Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Махмуд бен Халед — аль-Валид — Абу-Гамр, т. е., аль-Аузагий; сказал [последний]: и ЭТО означает ви­деть на поверхности земли желтизну от солнца. 4 страница



Раздел «То, что дошло [из сведений] о хождении на молитву во тьме [ночи]»

561. Йахья — бен Магин — Абу-Губайда аль-Хаддад — Исмаил — Абу-Сулейман аль-Каххаль —- Габдулла бен Аус — Бурайда — от Пророка (м.е.и б.!). [Пророк] сказал: «Доведи благую (радостную) весть до тех, кто [много и часто] ходит во тьме ночи в мечеть: [они будут обладать] совершенным сиянием в день Суда».

Раздел «(То что дошло [из сведений] о [том, как] следует идти на молитву)»

562. Мухаммад бен Сулейман аль-Анбарий — Габдуль-Малик бен Гамр — Дауд бен Кайс —Сагд бен Исхак — Абу-Тамама аль-Ханнат; [последний передал,] что Кагб бен Гаджра догнал его, когда он шёл к мечети [, или] кто-то из них двоих нагнал второго. И сказал: и увидел он, что я скрестил руки, когда шёл. И велел мне [развести руки] (запретил мне делать это). И сказал: «Поистине, Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) сказал: «Если кто-либо из вас совершит малое омовение, и хорошенько выполнит все его действия, затем выйдет, сознательно [намереваясь пойти] в мечеть, то пусть не скрещивает рук своих, ибо, поистине, [в то время, когда он будет идти так в мечеть, он будет пребывать] в [состоянии] совершения молитвы».

100

563. Мухаммад бен Мугаз бен Гыбад аль-Ганбарий —Абу-Гавана — Йагля бен Гатаъ — Магбад бен Хурмуз — Сагид бен аль-Мусаййиб; сказал [последний]: приблизилась к одному человеку из числа жителей Меди­ны смерть, и сказал он: «Поистине, я вам расскажу один хадис; и расскажу я вам его не иначе, как рассчитывая [на вознаграждение Аллаха]. Слышал я, как Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) говорил: «Не совершит кто-либо из вас малое омовение, и не совершит хорошо [каждое его действие], и затем не выйдет, [чтобы пойти] на молитву, не поднимая своей правой ступни, кроме как запишет Ал­лах (да возвеличится и да восславится [имя] Его!) ему [воздаяние за] добродетельный поступок [за каждый шаг его]. И не поставит он левую ногу свою, кроме как сделает Аллах (да возвеличит­ся и да восславится [имя] Его!) так, что спадёт с него одно прегрешение. Так пусть живёт всякий из вас либо близко [к мечети], либо далеко [если пожелает]. И, если придёт в мечеть и совершит молитву в общине, то простятся ему [все грехи]. И, если придёт в мечеть, а [люди] уже соверши­ли часть молитвы, и часть молитвы ещё осталась [ими не совершённой], то пусть совершит ту часть молитвы, на которую он успеет, и дополнит то, что он упустил — то будет так же [простят­ся его грехи]. И если придёт в мечеть, а [люди] уже совершили молитву, [и] он совершит молит­ву, и будет всё так же [простятся его грехи]».

Раздел «О том, кто вышел [из дома] на молитву и опоздал на неё»

564. Габдулла бен Маслама — Габдуль-Газиз, т.е., Ибн-Мухаммад — Мухаммад, т.е., Ибн-Тахляъ — Мухсын бен Галий — Гауф бен аль-Харс — Абу-Хурайра; сказал [последний]: сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Тот, кто совершит малое омовение и выполнит хорошенько [каждое] его [действие], затем пойдёт [в ме­четь], и обнаружит, что люди уже совершили молитву, то Аллах (да восславится да и возвеличит­ся [имя] Его!) даст ему вознаграждение, подобное вознаграждению того, кто совершил эту мо­литву, присутствуя на ней [с самого её начала] — не умаляя (от) вознаграждения его ничем».

Раздел «(То, что дошло) [из сведений о хождении женщин в мечеть]»

565. Муса бен Исмаил — Хаммад — Мухаммад бен Гамр — Абу-Салама — Абу-Хурайра; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Не удерживайте рабынь Аллаха [от хождения] в дома [мечети] Аллаха. Но пусть выходят без духов».

566. Сулейман бен Харб — Хаммад — Аййуб — Нафег — Ибн-Гумар; сказал [последний]: Посланник Алла­ха (м.е.и 6.!) сказал: «Не удерживайте рабынь Аллаха [от хождения] в дома [мечети] Аллаха».

