Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мухаммад бен Иса бен ат-Таббаг — Хаджаждж — Ибн-Джурайдж; сказал [последний]: «Больше [чаще] всего я видел Гату, совершающего молитву, распустив волосы». 3 страница



Сказал Абу-Дауд: этот хадис не есть достоверный.

753. Мусаддад — Йахья — Ибн-Аби-Зиэб — Сагид бен Муган — Абу-Хурайра; сказал- [последний]: «Послан­ник Аллаха (м.е.и б.!), когда приступал к совершению молитвы, высоко поднимал свои руки».

Раздел «В молитве правая [рука] кладётся на левую»

754. Наср бен Галий — Абу-Ахмад — аль-Галяъ бен Салих — Зурга бен Габдур-Рахман; сказал [последний]: слышал я, как Ибн-аз-Зубайр говорил: «Выравнивать стопы и класть рука на руку — из обычаев [Пророка] («сунна»)».

755. Мухаммад бен Баккар ар-Раййян — Хашим бен Башир — аль-Хаджжадж бен Аби-Зайнаб — Абу-Гусман ан-Нахдий — Ибн-Масгуд; [последний передал,] что он совершал [молитву], положив свою левую руку на правую; и увидел его Пророк (м.е.и б.!) и положил его правую руку на левую.

756. Мухаммад бен Махбуб — Хафс бен Гайас — Габдур-Рахман бен Исхак — Зийад бен Зайд — Абу-Джухайфа — Галий (да будет Аллах доволен им!) сказал: «Обычаем [Пророка] («сунна») [является] класть кисть на кисть [руки] под пупком».

757. Мухаммад бен Кудама — (т.е.,) Ибн-Агьйн — Абу-Бадр — Абу-Тауд Габду-Салам — Ибн-Джарир ад-Даб- бий — от отца его; сказал [последний]: «Видел я, как Галий (да будет Аллах доволен им!) держит свою левую [кисть] своей правой за запястье над пупком».

Сказал Абу-Дауд: и было передано от Сагида бен Джубайра «...над пупком». И сказал Абу- Миджлаз: «...под пупком»; и был передан от Абу-Хурайры, и не является сильным («кавий») [по достоверности].

758. Мусаддад — Габдуль-Вахид бен Зийад — Габдур-Рахман бен Исхак аль-Куфий — Саййяр Абу-ль-Хакам — от Абу-Ваиля; сказал [последний]: Абу-Хурайра сказал:«...держание ладони под ладонью в молитве под пупком».

Сказал Абу-Дауд: слышал я, как Ахмад бен Ханбаль умалял степень доверительности («йудги- фу») Габдур-Рахмана бен Исхака аль-Куфий.

759. Абу-Тауба аль-Хайсан, т.е., Ибн-Хумайд — Саур — Сулейман бен Муса — Тавус; сказал [последний]: «Пос­ланник Аллаха (м.е.и 6.!) клал свою правую ладонь на свою левую ладонь, затем сжимал их у се­бя на груди, будучи в молитве».

Раздел «Какая молитва произносится перед приступлением к [совершению] молитвы»

760. Губайдулла бен Мугаз — Убайй — Габдуль-Газиз бен Аби-Салма — от дяди своего [по отцу] аль-Маджи- шуна бен Аби-Саламы — от Габдур-Рахмана аль-Аграджа — Губайдуллы бен Абу-Рафега — Галий бен Аби-Талиб (да будет Аялах доволен им!); сказал [последний]: «Посланник Аллаха (м.е.и б.!), когда становился на мо­литву, возвеличивал [Аллаха]. Затем говорил: «Обратил я лицо своё к Тому, Кто создал небеса и землю, с искренностью (и покорностью). И я не идолопоклонник. Поистине, молитва моя, и бла­гочестие мое, и жизнь моя, и смерть моя [да будет принадлежать] Аллаху, господу миров, у Ко­торого нет сотоварища. И это было велено мне, и я — самый первый из предавшихся [Всевыш­нему] (мусульман). О мой Аллах! Ты — Владыка. Нет у (меня) божества, кроме Тебя. Ты — гос­подь мой, и я — раб Твой. Совершил я насилие (несправедливость) по отношению к своей ду­ше, и признал грех мой. Так прости мне все мои грехи, [ибо,] (поистине), не прощает грехов ник­то, кроме Тебя. И приведи меня к наилучшему нраву! Не ведёт к лучшему из [нравов] [никто], кро­ме Тебя. И устрани от меня скверный [нрав]! Не устраняет скверный [нрав] [никто], кроме Те­

