Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Второй день



Уважаемые коллеги! Мы вчера с вами говорили о том, что инновационное обучение дополняет классическую систему образования. Одна из технологий, которая может быть использована в инновационном обучении (ориентированном на становление, развитие и формирование личности), - это имитационное моделирование. Мы вчера с вами говорили об игротехнике, о преподавателе, который способен использовать игровые и неигровые методы в своей деятельности. И теперь у вас есть памятка игротехника в алгоритмическом режиме, в котором мы вчера с вами работали. Идет комментарий преподавателя, а слушатели как бы оценивают себя с позиций вот этого идеального человека. Вот такой игротехнический тренинг. И обратите внимание на последнее в этом сюжете – на памятки игротехнику. Это принципы, с которых, надо начинать.

1. Принцип гуманизма. Это личностно ориентированные технологии. В центре стоит человек и его эмоциональное благополучие. Мы очень много уделяем внимания эмоциональному состоянию. Количественных оценок и соревнований мы избегаем, поэтому студенты очень свободно себя чувствуют и полнее воспринимают материал.

2. Принцип холизма. Мы очень много внимания уделяем целостности восприятия, у нас проводятся межпредметные игры, для того, чтобы студент мог видеть, как он решает комплексные задачи. У нас многие преподаватели с большим удовольствием друг с другом кооперируются и используют свое время. Часто проводятся совместные игры.

3. Принцип системности. Студентам мы все время говорим: время гениев-одиночек прошло, сегодня актуален командный стиль. Умение работать в команде, в том мире, где они будут работать специалистами, ценится очень высоко. Поэтому мы нацеливаем на эффективное, продуктивное, творческое взаимодействие с людьми.

4. Принцип рационализма. Многие студенты по-прежнему не способны рационально распределять свои силы, они стремятся сдавать зачеты и экзамены в авральном режиме. Мы их учим распределять свои силы очень рационально. У нас есть целый класс игр, направленных на адаптацию в учебном процессе.

Одна из игр называется "Кодекс". Группа делится на 4 подгруппы, и каждая работает в одном и том же режиме. Сначала мы разрабатываем принципы поведения в ВУЗе, философско-нравственную основу деятельности студента. Вторая часть – правила поведения. Мы говорим о традициях университета, и студенты эти традиции воспринимают, потому что мы большое внимание уделяем принципу причастности. Можно, конечно, все это объяснить им в форме лекции, но эффективнее, если они выработают эти правила сами, исходя из тех традиций, которые у нас есть. Согласно принципу превентивности, мы учим студентов, предвидеть, предвосхищать сложности. Следующий принцип - вариативность мышления. Студент должен уметь работать в ситуации выбора. И, наконец, принцип природосообразности. На играх мы большое внимание уделяем диагностике способностей. И наши педагогические воздействия, наш сценарий, идут в том же направлении, в каком мы угадали развитие человека. Мы учитываем особенности, но не переделываем студента, мы создаем психолого-педагогические условия для его раскрытия.

Обратите внимание, мы считаем, что одними из ведущих являются показатели, отражающие биомоторику. У нас есть такой замечательный нарколог, Надточий Юрий Петрович, очаровательный внешне, прекрасный рассказчик. Он очень интересно рассказывает об установке. Он считает, что преподаватель уже своим внешним видом, своим поведением вызывает у студента определенную реакцию. Вот, например, у него очень жесткий способ лечения алкоголиков. Он говорит, что надо алкоголику принести завтра. Тот приносит, и они пьют на пару. Конечно, пьет, в основном, алкоголик, а Надточий его развлекает. Он рассказывает ему шутки, прибаутки, анекдоты, – такого собутыльника, поверьте, у этого алкоголика никогда не было. Поэтому алкоголик, не замечая, выпивает эту бутылку. Так же не замечает, что ему сделали большой укол. Надточий продолжает развлекать его шутками, и вдруг тому становится плохо. И тут же Надточий открывает люк рядом с собой, и этого алкоголика выворачивает. Метод построен на этом жестком ощущении болезненного состояния. В следующий раз, посетив доктора, алкоголик сказал: «Когда я подходил к зданию, мне уже плохо стало, а тебя увидел - открывай люк». Это, конечно, очень грубо. Действительно, мы всей своей деятельностью, читая лекцию, проводя семинар, все-таки вырабатываем определенную установку на нас. И очень хочется, чтобы эта установка всегда была нужной и способствовала работе, поэтому мы огромное внимание уделяем биомоторике.

Речь.

Обратите внимание на речь. Мы очень много вчера говорили об уровне аргументации. Речь должна быть ясная, четкая, спокойная, доступная. Мы стремимся и нацеливаем игротехников на то, чтобы не было никаких масок, любая маска – это барьер. Маска индуса непроницаемая, и человек, и студент боятся и не понимают, что за этой маской стоит. Непроницаемая леди Маргарет Тетчер или маска японца – глаза холодные, а на лице улыбка. Тоже не понятно. Естественное поведение – очень сложное поведение, мы гораздо легче наденем любую маску и будем в этой маске, чем будем вести себя естественнее, потому что есть опасность сказать что-то лишнее. Иногда учителя ведут себя очень неестественно, стремясь не уронить свое достоинство, ни растеряться, привыкая к своей «маске» из года в год.

Жесты.