567. Гусман бен Аби-Шайба и Йазид бен Харун — аль-Гаввам Ибн-Хаушаб — Хабиб бен Аби-Сабет — Ибн-Гу- мар; сказал [последний]: сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.): «Не удерживайте жён ваших [от хож­дения] в мечети. А [нахождение их] в домах их — лучше для них».

568. Гусман бен Аби-Шайба — Джарир и Абу-Мугавия — аль-Агмаш — Муджахид; сказал [последний]: сказал Габдулла бен Гумар: Пророк (м.е.и б.!) сказал: «Разрешайте женщинам (жёнам) [ходить] в мече­ти ночью». И сказал один из его сыновей: «Клянусь Аллахом, мы не позволим им [этого], ибо воспользуются они ею как [прикрытием] [постигнет их порок]. Клянусь Аллахом, мы не позво­лим им этого!» Сказал [Габдулла]: «И рассердился на него, и отругал он его, и сказал: «Говорю я тебе: сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Разрешайте им...», а ты говоришь: «Не разрешим им?!!»

Раздел «Запрет оного»

569. Аль-Кагнабий — Малик — Йахья бен Сагид — Гамра бинт Габдур-Рахман; [последняя сообщила ему,] что Айша, жена Пророка (м.е.и б.!) сказала: «Если б узнал Посланник Аллаха (м.е.и б.!), что творят женщины, то, несомненно, запретил бы им хождение в мечети, как запретили это женщинам [своим] сыны израилевы [евреи]».

101

Сказал Йахья: сказал я Гамре: «Разве женщинам сынов израилевых было запрещено оное?» Сказала: «Да».

570. Ибн-аль-Мусанна—Гамр бен Гасем — Хаммам—Кутада—Маурик—Абу-ль-Ахвас Габдулла Пророк (м.е.и 6.!); [Пророк] сказал: «Молитва жнщины в доме её лучше, нежели молитва её в женской комнате мече­ти. А молитва её в комнате её лучше, нежели молитва её в доме её».

571. Абу-Мугаммар — Габдуль-Варис —Аййуб — Нафег — Ибн-Гумар; сказал [последний]: Сказал Послан­ник Аллаха (м.е.и б.!): «О если бы мы оставили эту дверь [мечети] для женщин!» Нафег сказал: «И не входил через неё Ибн-Гумар до тех пор, пока не умер».

Сказал Абу-Дауд: передал его Исмаил бен Ибрахим — от Аййуба — от Нафега, что сказал [последний]: сказал Гумар: и это более достоверно.

Раздел «Поспешание на молитву»

572. Ахмад бен Салих — Ганбаса — Йунус — Ибн-Шихаб — Сагид бен аль-Мусаййиб — Абу-Салама бен Габ- дур-Рахман; [последний передал,] что Абу-Салама сказал: слышал я, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) го­ворил: «Когда уже произнесён второй призыв на молитву, то не идите на молитву поспешно, но идите на неё ступая медленно, и со спокойствием. И та [часть] молитвы, на которую вы поспе­ете — совершите её, а то, что упустили вы — то дополните».

Сказал Абу-Дауд: так сказал аз-Зубайдий, и Ибн-Аби-Зиэб, и Ибрахим бен Сагд, и Мугаммар, и Шугайб бен Аби-Хамза — от а-Зухрий: «...и то, что упустили вы — то дополните...» И сказал Ибн-Гуйайна, передавая только от аз-Зухрий: «...то перевыполняйте («[факду]»)». И сказал Му­хаммад бен Гамр [, передавая] от Саламы — от Абу-Хурайры, и Джагфар бен Рабиги — от аль-Арад- жа — от Абу-Хурайры: «...то дополните...» («[фа-атимму]»). И Ибн-Масгуд [, передавая] от Про­рока (м.е.и б.!), и Абу-Кутада и Анас — от Пророка (м.е.и б.!); все они (сказали): «...то дополните».

573. Абу-ль-Валид ат-Тайалисий — Шугба — Сагд бен Ибрахим — Абу-Салама — Абу-Хурайра; [последний пе­редал, что] Пророк (м.е.и б.!) сказал: «Идите на молитву, и да [будет] на вас [состояние] спокой­ствия (сакина). И совершайте ту часть молитвы, на которую поспели вы. И перевыполняйте вы то, что упустили вы».