129

бя. Я пред Тобой, и да будет нам помощь Твоя! Всякое благо — в руках Твоих (и нет приближе­ния к Тебе стезями зла). Я с Твоею [мощью], и к Тебе [всякое устремление мое]. Благословен Ты, и Высок. Прошу я у Тебя прощения, и каюсь пред Тобой ([ваджжахту ваджш лиллази фатарас- самавати валь-арда ханифан (муслиман) ва ма ана миналь мушрикин инна саляти ва нусуки ва- махьйайа ва мамати — лиллахи раббиль галямин ла шарика лаху ва бизалика умирту ва ана аув- валюль муслимин аллахумма анталь-малику ла илаха (ли) илла анта анта рабби ва ана габдука за- ламту нафси вагтарафту бизанби фагфирли зунуби джамиган (иннаху) ла йагфируз-зунуба илла анта вахдини ли-ахсаниль-ахляк ла йахди ли-ахсаниха илла анта васриф ганни саййи-аха ла йас- рифу саййи-аха илли анта лабайка ва сагдайка валь хайру кульлюху фи йадайка, (ваш-шару лай- са илайка ана бика ва илайка табаракта ва тагалайта астагфирука ва атубу илайка])!» И, когда со­вершал поясный поклон, говорил: «О мой Аллах! Тебе я поклонился в пояс, и в Тебя я уверовал, и Тебе покорился. Внемлет Тебе слух мой, и зрение моё, и мозг мой, и кости мои, и нервы мои ([аллахумма лака ракагту ва бика аманту ва лака асламту хашага лака самги ва басари вамуххи ва гизами ва гасаби])». И, когда поднимался, говорил: «Да услышит [прислушается] Аллах к тому, кто вознёс хвалу Ему! О господь наш! И Тебе [да будет воздана] всякая хвала объёмом небес и земли, и (объёмом) того, что меж ними; и объёмом в то, что Ты Сам пожелаешь после (ещё) ([са­мигаллаху лиман хамидах раббана ва лакал-хамд мильас-самавати валь-ард ва (мильа) ма байна- хума ва миль-a ма шиэта мин шаи-им багд ])». И, когда совершал земной поклон, говорил: «О мой Аллах! Пред Тобой пал я ниц, и в Тебя я уверовал, и Тебе я покорился. Поклонилось лицо моё То­му, Кто создал его, и придал ему образ, и сделал красивым образ его; и создал в нём слух, и зре­ние. И благословен Аллах, Лучший из создателей ([аллахумма лака саджадту ва бика аманту ва ла­ка асламту саджада ваджхи лиллази халакаху ва саввараху фа-ахсана суратаху ва шакка самгаху ва 6а- сараху ва табаракаллаху ахсануль халикыйн])». И, когда [произносил конечное] приветствие мо­литвы, говорил: «О мой Аллах! Прости мне то, что я совершил ранее, и то, что я совершил поз­же, и то, что я совершил тайно, и то, что я совершил явно, и то, в чём я проявил излишество [— из грехов моих], и то, что Ты знаешь лучше меня. Ты — Первый и Последний; нет божества, кро­ме Тебя ([аллахумаг-фир ли ма каддамту ва ма аххарту ва ма асрарту ва ма агланту ва ма асраф- ту ва ма анта агламу бихи минни анталь-мукаддаму валь-му-аххару ла илаха илла анта])».

761. Аль-Хасан бен Галий — Сулейман бен Дауд аль-Хашимий — Габдур-Рахман бен Абу-з-Зинад — Муса бен Гукба — Габдулла бен аль-Фадль — Ибн-Рабига бен аль-Харс бен Габдуль-Муталлиб — (Габдур-Рахман) аль-Аградж — Губайдулла бен Аби-Рафег — Галий бен Аби-Талиб — от Посланника Аллаха (м.е.и б.!)> что он, когда вста­вал на предписанную молитву, возвеличивал [Аллаха], и поднимал свои руки на линию своих плечей. Затем делал так же, когда заканчивал своё чтение [Корана], и когда желал совершить по­ясный поклон; [и] делал это, когда поднимался с поясного поклона; и не поднимал рук своих [нигде] в своей молитве, когда он сидел. И когда поднимался после совершения двух земных поклонов — поднимал свои руки также, и и возвеличивал [Аллаха], и произносил молитву— по­добно [молитве в] хадисе Габдуль-Газиза о молитве, что прибавляет и убавляет [грехи]; и не упо­минал [он слов] «...и [всё] доброе — в руках Твоих, и не достигаем Ты стезями зла». И добавил в нём: «И говорил, когда завершал молитву: «О мой Аллах! Прости мне то, что я совершил ранее, и то, что [я совершил] позднее; и то, что я совершил тайно, и то, что я совершил явно [из гре­хов]. Ты моё божество; нет божества, кроме Тебя ([аллахуммагфир ли ма каддамту ва аххарту /ва ма асрарту/ ва ма агланту// анта илахи/ ла илаха илла анта])».

