [последний]: пришёл К нам Абу-Сулейман Малик бен аль-Хувайрис к мечети нашей, и сказал: «Клянусь Аллахом! Поистине, я не буду совершать (с вами) [молитвы]. И не желаю я [совершать] молитвы, но желаю я пока­зать вам, как видел я, как совершал [молитву] Посланник Аллаха (м.е.и 6.!)». Сказал [Аййуб]: «Сказал я Абу-Кылябе: «Как совершал он [молитву]?» Сказал: «Подобно молитве этого нашего шейха [учителя], т.е., Гамра бен Саламы, имама их». И рассказал, что он, когда поднимал голову от последнего земной поклона в первом круге [молитвы] — садился; затем вставал».

843. Зийад бен Аййуб — Исмаил — Аййуб — Абу-Куляба; сказал [последний]: пришёл К нам Абу-Сулей- ман Малик бен аль-Хувайрис, и сказал: «Клянусь Аллахом, поистине, я не буду совершать (с ва­ми) [молитвы]. И не желаю я [совершать] молитвы, но желаю я показать вам — как видел я — как совершал [молитву] Посланник Аллаха (м.е. и б.!)». Сказал [Абу-Куляба]: «...и посидел в первом круге [молитвы], когда поднял голову с последнего земной поклона».

844. Мусаддад — Хашим — Халед — Абу-Куляба — Малик бен аль-Хувайрис; [последний передал,] ЧТО ОН ви­дел, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!), когда был в конце нечётных кругов своей молитвы, не под­нимался, пока не садился ровно».

Раздел «Сидение на обеих ногах меж двумя земными поклонами»

845. Йахья бен Мутин — Хаджжадж бен Мухаммад — Ибн-Джурайдж — Абу-з-Зубайр; [последний передал,] что он слышал, как Тавус говорил: сказали мы Ибн-Габбасу о сидении на двух стопах меж двумя земными поклонами, и сказал [Ибн-Габбас]: «Это — обычай [Пророка] [«сунна»]». Сказал [Абу-

144

з-Зубайр]: «Сказали мы: поистине, мы считаем это неудобным (мучительным) для ноги». И ска­зал Ибн-Габбас: «Это — обычай (сунна) твоего пророка (м. е. и 6.!)

Раздел «Что говорить при поднятии (головы) с поясного поклона»

846. Мухаммад бен Иса — Габдулла бен Нумайр, и Абу-Мугавия, и Вакиг, и Мухаммад бен Губайд — все они [пе­редали] от аль-Агмаша — от Губайда бен аль-Хасана; сказал [последний]: «Слышал я, как Габдулла бен Аби- Ауфа говорил: «Да услышит [да прислушается] Аллах к тому, кто воздал хвалу Ему! О наш Аллах, господь наш! Тебе [да будет воздана] всякая хвала величиной с небеса, и величиной с землю, и величиной с то, чего пожелаешь Ты из вещей ещё!»

Сказал Абу-Дауд: сказал Суфьйан ас-Саурий и Шугба бен аль-Хаджжадж, передавая от Губай­да Абу-ль-Хасана — этот же хадис, [но] не [было] в нём [слов] «после поясного поклона». Суфьйан сказал: встретили мы шейха Губайда Абу-ль-Хасана позже, и не сказал он в нём [в этом хадисе] «...после поясного поклона...»

Сказал Абу-Дауд: и передал его [этот хадис] Шугба от Абу-Гысмы — от аль-Агмаша — от Гу­байда, сказав: после поясного поклона.

