Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ЖИВОПИСЬ 15 в. 6 страница




гражданскому подвигу. Он стремился создать образ героической Голландии, воспеть патриоти­ческий подъем ее граждан. Однако такой замы­сел был уже в значительной степени чужд его заказчикам.

На протяжении 1640-х гг. расхождения ху­дожника с буржуазным обществом нарастают. Этому способствуют тяжелые события в его лич­ной жизни, смерть Саскии. Но именно в это вре­мя в творчестве Рембрандта наступает пора зре­лости. На смену эффектным драматическим сце­нам ранних его картин приходит поэтизация повседневного бытия: преобладающими стано­вятся сюжеты лирического плана, такие, как «Прощание Давида с Ионафаном» (1642), «Святое семейство» (1645, обе — Ленинград, Эр­митаж), в которых глубина человеческих чувств покоряет удивительно тонким и сильным во­площением. Казалось бы, в простых обыденных сценах, в скупых и точно найденных жестах( и движениях художник раскрывает всю слож­ность душевной жизни, течение мыслей героев. Место действия картины «Святое семейство» оп переносит в бедный крестьянский дом, где плотничает отец, а молодая мать заботливо охраняет сон младенца. Каждая вещь здесь ове­яна дыханием поэзии, подчеркивает настроение тишины, покоя, умиротворенности. Этому спо­собствует мягкий свет, озаряющий лица матери и младенца, тончайшие оттенки теплого золоти­стого колорита.

Глубокой внутренней значительности полны образы графических работ Рембрандта — рисун­ков и офортов. С особой силой демократизм его искусства выражен в офорте «Христос, исце­ляющий больных» (ок. 1649 г., «Лист в сто гуль­денов», назван так вследствие высокой цены, которую приобрел на аукционах).

Поразительна проникновенность трактовки образов больных и страждущих, нищих и бедня­ков, которым противопоставлены самодоволь­ные, богато одетые фарисеи. Подлинный мону­ментальный размах, живописность, тончайшие и резкие контрасты светотени, тональное богат­ство отличают его офорты и рисунки пером, как тематические, так и пейзажные.

Огромное место в поздний период занимают простые по композиции, чаще всего поколенные портреты родных и близких, в которых худож­ник сосредоточивает внимание на раскрытии душевного мира портретируемых. Много раз он пишет Хендрикье Стоффельс, выявляя ее ду­шевную доброту и приветливость, благородство и достоинство — такова, например, «Хендрикье у окна» (Берлин, Музей). Часто моделью слу­жит его сын Титус, болезненный, хрупкий юно­ша с нежным одухотворенным лицом. В портре-



'.' век


Голлапдия



:е с книгой (ок. 1656 г., Вена, Художественно-исторический музей) образ будто пронизан сол-ечнымп лучами. К числу самых проникновен-ых относятся портрет Брейнинга (1652, Кас-ель, Галерея), молодого златокудрого человека подвижным лицом, озаренным внутренним све-<ш, и портрет замкнуто-печального Яна Сикса 1654, Амстердам, собрание Сикса),_ словно становившегося в раздумье, натягивая пер­чатку.

К этому типу портретов относятся и поздние

втопортреты художника, поражающие много-

лановостью психологических характеристик,

ыраженпем самых неуловимых движений

лиги. Благородной простоты и величествепно-

ти исполнен «Автопортрет» Венского музея

ок. 1652 г.); в «Автопортрете» из Лувра (1660)

удожннк изобразил себя размышляющим, со-

редоточенно печальным.

В это же время был написан портрет старуш-

п, жены брата (1654, Ленинград, Эрмитаж),

ортрет-биография, который говорит о трудно

рожитой жизни, о суровых днях, оставивших

вой красноречивые следы на морщинистом

нце и натруженных руках этой много видев-

:ей и пережившей женщины. Концентрируя

ет на лице и руках, художник привлекает к

;ш внимание зрителя, раскрывая духовное бо-

нтство и человеческое достоинство портрети-

емых. Почти все эти портреты не заказные:

каждым годом заказов становилось все

-ныне.