Сказал Абу-Дауд: и так сказал Ибн-Сирин, передавая от Абу-Хурайры; и Абу-Зарр передал от него «...и дополните, и перевыполняйте» — отлично от него.

Раздел «(О) совершении совместной молитвы в мечети дважды»

574. Муса бен Исмаил — Вахиб — Сулейман аль-Асуад — Абу-ль-Мутаваккиль—Абу-Сагид аль-Хударий; [пос­ледний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) увидел, как один человек что совершал молитву в одиночестве, и сказал: «Это ль не человек [словно бы уж] давший милостыню, затем соверша­ющий молитву [ещё]».

Раздел «О том, что [человек], который совершает молитву у себя дома, затем поспевает на совместную молитву»

575♦ Хафс бен Гумар — Шугба — Йагля бен Гатаъ — Джабер бен Йазид бен аль-Асуад — от отца его; [послед­ний рассказал, что] он совершал [однажды] молитву с Посланником Аллаха (м.е.и б.!), когда он был молодым парнем; и, когда они совершили молитву, рядом с мечетью появились два человека, которые не совершали молитвы. И позвал он их, и пришли они, и тряслись от страха перста их. И сказал он им: «Что удержало вас от того, чтобы совершить молитву вместе с нами?» Сказали они: «Мы совершили уже молитву, сидя в сёдлах [наших коней]». И сказал он: «Не делайте так. Если кто-либо из вас совершит молитву сидя в своём седле, затем поспеет [ко времени, когда] имам [будет совершать совместную молитву], и [он ещё] не совершил молитвы, то пусть совер­

102

шит молитву вместе с ним; ибо, поистине, она [эта молитва] будет ему дополнительной («на- филя»)».

576. Ибн-Мугаз — Убайй — Шугба — Йагля бен Гатаъ — Джабер бен Йазид — от отца его; последний расска­зал (сказал): совершал я [однажды] утреннюю молитву вместе с Пророком (м.е.и 6.!) в долине Ми­на... — [хадис] того же содержания.

577. Кутайба — Маган бен Иса — Сагид бен ас-Са-иб — Нух бен Сагсага и Йазид бен Гамер; [последний расска­зал] (сказал): «Пришёл я однажды, и застал его молящимся. И присел я, и не присоединился к их молитве». [Далее] сказал: «...и подошёл к нам Посланник Аллаха (м.е.и 6.!), и увидел Йазида си­дящим, и сказал: «Разве ты не принимал Ислама, о Йазид?» Сказал: «О да, о Посланник Аллаха! Я уже принял Ислам!» Сказал [Пророк]: «А что помешало тебе войти с людьми на их молитву?» Сказал: «Поистине, я [уже] прочитал [в то время] молитву у себя дома; и полагал я, что вы уже совершили молитву [также]». И сказал [Пророк]: «Когда ты придёшь на молитву и застанешь людей [, совершающими молитву], и даже если ты уже совершишь к тому времени молитву, эта [молитва] будет для тебя дополнительной. А эта [первая молитва] — предписанная [обязательная]».

578. Ахмад бен Салих — Ибн-Вахб — Гамр — Бакир — Гафиф бен Гамр бен аль-Мусаййиб; сказал [последний]: рассказал мне один человек из [племени] «(Бану)-Асад бен Хузайма», что он спросил Аййуба аль- Ансарий, и тот сказал: «Совершает молитву кто-либо [всякий] из нас в доме своём; затем прихо­дит в мечеть. И произносится второй призыв на молитву. И я совершаю молитву вместе с ними. И на­хожу я в душе своей нечто [приятное] от этого». И сказал Абу-Аййуб: спросили мы об этом Про­рока (м.е.и 6.!), и сказал он: «Оный [муж] получит долю [воздаяния] совместной [молитвы]».

Раздел «Если человек совершает молитву и позже поспевает на совместную молитву, то снова совершает [эту молитву]»

579. Абу-Камиль — Йазид бен Зурайг — Хусайн — Гамр бен Шугайб Сулейман (бен Йасар), т. е., вольноот­пущенник Маймуны; сказал [последний]: «Пришёл я в палату к Ибн-Гумару, когда [там] совершали мо­литву. И сказал я: «Молиться ли мне с ними?» Сказал: «Я уже молился. Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) говорил: «Не совершайте одну и ту же молитву в день дважды».