847. Муаммаль бен аль-Фадль аль-Харраний — аль-Валид и Махмуд бен Халед — Абу-Масхар и Ибн-ас-Сарх — Башар бен Бакр и Мухаммад Ибн-Мусгаб — Габдулла бен Йунус — все они [передали] от Сагида бен Габдуль-Гази- за — от Гатыййи бен Кайса — Казаги бен Йахьи Абу-Сагида аль-Хударий; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м. е. и б.!) говорил, когда говорил «Да прислушается Аллах к тому, кто вознёс хвалу Ему!» — «О наш Аллах, господь наш! Тебе [да будет воздана] всякая хвала величиною с небо!» ([самигаллаху лиман хамидах — аллахумма раббана лакаль хамду миль-ас-сама)» Муаммаль ска­зал: «...величиной с небеса, и величиной с землю, и величиной то, чего пожелаешь Ты из вещей ещё...[Мы] — возвеличивающие и восславляющие [Тебя]. [Всё сказанное есть суть] наиистин­нейшее из всего того, что [может] сказать раб. И все мы рабы Твои! И нет никого, кто препят­ствовал бы тому, что ты даёшь ([миль-а-ссамавати ва миль-аль-арды ва миль-a ма шиэта мин шайим багд/ ахлюс-сана-и вальмадж/ ахакку ма калляль-габду/ ва куллюна лака габд/ ла манига лима агтайта] — добавил Махмуд: «...и нет дарителя того, чего воспретил Ты ([ва ла муттыйа ли- ма манагта]) затем [далее] они все единословны — «и не поможет никакой обладатель величия пред карой Твоей, кроме как благие деяния ([ва ла йанфагу заль-джадди минкаль-джадду])» Ба­шар сказал: «Господь наш! Тебе [да будет воздана] всякая хвала ([раббана лакаль-хамд]) (не ска­зал: «О Аллах наш ([аллахумма])!»). И не сказал Махмуд: «О мой Аллах ([аллахумма])!» Сказал: «О господь наш! И Тебе [да будет воздана] всякая хвала ([раббана ва лакаль хамд]).

848. Габдулла бен Маслама — Габдуль-Малик — Самий — Абу-Салих ас-Самман — Абу-Хурайра; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Когда скажет имам: «Да услышит [да прислу­шается] Аллах к тому, кто вознёс хвалу Ему ([самигаллаху лиман хамидах])!», то говорите: «О наш Аллах, Господь наш! Тебе [да будет воздана] всякая хвала ([аллахумма раббана лакаль хамд]). Ибо, поистине, чьи слова совпадут со словами ангелов, простятся ему все грехи его».

849. Башар бен Гаммар — Асбат — Музриф — Гаммар; сказал [последний]: «Не говорят ЛЮДИ, [стоящие] за имамом» Да услышит [да прислушается] Аллах к тому, кто вознёс хвалу Ему ([самигаллаху лиман ха­мидах])!», но говорят: «Господь наш! Тебе [да будет воздана] всякая хвала ([раббана лакаль хамд])».

Раздел «[Произнесение] молитвенной [формулы] меж двух земных поклонов»

850. Мухаммад бен Масгуд — Зайд бен аль-Хаббаб — Камиль Абу-ль-Галяъ — Хабиб бен Аби-Сабет — Сагид бен Джубайр — Ибн-Габбас; [последний передал,] ЧТО Пророк (м.е.и б.!) говорил меж двух земных ПОК­ЛОНОВ: «О мой Аллах! Прости мне, и помилуй меня! И сделай меня здоровым! И веди меня по [пути истинному]! И дай меня [пищу]!»

145

Раздел «Поднятие женщинами голов своих с земного поклона если [когда] были они совместно с мужчинами на молитве»

851. Мухаммад бен аль-Мутаваккиль аль-Гаскаляний — Габдур-Раззак: оповестил нас ([анба-ана]) — Мугаммар — Габдулла бен Муслим, брат аз-Зухрий — от [одного из] вольноотпущенников Асмы, Ибнат-Аби-Бакр — Асма бинт Аби-Бакр; [последняя] сказала: слышала я, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) говорил: «Кто из вас [жен­щин] верует в Аллаха и в Последний [Судный] день, то да не поднимет головы своей прежде, не­жели поднимут мужчины головы свои» — [из-за] нежелательности («карахат») того, чтобы узре­ли они срамные части тела мужчин».

Раздел «Долгое стояние после [совершения] поясного поклона, и промеж двух земных поклонов»

852. Хафс бен Гумар — Шугба аль-Хакам — Ибн-Аби-Лайла аль-Бараъ; [последний передал,] ЧТО у Посланника Аллаха (м.е.и б.!) — были его поклон земной и поясный поклон его (и сидение его) (, что промеж двух поклонов земных) — [были] приблизительно равными [по продолжительности своей]).