Последнее десятилетие — самая трагическая >ра жизни Рембрандта; объявленный несостоя-.тьным должником, он поселяется в беднейшем тртале Амстердама, теряет своих лучших дру--й и близких. Умирают Хендрикье и сын Ти-с. Но обрушившиеся на него несчастья не 1гли остановить развития творческого гения дожника. Самые глубокие и прекрасные про­ведения им были написаны именно в это вре-т. Групповой портрет «Синдики» (старейши- цеха суконщиков, 1662, Амстердам, Рейкс-гзеум) завершает достижения художника в ом жанре. Его жизненная сила — в глубине и рактерности каждого из портретируемых, в тественпости композиции, ясной и уравнове-•енной, в скупости и точности отбора деталей, гармонии сдержанного цветового решения и!есте с тем в Создании цельного образа груп--I людей, объединенных общностью интересов, торые они защищают. Необычный ракурс под-ркивает монументальный характер изображе-я, значительность и торжественность проис-дящего.

К позднему периоду относится и ряд больших размеру тематических полотен мастера: «За-


говор Юлия Цивилиса» (1661, Стокгольм, На­циональный музей), историческая композиция, изображающая вождя племени батавов, которые считались предками нидерландцев, поднявшего в 1 в. народ на восстание против Рима, а также картины на библейские сюжеты: «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660, Москва, ГМИИ).

Сюжет библейской притчи о блудном сыне привлекал художника и раньше, он встречается в одном из его офортов. Но только к концу жизни пришел Рембрандт к глубочайшему его раскрытию. В образе упавшего на колени перед отцом усталого, раскаявшегося человека выра­жен трагический путь познания жизни, а в об­разе отца, простившего блудного сына, воплоще­но высшее доступное человеку счастье, предел чувств, наполняющих сердце. Потрясающе про­сто решение этой большой по размеру компози­ции, где главные герои словно озарены внутрен­ним светом, где жест рук отца, вновь обретшего сына, выражает его бесконечную доброту, а сникшая фигура странника в грязном рубище, прильнувшего к отцу, — всю силу раскаяния, трагедию исканий и потерь. Другие персонажи отодвинуты на второй план, в полутень, и их сострадание и задумчивость лишь еще сильнее выделяют словно светящиеся теплым сиянием отцовскую любовь и всепрощенце, которые оста­вил людям, как завет, великий голландский ху­дожник (ил. 179).

Влияние искусства Рембрандта было громад­ным. Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников, из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карель Фа­брициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реали­стического искусства впоследствии.

В то время как величайший голландский ху­дожник, вступив в конфликт с буржуазным об­ществом, умер в нужде, другие живописцы, овладев мастерством правдивой передачи изо­бражаемого, сумели добиться прижизненного признания и благополучия.

Сосредоточив свои усилия в области того или иного жанра живописи, многие из них создали в своей области значительные произве­дения.

Бытовой жанр. Самым популярным в голландской живописи был бытовой жанр, во многом определивший своеобразные пути ее раз­вития по сравнению с искусством других стран. Обращение к самым различным сторонам повсе­дневной жизни, ее поэтизация обусловили фор­мирование разнообразных типов жанровых кар­тин. Высокое живописное мастерство их созда-



17 век


Голландии



телей, оптимистический характер, мягкий лиризм сообщают им то обаяние, которое опра­вдывает изображение самых незначительных мотивов.

Однако здесь обнаруживаются и черты огра­ниченности голландских жанристов и бытопи­сателей, для которых оказались чуждыми боль­шие темы общественной жизни. Буржуазный отпечаток лежит на голландской бытовой жи­вописи, сказываясь в выборе сюжета, взятого в основном из частной жизни бюргера и его семьи. Это изображение хозяйки, занятой работой по дому либо своими детьми, сцен в трактирах и ка­бачках, крестьян во время отдыха или развле­чений. Действие в этих небольших по размерам картинах с несколькими, часто двумя или тремя, фигурами развивается в спокойном повествова­тельном ритме. Иногда в интимные по трактовке изображения художник вносит элементы юмора, анекдотической занимательности. Сообразно с требованиями буржуазных заказчиков, особенно со второй половины 17 в., черты поэтизации в бытовых картинах все заметнее вытесняются прозаической тщательностью исполнения дета­лей и любованием бюргерским благополучием. Наибольшим успехом у буржуазных заказчи­ков пользовались художники, которые, не рас­крывая подлинного мира человеческих чувств, подменяли глубину образного решения скрупу­лезной тщательностью исполнения деталей.

Лучшие из голландских жанристов все же су­мели в этих сложных условиях создать жизнен­но правдивые произведения.