Разделы (о) предводительстве в молитве, и достоинстве оного

580. Сулейман бен Дауд аль-Махрий — Ибн-Вахб — Йахья — Ибн-Аййуб — Габдур-Рахман бен Хармаля —Абу- Галий аль-Хамаданий — Гукба бен Гамер; сказал [последний]: слышал я, как Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) го­ворил: «Кто станет предводителем людей [на молитве], и совершит [молитву] вовремя, то [воз­награждение] будет и ему, и им; а если кто-либо принесёт какой-либо ущерб [оному], тому то [грех и ответственность] будет на нём, но не на них».

Раздел «О нежелательности («карахиййят») споров о том, кому быть имамом»

581. Харун бен Гыбад аль-Азадий — Марван — Тальха — Умм-Гураб — Гукайля, женщина из [племени] «Бану- Физара», их вольноотпущенница, — Саляма бинт аль-Харр, сестра Харши бен аль-Харра аль-Фазарий; сказала [пос­ледняя]: слышала я, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) говорил: «Поистине, из признаков наступле­ния часа [конца света] — то, что люди в мечети будут толкать друг друга, не желая становиться имамом, и не находя [человека] (имама), который совершил бы с ними молитву».

Раздел «Кто более достоин быть имамом?»

582. Абу-ль-Валид ат-Тайалисий — Шугба — Исмаил бен Раджаъ — Аус бен Дамгадж — Абу-Масгуд аль-Бад- рий; сказал [последний]: сказал Посланник Аллаха (м.е.и 6.!): «Предводителем людей [на молитве] бу­дет тот, кто больше читает книгу Аллаха, и кто раньше начал [её] читать. И, если, по чтению [лю­ди] будут равны, то предводителем будет тот, кто раньше совершил переселение («хиджру»). И,

юз

если люди будут равны и во времени переселения, то предводителем будет старший по возрасту. И не будет человек предводителем в доме у другого человека и в его владениях, и не сядет на его кровать («такрима»), кроме как с позволения его».

Сказал Шугба: «И сказал я Исмаилу: а что такое «такрима»? И сказал: «Постель его».

583. Ибн-Мугаз — Убайй — Шугба — этот же хадис; [и] сказал в нём: «...и не будет предводителем чело­век над другим человеком в пределах его владения».

Сказал Абу-Дауд: так сказал Йахья аль-Каттан [, передавая] от Шугбы: «...кто раньше начал читать [книгу Аллаха]».

584. Аль-Хасан бен Галий — Габдулла бен Намир — аль-Агмаш — Исмаил бен Раджаъ — Аус бен Дамгадж аль- Хадрамий; сказал [последний]: слышал я, как Абу-Масгуд [, передавая] от Пророка (м.е.и б.!)... — этот же хадис. [И] сказал: «...; и, если они были равны в чтении [книги Аллаха], то — тот, кто лучше знает хадисы («Сунну»). А если были равны знания хадисов («сунны»), то — тот, кто рань­ше совершил переселение (хиджру). И не сказал «...,то — тот, кто раньше начал читать [книгу Аллаха]...» (Сказал Абу-Дауд: передал его Хаджжадж бен Арта от Исмаила, сказав: «...не садится на его кровать никто, кроме как с его позволения»).

585. Муса бен Исмаил — Хаммад — Аййуб — Гамр бен Салама; сказал [последний]: «Были МЫ в городе. И проходили мимо нас люди, когда приходили к Пророку (м.е.и б.!). И, когда возвращались от не­го — проходили мимо нас, и сообщали нам, что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал так-то и так- то. И был я отроком с хорошей памятью, и выучил таким образом многое из Корана. И пошёл [однажды] отец мой послом к Посланнику Аллаха (м.е.и б.) в числе людей, посланных своим племенем; и обучил он [Пророк] их молитве, и сказал: «Который из вас более читает [знает наи­зусть] [Коран]?» И был я тем, кто более всех читал Коран, потому что заучивал его. И подошли они ко мне, и стал я предводителем их. И на мне был мой маленький жёлтый плащ; и, когда я па­дал ниц, плащ приподнимался, и обнажал [моё тело]. И сказала одна из женщин: «Прикройте от нас срамные части вашего чтеца [Корана]!» И купили они мне амманскую рубаху; и не было у ме­ня большей радости — после принятия ислама — нежели это. И был я их предводителем; и бы­ло мне [лет] семь, или восемь лет».

586. Ан-Нуфайлий — Зухайр — Гасем аль-Ахваль — Гамр бен Салама — этот же хадис (хабар). И сказал: «...и был я их предводителем, [одевая] длинный плащ, прикрывающий дыру на моей одежде. И ког­да я падал ниц, мои ягодицы становились видными».