762. Гамр бен Гусман — Шурайх бен Йазид — Шутайб бен Аби-Хамза; сказал [последний]: сказал мне (Му­хаммад) бен аль-Мункадир, и Ибн-Аби-Фарва, и другие — из числа знатоков шариата («фукаха») [из числа] жи­телей Медины: и когда скажешь ты то, то скажи: «...и я — из числа покорившихся (мусульман)

130

([ва ана миналь-муслимин] т.е., [имеет в виду] слова его «...и я — первый из покоривших­ся»...»

763. Муса бен Исмаил — Хаммад — Кутада и Сабет, и Хумайд — Анас бен Малик; [последний передал,] ЧТО ОДИН человек пришёл на молитву; и подтолкнуло его сказать: «Аллах превелик! Всякая хвала да будет воздана Аллаху — хвалением многим, благим, благословенным ([аллаху акбар/ альхамду лилля- хи хамдам касиран таййибан мубаракан фихи])!» И, когда завершал Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) молитву свою, говорил: «Кто из вас говорил какие-то слова? Поистине, не сказал он ничего пло­хого». И сказал тот человек: «Я, о Посланник Аллаха! Пришёл я, и повелела мне душа моя, и ска­зал я эти [слова]». И сказал: [Пророк]: «Видел я двенадцать ангелов, спешащих и перегоняющих друг друга — кто первый из них поднимет их [слова эти]». И добавил Хумайд в нём [ в этом ха­дисе]: «...; и, когда кто-либо из вас будет идти [на молитву], то пусть идёт [спокойно] в ту сто­рону, куда шёл. И пусть совершит ту часть молитвы, на которую он успеет, и перевыполнет ту, [которая была совершена] до его [прихода]».

764. Гамр бен Марзук — Шугба— Гамр бен Мурра — Гасем аль-Ганзий — Ибн-Джубайр бен Мутгыйм — от от­ца его; [последний передал,] что видел, как Посланник Аллаха (м.е.и б.!) совершает молитву. Гамр сказал: я не знаю, что это за молитва. И сказал: «Аллах велик! Аллах велик! Аллах велик! И да бу­дет воздана всякая'хвала Аллаху премного! И да будет воздана всякая хвала Аллаху премного! И да будет воздана всякая хвала Аллаху премного! И Пречист [Совершенен] Аллах, — и утром, и вечером ([аллаху акбар кабиран аллаху акбар кабиран аллаху акбар кабиран валь-хамду лильляхи касиран валь-хамду лильляхи касиран вальхамду лильляхи касиран ва субханаллахи букратан ва асыйлан]) — трижды: «Прибегаю к Аллаху от Сатаны — от его дыхания, его плевков и наущений ([а-узу биллахи минаш-шайтани мин нафхихи ва нафсихи ва хамазихи])». Сказал: «Плевки его — [пустословные, неподобающего содержания] стихи [, что приходят на ум], дыхание его — высо­комерие, и наущение его — [состояние] беспамятства [, что возникает при колдовстве или нау­щении Сатаны]».

765. Мусаддад— Йахья — Масгар — Гамр бен Мурра — личность, персоналия которой точно не установлена — Нафег бен Джубайр — от отца его; сказал [последний]: слышал я, как Пророк (м.е.и 6.!) говорил О допол­нительных [молитвах]... — привёл такой же [хадис].

766. Мухаммад бен Рафег — Зайд бен аль-Хаббаб — Мугавия бен Салих — Азхар бен Сагид аль-Хуразий — Га­сем бен Хумайд; сказал [последний]: спросил я Айшу: «С какими [словами] приступал Посланник Ал­лаха (м.е.и 6.!) к выполнению ночной молитвы [?]» И сказала она: «Ты спросил меня о том, о чём не спрашивал меня никто до тебя. Когда вставал, то возвеличивал [Аллаха] десять раз, и восхва­лял Аллаха десять раз, говорил «субханалла» десять раз [«совершен Аллах!»], и говорил слова еди­нобожия («ла илаха иллала») десять раз, и просил [у Аллаха] прощения десять раз. И говорил: «О мой Аллах! Прости мне [мои грехи]! И веди меня [путём Истины]! И накорми меня [одари ми­лостью своею]. И сделай меня здоровым ([аллахуммагфирли вахдини варзукни ва гафини])». И прибегал [к помощи Аллаха] от узости местостояния в Судный День».