Остаде. Чертами добродушного юмора, иро­нии овеяны образы крестьян в картинах Адриа­на вап Остаде (1610—1685). Если ранние его картины с изображением сцен в трактирах но­сили грубоватый характер, то более зрелые про­изведения проникнуты настроениями умиротво­ренности, лидизма, тонкого юмора («В деревен­ском кабачке», 1660, Дрезден, Картинная-галерея, ил. 183). С сердечностью и проникно­венностью обрисован живой образ голландского крестьянина в картине «Флейтист» (ок. 1660 г., Москва, ГМИИ). Тему творческого труда рас­крывает картина «Живописец в своей мастер­ской» (1663, Дрезден, Картинная галерея) — своеобразный автопортрет художника. Мягкий свет, проникая сквозь большое окно с узорчаты­ми плетениями, освещает и объединяет разбро­санные в беспорядке вещи, скромную обстанов­ку мастерской и фигуру углубившегося в работу живописца за мольбертом.

Стен. Более широким по тематике, демокра­тичным бытописателем был Ян Стен (1626/27— 1679), художник темпераментный и жизнера­достный, создатель картин на сюжеты из част-


ной жизни бюргеров, предпочитавший изобра­жение сцен пирушек и народных праздников В таком же духе он трактует и библейские сю­жеты, перенося действие в современную ем\ голландскую действительность и оживляя ш юмористическими эпизодами. Его мастерство обрисовке характеров ярче всего проявляется > интимных камерных картинах, таких, как «Больная и врач» (ок. 1660 г., Амстердам Рейксмузеум), привлекающая искренностью чувств, красотой живописи, легким юмором.

Терборх. Метсю. Если бытовой жанр Остаде и Стена носил более демократический характер, то в искусстве Герарда Терборха (1617—1681 и Габриэля Метсю (1629—1667) преобладае-интимно-лирический подход к тематике бытг-зажиточной буржуазии и патрицианских семей Эти художники с поразительным мастерством изображают фактуру различных материалов — упругих шелков и муаров, дорогих ковров и ме хов. Их манера повествования медлительна I: спокойна. Не отличаясь глубиной содержания, картины Терборха построены на обрисовке ха­рактеров и взаимоотношений действующих лиц более тонких, чем у Метсю. Его «Бокал ли­монада» (между 1655 и 1660 гг., Ленинград, Эр­митаж, ил. 185) и «Деревенский почтарь» (Ле­нинград, Эрмитаж) содержат элементы недоска­занности, своеобразного поэтического очарова­ния, которое определяется эмоциональным состоянием, связывающим персонажи картины Аристократическая сдержанность и изыскан­ность в выборе моделей и их характеристик сме­няется к концу жизни Терборха бесстрастно стью и холодностью в передаче чувств людей г. еще большей тщательностью показа дорогих материалов и обстановки.

Де Витте. Среди голландских мастеров быто­вого жанра выделяется своей верностью демо кратическим идеалам и новаторскими поискам] Эмануэль де Витте (1617—1692), в искусств^ которого наметились тенденции к более широко­му образному охвату явлений действительности Сначала художник писал в красивой жемчужно-сероватой, холодной гамме церковные' интерье­ры, мастерски нарисованные, оживленные фигу­рами молящихся прихожан. Но интерес к раз­личным сторонам жизни вел его на улицы горо­дов, на рынки, где торговцы предлагают всяче­скую снедь многочисленным покупателям. Таг постепенно в искусстве де Витте складываете/ особый вид бытового жанра — изображение рын­ков. «Рыбный рынок» (1662, Лондон, Нацио­нальная галерея), «Рынок в порту» (ок. 1668 г. Москва, ГМИИ) и многие другие позволили ем\ в единой картине соединить пейзаж, натюрморт и жанровые сцены.


'.'. век


Голландия



В этих полных жизни картинах проявились.стремления художника вырваться из узких ра­чок замкнутого буржуазного мирка. Де Витте г.ает смелые пространственные построения, кон­трасты масштабов фигур на переднем и даль­нем планах, гармоничные красочные и тональ­ные решения.

Он не изменил правде жизни и своим идеалам з то время, когда многие из голландских живо-исцев пошли на компромисс с буржуазными заказчиками. Оставшись без всяких средств к \ществоваиию, семидесятипятилетний худож­ник повесился на перилах моста.