853. Муса бен Исмаил — Хаммад — Сабет и Хумайд — от Анаса бен Малика; сказал [последний]: «Не совер­шал я молитвы позади человека, который укорачивал молитву [от молитвы] Посланника Аллаха (м.е.и б.!) в конце. И, Посланник Аллаха (м.е.и б.!), когда говорил: «Да услышит [да прислушается] Аллах к тому, кто вознёс хвалу Ему ([самигаллаху лиман хамидах])!» — стоял, пока не начинали говорить: «Засомневался (ли) [в молитве своей][?]» Затем возвеличивал [Аллаха], и совершал земной поклон. И сидел промеж двух поклонов земных [так долго,] что [начинали] говорить мы: «Не усомнился [ли] уж [в молитве своей] [?]»

854. Мусаддад — и Абу-Камиль — хадис одного из них вошёл в [хадис] другого — Абу-Гавана Хиляль бен Аби- Хумайд — Габдур-Рахман бен Аби-Лейла — аль-Бараъ бен Газеб; [последний рассказал:] «Бросил я взгляд искоса на Мухаммада (м.е.и б.!)...» И сказал Абу-Камиль: «...Посланника Аллаха (м.е.и б.!) в молитве, и увидел [что] стояние его [по продолжительности своей] — подобно поясному поклону его, и земному поклону его; и поднятие его [продолжительность стояния] его в поясном поклоне по­добно земному поклону его, и сидения его промеж двух поклонов земных, и земному поклону его, и сидению его, что промеж [произнесением] конечного приветствия и завершением [молит­вы] — приблизительно равны [меж собой по продолжительности ]».

Сказал Абу-Дауд: сказал Мусаддад: «...и поясный поклон его, и сидение его промеж двух кру­гов [молитвы], и земной поклон его, и сидение его меж двух поклонов земных, и земной поклон его и сидение его — меж [произнесением] конечного приветствия и завершением молитвы [вставания с молитвы и уход (инсыраф)] — приблизительно равны [по продолжительности своей]».

Раздел «Молитва того, кто не склоняет спины своей в поясном и земном поклонах»

855. Хафс бен Гумар ан-Намрий — Шугба — Сулейман — Гимара бен Гумайр — Абу-Мутаммар — Абу-Масгуд аль-Бадрий; сказал [последний]: сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Недостаточной будет молитва человека, пока не склонит он спины своей в поясном и земном поклонах».

856. Аль-Кагнабий — Анас, т.е., Ибн-Гаяд; и Ибн-аль-Мусанна — Йахья бен Сагид — Губайдулла, и это — сло­ва Ибн-аль-Мусанны, и Сагид Ибн-Аби-Сагид — от отца его — от Абу-Хурайры; [последний передал,] ЧТО Пос­ланник Аллаха (м.е.и б.!) вошёл в мечеть; и затем вошёл человек, и совершил [молитву]. Затем подошёл, и поприветствовал Посланника Аллаха (м.е.и б.!). И ответил Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) на его приветствие, и сказал: «Вернись, и соверши молитву [заново]. Ибо, поистине, ты не молил­ся». И вернулся тот человек, и совершил [молитву] так же, как он совершил её [до этого]. Затем подошёл к Пророку (м.е.и б.!), и поприветствовал его. И сказал ему Посланник Аллаха (м.е.и б.!):

146

«И над тобой да будет мир ([ва талайкас-салам])!» Затем сказал: «Вернись, и соверши [молитву]. Ибо, поистине, не молился ты». [И так —] до [тех пор,] пока не сделал он это три раза. Затем ска­зал человек: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной! Не [могу] я лучше этого. Так поучи меня». Сказал: «Если когда встанешь на молитву, то возвеличь [Аллаха]. Затем прочти то, что полегче тебе из Корана. Затем соверши поклон поясный, пока не [обретёшь] ты спокойствия [в сердце твоём] во время совершения поклона поясного. Затем поднимись, пока не встанешь ты ровно». Затем соверши поклон земной, и [совершай его до тех пор, пока] не [обретёшь] спокойствия [в сердце твоём] [когда будешь ты] в поклоне земном. Затем воссядь, пока не [обретёшь] спокой­ствия [в сердце твоём] [когда будешь] сидеть. Затем сделай это во всей молитве твоей». Сказал аль-Кагнабий, передавая от Сагида бен Аби-Сагида аль-Макбурий — от Абу-Хурайры: и сказал в конце [слов] своих: «...; и, если когда совершишь ты это, то уж станет молитва твоя полною, и не принесёшь ты ущерба к тому ни в чём. Ибо, поистине, привносишь ты ущерб в оном в мо­литве твоей». И сказал в нём [в этом хадисе]: «...если когда восстанешь ты на молитву, то совер­ши хорошенько малое омовение».