Сказал Абу-Дауд: и передал его [этот хадис] Халед бен Мигдан от Рабиги аль-Джараший — от Аиши подобный же [хадис]

767. Ибн-аль-Мусанна —- Гумар бен Йунус — Гикрима — Йахья бен Аби-Касир — Абу-Салама бен Габдур-Рахман бен Гауф; сказал [последний]: спросил я Айшу: «Какими словами Пророк Аллаха (м.е.и 6.!) начинал свою ночную молитву?» Она сказала: «Когда восставал он на ночную [молитву], то приступал [к мо­литве] [со следующими словами]: «О мой Аллах, Господь Джибриля, Микаила, Исрафила! О Соз­датель небес, и земли, Знающий тайное и явное! Ты вершишь суд меж рабов Твоих в тех [вопро­сах], в которых они пребывают в разногласии. Веди меня в местах противоречия к Истине. С доз­

131

воления Твоего. Поистине, Ты ведёшь, кого пожелаешь, к Прямому Пути ([аллахумма рабба джибриля ва микаля ва исрафиля фатыйрас-самавати валь-арды галималь гайби ваш-шахадати тахкуму байна гыбадика фима кану йахталифун ихдини лимахтулифа фихи миналь хакки би-из- ника иннака (анта) тахди ман таша-у ила сыйратыйм-мустакыйм])».

768. Мухаммад бен Рафег — Абу-Нух Курад — Гикрима — с той же цепочкой, без приведения сообщения (би- ля ихбар), и содержанием его [того же хадиса]. Сказал: когда вставал ночью [на молитву] — возвеличивал Аллаха и говорил [... ]

769. Аль-Кагнабий — Малик; сказал [последний]: «Нет ничего такого в чтении каких-либо молитвенных [формул] в начале, в середине или конце молитвы — [будь то] в обязательной («фарида») или в иной».

770. Аль-Кагнабий — Малик — Нагим бен Габдулла — аль-Миджмар — Галий бен Йахья — аз-Зуракый — от отца его — от Рифаги бен Рафига аз-Зуракый; сказал [последний]: «Совершали мы (однажды) молитву за спиной Посланника Аллаха (м.е.и 6.!). И, когда поднял Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) (голову свою) с поясного поклона, сказал: «Да услышит [да прислушается] Аллах к тому, кто вознёс хвалу ([самигаллаху лиман хамедах]) Ему!» Сказал один человек позади Посланника Аллаха (м.е.и б.!): «О наш Аллах, Господь наш! И да будет воздана Тебе хвала всякая — хвала многая, благая, бла­гословенная [Тобою] ([(аллахумма) раббана ва лакаль-хамду хамдан касиран тайибан мубаракан фихи])». И, когда завершил Посланник Аллаха (м.е.и б.!) молитву [свою], сказал: «Кто был гово­рящим [слова] эти до этого?» И сказал тот человек: «Я, о Посланник Аллаха». И сказал Посланник Аллаха (м.е.и б.!): «Уж зрил я три десятка с излишком ангелов, поспешающих и обгоняющих друг друга — кто из них первым запишет их [слова]».

771. Габдулла бен Маслама — Малик — Абу-з-Забайр — Тавус — Ибн-Габбас; [последний передал,] ЧТО Пос­ланник Аллаха (м.е.и б.!), когда становился на молитву в середине ночи, говорил: «О мой Аллах! Те­бе [да будет воздана] всякая хвала! Ты — свет небес и земли, и Тебе [да будет воздана] всякая хва­ла. Ты — опора небес и земли. И тебе [да будет воздана] всякая хвала! Ты — господь [создатель] не­бес, и земли, и всех, кто в них находится. Ты — Истина, и слово Твое — Истина, и обет Твой — Истина, и Встреча с Тобой [в день Суда] — истинна; и рай истинен, и огонь [геены огненной] ис­тинен; и час [окончание мира сего] истинен. О мой Аллах! Тебе предался я, и в Тебя уверовал я, и на Тебя положился я, и к Тебе устремляюсь я, и ради Тебя входил я во споры, и полагаясь на Тебя судился я. Так прости мне то, что совершил я ранее, и позднее; и то, что совершил я тайно, и явно [из грехов]. Ты божество моё. Нет божества, кроме Тебя ([аллахумма лакаль хамду анта нурус-самавати валь-арды ва лакаль-хамду анта кыямус-самавати валь-арды ва лакаль хамду анта раббус-самавати валь-арды ва ман фихинна анталь-хакку ва каулюкаль-хакку ва вагдукаль-хакку ва лика-ука хаккун валь-джаннату хаккун ван-нару хаккун вас-сагату хаккун аллахумма лака ас­ламту ва бика аманту ва галяйка таваккальту ва иляйка анабту ва бика хасамту ва илайка хакамту фагфир ли ма каддамту ва аххарту ва асрарту ва агланту анта илахи ла илаха илла анта]).