Де Хоох. Иной жизненный и творческий:уть прошел Питер де Хоох (1629 — после -683 г.), бытовая живопись которого носит со-ерцательно-лирический характер. В ней господ-твуют темы повседневного бюргерского быта. Внимание художника в равной мере распреде-яется на изображении спокойно-медлительных юдей и интерьеров уютных маленьких комнат многочисленными деталями обстановки, на;гре света, льющегося через открытые окна и вери из чистеньких двориков и садиков. Карти--;ы «Хозяйка и служанка» (ок. 1657 г., Ленин­град, Эрмитаж) и «Кладовая» (ок. 1658 г., Ам-тердам, Рейксмузеум), выдержанные в теплом хлорите, с преобладанием золотистых тонов, ривлекают поэтическим обаянием, симпатиями простому человеку. Поздние работы худож-лка, неглубокие по образным решениям, ут­ачивают демократизм, следуя патрициан-:;им вкусам. Вермер Дельфтский. Глубокое поэтическое \вство, безукоризненный вкус, тончайший ко-оризм определяют творчество самого выдающе­еся из мастеров жанровой живописи, третьего осле Хальса и Рембрандта, великого голланд-:;ого живописца — Яна Вермера Дельфтского 1632—1675). Обладая поразительно зорким:азом, филигранной техникой, он добивался •этичности, цельности и красоты образного ре­шения, огромное внимание уделяя передаче зетовоздушной среды. Художественное пасле­не Вермера сравнительно невелико, так как над 1Ждой картиной он работал медленно и с не-'ычайной тщательностью. Для заработка Вер-р вынужден был заниматься торговлей кар­тами.

Вермер родился в Дельфте. Кто был его учи-

лем — неизвестно, но несомненное воздейст-

ле на его творчество оказал Карель Фабрици-

. Однако своеобразие творческой индивиду-

:ьности Вермера обнаружилось уже в ранних

| картинах. По сюжету картина «У сводни»

656, Дрезден, Картинная галерея) мало чем

тличалась от подобных ей картин других гол-


ландских жанристов, но ее большой размер, сме­лая насыщенная палитра, построенная на кон­трастах киноварно-красного, желтого, черного и белого тонов, необычайная характерность и сила образного решения — все это сообщает подлин­ную значительность и новаторский характер произведению Вермера.

И последующие его картины по сюжетам, а иногда и по композиционным приемам, близки работам других мастеров: это изображения од­ной или нескольких фигур в интерьере, женщи­ны у окна, читающей письмо или примеряющей ожерелье, служанки, раскладывающей продук­ты, дамы и кавалера, предлагающего ей бокал вина. Однако художественный строй этих про­изведений отличается поэтичностью, красотой и гармонией, в которые претворяет художник ре­альные образы повседневной действительности.

Особенно гармонична и ясна по композицион­ному построению «Девушка с письмом» (конец 1650-х гг., Дрезден, Картинная галерея, ил. 184), картина, насыщенная воздухом и светом, выдер­жанная в бронзово-зеленых, красноватых, золо­тистых тонах, среди которых сверкают желтые и синие краски, преобладающие в натюрморте переднего плана- В отличие от теплого, мягкого света, как будто излучаемого самими объектами изображения в картинах Рембрандта, Вермер заливает весь интерьер комнаты холодным днев­ным светом. Он четко моделирует объемы пред­метов, выявляет фактуру поверхности каждого из них. Благородству, жизненному богатству и сдержанности всего строя художественного про­изведения соответствует образ спокойной моло­дой женщины, погруженной в чтение письма, неразрывно связанный с состоянием тишины и покоя, воплощенными в этой картине.

Неторопливо уверенна в движениях, обая­тельна и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока», про­низанной светлым оптимизмом (между 1657 и 1660 гг., Амстердам, Рейксмузеум, ил. 186) и воссоздающей особую, опоэтизированную атмо­сферу повседневной жизни. Облик молодой жен­щины дышит здоровой силой, моральной чисто­той; предметы, ее окружающие, написаны с удивительной жизненной достоверностью, ка­жется ощутимой мягкость свежего хлеба, глад­кая поверхность кувшина, густота льющегося молока. Здесь, как и в ряде других произведе­ний Вермера, проявляется его поразительный дар тонко чувствовать и передавать жизнь вещей, богатство и разнообразие форм ре­альных предметов, вибрацию света и воздуха вокруг них.