Жесты бывают информационные, коммуникативные. Мы стремимся с помощью жестов быть более эмоциональными, однако излишняя жестикуляция мешает, осложняет отношения. Поза, походка, манеры, одежда – все это мы будем сегодня отрабатывать в игре «Имидж». А теперь я хотела бы приступить к демонстрации игр.

Давайте мы начнем с дидактических игр. Вы поймете, что больше одной игры в течение одного дня не стоит проводить. Вторую игру воспринимать будет сложно. Мы проработаем с вами одну игру от начала до конца для того, что бы рассмотреть все сюжеты. Главное назначение игры - это решение конкретной дидактической задачи. Надо научить студентов работать с литературой, работать с конспектом и т.д. Дидактические игры бывают предметные, или межпредметные.

Блок-схема игры по этапам:

1. Погружение. Это психолого-педагогическая подготовка к тому, что будет. Для двухчасовой игры потребуется не более пяти минут. Существует хороший прием – "Интеллектуальная разминка". Все вы знаете передачу "Очевидное - невероятное", давайте вспомним, с каких пушкинских строк начинается эта передача:

«О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт - сын ошибок трудных,

И гений - парадоксов друг».

А теперь надо вспомнить пятую строчку, в советское время ее долго не было, потому что там закодировано слово, которое не пропускали на экран: «И случай - Бог изобретатель». Гений Пушкина закодировал в этих пяти строчках удивительную формулу, известную всем нам. Попробуйте найти те ключевые слова, которые составляют эту формулу. Это из области христианства, религии, известная формула триединства: сын, дух, Бог.

Таким образом, я вам показала, как в течение тех двух-трех минут все смогли включиться в игру, потому что всем интересно. Но обратите внимание, что ответ в итоге даю я, позволяя вам перед этим активно поработать. Таких интеллектуальных разминок очень много. Мы проходим какой-то предмет, и вспоминаем основные понятийные слова. Я говорю студентам: "Вот, если бы вы своей бабушке на кухне хотели рассказать, какую дисциплину вам читает Ирина Георгиевна, то какие ключевые слова вы выбрали бы"? И далее мы рассматриваем понятия.

2. Формирование команд. Мы можем формировать команды стихийно, но будьте готовы к тому, что кто-нибудь из студентов не будет приглашен ни в одну из команд, и тогда надо, чтобы для него были особые задания. Если в группе будет мало мальчиков, то можно сделать очень просто и ясно. Я приглашаю студента-мужчину, прошу его повернуться лицом к доске и говорю: "Я бы хотела узнать следующее: если мы сейчас вас назначим капитаном, и вы будете заниматься формированием команды, а я захочу пригласить в вашу команду девушку, то ответьте мне, каких девушек вы предпочитаете видеть в своей команде: блондинок или брюнеток". Все сразу оживились, с ними не всегда на такие темы разговаривают, но молодые люди говорят, что им все равно. Я заранее уже знаю, что мне нужны равные по составу группы. А потом девушка приглашает из этой группы в свою команду. Мы уже говорили вчера, что оптимальная команда это 5-7 человек, менее 5-ти человек плохо, больше 7-ми тоже трудно, а вот 5-7 это рабочая команда. В команде важно, чтобы был человек критического склада. Вы знаете в группе критиков, они и вам всегда высказывают критические замечания, поэтому распределите критиков по всем командам. Они обеспечат вам свою глубину. И конечно, команде необходимы лидеры. Двух лидеров в одну команду не стоит приглашать. В командах есть очень хорошие приемы. Один из них - это прием знакомства. Хотя все в группе знакомы, мы просим человека назвать свои хорошие и плохие черты, придумать девиз, эмблему, мы предлагаем сказать комплимент друг другу…

3. Следующий этап – это постановка проблемы и исходная ситуация. Если игра носит у нас обучающий характер, то исходную ситуацию мы можем полностью смоделировать на компьютере и раздать. Можно устно сообщить, но самое главное, что здесь нужно подчеркнуть, так это то, как понята ваша информация. Должны быть контрольные вопросы по этой информации, здесь же есть информационно-методический фонд. У студентов есть с собой учебники, которые они могут использовать, но помимо этого игротехник сам приносит еще информационно-методический фонд по этой теме. Если мы хотим освоить в ходе игры огромную тему, то она делится на четыре части, и каждая группа получает свою часть. Затем надо обязательно этот материал переработать. Один из самых распространенных приемов – это самостоятельное чтение лекции студентами, в частности, бинарная лекция, спор. Другой прием – интервью. "Журналист" составляет вопросы для интервью, а "интервьюер" должен давать развернутые ответы. Выступление на телевидении, "живой эфир". Исходный материал и его обработка должна занимать 20-25 минут.

4. Следующий этап – показательный. Это всегда что-то красивое, с видеотехникой, с элементами юмора. Если мы скажем, что одна группа выступает, а все остальные играют ничего не понимающих студентов. Или оценка выступающей группе ставится по уровню понимания другими группами. Для этого ведущий задает вопросы аудитории. Студентов просят придумать иллюстрации, стихи, и т.д.

Несмотря на то, что дидактическая игра очень закрытая, яркие студенты сами могут что-то придумать. Но следует помнить о релевантном обучении, чтобы не заигрались, чтобы эти сюжеты демонстрации, иллюстрации не заслонили основное, это все должно быть как огранка.