587. Кутайба — Вакиг — Мисгар бен Хабиб аль-Джармий — Гамр бен Салама — от отца его; сказал [последний], что они [он и люди его племени] прибыли с посланием к Пророк (м.е.и б.!). И, когда уже соби­рались уходить, сказали: «О Посланник Аллаха (м.е.и б.!)! Кто у нас [будет] предводителем?» Ска­зал [Пророк]: «Тот из вас, кто больше выучил Корана [и лучше понимает его] (или научился (Ко­рану)) [ в оригинальном тексте значения слов «выучился» и «научился» передаются словами «джамган» и «ахзан» соответственно]». Сказал [отец Гамра]: «И не было никого в моём [племе­ни], кто выучил бы столько, сколько выучил я. И выдвинули меня. И я был ещё мальчиком; и на мне был мой плащ; и не присутствовал я ни на [одной] совместной [молитве] [племени] «Джурм»]не иначе, как был я предводителем их. И совершал я похоронные их молитвы до сегод­няшнего дня моего».

Сказал Абу-Дауд: и передал его Йазид бен Харун — от Мисгара бен Хабиба (аль-Джурмий) — от Гамра бен Саламы; сказал [последний]: «...когда пришли послы моего [племени] к Пророку (м.е.и б.!)...» И не передавал [от имени] своего отца.

588. Аль-Кагнабий — Анас, т. е., Ибн-Гайад и аль-Хайсам бен Халед аль-Джуханий (ранее упомянутый) — Ибн- Нумайр — Губайдулла — Нафег — Ибн-Гумар; [последний рассказал] (сказал): «Когда [в Медину] прибыли

104

первые переселенцы, то остановились в [месте] «аль-Гасба», перед пребытием [в Медину] Про­рока (м.е.и 6.!). И был предводителем у них Салем, вольноотпущенник Абу-Хузейфы. И был он поболее всех из них [знающим] Коран». Добавил аль-Хайсам: «...и среди них был Гумар бен аль- Хаттаб, и Абу-Салама бен Габдуль-Асад».

589. Мусаддад — Исмаил; и Мусаддад — Маслама бен Мухаммад — одного содержания — Халед — Абу-Куля- ба — Малик бен аль-Хувайрис; [последний передал,] что Пророк (м.е.и б.!) сказал ему, или одному из его друзей: «Когда будет наступать [время] молитвы, то произносите (вы оба) призыв. Затем гово­рите (вы оба) икаму; затем пусть один из вас двоих предводительствует — тот из вас, что постар­ше». В хадисе Масламы сказано: «...и были мы в тот день примерно равными в знании». И ска­зано в хадисе Исмаила: Халед сказал: сказал я Абу-Кылябе: «А где же Коран?» Сказал: «Они при­мерно равны в знании».

590. Гусман бен Аби-Шайба — Хусайн бен Иса аль-Ханафий — аль-Хакам бен Аббан — Гикрима — Ибн- Габбас; сказал [последний]: сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Пусть произносят призыв на мо­литву лучшие из вас, а предводителями вашими [будут] чтецы ваши [Корана], и знающие его больше».

Раздел «Предводительство женщин»

591. Гусман бен Аби-Шайба — Вакиг бен аль-Джаррах — аль-Валид бен Габдулла бен Джумайг; сказал [послед­ний]: рассказала мне моя бабушка и Габдур-Рахман бен Халлад аль-Ансарий — от Умм-Вараки бинт Науфаль; [последняя сообщила,] что Пророк (м.е.и б.!), когда отправился военным похо­дом на Бадр, (она сказала:) я сказала ему: «О Посланник Аллаха! Позволь мне быть в походе с то­бой: я буду присматривать за вашими больными. Возможно, Аллах даст мне возможность смер­ти шахидов [умереть шахидом]». Сказал он [Пророк]: «Останься дома. И, поистине, Аллах Все­вышний даст тебе смерть шахида». Сказала: «...и стали называть её «шахида». И я уже читала Ко­ран. И попросила разрешения у Пророка (м.е.и б.!), чтобы содержала она у себя дома муэдзина, да­бы произносил он призыв для неё. Сказал: «И завещала она отпустить на свободу после смерти её мальчика-раба (её) и рабыню. И встали они, и пошли к ней ночью, и покрыли её бархатной тканью, и душили её, пока не умерла она, ушли [скрылись]. И, когда настало утро, Гумар встал перед людьми, и сказал: «Кто знает чего-либо об этих двух?» Или: «Кто видел этих двух, то пусть придёт с ними». И велел их распять. И они были первыми, кто был распят в Медине.