Человек для Вермера неотделим от поэтиче­ского мира, которым восхищается художник и



17 век


Голландия



который находит такое своеобразное преломле­ние в его творениях, по-своему воплощающих представление о красоте, о размеренном спокой­ном течении жизни, о счастье человека.

Удивительное мастерство Вермера обнаружи­вается и в двух написанных им пейзажах, отно­сящихся к замечательным образцам этого жан­ра живописи не только в голландском, но и в мировом искусстве. Чрезвычайно прост мотив «Улички» (ок. 1658 г., Амстердам, Рейксмузе-ум), вернее, ее маленькой части, с фасадом кир­пичного дома, изображенной в серый, пасмур­ный день. Изумляет материальная осязаемость каждого предмета, одухотворенность каждой де­тали. Совсем иной характер носит «Вид города Дельфта» (между 1658—1660 гг., Гаага, Мау-рицхейс). Художник смотрит на родной город в летний день после дождя. Солнечные лучи на­чинают пробиваться сквозь влажные серебри­стые облака, и вся картина сверкает и искрится множеством красочных оттенков и световых бликов и вместе с тем захватывает цельностью и поэтической красотой.

Тяготение к изображению солнечного света, воздушной среды, гармония и ясность видения мира, мастерство обобщения в сочетании с по­разительным чутьем детали и красочного нюан­са, созерцательное спокойствие и поэтизация действительности — все эти черты выдвигают Вермера в число самых больших живописцев поэтического склада в мировой живописи.

Пейзажная живопись. Принципы гол­ландского реалистического пейзажа складыва­лись на протяжении первой трети 17 в. Вместо условных канонов и идеализированной, приду­манной природы в картинах мастеров итальяни­зирующего направления создатели реалистичен ского пейзажа обратились к изображению дей­ствительной природы Голландии с ее дюнами и каналами, домиками и селениями. Они не толь­ко запечатлели характер местности со всеми приметами, создавая типические мотивы нацио­нального пейзажа, но стремились передать ат­мосферу времени года, влажный воздух и про­странство. Это способствовало развитию тональ­ной живописи, подчинению всех компонентов картины единому топу.

Одним из крупнейших представителей гол­ландского реалистического пейзажа был Ян ван Гойен (1596—1656). Он работал в Лейдене и Гааге. Излюбленные мотивы его небольших по размерам пейзажей: долины и водная гладь ши­роких рек с городами и селениями на их бере­гах в серые, пасмурные дни. Много места (при­мерно две трети картины) он оставлял небу с клубящимися облаками, насыщенными влагой. Таков «Вид реки Вааль у Неймегена» (1649,


Москва, ГМИИ), выдержанный в тонкой корич­нево-серой гамме красок.

Особый вид пейзажа с изображением живот­ных, пастбищ с коровами, овцами создал Пауль Поттер (1625 —1654). Прекрасно изучив повад­ки животных, художник часто давал их круп­ным планом, тщательно выписывая фактуру каждого материала, мягкой шерсти, мельчайшие подробности. Таковы картины «Бык» (1647, Га­ага, Маурицхейс, «Собака на цепи» (Ленин­град, Эрмитаж).

Рейсдаль. Выдающимся пейзажистом Голлан­дии был Якоб ван Рейсдаль (1628/29—1682). одухотворивший свои пейзажи большими лич­ными чувствами и переживаниями. Так же как и другие крупнейшие художники Голландии, он не шел на уступки вкусам буржуазных заказ­чиков, всегда оставаясь самим собой. Рейсдаль не ограничивался определенными темами изо­бражения. Круг его пейзажных мотивов очень широк — это виды деревень, равнины и дюны, лесные болота и море, изображенные в самую различную погоду и разные времена года.

Творческая зрелость художника приходится на середину 17 в. В это время он создает про­изведения, исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, ГМИИ), «Лесное болото» (1660-е гг., Ленинград, Эрмитаж), «Ев­рейское кладбище» (1660-е гг., Дрезден, Кар­тинная галерея, ил. 181), которые своим сдер­жанным, сумрачным колоритом, монументали-зацией форм и построений отвечали пережива­ниям художника. Наибольшей эмоциональное силы и глубины философского смысла он доби­вается в изображении еврейского кладбища с ег< белеющими надгробиями и руинами, с пенящим­ся потоком, засохшими корявыми ветвями дере­ва, озаренного вспышкой молнии, которая осве­щает свежую зелень молодого ростка. Так по­беждает и в этом сумрачном раздумье иде;: вечно обновляющейся жизни, которая проби­вается сквозь все бури и разрушительные силы

Рейсдалю принадлежит ряд морских пейза­жей — марин, широких, величественных, с пре обладанием холодных, серо-голубых и рыжева­тых тонов. Наплывы волн, бегущие облака, не­объятные просторы полны настроения ожида­ния, мечтательной грусти в «Морском берегу (Ленинград, Эрмитаж). Поэтическое чувств' пронизывающее пейзажи Рейсдаля, одухотво­ряет созданные им картины природы, предвос­хищающие достижения мастеров пейзажног жанра в европейском искусстве 18 и 19 вв.