Основной материал дается на 20 минут. Это глубокий материал со справочной литературой, с компьютером, с информационно-методическим фондом. Кстати, то, что знает студент, тоже может быть информационно-методическим фондом. В группе есть сильные и слабые студенты, но игротехника ставит идею полного усвоения. Мы делаем работы разной сложности, чтобы каждый мог на своем уровне достичь нужного эффекта, и это окажется трамплином для последующего овладения более сложным материалом. Но есть сильные студенты и более сильные группы, команды. Поэтому создается прием - "платная информация", когда одна команда "покупает" помощь, информацию у другой команды.

5. Следующий этап называется итоговый. Игровая рефлексия.

Если группы слабые - то игровую рефлексию осуществляет сам преподаватель, обязательно на положительном уровне. Необходимо показать, что команды справилась. Можно возвысить их. Но лучше, чтобы рефлексию проводила сама группа, сами студенты. Студенты должны указать положительное и отрицательное. Надо учитывать, что группа уже устала, поэтому итоговая рефлексия должна быть короткая не больше 10 минут.

6. Следующий этап – это снятие эффекта игрового последействия. Если игра и рефлексия прошли успешно, то не возникает желания возвращаться и пилить опилки снова, выяснять на какой вопрос был дан не тот ответ.

Итак, дидактическая игра почти всегда строится по одному или нескольким предметам. Давайте рассмотрим метод МАСТАК - метод психологического погружения. Сейчас проведем его вместе. Представьте себе, что мне предложили перейти в ваш университет работать. Я в кругу будущих коллег говорю, что у меня будет очень серьезная проблема – вхождение в коллектив, проблема знакомства и работы со студентами. И я вас прошу, напишите, пожалуйста, на листочке, один какой-то совет, то есть мне, как преподавателю, который будет работать в вашем университете. Причем, ваш совет касается ведения моего предмета, чтения лекций, моего вхождения в коллектив. Итак, проблема приема и вхождения в коллектив очень важна. Вы, как опытный человек, даете совет начинающему преподавателю. Мне дали предмет, который для меня будет новым, и вы можете дать совет по этому поводу. Обратите внимание, что свое решение вы фиксируете определенным образом.

 
 

Важно, чтобы прямоугольник был заполнен. Каждый человек имеет право участвовать, или не участвовать, и мы не можем никого заставить. Мы должны так разработать эту игру, чтобы каждый хотел добровольно участвовать.

Вам дается минута на то, чтобы каждый посоветовал что-то человеку, который впервые приходит в ваш коллектив работать. Напишите в прямоугольнике свой совет. Далее все пишут номер один, а один из участников семинара дает свой совет. Остальным разрешаются реплики, вопросы, замечания. После того, как мы обменяемся мнениями по поводу этого совета, все остальные напротив этого номера один поставят оценку по пятибалльной системе. Все это следует повторить несколько раз. Затем анкеты собираются, отбрасываются советы, оцененные коллегами низко, то есть на двойку, тройку или единицу, а остальные быстро вырезаются, наклеиваются на отдельный лист и предъявляются аудитории.

Если вы куратор в группе, то метод МАСТАК можно использовать при выработке программы по решению какой-то скользкой проблемы. Например, группа должна дежурить на этаже университета. Пожалуйста, пусть каждый студент скажет, как, по его мнению, это должно быть. Затем мы обменяемся мнениями, группа оценит. Я соберу предложения студентов, и отброшу те, которые группа оценила низко, а оставлю такие, которые вся группа одобряет. Но я, как руководитель, как куратор, не предлагала, не оценивала, у меня есть всегда возможность сказать: "Это вы сами предложили". Метод МАСТАК хорош, когда нужно решить проблему, а самому остаться в стороне и полностью возложить ответственность на группу студентов. Таких вопросов очень много, у студенческой группы есть много обязанностей. Существуют проблемы распределения этих обязанностей.

Методический ключ для решения таких проблем, следующий:

1. Проблема. Обратите внимание, чтобы каждый высказался по этой проблеме.

2. Индивидуальное решение.

3. Оценка. Обратите внимание, чтобы дискуссия не была очень широкой.

4. Анализ материала.

Константин Ушинский говорил: "Переносится не опыт, переносится его идея". Я бы хотела проиллюстрировать данное изречение. У нас в Петербурге есть учитель литературы Ильин, он пишет много хороших книг. Как человек, он достаточно сложный, но как преподаватель, он замечательный. И вот он проводит урок литературы, изучается произведение Горького "Мать". Помните, там был сюжет, когда Ниловна, эта забитая, темная, неграмотная женщина, спрашивает у сына Павла, что он за книгу читает, и прежде, чем взять книгу, она тщательно моет руки. Что делает Ильин? У него есть такое понятие "Стоп урок, начинаю воспитание".

