Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия и проблема цельного знания



«...Философское познание есть заведомо действие личного разума или отдельного лица во всей ясности его индивидуального сознания. Субъект философии есть по преимуществу единичное я как познающее. Цель философской системы – отражение абсолютно сущего, или всеединства: «1) Есть всеединое первоначало всего существующего. 2) Это всеединое первоначало в своей проявляемой действительности, которую мы познаем в области нашего опыта, представляет несомненно духовный характер. 3) Эта духовная действительность принадлежит первоначалу независимо от нашего сознания и первее его...». Гносеологическая установка: За должное и истинное признавались три находящихся в единстве источника: опыт внутренний, опыт внешний, рассуждение как форма чисто логического познания. «Истина не может быть сведена ни к факту нашего ощущения, ни к акту нашего мышления, она есть независимо от того, ощущаем ли мы ее, мыслим ее или нет. Познание вообще есть относительное бытие субъекта и предмета или взаимоотношение обоих... Безусловная истина определяется не как отношение или бытие, а как то, что есть в отношении, или как сущее». Колебался между идеей абсолютно онтологического статуса истины (т.е. пониманием истины как исключительно объективной реальности или просто как Реальности) и идеей истины как результата взаимодействия между бытийственным (существующим) субъектом и предметом познания, имеющим онтологический, т.е. действительный, а применительно к трансцендентному и сверхсущий характер. Истина для него никогда не была строго объективной и внечеловеческой, внеличностной т.к. личностно-духовным было Абсолютно-сущее, именно Иисус Христос. Прием синтеза Вл. Соловьева — органотелеологизм (целеполагание по законам органического развития. Главные моменты развития составляют триаду: начало, промежуток и цель. Раскрытие конкретных качеств человека и общества осуществляется по закону диалектической триады. Природа человека, одновременно познающего и входящего в состав философии как один из величайших ее предметов, предстает в трех основных формах своего бытия: в форме чувства, мышления и деятельной воли. Одновременно они образуют «начала» или «факторы» общечеловеческой жизни с соответствующими им идеалами и предметами познания. Чувство имеет своим предметом объективную красоту, мышление – объективную истину, воля – объективное благо. Три сферы человеческого бытия: творчество, знание и сфера практической деятельности. Им, в свою очередь, присущи три «степени» выражения – материальная, формальная и абсолютная. Творчество выражается соответственно как техническое художество, изящное художество, мистика; знание – как положительная наука, отвлеченная философия, теология; практическая деятельность на «уровне» материального воплощения предстает как экономическое общество (земство), на уровне формальном – как политическое общество (государство) и на уровне абсолютном как духовное общество (церковь). Соединение форм познания и деятельности субъекта, теории и практики. Философия представлена как историко-философский процесс, имеющий ряд узловых моментов, в которых философия, схватывая мир, определяла самое себя как развивающееся знание. Философия тщательным образом соотносится с окружающими ее сферами знания. Она осмысляется в ее связи с различными формами деятельности и бытия, иначе говоря, фиксируется в различных – знаниевых, деятельностных, бытийственно-социальных, исторических, онтологических и метафизических – метаструктурах. Философия определяется и сама по себе как специфический род знания и деятельности, получая при этом как собственное определение, так и определение своему предмету, содержанию, форме и назначению. Единство философии, познания, художественного творчества, благотворительности, борьбы с отрицательным в природе, обществе и в человеке, а в итоге и победоносный смысл философии придают самому философствованию статус деятельности, способной изменять действительность. «...Свободная теософия вообще есть знание, имеющее предметом истинно-сущее в его объективном проявлении, целью – внутреннее соединение человека с истинно-сущим, материалом – данные человеческого опыта во всех его видах, а именно, во-первых, опыта мистического, затем внутреннего или психического и, наконец, внешнего или физического; основною формой своею имеющее умственное созерцание или интуицию идей, связанную в общую систему посредством чисто логического или отвлеченного мышления, и, наконец, деятельным источником или производящею причиной – вдохновение, то есть действие высших идеальных существ на человеческий дух». Философия остается знанием, лишь внешним образом связанным с творчеством и практической благоволящей сферой бытия, поскольку подлинность коррелирует у Соловьева с идеальным, – философия связана с объективно-идеальным внутренне и изначально. Спонтанно, творчески и свободно разворачивающаяся деятельность человека предполагает и материальные воздействия объективной действительности на сознание субъекта, в том числе и на философствующий человеческий дух. Только в этом случае становится вполне понятной сама возможность превращения философии в изменяющее мир знание, т.е. единство духовного и материально преобразующего в ней посредством воздействия материи на сознание, разума – на природу.




Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 257 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...