Среди младших современников Рейсдаля, у>г- ботавших в том же направлении реалистическ* -го пейзажа, был М. Хоббема (1638—1709) — со-


17 век


Г


Испания



здатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, На­циональная галерея).

Натюрморт. Наряду с пейзажной живо­писью значительное распространение получил в Голландии натюрморт, отличавшийся интим­ным характером. Голландские художники вы­бирали для своих натюрмортов самые разно­образные предметы, умели их прекрасно ском­поновать, выявить особенности каждого пред­мета и его внутреннюю жизнь, неразрывно свя­занную с жизнью человека.

Питер Клас (ок. 1597—1661) и Биллем Хе-да (1594—1680/82) писали многочисленные ва­рианты «завтраков», изображая на столе окоро­ка, румяные булочки, ежевичные пироги, хруп­кие стеклянные бокалы, с удивительным ма­стерством передавая цвет, объем фактуру каж­дого предмета (ил. 182). Недавнее присутствие человека ощутимо в беспорядке, естественно­сти, с которыми расположены только что слу­жившие ему вещи. Но этот беспорядок лишь кажущийся, так как композиция каждого на­тюрморта строжайше продумана и найдена. Сдержанная серовато-золотистая, оливковая то­нальная гамма объединяет предметы и придает особую звучность тем чистым цветам, которые подчеркивают свежесть только что разрезанного лимона или мягкий шелк голубой ленточки.

Со временем «завтраки» Класа и Хеды усту­пают место «дессертам» Абрахама ван Бейере-


на (1620/21 — 1690) и Виллема Кальфа (1622— 1693). Натюрморты Бейерена строги по компо­зициям, эмоционально насыщены, красочны. Кальф на протяжении всей жизни писал в сво­бодной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи, и аристократические по под­бору изысканных драгоценных предметов на­тюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением кра­сок серебряные сосуды, кубки, раковины.

В дальнейшем развитии натюрморт идет теми же путями, что и все голландское искусство, утрачивающее свой демократизм, свою одухот­воренность и поэзию, свое обаяние. Он превра­щается в украшение жилища высокопоставлен­ных заказчиков. При всей декоративности и ма­стерстве исполнения поздние натюрморты предвосхищают закат голландской живописи.

Социальное перерождение, известная аристо-кратизация голландской буржуазии в последней трети 17 в. порождают тенденцию к сближению с эстетическими воззрениями французского дворянства, приводят к идеализации художест­венных образов, их измельчанию: Искусство те­ряет связи с демократической традицией, ут­рачивает реалистическую основу и вступает в полосу длительного упадка. Сильно истощенная в войнах с Англией, Голландия утрачивает свое положение великой торговой державы и круп­нейшего художественного центра.


ИСПАНИЯ


Конец 16 — первая половина 17 в. —■ период

"лестящего расцвета испанской культуры, озна-

л'нованный деятельностью Тирсо де Молина,

Топе де Бега, Сервантеса, автора бессмертного

Дон-Кихота» — подлинной энциклопедии на-

1ДНОЙ жизни Испании 17 в. По пути реализма

ю изобразительное искусство, и прежде всего

пвопись. Привязанность к правде, к нацио-

льнО-бытовому колориту сочеталась в произ-

лениях живописи со страстными поисками

екрасного и возвышенного. В Испании подъем

кусства наступает позднее, чем в передовых

я того времени странах Европы — Италии и

лдерландах. Он пришелся на время ослабле-

'я экономической и политической жизни стра-

:■: и утверждения в ней реакционной формы

'олютизма. Однако к началу 17 в. освободи-

тьные идеи предшествующих веков еще не

<сли, а победа реакции не была полной.