592. Аль-Хасан бен Хаммад аль-Хадрамий — Мухаммад бен Фудайль — аль-Валид бен Джумайг — Габдур-Рах- ман бен Халлад — Умму-Варака бинт Габдулла бен аль-Харс — этот же хадис; а предыдущий (первый) — более по­лон. Сказал: «... и Посланник Аллаха (м.е.и б.!) посещал её в доме её, и назначил ей муэдзина, да­бы произносил ей призывы [на молитву]. И велел ей быть предводителем в молитве над семьёй её (жителями дома её)».

Сказал Габдур-Рахман: и видел я её муэдзина, когда он был престарелым старцем.

Раздел «Предводителъствование человека [в совместной молитве над] людьми, которые его не любят»

593. Аль-Кагнабий — Габдулла бен Гумар бен Ганем — Габдур-Рахман бен Зийад — Гимран бен (Габду-)ль-Му- гарифий — Габдулла бен Гамр; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) говорил: «Аллах не примет молитву у троих: того, кто встал впереди людей, а они его не любят; и у человека, кото­рый пришёл на молитву в конце («дибаран»), а в конце — [означает] — «пришёл тогда, когда [молитва уже закончилась] [и он на неё] не успел»; и у человека, который вновь сделал рабом своего вольноотпущенника».

105

Раздел «Предводительство [в молитве] добродетельного и распутника»

594. Ахмад бен Салих — Ибн-Вахб — Мугавия бен Салих — аль-Галяъ бен аль-Харс — Макхуль Абу-Хурайра; сказал [последний]: сказал Посланник Аллаха (м.е.и 6.!): «Предписанная молитва обязательна [для выполнения] [стоя] за [спиной] всякого предавшегося [Всевышнему, мусульманину] — был ли он праведным, иль грешником, даже если и совершил большие грехи».

Раздел «Предводительство [на молитве] слепого»

595. Мухаммад бен Габдур-Рахман аль-Ганбарий Абу-Габдулла — Ибн-Махдий — Гимран аль-Каттан — Кутада — Анас; [последний передал,] что Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) оставил после себя заместителем — предводительствовать над людьми в молитве — Ибн-Умм-Мактума. А он был слепым.

Раздел «Предводительство приезжего человека»

596. Муслим бен Ибрахим — Аббан — Бадиль — Абу-Гатыййя, вольноотпущенник нашего [племени]; сказал [последний]: Малик бен Хувайрис приходил на это вот место нашего моления. И был произнесён второй призыв на молитву; и сказали мы ему: «Встань вперёд и соверши [молитву] [с нами пред­водителем]. И сказал он нам: «Поставьте вперёд кого-нибудь из вас самих, дабы помолился он с вами. И расскажу я вам, почему не молюсь я с вами [будучи вашим предводителем на молитве]. Слышал я, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) говорил: «Если кто посетит какое-либо племя, то пусть не будет предводителем на их [совместной молитве], но пусть будет предводителем на их [совместной молитве] кто-нибудь из них».

Раздел «Нахождение предводителя [во время совместной молитвы] на месте более высоком, нежели место, на котором стоят люди [за ним]»

597. Ахмад бен Синан и Ахмад бен аль-Фурат Абу-Масгуд ар-Разий (ранее упомянутый) — Йагля — аль-Агмаш — Ибрахим — Хаммам; [последний рассказал,] что Хузейфа был предводителем людей на совместной мо­литве в [городе] «аль-Мадаин» [город, бывший в Ираке], стоя на лавке [высоком месте]; и взял Абу-Масгуд его за рубаху, и потянул его. И, когда [тот] закончил молитву, сказал: «Разве ты не знал, что им запрещалось это?» Сказал: «О да! Я воспомнил об оном, когда ты меня потянул [за рубаху]».

598. Ахмад бен Ибрахим — Хаджжадж — Ибн-Джурайдж — Абу-Халед — Гадий бен Сабет аль-Ансарий; сказал [последний]: рассказал мне один человек, что он был вместе с Гаммаром бен Йасиром в [городе] «аль-Мадаин». И был второй призыв на молитву. И предложили [стать предводителем на молитве] Гаммару; и встал он на лавку, а люди встали внизу— ниже него. И продвинулся вперёд Хузейфа, и взял его за обе руки; и последовал за ним Гаммар, пока не спустил его Хузейфа. И, когда Гаммар освободился от своей молитвы, сказал ему Хузейфа: «Разве не слышал ты, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) говорил: «Ежели будет кто-либо предводителем людей [на молитве], то пусть не встаёт на место, более высокое, нежели место, [на котором стоят] они», или вроде того?» Сказал Гаммар: «[Слышал.] Поэтому и последовал за тобой, когда ты взял меня за обе руки».