772. Абу-Камиль — Халед, т.е., Ибн-аль-Харс — Гимран бен Муслим; [последний передал,] что Кайс бен Сагд рассказал ему, сказав: рассказал нам Тавус — от Ибн-Габбаса, что Посланник Аллаха (м.е.и б.!) во время до­полнительной ночной молитвы («тахаджжуд») говорил — после того, как говорил: «[аллаху ак­бар] (аллах велик)]!» —....и далее рассказал содержание того же [хадиса].

773. Кутайба бен Сагид и Сагид бен Габдуль-Джаббар — такой же [хадис]; сказал Кутайба: рассказал нам Руфа- га бен Йахья бен Габдулла бен Руфага бен Рафег — от дяди [по отцу] отца своего — от Мугаза Ибн-Руфаги бен Ра- фега — от отца его; сказал [последний]: «Совершил я молитву за Посланником Аллаха (м.е.и б.!). И чихнул Руфага (и не сказал Кутайба «Руфага»). И сказал я: «Да будет всякая хвала воздана Аллаху хвалою многою, благою, благословенную в (себе), благословенную Аллахом [Всевышним], как любит Господь наш, и бывает довольным ([альхамду лильляхи хамдан касиран таййибан муба-

132

ракан фихи/ мубаракан галяйхи/ кама йухиббу раббуна ва йарда]). И когда совершил Посланник Аллаха (м.е.и 6.!) молитву, и завершил её, то сказал: «Кто разговаривал во [время] молитвы?...» — и далее привёл [хадис], подобный хадису Малика, и [даже] более полный, чем его [хадис].

774. Аль-Габбас бен Габдуль-Газим — Йазид бен Харун — Шурайк — Гасем бен Губайдулла —Габдулла бен Га­мер бен Рабига — от отца его; сказал [последний]: «Чихнул один из юношей, [что] из числа жителей Ме­дины [стоя] во [время] молитвы за Посланником Аллаха (м.е.и б.!). И сказал: «Да будет всякая хвала воздана Аллаху — хвалою многою, благою, благословенную в (себе), благословенную Ал­лахом [Всевышним] — так, что будет доволен Господь наш, и после того, как будет доволен де­лами сего мира, и последнего ([([альхамду лильляхи хамдан касиран таййибан мубаракан фихи мубаракан галяйхи хатта йухиббу раббуна багда ма йарда мин амрид-дунья валь-ахира])!» И, ког­да закончил Посланник Аллаха (м.е.и б.!) [молитву], сказал:«Кто есть сказавший слова [те]?» И промолчал юноша. Затем сказал: «Кто есть сказавший [то] слово? Ибо, поистине, не сказал он ничего плохого». И сказал: «О Посланник Аллаха! Я сказал их. И не желал я [, говоря их,] [ниче­го], кроме доброго». Сказал: «Не отправились [слова сии] [никуда], кроме как ко Престолу Ми­лосерднейшего, Благого и Всевышнего».

Раздел «Кто видел [считал допустимым] приступление [к молитве] [словами] «Совершен Ты, (Аллах мой, [и] восхваляю Тебя).., ([субханака (аллахумма бихамдика)])»

775. Габдус-Салям бен Мутаххар — Джагфар —- Галий (бен Галий) ар-Руфагий — аль-Мутаваккиль ан-Наджи — Абу-Сагид аль-Хударий; сказал [последний]: «Когда Посланник Аллаха (м.е.и б.!) просыпался [и вставал на молитву,] возвеличивал [Аллаха]. Затем говорил: «Совершен Ты, Аллах мой! И хвала да будет воздана Тебе! Благословенно Имя Твое! И да возвысится величие Твое! И нет божества иного, неже­ли Ты ([субханакаллахумма ва бихамдика ва табаракасмука ва тагала джаддука ва ла илаха гайру- ка])». Затем говорил: «([ла илаха иллаллаху]) [нет божества [иного], нежели [Один Единый] Ал­лах]!» — три раза. Затем говорил: «Аллах велик-превелик ([Аллаху акбару кабиран])!» — трижды, и «Прибегаю к [покровительству] Аллаха Всеслышащего, Всезнающего, от Сатаны, камнями по­биваемого, — от его наущений, от его дуновений и от плевков его ([а-узу билляхис-самигиль-га- лими минаш-шайтанир-раджим мин хамазихи ва нафхыхи ва нафасихи])». Затем читал [Коран]».

Сказал Абу-Дауд: и этот хадис — говорят — он от Галий бен Галий — от аль-Хасана, с отнесе­нием его к Галий (хадис «мурсаль»); предположение этого [сомнения] — от Джагфара.