«Стоп урок, достаньте ваши книги», - говорит он, – "я молчу, я только хожу и рассматриваю, в каком состоянии у них книги". Как переносить этот опыт? Ведь переносится педагогическая закономерность, где она эта закономерность? Второй сюжет с Ильиным. Ильин говорит: "Мальчики, скоро у нас 8 Марта. Надо поздравить учительниц, наших девушек". А кто-то в классе говорит: "А что мы за это будем иметь?" Ильин хлопает театрально себя по лбу и говорит: "Фу, как это я не подумал? Ко мне вчера водопроводчик пришел, что-то покрутил, и то взял трешку. А тут газета! Вот вам четвертной". Если вы обратитесь с просьбой, а вам ваши воспитанники зададут такой "шкурный" вопрос, то вы не теряйтесь, хлопайте себя по лбу и лезьте в кошелек. Смешно! И все-таки, где закономерность?

Третий сюжет: в профессионально-техническом училище группа дарит куратору женщине цветы, но сознается, что это второй букет. Они рассказывают: "Вы знаете, мы вам вчера купили букет, а он завял, мы так наволновались, т.к. едва успели. Пришлось бежать и покупать вам второй букет". Ну, учительница пришла в учительскую, где отдыхают инженерно-педагогические кадры, и не удержалась. Женщины вообще очень эмоциональны.

В Гарвардской Школе Бизнеса говорят менеджеру: "Если вы хотите, чтобы переговоры были успешными, захватите с собой женщину; если вы хотите провалить – захватите двух". Учительница стала рассказывать, как ее дети любят, как они настрадались и купили ей второй букет. В это время на третий урок в эту группу идет учительница физики, которая никакого отношения к кураторству не имеет. И ребята решили подарить ей этот второй букет. Правильно бы в такой ситуации поступила учительница, которая провела бы в приподнятом настроении весь урок. Затем, забирая букет, сказала: "Как жаль, что я знаю печальную историю этого букета. Букет всегда дарится по назначению, передаривать его нельзя. Но, в знак признательности, я приму этот букет". Что произошло в первом случае с книгами, во втором – с газетой, в последнем – с букетом? Это вынуждены анализировать дети. Безукоризненное поведение преподавателя заставляет их задуматься. Здесь существует закономерность: создание воспитательных ситуаций, в которых ребята вынуждены проанализировать проблему и сделать вывод.

Представьте себе ситуацию. Вы оказались на корабле, который отправляется в полет на Луну. Вы очень удачно и успешно прилунились на Луне. Вы садитесь в планетоход, уезжаете за 150 км от корабля и ваш планетоход ломается. Вы будете идти первые 75км в тени, вторые 75 – по солнцу. Сейчас правило такое – никто не может обменяться мнениями, эмоциями ни с кем в зале. На этом планетоходе есть несколько предметов, список их вы сейчас получите. Они могут оказаться вам полезными при возвращении на корабль.

Напоминаю ситуацию. На корабле есть еще люди, но нет скафандров, скафандр достался вам. В нем поддерживается нужный вам микроклимат, влажность, большой запас кислорода, есть устройство, с помощью которого можно взять из аптечки таблетку от головы. Вы оказались на Луне, надели скафандр, сели в планетоход, отправились собирать лунные сувениры для тех, кто остался на Земле. Но случилась ужасная ситуация, планетоход сломался, а вам надо идти 150 км обратно, 75 в тени, 75 по солнцу. Прошу вас на листочках в первую колонку написать "Мое индивидуальное решение". В полной тишине вы сейчас расставите все цифры в такой логике. Самые нужные предметы, те, которые вы будете нести до самого корабля, получают самые большие цифры: 14, следующий нужный 13, самый ненужный предмет 1. Логика такая: это мне не нужно - ставлю 2, этот не нужен – ставлю уже 3. Чтобы было понятно, приведу такой пример. Вспомните, вы утром встали с плохим настроением и решили выбросить всю мебель. Так вот, что-то вы выбросите в первую очередь, что-то потом. Итак, вас семь человек. Вы возвращаетесь обратно к кораблю, обратите внимание на эти вещи, может быть, они вам пригодятся. Двух одинаковых цифр быть не должно. Итак, сначала вы формируете свое решение.

На втором этапе забудьте первое правило о тишине – ее больше не будет. А запомните второе правило. Сейчас я объединю вас в группы по 7 человек, как вас и оказалось на планетоходе. И попрошу вас принять уже коллегиальное решение и написать его в 3 колонке. В чем же правило 2? До тех пор пока хотя бы один человек в команде не согласен, вы не имеете право ставить цифру. Если в команде хотя бы один человек не участвовал в выработке решения - это нарушение правила.

Вы должны были расположить проставить цифры следующим образом:

1. Коробок спичек.

2. Ящик молочного порошка - не в герметичной упаковке.

3. Магнитный компас - нет магнитного поля.

4. Тепловая батарея - машина считает странным ваше поведение тащить ее в темноте, нагреть ее на солнце, а затем на солнце греться.

5. Спасательный пояс.

6. Сигнальная ракета.

7. Купол парашюта.

8. Веревка - вы перевязались, дошли до солнечной стороны, нейлон нагрелся, и вы его оставили.

9. Радиостанция и приемник - зарядили батарею, переговорили, оставили.

10. Консервы в тюбиках - поели и выбросили.

11. Медицинская сумка.