Раздел «Предводительство в молитве над людьми [человека], который уже совершил эту молитву»

599. Губайдулла бен (Гумар бен) Майсара— Йахья бен Сагид — Мухаммад бен Гаджлан — Губайдулла бен Мук­сим — Джабер бен Габдулла; [последний передал,] что Мугаз бен Джабаль совершал вместе с Пророком (м.е.и б.!) ночную молитву; затем шёл к своему [племени], и совершал с ними эту [же] молитву.

600. Мусаддад — Суфьйан — Гамр бен Динар; [последний слышал,] как Джабер бен Габдулла говорил: «Поис- тине, Мугаз совершал молитвы вместе с Пророком (м.е.и б.!), затем возвращался к своему [пле­мени], и предводительствовал у них на молитве».

106

Раздел «Предводитель совершает молитву сидя»

601. Аль-Кагнабий — Малик — Ибн-Шихаб — Анас бен Малик; последний рассказал, что Посланник Алла­ха (м.е.и 6.!) сел на лошадь; и упал на землю, и [появилась] ссадина на его правом боку. И совер­шил он одну из молитв сидя; и совершили мы молитву позади него [так же] сидя. И, когда за­кончил [молитву], сказал: «Поистине, имам — для того, чтобы следовать его [действиям]. И ког­да он совершает молитву стоя — то совершайте [молитву] стоя; когда он совершает поясный поклон — то совершайте поясный поклон; когда поднимется он, то поднимайтесь; и когда ска­жет «Да услышит Аллах того, кто вознёс хвалу ему ([самигаллаху лиман хамидах])!», то говори­те: «О господь наш! Тебе да будет [воздана] всякая хвала ([раббана ва лакаль хамд ]). И, если он совершает молитву сидя, то совершайте молитву сидя все».

602. Гусман бен Аби-Шайба — Джарир и Вакиг — аль-Агмаш — Абу-Суфьйан — Джабер; сказал [последний]: «Сел Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) в Медине на лошадь; и сбросила она его, [и упал он] на землю у основания (корней) пальмы, и подвернул он ногу. И пришли мы к нему проведать его. И уви­дели мы его в комнате Аиши, произносящим слова восхваления сидя». Сказал [Джабер]: «И вста­ли мы позади него. И промолчал он [, ничего не сказав] нам. Затем пришли мы к нему в другой раз проведать его; и совершал он предписанную [молитву] сидя. И встали мы позади него, и дал он нам знак. И сели мы». Сказал он [Джабер]: «...и, когда выполнил молитву, сказал: «Когда имам совершает молитву сидя, то совершайте молитву сидя; а если имам совершает [молитву] стоя, то совершайте молитву стоя. И не делайте так, как делают персы по отношению ко своей знати [предводителям]».

603. Сулейман бен Харб и Муслим бен Ибрахим (ранее упомянутый) — Вахиб — Масгаб бен Мухаммад — Абу- Салих — Абу-Хурайра; [последний передал, что] Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Поистине, имам — для того чтобы следовать его [действиям]. И когда он возвеличивает [Аллаха] — то воз­величивайте [Аллаха]; и не возвеличивайте [Аллаха], пока не [начнёт] возвеличивать [Аллаха] [он]. И, когда он совершает поясный поклон — то совершайте поясный поклон; и не совершай­те поясный поклон, пока не совершит поясный поклон [он]. И, когда он скажет: «Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его ([самигаллаху лиман хамедах])!», то говорите: «О Аллах наш, гос­подь наш! Тебе да будет [воздана] всякая хвала ([аллахума раббана лакаль хамд])!» Сказал Мус­лим: «И Тебе да будет [воздана] всякая хвала ([...ва лакаль хамд])!» И, когда он совершит земной поклон — совершайте земной поклон; и не совершайте земной поклон до тех пор, пока не со­вершит земной поклон [он]. И, если он совершает молитву стоя, то совершайте молитву стоя. И, если он совершает молитву сидя, то совершайте молитву сидя все».