776. Хусайн бен Иса — Тальк бен Ганнам — Габдус-Салям бен Харб аль-Малаийй — Бадиль бен Майсара — Абу- Джаузаъ — Айша; [последняя] сказала: «Посланник Аллаха (м.е.и б.!), когда приступал к совершению молитвы, говорил: «Совершен ты, Аллах мой! И хвала да будет воздана Тебе! Благословенно Имя Твоё! И да возвысится величие Твое! И нет божества иного, нежели Ты ([субханакаллахумма ва бихамдика ва табаракасмука ва тагала джаддука ва ла илаха гайрука])».

Сказал Абу-Дауд: и этот хадис не был известен от Габдус-Салама бен Харба; не передавал его никто, кроме Талька бен Ганнама; и передали рассказ о молитве от Бадиля несколько человек [, и не упоминали ничего из этого].

Раздел «Молчание при приступлении [к совершению молитвы]»

777. Йагкуб бен Ибрахим — Исмаил — Йунус — аль-Хасан; сказал [последний]: сказал Самура: «Запомнил я [от Пророка] два времени молчания во время молитвы: молчание — когда имам возвеличивает [Аллаха] [при приступлении к совершению молитвы] — до тех пор, пока не [начнёт] читать [Коран]; и молчание — когда закончит [чтение] Фатихи [первой суры Корана] и [ещё] одной суры — при [перед] совершением поясного поклона».

133

Сказал [Самура]: и отверг эти его [слова] Гимран бен Хусайн. Сказал: [Самура]: и написали об этом в Медину к Убаййю, и подтвердил [он слова] Самуры.

Сказал Абу-Дауд: так сказал Хумайд в этом хадисе «...и [ещё одно] молчание — после окон­чания чтения [Корана]».

778. Абу-Бакр бен Халлад — Халед бен аль-Харс — Ашгас — аль-Хасан — Самура бен Джундуб — от Пророка (м.е.и б.!), что он молчал в двух [местах]: после того, как приступал [к совершению молитвы], и после того, как заканчивал чтение полностью.

И привёл содержание (хадиса Йунуса).

779. Мусаддад — Йазид — Сагид — Кутада — аль-Хасан — Самура бен Джундуб и Гимран бен Хусайн вспоми­нали [то, что запомнили от Пророка]; и рассказал Самура бен Джундуб, что ОН запомнил два [времени], [в которых] Посланник Аллаха (м.е.и б.!) молчал: молчание — после того, как возвеличивал [Аллаха при приступлении к совершению молитвы], и молчание — после того, как заканчивал чтение [аята] «...кроме тех, на кого пал гнев, и заблудших» ([гайриль магдуби галайхим валад-даллин]).

И запомнил это Самура; и отверг [эти] его [слова] Гимран бен Хусайн. И написали они об этом [письмо] Убаййю бен Кагбу. И было в письме его к ним, — или в ответе его им, — что Са­мура запомнил [верно].

780. Ибн-аль-Мусанна — Габдуль-Агля — Сагид — этот же [хадис] — Кутада — аль-Хасан — Самура; [послед­ний рассказал:] «Два [места] молчания запомнил я от Посланник Аллаха (м.е.и б.!)». Сказал в нём: сказал Сагид: сказали мы Кутаде: «Что это за два [места] молчания[?]» Сказал: «После того, как приступал к молитве своей, и после того, как завершал чтение [Корана]». Затем сказал ещё: «... и после того, как говорил: «...кроме тех, на кого пал гнев, и заблудших» ([гайриль магдуби галай­хим валад-даллин]).

781. Ахмад бен Аби-Шутайб — Мухаммад бен Фудайль — Гимара и Абу-Камиль — Габдуль-Вахид — Гимара (ранее упомянутый) — Абу-з-Зурга — Абу-Хурайра; сказал [последний]: «Посланник Аллаха (м.е.и б.!), после того, как возвеличивал [Аллаха] в молитве, молчал между возвеличиванием [Аллаха] и чтением [Корана]». И сказал я ему: «Да будет отец мой и мать моя жертвой для тебя, видел ли ты молча­ние меж возвеличиванием [Аллаха] и чтением [Корана]? Расскажи мне о том, что ты говоришь!» Сказал он: «О мой Аллах! Удали от меня ошибки [мои], как удалил Ты друг от друга восток и за­пад! О мой Аллах! Очисть меня от ошибок [моих], словно белую одежду от грязи! О мой Аллах! Умой меня снегом, и водой, и градом! ([аллахумма багыйд байни ва байна хатайайа кама багад- та байналь-машрики валь магриби аллахумма анкыни мин хатайайа кас-саубиль-абъйад минад- данас аллахуммагсильни бис-сальджи валь-ма-и валь-барди])».