12. Карта

13. Вода

14. Кислород

Пропущенную 2 колонку подпишем: моя индивидуальная ошибка. Мы сравниваем 1 и 5 колонки, из большей цифры отнимаем и разницу ставим во 2 колонку. Отрицательных чисел нет. Цифры во 2 колонке надо сложить и получить сумму. Это - индивидуальная ошибка. В 4 колонке мы уравниваем 3 и 5. Это - командная ошибка. Командная ошибка должна быть меньше любой индивидуальной. Посмотрим на команду "Ураган". Индивидуальные ошибки команд: 120,115,95,90,85. Командная ошибка:65. Какая разница? Какая самая маленькая индивидуальная ошибка? 85. Отнимаем 65 и получаем 20. Вот он - синергический эффект, который заключается в том, что результат работы команды лучше, чем работа каждого индивидуально. Синергический эффект- это когда работа команды не равна простой сумме вкладов каждого, она значительно лучше, это системное образование. Оно образовалось от правильно организованного взаимодействия.

Какая основная была задача? Дойти всем. Для того, чтобы решить эту задачу, мы обмениваемся информацией. Мы берем жизнеобеспечение и жизнеориентировку. Мы обменивались позицией. Это тест на психологическую совместимость, но мы поняли, что выиграли логики. Берется любая ситуация берется, например, начало войны. Причины настоящие, причины ошибочные. Сначала один студент ранжирует, затем пять, шесть студентов, а затем находим эталонное решение. Можно добавить еще одну графу: все согласны. Идея простая: индивидуальное решение по любому поводу соотносится с коллективным и с эталонным решением.

Давайте проведем следующую игру. На каждого члена учебной группы заводится досье: "Он (она) в наших глазах". Один из членов группы пишет: " Я в их глазах". Буквально несколько фраз. Мы делаем вывод, на сколько команды знают своих кандидатов. Сейчас кандидаты вернутся в команду. И задача этого этапа подготовить их к встрече с коллективом, в котором они будут работать начальником. Эта игра называется "Контакт". Подумайте, что вы скажите ему. Как вы выстроите контакт? Совместно с командой подготовьтесь к встрече с коллективом. Через 10 минут команда меня зовет и говорит: "Наш кандидат готов". Какую роль играет команда? (Равнодушие, имеют своего кандидата и т. д.). Игрок должен выйти из любой ситуации достойно. Приступаем к итоговой рефлексии, которую будет осуществлять сама группа. Я даю на листочке биомоторику игрока: речь, мимика, жесты, имидж и т.д. Главное, какое решение было принято игроком. Далее проводим эффект снятия игрового последействия. Желаю вам проводить замечательные семинары, в них можно включить элементы имитационного моделирования.

Отзыв о семинаре-тренинге:

«Игротехнические технологии в учебном процессе»

Сегодня все мы чувствуем острую необходимость приобретения конкретных психолого-педагогических умений и навыков по построению грамотных деловых и межличностных отношений с окружающими-коллегами, студентами, родными и друзьями. Одной из форм обучения делового и межличностного взаимодействия является игра. Игротехнические технологии в последнее время приобретают актуальность и особое значение для профессиональной и учебной деятельности. Вот по этому проведение в январе семинара тренинга "Игротехнические технологии в учебном процессе" (руководитель - игротехник доктор педагогических наук, профессор Абрамова И.Г.) является своевременным и важным учебно-методическим мероприятием.

Нам представилась возможность познакомиться и апробировать технологию проведения имитационной игры. Психологи и педагоги справедливо рассматривают имитационную игру как занятие по моделированию реальной деятельности специалиста в тех или иных искусственно воссозданных профессиональных ситуациях.

Не могу сказать, что мы не используем в своей педагогической деятельности методы имитационного моделирования. Каждый из нас профессионально владеет игровыми и неигровыми методами дидактической, деловой, ситуационно-ролевой, рефлексивной игрой, разбором случайных или конкретных ситуаций и др. Однако, на этом семинаре лично я смогла проработать и понять технологию проведения организационно-деятельностной игры, инновационной игры, метода МАСТАК, имидж-игротехники. После данного тренинга в моей педагогической, профессиональной копилке оказались такие методы, как эмоциональная атака, приемы - воздушный шар, вертушка общения, стоп - кадр, брифинг, которые я смогу активно использовать на своих практических занятиях.

Кроме этого, данный семинар-тренинг предоставил возможность пообщаться с приятным и грамотным, профессиональным игротехником Абрамовой Ириной Георгиевной. Да и общение с коллегами в такой ситуации является немаловажным событием в профессиональной жизни преподавателя.

Считаю, что подобные активные семинары-тренинги должны стать постоянными в учебно-методической деятельности Университета и его подразделений. А за проведенный семинар-тренинг я лично благодарю УМУ МГСУ и лично Старовойтову Л.И. и Малека Ю.Н.

Зам. Директора Академии социальной работы Т.Ф Суслова


Заключение

Инновационное обучение есть системная технология естественного управления[62], предусматривающая максимальный учет педагогом самоорганизации действий и поведения обучаемых в интересах построения модели природосообразного обучения, предопределяющей уменьшение меры «насилия» в образовательной практике, а значит и снижения затрат, необходимых для достижения целей. Система процессов инновационного обучения является самоорганизующимся «организмом», регулирующим меру воздействия на его «элементы». В обобщенном виде инновационное обучение рассматривается как технология культуры изменений, технология «мягкого регулирования»[63] деятельностью обучаемых.

Анализ некоторых аспектов парадигмы инновационного подхода, классификации и технологического содержания инновационных технологий обучения, опыта их внедрения в образовательный процесс вузов позволяет сформулировать ряд обобщающих положений.