Католическая религия, игравшая большую роль в жизни Испании, оказывала сильное влия­ние на изобразительное искусство, на его тема­тику. В нем преобладали религиозные сюжеты, которые, однако, истолковывались художниками лишь в аспекте реальной жизни. Самый смелый полет поэтической фантазии претворялся в об­разах, подсмотренных в повседневной жизни. Испанские художники сумели передать такие черты национального характера, как сознание собственного достоинства, гордость, чувство че­сти; связанное с личными заслугами. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте.

Своеобразие испанской культуры 17 в. опре­делялось соотношением классовых сил в обще­стве, которое состояло из могущественной ари­стократии, с одной стороны, и широких масс народа, крестьянства и плебейских элементов —



-4 Заказ 1322



17 век


Испания



с другой. Буржуазия, экономически слабая, мало сплоченная, не имела веса в общественной жизни страны и почти не участвовала в созда­нии ее культуры. Это обусловило распростране­ние в испанской культуре реакционно-сослов­ных, дворянских и религиозных представлений, подавляющих личность, и вместе с тем — мощ­ное выражение народного начала во всех обла­стях культуры. Личность в Испании оказалась более связанной с окружающим ее обществом, которое было' еще патриархально монолитным, не знало крайних форм индивидуализма, неред­ко проявлявшихся в эпоху Возрождения в Ита­лии. Только в Испании могло существовать ис­кусство, «от которого пахло землей», и наряду с этим изысканно утонченное, болезненно хруп­кое искусство для «посвященных». Испанская интеллигенция не оставалась чуждой передовым идеям эпохи. В политических трактатах появля­лись мысли о суверенитете народа; возник ин­терес к естественным и точным наукам, дела­лись открытия в астрономии, физике, математи­ке, географии. Ни в одном европейском театре того времени нельзя найти такого острого вы­ражения социального протеста, как в «испан­ских драмах чести».

Специфические черты испанского искусства 17 в., его демократизм и утонченный интеллек­туализм, многочисленность локальных местных и творческих направлений можно понять, исхо­дя из особенностей исторического развития Ис­пании. На протяжении столетий (8—15 вв.), проходивших под знаком национально-освобо­дительной' борьбы (реконкисты) испанского на­рода с завоевателями-маврами, в Испании сло­жились формы государственности, обществен­ные отношения и ярко выраженные черты национального характера. Реконкиста сформи­ровала народную основу культуры, так как ее движущей силой были народные массы города, крестьянство, рано освободившееся от крепост­ной зависимости и осознавшее свои граждан­ские права. В искусстве средневековой Испании чувствовались веяния народного творчества с его свежестью восприятия жизни.

Реконкиста способствовала развитию само­стоятельной местной провинциальной жизни, воспитала активный характер в народе, укрепи­ла его национальное самосознание и гордость. Централизация Испании не была настолько сильной, чтобы и в дальнейшем задавить народ­ную культуру, ее местные очаги. Ее широкому развитию способствовала устойчивость местного самоуправления, сохранение монолита патриар­хальных отношений, независимость провинци­альной жизни народа от общегосударственной. Большое влияние на развитие испанского искус-


ства оказали арабская культура и искусство, от­личавшиеся живописностью, декоративностью, динамичностью.

В конце 15 — начале 16 в. города Валенсия. Севилья, Толедо стали центрами новой, ренес-сансной культуры, свободолюбивые идеалы ко­торой также оказали огромное воздействие на формирование сознания испанского народа Испания, втянутая при Карле V и Филиппе II в мировую политику, завоевав Америку, вышла из многовековой изоляции, соприкоснулась с пере­довой Европой. Солдаты Кортеса и Альбы, от­важные купцы, искавшие золото во всех частях света, утратили в боях и приключениях немал* дедовских заветов. Испанская аристократия усвоила от итальянцев языческие вкусы Воз­рождения, тягу к роскоши, жажду удовольствии и личного счастья, у французов — свободу нра вов. Идеи гуманизма, особый интерес к пробле­мам психологии нашли выражение в литератур-и искусстве того времени. Последнее, однако, н> смогло достигнуть полноты художественного вы­ражения новых идеалов и вполне сложиться к а искусство Высокого Возрождения. Крах поли­тики испанских королей, пытавшихся создать мировую империю, катастрофическое разорени-городов, последовавшее за революцией цен; мировом масштабе, привели страну к обнища-нию. В ней наступила феодальная реакция, да вали себя чувствовать последствия контрро-формации.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 340 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...