Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия истории. История —одно из проявлений жизни, ее эпифеномен, это круговая и ритмическая динамика жизни



История —одно из проявлений жизни, ее эпифеномен, это круговая и ритмическая динамика жизни. В романе «Война и мир» — история и в лицах, в конкретике, и в ее сущности, закономерностях, как разворачивание в определенном содержании и форме единого жизненного потока людей, составляющих человечество. При первом взгляде на историю она предстает как «бессознательная, общая, роевая жизнь человечества». Когда же встает задача постигнуть ее, то она рассматривается в контексте размышлений Толстого (1) о ее особой природе с ее особой причинностью, законами, необходимостью и т. д., (2) о жизни людей как процессе с его волевым началом, собственным ритмом, пульсацией и смыслом и (3) о личности с ее внутренней свободой, индивидуальной и неповторимой судьбой и вместе с тем погруженной в океан исторической жизни. История, по Толстому, может быть одновременно охвачена во всем ее фактическом объеме и в своей сущности (законах). Подлинной движущей силой истории является народ, который предстает как непосредственная ее субстанция и животворящее начало. Личность в истории есть единственная, хотя и бесконечно малая ее часть – «дифференциал истории». Это не означает, правда, беспомощности личности перед историей, противостояния их друг другу. Такая ситуация возникает лишь у тех, кто считает себя гениальным деятелем истории, на деле уже тем самым теряя связь с подлинно историческим, с самим ходом истории. Чем выше вознесена личность над историческими явлениями, тем менее у нее возможности чувствовать поток истории и реально участвовать в ней. Напротив, простой человек, рядовой представитель истории находится в центре ее потока, и, хотя он не понимает смысла истории, именно он творец ее и живой элемент ее субстанции одновременно. Неподвластность всеобщего хода событий отдельному разуму и воле. Именно понимание этого позволяет содействовать ходу событий и тем самым обеспечивает личности возможность сознательно влиять на них. Однако проникновение в историю и действия на его основе не связанны с обычной рациональностью. Толстой как бы призывает созерцать и слушать Историю, чувствовать общий ритм, вслушиваться в поступь Истории. Постижение смысла истории может быть связано с иррациональным вживанием в жизнь сверхличного. Фатализм для Толстого – это синоним еще не познанных людьми законов истории. Витализм Толстого внес элемент иррациональности в представление об историческом процессе, поэтому понятия «воля» и «сила» нередко фигурируют в качестве терминов, объясняющих ход развития человечества.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 213 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...