1. Система инновационных технологий обучения представляет собой средство моделирования профессиональной деятельности как педагогического процесса подготовки современного специалиста, превращающее последнего в активный субъект обучения и образовательного взаимодействия.

2. Чем больше и качественнее освоено в учебном заведении инновационных технологий, тем полнее и адекватнее можно моделировать профессиональную деятельность различных задач и уровней сложности в процессе обучения будущих специалистов.

3. Многомерный внутренний мир человека предполагает построение соответствующих сложноорганизованных технологических систем взаимодействия с ним. Инновационная культура предопределяет отказ от построения моделей обучения, основанных на системе упрощенных (одномерных) представлений о природе человека и его развитии.

4. Инновационные технологии обучения – системное средство культурного инвариантного развития ментальных, психических состояний (процессов) внутреннего мира обучаемого, адекватных тем состояниям и процессам, которые обеспечивают эффективную деятельность специалиста в различных социальных и профессиональных условиях.

5. Многовариантность инновационных практик в обучения позволяет с большей эффективностью решать сложнейшие дидактические задачи – формировать у обучаемых активную жизненную позицию и развивать профессиональное критическое мышление.

Таким образом, центральная идея инновационного поиска в обучении – объединение разрозненного инновационного опыта в единую систему моделирования образовательного процесса, адаптированного к состоянию, направленности и динамике развития общества и профессиональной деятельности современного специалиста.


О Г Л А В Л Е Н И Е:

Введение …………………………………………………………......….4

I. Концепция инновационного развития образовательного процесса

Московского государственного социального университета................6

II. Инновирование – технология саморазвития

социально-педагогической среды …..........…………………….…….32

III. Игра как инновационный метод профессиональной подготовки

специалиста ………………………..........……………………………101

Заключение ….....……………………………………………………..144


Изд. лиц. ЛР № 020658 от 25.02.98, подписано в печать 05.04.2001.

Формат бумаги 60х84 1/16Гарнитура “Times”. Усл. печ. л. 2,75.
Уч. изд. л. 2,55. Заказ № 705. Тираж 500 экз.

Издательство МГСУ “Союз”,

107150, г. Москва, ул. Лосиноостровская, вл.24

Издательско-полиграфический комплекс МГСУ “Союз”,

107150, г. Москва, ул. Лосиноостровская, вл.24


[1] См.: Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. – М.: Педагогика, 1991. – С.335.

[2] См.: Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки инновационных процессов в образовании. – М.. 1991. – С.73.

[3] Ридерз Дайджест (Readers Digest). Ноябрь – декабрь 2000. – С. 97.

[4] См.: Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – С.12.

[5] См.: Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. Учебное пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – С.8.

[6] См.: Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – С.38.

[7] См.: Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.7, 32.

3 См.: Щедровицкий Г.П. Русский мир: возможные цели самоопределения. // Независимая газета. – 2000. – 11 февраля.

[8] Концепция инновационного развития образовательного процесса МГСУ разработана: ректором МГСУ, профессором В.И. Жуковым, проректором, профессором Н.Н. Пилипенко, зам. Начальника УМУ, доцентом Ю.Н. Малека. Настоящая Концепция утверждена на заседании Ученого совета МГСУ 25 мая 2001 года, протокол № 7.

[9] Для понимания сущности определения «образовательные услуги» необходимо принять следующее: 1. Образованием называется направленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства (см. приложение 1); 2. Университет – это организация непроизводственной сферы, основной деятельностью которой является образовательный процесс. Тогда, образовательные услуги – «продукт» образовательного процесса, предоставляемый университетом.

[10] Инновационная (инновации - нововведения) технология – система согласованных действий по разработке, внедрению и реализации новшества (нетрадиционной идеи, нового принципа деятельности или технического средства), благодаря чему происходит качественное развитие социальной среды, образовательного процесса или профессиональной деятельности, в зависимости от сферы применения последней.

[11] Процесс создания и оптимизации структур поведения и деятельности различных социальных субъектов (См.: Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. Ред. В.Н. Иванов. – Москва – Белгород: Луч – Центр инновационных технологий, 1995. - С. 45).

[12] (См.: Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник Самореализация – процесс, обеспечивающий постоянное наполнение социального воспроизводства живыми человеческими силами для вузов. Изд. 3-е испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2000. - С. 115).

[13] См.: Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыты). – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998. - С.10.

[14] См.: Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - С. 31

[15] См.: Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучения на основе исследования, игры и дискуссии. – М.: Рига – НПЦ «Эксперимент», 1998. - С. 20 - 24, 50 - 90, 91 - 98, 90 - 123.

[16] Гегель А.В. Работы разных лет. В 2-х т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1971. – С. 192.

[17] Образование этой системы обеспечивает субъекту необходимое равновесие с объектами путем саморегулирования (равновесие на основе интеллекта является частным случаем биологического равновесия вообще). См.: Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М.: Педагогическое сообщество России, 2000, - С. 259.

[18] Понятие, отражающее инновационность любой лекции. В педагогической практике учебных заведений имеется широкий спектр инновационных форм учебной лекции, основными из которых выступают: лекция – беседа (семинар), лекция – интервью, лекция – консультация, видео-лекция, лекция – видео-тренинг, проблемная лекция и др.