857. Муса бен Исмаил — Хаммад — Исхак бен Габдулла — Ибн-Аби-Тальха — Галий бен Йахья бен Халлад — от дяди его по отцу; [последний сообщил,] что один человек вошёл в мечеть... — и привёл подобный ему [хадис]. Сказал он в нём: и сказал Пророк (м. е. и 6.!): «Поистине, не будет полной [действи­тельной] молитва кого-либо [из людей], пока не совершит он малое омовение, и не совершит его, т.е., в положенных местах [телеса своего]; затем возвеличит [Аллаха], и вознесёт хвалу Алла­ху (да восславится он и да возвеличится [имя] Его!), и восславит его ([йусни галяйхи]), и проч­тёт то, что полегче ему из Корана. Затем скажет: «Аллах превелик ([аллаху акбар])!» Затем совер­шит поясный поклон так, что [обретут] спокойствие члены его. Затем скажет: «Да услышит [да прислушается] Аллах к тому, кто вознёс хвалу Ему ([самигалаху лиман хамидах])!», пока не вып­рямится он, и не восстанет стоя. Затем скажет: «Аллах превелик ([Аллаху акбар])!» Затем совер­шит поклон земной, [так долго,] пока не обретут спокойствие члены его; затем скажет: «Аллах превелик ([Аллаху акбар])!», и поднимет голову свою, пока не сядет ровно. Затем скажет: «Аллах превелик ([аллаху акбар])!» Затем совершит поклон земной так [долго], пока не обретут покой члены его. Затем поднимет голову свою, и возвеличит [Аллаха]. И, если когда сделает он оное, (то уж) станет молитва его полною».

858. Аль-Хасан бен Галий — Хишам бен Габдуль-Малик — аль-Хаджжадж бен Минхаль — Хаммам — Исхак бен Габдулла бен Аби-Тальха — Галий бен Йахья бен Халлад — от отца его — от дяди его [по отцу], Руфаги бен Рафи- га — содержание того же [хадиса]. Сказал [Руфага]: и сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Поистине, не будет полной [действительной] молитва кого-либо из вас, пока не совершит он хорошенько малое омовение — как велел (ему) Аллах (да возвеличится и да восславится [имя] Его!). Так пусть умоет он чело свое, и руки свои до лотей; и протрёт он [часть] головы своей, и ноги свои до лодыжек; затем пусть да возвеличит [Аллаха] (да возвеличится и да восславится [имя] Его!), и вознесёт хва­лу Ему. Затем прочтёт из Корана то, что услышал он из него и [то, что] полегче [для себя]».

И привёл [хадис], подобный (хадису) Хаммада, сказав [в нём]: «...затем возвеличит он [Аллаха], и совершит поклон земной. И поставит чело свое на землю...» Сказал Хаммам: «.;.и, возможно ска­зал он:«...лоб свой на землю так, что, пока не обретут спокойствие члены его, и не расслабятся они. Затем возвеличит [Аллаха], и воссядет ровно на седалище свое, и выпрямит хребет свой...» И опи­сал молитву так [им] же [образом] — четыре круга, пока не освободился от молитвы своей...» — по­ка не [дошёл] до [слов] «...не будет полной молитва кого-либо из вас, пока не сделает он оное».

859. Вахб бен Бакиййя — Халед — Мухаммад, т.е., Ибн-Гамр — Галий бен Йахья бен Халлад — от отца его — от Руфаги бен Рафига — с этим же рассказом; сказал [последний]: «Если когда встанешь [на молитву], и об­

147

ратишься ликом своим к Кибле [Каабе], то возвеличь [Аллаха]. Затем прочти «Мать Корана» [первую главу Корана — суру «Фатиха»], и то, что пожелает Аллах, чтобы прочёл ты. И, когда со­вершишь ты поклон поясный, то положи ладони свои на колени твои, и вытяни спину твою». И сказал: «Если когда совершишь ты поклон земной, то утвердись прочно в поклоне твоём земном. И, если когда поднимешься ты, то воссядь на бедро твое левое».