Раздел «Тот, кто не считал [правильным] произнесение вслух «С именем Аллаха> Милостивого, Милующего» ([бисмиллахир -рахманир -рахим])»

782. Муслим бен Ибрахим — Хишам — Кутада — Анас — Пророк (м.е.и б.!), что Пророк (м.е.и б.!), и Абу- Бакр, и Гумар, и Гусман начинали читать [Коран в молитве] в [слух] с «да будет всякая хвала воз­дана Аллаху господу миров... ([аль-хамду лиляхи рабигаль галямин])».

783. Мусаддад -— Габдуль-Варис бен Сагид — Хусейн аль-Мугаллим — Бадиль бен Майсара —Абу-ль-Джауза — Айша; [последняя] сказала: «Посланник Аллаха (м.е.и б.!) начинал молитву с возвеличивания [Алла­ха], а чтение [Корана в молитве] — с «Да будет всякая хвала воздана Аллаху, господу миров... ([альхамду лильляхи рабиль галямин])». И, когда совершал поясный поклон, не поднимал головы своей, и не опускал её [слишком], но [держал её] промеж тем [т.е., смотрел лишь на место совер­шения своего земного поклона]. И, когда поднимал голову свою с поясного поклона, не совершал земной поклон, пока [полностью] не вставал прямо; и, когда поднимал свою голову от земного поклона, не совершал [второго] земного поклона, пока не садился прямо. И говорил в [конце]

134

каждых двух кругов [молитвы]: «Приветствия да будут...» ([аттахиййят]). И, когда садился, вы­тягивал свою левую ногу, и клал на неё свою правую ногу. И запрещал следовать Сатане, и прос­тирание [рук до локтей в земном поклоне подобно собакам и волкам — касаясь ими земли, и не поднимая их. — имам ас-Сахарнуфурий]. И завершал молитву [произнесением] приветствия «[ас-саляму галейкум ва рахматуллахи ва баракатаху]».

784. Ханнад бен ас-Сарий — Ибн-Фудайль — аль-Мухтар бен Фульфуль — Анас бен Малик; сказал {последний]: Посланник Аллаха (м.е.и б.!) сказал: «Была ниспослана мне недавно сура... И прочёл: «Во имя Ал­лаха, Милистивого, Милосердного. Поистине, мы дали тебе «Обильный» (аль-Каусар)...» — пока не [прочёл] её до конца. Сказал: «Знаете ли вы, что есть «Обильный» («аль-Каусар»)?» Сказали: «Аллах и Посланник Его знают лучше[!]» Сказал [Пророк]: «Поистине, это — река в раю, кото­рую обещал мне Господь мой».

785. Катан бен Нусайр — Джагфар — Хумайд аль-Аградж аль-Маккий — Ибн-Шихаб — Гурва — Айша. И был рассказан случай «Ифк» [клеветы на Айшу]. Сказала она: сидел Посланник Аллаха (м.е.и б.!) [од­нажды]; и раскрылось его лицо [ветер сдул его покрывало]. И сказал [Пророк]: «Прибегаю к [за­щите] Всеслышащего, Всезнающего, от Сатаны, камнями побиваемого, «...поистине, те, кто пришли с клеветой — несколько человек из вашего [числа]...» ([инналлазина джаа-уу биль-иф- ки — гусбатун минкум ]) (аят).

Сказал Абу-Дауд: и этот хадис отвергается («мункар»); передали этот хадис несколько человек от аз-Зухрий; и не упоминали этих слов в этом толковании; и, боюсь я, что слова пребегания к [Аллаху Всеслышащему] — из [собственных] слов Хумайда.

Раздел «Те, кто произносили его [это выражение] вслух»

786. Гамр бен Гаун — Хашим — Гауф — Йазид аль-Фарисий — Ибн-Габбас; сказал [последний]: «Сказал Я Гусману бен Гаффану: что заставило вас обратиться к [суре] «Бараат», что есть суть [сура] из [числа сур] с более чем сотней аятов («миин»), и к [суре] «Анфаль», что есть суть [сура] из [числа сур] коротких («масани»), и включили вы их в [число] семи [наи]длиннейшх [сур Корана]? И не написали [вы] между ними строчки «С именем Аллаха, Милостивого, Милующего». Сказал Гус­ман: «Пророк (м.е.и б.!), когда ниспосылались ему аяты, звал кого-нибудь из тех, кто записывал ему [их], [и] говорил ему: «Вставь этот аят в суру, в которой говорится то-то и то-то». И ниспо­сылались ему отдельные аяты ли, два аята ли, и говорил он то же самое. И была [сура] «Анфаль» первой из того, что было [нис]послано ему в Медине, а сура «Бараат» была последним из того, что было [нис]послано из Корана. И рассказ [содержание] её [суры «Бараат»] было похожим на рассказ её [суры «аль-Анфаль»]. И подумал я, что она [сура «Бараат»] — от неё [продолжение суры «аль-Анфаль»]. И из-за этого включил я их в число [наи]длиннейших, и не написал меж ними строки «С именем Аллаха, Милостивого, Милующего».