Сказал Абу-Дауд: «О наш Аллах, Господь наш! Тебе да будет [воздана] всякая хвала!» — так сказали мне некоторые из тех, кого мы знали — от Сулеймана.

604. Мухаммад бен Адам аль-Масыйсый — Абу-Халед — Ибн-Гаджлан — Зайд бен Аслам — Абу-Салих — Абу- Хурайра — от Пророка (м.е.и б.!); [Пророк] сказал: «Поистине, имам — для того, чтобы следовать его действиям...» — тот же [хадис] (хабар). И добавил он: «...; и, когда он будет читать [Коран], то внемлите [ему]».

Сказал Абу-Дауд: и это добавление «...; и, когда он будет читать [Коран], то внимайте [ему]» — не сохранено [в памяти передатчиков]; сомнение (у нас) [вызвало] [сообщение] Абу-Халеда.

605. Аль-Кагнабий — Малик — Хишам бен Гурва — от отца его — от Аиши, жены Пророка (м.е.и б.!); [пос­ледняя] сказала: «Совершил [однажды] Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) молитву в доме своём сидя; а люди позади него совершали молитву стоя. И дал он им знак, чтобы сели они. И когда завершил выполнение молитвы, сказал: «Поистине, имам — для того, чтобы следовать за его действиями. Поэтому, когда он совершает поясный поклон, то совершайте поясный поклон; и, если он

107

поднимается, то поднимайтесь; и если он совершает молитву сидя — то совершайте молитву сидя».

606. Кутайба бен Сагид и Йазид бен Халед бен Маухиб (ранее упомянутый) — ал-Лайс — Абу-з-Зубайр — Джа­бер; [последний передал] (сказал): «Пожаловался Пророк (м.е.и б.!) [на своё состояние]; и совершили мы молитву позади него. И он [совершал молитву] сидя. А Абу-Бaкp [произносил слова] возве­личивания [Аллаха], дабы слышали люди его [слова] возвеличивания [Аллаха]....» — далее рас­сказал тот же хадис.

607» Габда бен Габдулла — Зайд, т. е., Ибн-аль-Хаббаб — Мухаммад бен Салих — Хусайн — от ребёнка Сагда бен Мутаза — отУсайдабен Худайра; сказал [последний], что он был предводителем их [на молитве]; [за­тем] сказал: «И пришёл Посланник Аллаха (м.е.и б.!) проведать его. И сказали [люди]: «О Пос­ланник Аллаха! Поистине, наш имам болен». И сказал [Пророк]: «Если он будет совершать мо­литву сидя — то совершайте молитву сидя».

Сказал Абу-Дауд: этот хадис не является восходящим к Пророку («муттасыйль»).

Раздел «Как становиться [относительно друг друга] двум людям, когда они оба совершают молитву; и один из них — имам»

608. Муса бен Исмаил — Хаммад — Сабет — Анас; [последний передал,] ЧТО Посланник Аллаха (м.е.и б.!) вошёл к Умм-Харам; и принесли ему жира [жирное мясо], и финики. И сказал он [Пророк]: «По­ложите это обратно в сосуд, а это — в бурдюк. Ибо, поистине, я [держу] пост». Затем встал, и со­вершил с нами ещё раз («татаввут») молитву в два крута. И встала Умм-Салим, и Умм-Хирам по­зади нас». Сказал Сабет: и не узнал я [от] него [ничего], кроме как [то, что] сказал [он мне]: «...поставил он меня справа от себя на коврик».

609. Хафс бен Гумар — Шугба — Габдулла бен аль-Мухтар — Муса бен Анас — Анас; [последний передал,] ЧТО Посланник Аллаха (м.е.и 6.1) совершил с ним и с одной женщиной из их числа молитву, [буду­чи] имамом. И поставил он его справа от себя, а женщину — позади него.

610. Мусаддад — Йахья — Габдуль-Малик бен Аби-Сулейман — Гатаъ — Ибн-Габбас; сказал [последний]: «Провёл я однажды ночь в доме тёти своей [по матери] Маймуны; и проснулся Посланник Ал­лаха (м. е. и б.!), и встал, и подошёл к бурдюку [с водой], и совершил малое омовение, затем прислонил бурдюк. Затем встал на молитву. И встал [и] я, и совершил малое омовение так, как совершил [его он]. Затем подошёл и встал слева от него. И взял он меня за [руку] своей правой [рукой], и захотел, чтобы я встал позади него. И поставил он меня справа от себя. И совершил я молитву вместе с ним».





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 311 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...