860. Муаммаль бен Хишам — Исмаил — Мухаммад бен Исхак — Галий бен Йахья бен Халлад бен Рафег — от отца его — от дяди его [по отцу], Руфаги бен Рафига — от Пророка (м. е. и б.!) — этот же рассказ. Сказал: «Если когда встанешь ты на (в) молитву твою, то возвеличь Аллаха Всевышнего. Затем прочти то, что полегче тебе из Корана». И сказал в нём [в этом хадисе]: «...; и, если когда сядешь ты в середине молитвы, то [утвердись] во спокойствии, и простри бедро твое левое; затем произнеси два сви­детельства («ташаххуд»). И, если когда восстанешь ты, то [поступи] подобно тому. [И так—] по­ка не освободишься ты от молитвы твоей».

861. Гыбад бен Муса аль-Хатлий — Исмаил, т.е., Ибн-Джагфар — Йахья бен Галий бен Йахья бен Халлад бен Рафег аз-Заркий — от отца его — от деда его [Йахьи бен Галий] -— от Руфаги бен Рафега; [последний передал,] ЧТО Посланник Аллаха (м.е.и 6.!)... — и рассказал этот хадис. Сказал в нём: «...и соверши ты омове­ние малое, как повелел тебе Аллах (да восславится и возвеличится [имя] Его!) Затем произнеси ты [два] свидетельства. Затем восстань (восстанови молитву). Затем возвеличь [Аллаха]. И, если было при тебе [знание сур] Корана, то прочти его. И если нет, то восславь [Аллаха]. И возвеличь его, и признай единство его («халлильху» [тахлиль])». И сказал в нём: «...; и, ежели привнесёшь ты ущерб в оное, то привнесёшь ты ущерба в молитву твою».

862. Абу-ль-Валид ат-Тайалисий — ал-Лайс — Йазид бен Аби-Хабиб — Джагфар бен аль-Хакам; и Кутайба — ал-Лайс — Джагфар бен Габдулла бен аль-Ансарий — Тамим бен Махмуд — Габдур-Рахман бен Шабль; сказал [пос­ледний]: «Запретил Посланник Аллаха (м. е. и б.!) [совершать поклоны поясный и земной быстро, подобно] воронам, расстилание [в домах] шкур [диких] животных, и чтобы поселялся человек в каком-либо месте в мечети так же, как верблюд поселяется [там, где желает]».

Это — слова Кутайбы.

863. Зухайр бен Харб — Джарир — Гатаъ бен ас-Са-иб — Салем аль-Баррад; сказал [последний]: «Пришли мы к Гутбе бен Гамру аль-Ансарий Абу-Масгуду, и сказали ему: «Расскажи нам о молитве Пос­ланника Аллаха (м.е.и б.!)». И встал он пред нами в мечети, и возвеличил [Аллаха]. И, когда со­вершил поясный поклон — поставил руки на колени, и пальцы свои опустил ниже того; и отда­лил друг от друга свои локти — пока не успокоилось (всё в нём). Затем сказал: «Да услышит [да прислушается] Аллах к тому, кто вознёс хвалу Ему!» ([самигаллаху лиман хамидах]) И встал, по­ка не успокоился каждый его член (всё в нём). Затем возвеличил Аллаха, и совершил земной пок­лон, и поставил свои ладони на землю. Затем отдалил друг от друга свои локти — пока всё не ус­покоилось в нём. Затем поднял свою голову, и сел, пока не успокоилось всё в нём. И сделал по­добное оному ещё (так же). Затем совершил четыре круга подобно этому кругу [молитвы], и со­вершил свою молитву [полностью]. Затем сказал: «Вот так вот [—как] мы видели [—] совершал молитву Посланник Аллаха (м. е. и 6.!)».

Раздел «Слова Пророка (м. е. и б.!) «Всякая [обязательная]молитва, что не совершается человеком вполне, дополняется от его дополнительной молитвы»

864. Йагкуб бен Ибрахим — Исмаил — Йунус — аль-Хасан — Анас бен Хаким ад-Даббий; сказал [последний]: «Побоялся Зийада, или Ибн-Зийада, и пришёл в Медину, и встретил Абу-Хурайру». И сказал: «И признал он меня роднёй своей, и признал своей роднёй его [и я]. И сказал: «О юноша! Не расска­зать ли мне тебе хадис?» Сказал [Анас бен Хаким]: сказал я: «О да [!] И да помилует тебя Аллах [!]» Йунус сказал: «Полагаю я, что он передал его [непосредственно] от Пророка (м.е.и б.!)». Сказал:

148

«Поистине, первое, за что будут рассчитываться люди в день Суда из деяний свох — молитва». Сказал: «Говорит Господь наш (да восславится и да возвеличится [имя Его!]) своим ангелам — а Ему лучше знать! «Посмотрите на молитву раба Моего [такого-то]: выполнял ли он её вполне, или ущербно. И, если будет молитва его полной — запишу Я ему [её] полной; и, если будет так, что будет в ней какой-либо ущерб (, сказал:) взгляните — есть ли у раба Моего [совершённые] дополнительные [молитвы]; и, если будут у него дополнительные молитвы (, сказал:) дополните рабу Моему его обязательную [молитву] от его дополнительной. Далее (затем) будут браться де­яния [его праведные] для оного...»

865. Муса бен Исмаил — Хаммад — Хумайд — аль-Хасан — человек из [племени] «Бану-Сулайт» — Абу-Хурай­ра — от Пророка (м. е. и б.!) — [хадис], подобный ему.

866. Муса бен Исмаил — Хаммад — Дауд бен Аби-Хинд — Зурара бен Ауфа — Тамим ад-Дарий — Пророк (м.е.и б.!) — [хадис] того же содержания. Сказал: «...затем — закят подобно тому. Затем будут браться деяния [его праведные] согласно оному (согласно, для расчёта того)...»

Разделы «[О] поясном и земном поклонах, и помещении рук на коленях»

867. Хафс бен Гумар — Шугба — Абу-Йагфур (сказал Абу-Дауд: и имя его — Вакдан) — Мусгаб бен Сагд; ска­зал [последний]: «Совершал я молитву рядом с отцом моим; и положил я руки мои меж колен мо­их. И запретил он мне оное. И повторил я, и сказал [отец]: «Не делай так! Ибо, поистине, мы де­лали это, и было запрещено нам делать это. И было нам велено ставить руки наши на колени».

868. Мухаммад бен Габдулла бен Нумайр — Мугавия — аль-Агмаш — Ибрахим — Галькама и аль-Асуад — Габ­дулла; сказал [последний]: «Если когда кто-либо из вас совершит поясный поклон, то пусть прострёт локти свои на бёдра свои, и приложит ладони свои. (И, словно бы смотрю я на то, как по-разно­му лежат пальцы Посланника Аллаха (м. е. и 6.!)). И пусть положит одну ладонь на другую».

Раздел «Что говорить человеку [, когда] он [совершает] свои поясный и земной поклоны»

869. Ар-Рабиг бен Нафег Абу-Тауба и Муса бен Исмаил (ранее упомянутый) -— Ибн-аль-Мубарак — Муса — Абу-Салама — Муса Ибн-Аййуб — от дяди его [по отцу] — Гукба бен Гамер; сказал [последний]: «Когда был низ­ведён [аят] «...так прославляй имя Господа твоего Великого» ([фасаббих бисми рабикаль га- зыйм]), Посланник Аллаха (м. е. и б.!) сказал: «Произносите их [эти слова] в поясных поклонах ваших. И, когда был низведён [аят] «Восславляй имя твоего Превысокаго ([саббихисма рабби- каль агля])...», сказал: «Произносите их [эти слова] в земных поклонах ваших...»

870. Ахмад бен Йунус — ал-Лайс, т.е., Ибн-Сагд — Аййуб бен Муса или Муса бен Аййуб — от одного человека из его [племени] —Гукба бен Гамер— [хадис] того же содержания; добавил, сказав: «Посланник Аллаха (м.е.и б.!), когда совершал поясный поклон, говорил: «Пречист [совершен] Господь мой Великий! И да бу­дет воздана Ему хвала!» ([субхана рабийаль газыйм ва бихамдихи]) — трижды. И, когда совер­шал земной поклон, говорил: «Пречист [совершен] Господь мой Превысокий! И да будет возда­на хвала Ему!» ([субхана рабийаль агля ва бихамдихи]) — трижды.

Сказал Абу-Дауд: и это дополнение — боюсь я — не сохранено [в памяти передатчиков]. (Сказал Абу-Дауд: жители Египта отличились [от жителей других местностей] в приведении це­почки этих двух хадисов — хадиса ар-Рабига и хадиса Ахмада бен Йунуса).