[19] См.: Научная организация труда в промышленности. Учеб. – метод. пособие. – М.: Экономика, 1986. - С. 378 – 379.

[20] См.: Недзвецкая Э.А. Диалог как способ реализации проблемного метода // Вестник московского университета. Сер. 7, Философия. – 1992. - № 3. - С. 56.

[21] См.: Вестник московского университета. Сер. 7, Философия. – 1992. - № 3. – С. 56.

[22] Под «дидактической единицей» понимается самодостаточная часть содержания учебного материала, которая представляет собой основу дальнейшего качественного освоения темы обучаемыми. Основательность знания ими тем и учебного предмета в целом предопределяется качеством усвоения его дидактических единиц.

[23] В Современном гуманитарном университете (СГУ) разработана и получила дальнейшее совершенствование система данных форм обучения. К концу 1998 –1999 учебного года в СГУ было разработано и использовалось в учебном процессе 132 сценария активных семинаров и в разработке находилось еще 353 сценария (См.: Телекоммуникации и информатизация образования. – 2001. - № 1. – С.35).

[24] Краеугольным камнем обучающейся организации является изучение духовного фундамента организации. Готовность и способность к обучению организации в целом не может быть выше, чем у членов самой организации. Практикой обучающихся организаций выработаны определенные принципы, основными из которых выступают: обучаться быстрее чем конкуренты; обучаться внутри и за пределами организации; обучаться по вертикали (начальникам и подчиненным); применять «обучение в действии»; обучаться быстрее, чем меняется внешняя среда; обучаться тому, чему не обучены (См.: Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 1999. - С. 424, 426, 435)

[25] См.: Организация обучения хозяйственных руководителей.- М.: Экономика, 1986. - С. 100 – 108, 110.

[26] См.: Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 1999. - С. 431 – 434.

[27] При этом возможны две формы организации занятия: 1. Роли распределяются между отдельными слушателями, а остальная часть группы выполняет роль активного зрителя или «арбитра». 2. Из состава слушателей образуются малые группы (3 – 5 человек), каждая из которых берет на себя роль отдельного лица – участника ситуации.

[28] См.: Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками. – М.: Просвещение, 1987. - С. 109, 190.

[29] Характерными чертами дистанционного обучения являются: связь с предшествующими ступенями развития, возрастание его роли в решении задач подготовки кадров, широкое внедрение в учебный процесс новейших технических средств (компьютеров, телевидения, в том числе спутникового), интерактивный подход к содержанию и методике преподавания, широкий диапазон влияния, органическая связь с реформой образования в России (См.: Балабанов В.К., Фокина В.Н. О научных основах социального управления дистанционным образованием // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2001. - № 1. – С. 31 – 38.

[30] См.: Телекоммуникация и информатизация образования. – 2001. - № 1. – С. 35.

[31] См.: Телекоммуникации и информатизация образования. 2001. - № 1. – С. 125, 127.

[32] См.: Телекоммуникации и информатизация образования. 2001. - № 1. - С. 99.

[33] См.: Вержбицкий В.В., Грибов В.Т., Попов В.В. Интернет-технологии повышают конкурентноспособность и экономическую эффективность вуза // Триместр. – 1998. - № 3. – С. 16 – 21.

[34] См.: Телекоммуникации и информатизация образования. – 2001. - № 1. – С. 42 - 57, 58 - 69, 72 - 83, 94, 98 – 99.

[35] От известных методик оценки деловых и морально-психологических качеств личности персональное консультирование отличается тем, что: во-первых, консультант использует информацию о личностных качествах консультируемого только для индивидуальной работы с ним (никто более не имеет доступа к этим сведениям); во-вторых, для получения данных о качествах личности консультируемого широко применяются психодиагностические процедуры и приемы психологического эксперимента (См.: Организация обучения хозяйственных руководителей. – М.: Экономика, 1986. - С. 50 – 54).

[36] См.: Воробьев К.А. Методологические модели и принципы обучения // Триместр. – 1998. - № 2 (7). – С. 15 –17.

[37] См.: Овакимян Ю.О., Пустовойтов В.П., Пустовойтов В.В. Интернет в школе // Триместр. 1997. - № 3 (5). – С. 32.

[38] См.: Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анилиз зарубежного опыта). – Рига, НПЦ «Эксперимент», 1998. – С.3.

[39] Методом генерации является наука (достоверные знания в форме теорий и законов), методом трансляции выступает учебная деятельность (саморефлексия деятельности – каркас саморазвития личности), методом ассимиляции выступает культура (социальная, профессиональная, образовательная). (См.: Глуздов В.А. Наука и учебный предмет: Методологический анализ взаимосвязи: Монография. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. - С.57-58).

[40] См.: Глуздов В.А. Наука и учебный предмет: Методологический анализ взаимосвязи: Монография. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. - С.69.

[41] См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. – С.51.

[42] См.: Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С.22.

[43] Сторонники теории формального образования (Дж. Локк, Г. Песталоцци, И. Кант и др.) придерживались философского рационализма (источником знаний является разум) и видели важнейшую задачу образования в преимущественном развитии ума обучаемых. Сторонники теории материального образования (Г. Спенсер, Дж. Дьюи и др.) исходили из философии эмпиризма и прагматизма и задачи образования связывали с вооружением учащихся естественнонаучными знаниями, пригодными для практической деятельности. (См.: Харламов и.В. Педагогика: Учеб. – 6-е изд. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. - С.139.)