787. Зийад бен Аййуб — Марван, т.е., Ибн-Мугавия — Гауф аль-Аграбий — Йазид аль-Фарисий — Ибн-Габбас — того же содержания. Сказал в нём: «Усоп Посланник Аллаха (м.е.и 6.!), и не разъяснил нам — от неё [ли] она [является ли сура «Бараат» продолжением суры «аль-Анфаль»]».

Сказал Абу-Дауд: сказал аш-Шагбий, и Абу-Малик, и Кутада, и Сабет бен Гимара: «Поистине, Пророк (м. е. и б.!): не писал [слов] «С именем Аллаха, Милостивого, Милующего» [в началах сур], пока не была ниспослана сура «ан-Намль».

Это содержание того же [хадиса].

788. Кутайба бен Сагид и Ахмад бен Мухаммад аль-Мирвазий, и Ибн-ас-Сарх — Суфьйан — Гамр — Сагид бен Джубайр — Кутайба; сказал (в нём:) от Ибн-Габбаса; сказал [последний]: «Пророк (м.е.и 6.!) не отмечал гра­ниц сур, пока не были ниспосланы ему [слова] «С именем Аллаха, Милостивого, Милующего [после ниспослания аята суры «Намль»; и утвердил он написание этой фразы. До того же гово­

135

рил писать он в началах сур «с именем Твоим, о Аллах мой»; затем, после того, как был низведён аят [бисмилляхи маджреха] — стал велеть писать «С именем Аллаха»; а после того, как был пос­лан «[кулдидгуллаха/авидгур-рахмана]» — стал велеть писать «С именем Аллаха Милостиво­го». — имам ас-Сахарнуфурий]».

И это — слова Ибн-ас-Сарха.

Раздел «Облегчение молитвы [по причине какого-либо происшествия,] [что] случается [вдруг] [во время молитвы]»

789. Габдур-Рахман бен Ибрахим — Гумар бен Габдуль-Вахид и Башар Ибн-Бакр — аль-Аузагий — Йахья бен Аби-Касир — Габдулла бен Аби-Кутда — от отца его; сказал [последний]: Посланник Аллаха (м.е.и б.!) ска­зал: «Поистине, я встаю на молитву, желая [совершать её как можно дольше. И слышу я плач ма­ленького ребёнка, и преодолеваю нежелание быстро совершать молитву, дабы не причинить трудность матери его».

Раздел «(Об) облегчении [совершения] молитвы»

790. Ахмад бен Ханбаль — Суфьйан — Гамр — Джабер; сказал [последний]: Мугаз совершал МОЛИТву вместе с Пророком (м.е.и б.!); затем возвращался, и был предводителем [на той же молитве] у нас». Сказал один раз: «Возвращался и совершал [туже ] молитву со своим племенем. И отложил Пророк (м.е.и 6.!) однажды ночью молитву...» И сказал один раз [Суфьян сказал: рассказывал нам шейх наш Гумар бен Динар этот хадис несколько раз, и в каждый раз употреблял различные слова. — имам ас-Сахарнуфурий]: «...ночную молитву». И совершил Мугаз вместе с Пророком (м.е.и 6.!) молитву. Затем пошёл к своему [племени], и был предводителем у них на молитве. И прочитал [суру] «Бакара». И отделился от племени один человек, и совершил молитву [отдельно]. И было сказано ему: «Ты совершил лицемерный [поступок], о такой-то!» И сказал: «Я не совершил лицемерного [поступка]». И пришёл Посланник Аллаха (м.е.и б.!), и сказал [тот человек — Пос­ланнику Аллаха (м.е.и б.!)]: «Поистине, Мугаз совершает молитву вместе с тобой; затем вовраща- ется, и становится нашим предводителем. О Посланник Аллаха! И, поистине, мы люди простые — варим себе пищу сами, и [добываем себе пищу] трудом рук своих. И, поистине, он пришёл к нам, и стал предводителем [на молитве] у нас, и прочитал суру «Бакара». И сказал [Пророк]: «О Мугаз! Ты смутьян! Ты смутьян! Читай так-то, читай так-то!» Сказал Абу-з-Зубайр: «Восхваляй имя гос­пода твоего Превысокого...» ([саббихисма раббикаль-агля]) и «Клянусь ночью, когда она накроет [землю]...» ([валлайли иза йагша]). И упоминули мы [это] Гамру, и сказал [Гамр]: я полагаю, что он упоминал это.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 950 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...