871. Хафс бен Гумар — Шугба; сказал я Сулейману: «[Какую] молитвенную [формулу] мне читать в молитве после того, как прочту я аят устрашения [мукамиада]?» И рассказал он мне, передавая от Сагда бен Губайды — от Мустаурида — от Сыйли бен Зуфара — от Хузайфы, что [последний] совершил молитву вместе с Пророком (м.е.и 6.!). И говорил он в своём поясном поклоне: «Пречист [совершен] Господь мой Великий ([субхана рабийаль газыйм]), а в своём земном поклоне —

149

«Пречист [совершен] Господь мой Превысокий!» ([субхана рабийаль агля]). И не читал он ка­кой-либо аят, в котором [говорится о] милости [Аллаха], кроме как останавливался и просил [о милости у Аллаха]; и не [читал какого-либо] аята [о] мучениях (устрашения) [в аду], кроме как останавливался на нём, и прибегал [к защите Аллаха].

872. Муслим бен Ибрахим — Хишам — Кутада — Мутарриф — Айша; [последняя прередала,] что Послан­ник Аллаха (м.е.и б.!) говорил в своём поясном и земном поклонах: «Пречист пресвят Господь ангелов и Духа [Архангела Гавриила] ([суббухун куддусун раббуль мала-аикати вар-рух])!»

873. Ахмад бен Салих — Ибн-Вахб — Мугавия бен Салих — Гамр бен Кайс —Гасем бен Хумайд — Гауф бен Ма­лик аль-Ашджагий; сказал [последний]: «Стоял я вместе с Посланником Аллаха (м.е.и 6.!) однажды ночью [на молитве]. И встал он, и прочёл суру «Бакара». Не прочитывал он аята о милости [Ал­лаха], кроме как останавливался [на нём]. И просил [Аллаха о милости Его]; и не читал аята [о] мучениях [в аду], кроме как останавливался, и прибегал [к защите Аллаха]. Сказал: «Затем совер­шал поясный поклон столько же, сколько стоял [прямо], говоря в своём поясном поклоне: «Пре­чист [совершен] Обладатель Мощи, Владычества, Величия, Великолепия ([субхана зиль-джаба- рути валь-малакути валь-кибрия-и валь-газамати])!» Затем совершал земной поклон столько же, сколько и стоял [прямо]. Затем говорил в своём земном поклоне подобное тому. Затем вставал, и читал [суру] «аль-Гимран». Затем читал [несколько] [коротких] [отдельных] сур.

874. Абу-ль-Валид ат-Тайалисий — Галий бен аль-Джагд — Шугба — Гамр бен Мурра — Абу-Хамза, вольноот­пущенник жителей Медины — от одного человека из [племени] «Бану-Габас» — Хузейфа; [последний передал,] ЧТО он видел, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) совершал молитву в ночное [время], и говорил: «Ал­лах Превелик ([аллаху акбар])! — трижды,...Обладатель Мощи, Владычества, Величия, Велико­лепия ([субхана зиль-джабарути вал-малакути валь-кибрийа-и валь-газамати])». Затем приступал [к молитве], и читал суру «Бакара». Затем совершал поясный поклон; и был его поясный поклон схожим [по продолжительности] с его стоянием [прямо]. И говорил он в своём поясном покло­не: «Пречист [совершен] Господь мой Великий ([субхана раббияль газыйм])». Затем поднимал свою голову с поясного поклона; и было стояние его таким же [по продолжительности], что и его поясный поклон. Говорил: «Господу моему да будет воздана всякая хвала ([лираббийаль хамд])!» Затем совершал земной поклон; и был его земной поклон таким же [по продолжительности], что и стояние его. И говорил он в своём земном поклоне: «Пречист [совершен] Господь мой Превы­сокий ([субхана рабийаль агля])!» Затем поднимал свою голову с земного поклона; и сидел он меж двух земных поклонов столько же, сколько и совершал свой земной поклон. И говорил: «Господь мой[!] Прости мне[!] Господь мой[!] Прости мне[!]» И совершал четыре круга [молитвы], читая в них [суры] «Бакара», «Аль-Гимран», «Ниса» и «Маида», или «Ангам» — сомнение Шугбы.

