Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Разум в поисках смысла жизни



Интерес к смыслу жизни двумя началами: идущим из самой жизни стремлением длить, продолжать себя и разумом, спонтанно стремящимся к отысканию смысла, к объяснению и исследованию. Характерна амбивалентная оценка разума: разум – это такое качество человека, от которого личность не в состоянии отказаться ни при каких условиях; отвергает разум, кладя ему границы деятельности и свободы. Эта противоречивость — из нежелания видеть разум установленным на «разумном» основании, имманентно включенным в жизнь. Отсутствие желания каким-то образом зафиксировать, осмыслить эту включенность, неразрывность разума и жизни человека вела то к апофеозу разума, то к его отрицанию. При этом некий коллективный разум, разум народный, оказывается принципиально иным, чем разум индивида, во всяком случае, безошибочным уже потому, что народ инстинктивно делает то, что естественно следует из законов жизни. В широком понимании проблема смысла жизни представляет собой часть учения о жизни в целом, один из фрагментов его панэтического витализма. Но фактически поиск смысла жизни – прерогатива рефлектирующего индивида, некий промежуточный уровень его индивидуальной жизни, точнее свойство уровня, знаменующего собой переход от жизни без смысла к более высокой форме жизни. Обращение к науке при поиске смысла жизни приводит к отрицающим жизнь выводам. Разум и знание оказываются антагонистами жизни; посредством отрицания ее смыла, они отрицают и ее самое (это относится к индивидуальному разуму). Отрицание разума на данной стадии решения вопроса о смысле жизни означает отрицание разума, замкнутого в отдельном, изолированном Я. Массы, человечество – подлинная смыслосодержащая и смыслоподдерживающая субстанция бытия отдельного человека. Значит для того, чтобы обрести смысл жизни, следует обратиться и приобщиться к этой субстанции, «к жизни миллиардов». Происходит сближение, почти слияние (еще не найденного) смысла жизни с самой жизнью, поскольку смыслоищущий ум сознательно стремится погрузиться не в жизнь индивида, а в родовую и, кажется, разумную, т.е. понимающую свой смысл, общечеловеческую жизнь. Но и таким образом переориентированный разум не может изменить свою сущность – давать человеку знания, а не жизнь. Стремясь преодолеть это противоречие, Толстой вводит понятие неразумного знания, синонимом которого является вера: «Разумное знание в лице ученых и мудрых отрицает смысл жизни, а огромные массы людей, все человечество – признают этот смысл в неразумном знании. И это неразумное знание есть вера...» Вера у Толстого – это атрибут самой жизни, ее сила, «вера есть знание смысла жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни». В основе представлений Толстого о мире лежит понятие жизни, в которой есть разум, вера и воля. В личностном плане жизнь, как основа основ, раскрывается в ходе поиска ее смысла отдельным индивидом, начинающим с себя и заканчивающим растворением себя в родовой жизни. Подлинным творцом жизни человека и носителем ее смысла является народ, предстающий в виде непрерывного потока жизни, стихийно творящего добро.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 211 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...