[44] Ориентация образования на развитие личности предполагает особый тип педагогической деятельности. Ее суть в том, что педагог имеет дело с опытом личностной самоорганизации (множественность миров и смыслов деятельного сознания) и со специфическим педагогическим средством формирования этого вида опыта – личностно-ориентированной педагогической ситуацией (способ раскрытия множественности миров и смыслов в духовной свободе личности). (См.: Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – С.37, 237; Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – С.127, 129, 136).

[45] СМ.: Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: ИЧП «Издательство магистр», 1997. - С.49, 105-106.

[46] Рефлексия – способ организации идеальной деятельности сознания, процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании, способность личности осознавать свою психическую деятельность, отражающей рациональное осмысление действительности. (См.: Корявко Г.Е. Философское сознание как рефлексия // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. – 1992. - № 3. – С.21-23, 28; Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. – М.: Логос, 1998. – С.162).

[47] См.: Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М.: Славянский диалог, 1996. – С. 119.

[48] См.: Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – С. 257).

[49] Обмен – основная функция совершенствования структурной организации живых систем. Его рефлексивный аспект проявляется между субъектами в обмене видами и формами социальной деятельности. (См.: Медведев А.М. Обмен в природе и обществе. // Философские науки. – 1990. - № 2. – С.121; История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – С. 393 - 424).

[50] См.: Человек и мироздание. – М.: МО РФ, 1993. – С.15, 17, 46, 47, 125, 210 - 211.

[51] Речь идет о развитии способности субъекта деятельности («объект» управления) «производить» информацию в различных условиях окружающей действительности. Чем выше способность субъекта к «производству» информации, особенно в условиях неопределенности, «агрессивности», опасности среды, тем выше его способность к развитию собственной профессиональной деятельности.

[52] В системах с противодействием можно наблюдать несколько потоков энтропии: Эе – естественная энтропия, увеличение которой зависит от условий деятельности; Эи – искусственная энтропия, являющаяся функцией целей и задач деятельности; Нэ – отрицательная энтропия (негэнтропия), отражающая наличие или «избыток» информации в системе. (См.: Пономарев Ю.П. Игровые модели: Математические методы, психологический анализ. – М.: Наука, 1991. – С. 27).

[53] См.: Рузавин Г.И. Синергетика и диалектическая концепция развития. // Философские науки. - № 5. – 1989. – С.14.

[54] Деятельность является по своей природе «нежестким объектом» (отсутствие границ свойств объекта – человек способен их изменять). (См.: Бирюков Б.В., Шапиро Д.И. Принятие решений: использование концептуальной «нежесткости». // Философские науки. - № 10. – 1990. – С.101, 103).

[55] См.: Пассмор Дж. Сто лет философии: Пер. с англ. – М.: «Прогресс – Традиция», 1998. – С.383.

[56] Эргатическая система – единство человека и техники (последний знает цели своих действий, обладает определенными навыками выполнения задачи во взаимодействии с техникой, другими людьми, средой). (См.: Дятлов В.А. Исследование влияния человеческого фактора на эффективность управления газотранспортными системами. – М.: Нефть и газ, 1999. – С.29).

[57] Самотворчество является в определенной степени условием творчества «во вне». (См.: Философские науки. - № 4. – 1990. – С. 132).

[58] Мамардашвили М.К. проблема человека в философии. // О человеческом человеке. – М.: Политиздат, 1991. – С.17.

[59] См.: Коган Л.Н. Ошибка Мефистофеля (проблема вечности в «Фаусте» Гете и современность). // Философские науки. - № 3. – 1990. – С.38.

[60] Метод – способ достижения цели. (См.: Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – М., 1987. – С. 278.

[61] Содержание данного раздела подготовлено на основе материалов выступления профессора Санкт-Петербургского педагогического университета Ирины Георгиевны Абрамовой

[62] В основе естественности управления лежит принцип наименьшего принуждения, сформулированный Г.Гауссом в начале Х1Х века. Данный принцип есть требование минимизации действия, оказываемого на систему извне, - управления, которое по отношению к неуправляемой системе играет роль внешнего возмущения. Неуправляемое движение принято называть свободным или естественным. Именно это движение выделяется из возможных при использовании принципа наименьшего действия, и в частности наименьшего принуждения. Требование минимизации действия в любой его форме и есть признак естественности. Согласование движения системы с ее целью производится путем организации воздействий на систему. Выделяют три формы движения системы: естественное, принудительное и оптимальное (управляемое). Управляемое оптимальное движение проявляется в результате двух условий: определение требований к конечному состоянию движения и создание регуляторов самонастраивания системы на экстремум критерия качества движения. (См.: Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. – М.: ОАО «Издательство Экономика», 1999. – С. 94, 96, 102, 108).

[63] Технология мягкого регулирования – вывод системы на такой уровень, где дальнейшее ее функционирование автоматически войдет в рамки оптимальных режимов за счет действия «механизма» самоорганизации. (См.: Котельников Г.А. Социолого-синергетический подход в разработке социальных технологий // Российский журнал социальной работы. – 1995. – № 2. – С.20).





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 292 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.034 с)...