Раздел «О молитвенных [словах] в поясном и земном поклонах»

875. Ахмад бен Салих и Ахмад бен Гамр бен ас-Сарх, и Мухаммад бен Салама — Ибн-Вахб —Гамр, т.е., Ибн-аль- Харс — Гимара — Ибн-Газиййя — Самийй, вольноотпущенник Абу-Бакра; [последний передал,] что он слышал, как Абу-Салих Закуан рассказывал, [передавая] от Абу-Хурайры, что Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) сказал: «Ближе всего бывает раб к Господу своему [тогда,] когда он [совершает] земной поклон (сад- жид). Так умножайте молитвы [просьбы, когда вы находитесь в земном поклоне]».

876. Мусаддад — Суфьйан — Сулейман бен Сухайм — Ибрахим бен Габдулла бен Магбад — от отца его — от Ибн-Габбаса; [последний передал,] что Пророк (м. е. и б.!) открыл занавес и [увидел, что] люди пост­роились в ряды позади Абу-Бакра, и сказал: «О люди! Поистине, не осталось ничего из благих [радостных] вестей пророчества, кроме как праведное видение [во сне], которое видит [всякий] предавшийся [Аллаху] (или: показывается ему). Поистине, мне было запрещено читать [Коран], [стоя] в поясном или [лёжа] в земном поклонах. А что касается поясного поклона, то возвеличи­

150

вайте ([газзыму]} Господа в нём. А что касается земного поклона, то усердствуйте в творении мо­литвы [просьб] в них; ибо, достойно [оное,] чтобы ответилось вам [Аллахом на просьбы] ваши».

877. Гусман бен Аби-Шайба — Джарир — Мансур — Абу-д-Духа — Масрук — Айша; [последняя] сказала: «Пос­ланник Аллаха (м.е.и б.!) в поясном и земном поклонах своих премного говорил: «Пречист [совер­шен] Ты, о Аллах наш, Господь наш! И да будет воздана хвала Тебе! О мой Аллах! Прости мне [грехи мои]!» ([субханакаллахумма раббана ва бихамдика аллахуммагфирли])» — истолковывая Коран.

878. Ахмад бен Салих — Ибн-Вахб и Ахмад бен ас-Сарх — Ибн-Вахб; Йахья бен Аййуб —Гимара бен Газиййя — Самийй, вольноотпущенник Абу-Бакра — Абу-Салих—Абу-Хурайра; [последний передал,] что Пророк (м.е.и б.!) говорил в своём земной поклоне: «О мой Аллах! Прости мне грехи мои — малые и великие, преж­ние и поздние ([аллахуммагфирли занби куллаху—диккаху ва джиллаху ва аувалаху и ва ахараху])». Добавил Ибн-ас-Сарх: «...совершённые открыто и тайно...» ([галаниятаху ва сирраху]).

879. Мухаммад бен Сулейман аль-Анбарий — Габда — Губайдулла — Мухаммад бен Йахья бен Хаббан — Габ- дур-Рахман аль-Аградж — Абу-Хурайра — Айша (да будет Аллах доволен ею!); [последняя] сказала: «Потеряла я однажды ночью Посланника Аллаха (м.е.и б.!); и заглянула я в мечеть, и [увидела его] соверша­ющим земной поклон. И были стопы его поставлены [на землю]. И [в это время] [он] говорил: «Не счесть мне [, которое число раз] восславлять Тебя. Ты [да будешь восславлен] такое [число раз,] сколько [бесконечное число крат] восславил ты Себя Сам [в творениях Своих]».

Раздел «Молитвенные слова [просьбы] в молитве»

880. Гамр бен Гусман — Бакиййя — Шутайб — аз-Зухрий — Гурва; [последний передал,] что Айша сообщила ему, что Посланник Аллаха (м. е. и б.!) произносил следующие молитвенные слова в своей молитве: «О мой Аллах! Поистине, прибегаю я к тебе от мук [в] могиле! И прибегаю я к Тебе от испыта­ния [смуты] Масиха-Даджжаля! И прибегаю я к Тебе от испытания [смуты] в мгновениях жизни и смерти! О мой Аллах! Поистине, я прибегаю к тебе от всякого греха и ущерба!» И сказал ему кто-то: «Сколь много ты прибегаешь [к защите Аллаха] от ущерба?!» И сказал [Пророк]: «Поис­тине, муж, если терпит убытки [входит в долги], то, когда говорит [рассказывает что-либо], то лжёт; а когда даёт обет — то совершает вероломство».





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 297 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...