Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Влияние культуры на различные аспекты жизни. 4 страница



· не пропагандировать свои религиозные или атеистические воззрения и не навязывать свою религию или атеизм ученикам.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие чувства и эмоции могут появиться у ученика, которого оскорбили расистской этнической кличкой или дразнилкой? Как это может повлиять на ученика и на выбор им ответной реакции? Какие ненасильственные стратегии можно порекомендовать такому ученику?

2. Существует ли взаимосвязь между социально-экономическим положением учителя и социально-экономическим положением учеников? Обоснуйте свою точку зрения. Если «да», то в чем эта связь проявляется в школе, на уроке?

3. Какую роль играют религиозные группы на современном этапе трансформации и обновления России? Приведите несколько примеров и проанализируйте их деятельность с позиции многокультурных целей и задач.

4. Какова ваша точка зрения на деятельность иностранных миссионеров в России?

5. Представьте, что в классе все ученики «окают», а учитель «акает». Должен ли учитель менять свой акцент? Поправлять учеников? Как следует учителю реагировать на кавказский акцент ученика, читающего стихотворение С. Есенина «Белая береза»?

6. Существует ли связь между лингвисизмом и успехами или отставанием ученика в учебе? Почему «да» или почему «нет»?

7. Почему дискуссии вокруг языка бывают иногда очень жаркими?

8. Почему так важно учителю быть чувствительным к невербальной коммуникации?

9. Можно ли сказать об ученике, что он говорит некультурно или плохо знает русский язык, если он говорит по-чалдонски (например, «Ты ково делаш?» вместо «Ты что делаешь?»)

Задания для обсуждения со студентами:

1. Прочтите текст Приложения 2 и выполните все задания. Обсудите статью на семинаре.

2. Составьте перечень социально-экономических статусов (низкий, средненизкий, средний, средневысокий, высокий), попросите учеников поставить галочку против того статуса, который, по их мнению, ближе под­ходит к ним. Представьте результаты визуально на доске. Обсудите с ними, о чем могут говорить преподавателю данные о социально-экономическом статусе семьи учащихся и как он может использовать эти данные в своей работе;

3. Находились ли вы в такой ситуации, когда не знали, как себя вести, потому что культурные нормы, правила, характеристики окружающей среды были всем неизвестны? Почему вы чувствовали себя неловко, неуютно? Как вы преодолевали свою неловкость? Применительно к теме данной главы обсудите, какие советы можно дать ученикам, если в классе оказался ученик, исповедующий религию, отличную от большинства;

4. Чем принципиально отличаются друг от друга русский, армянин, китаец, и американец. А что у них общего? Вспомните и проанализируйте различные анекдоты, в которых действуют представители разных национальностей. О чем говорят эти анекдоты? В какой степени они отражают истину?

5. Назвать ярких и знаменитых представителей различных национальностей, внесших вклад в русскую и мировую культуру.

6. Что вы знаете о геноциде против армян? Против цыган?

7. Прочтите текст. Он написан от имени автора – учителя, работающего в одной из окраинных школ г. Торонто (Канада). Фред – это директор школы.

«Когда все ушли, я встретил в холле Фреда и мы пошли к нему в кабинет, чтобы спокойно поговорить. Я сказал ему, какое тяжелое впечатление на меня произвело то, что большая часть моих учеников были из неполных семей и жили за чертой бедности…»

Опишите свои чувства, сформулируйте более конкретные вопросы, если бы вы были на месте автора. Что бы вы сказали автору, если бы были на месте Фреда?

«Фред откашлялся и наклонился ко мне. «Важно, чтобы мы воспринимали детей такими, какие они есть. Нечего пудрить себе мозги тем, что он из неполной семьи, что отец алкоголик, что мать редко бывает дома. Мы как учителя не можем об этом забывать, но и не можем допустить, чтобы это нам мешало. Мы должны постараться помочь этим детям почувствовать себя людьми, почувствовать, что они чего-то стоя Мы не должны мучаться над вопросом, что делать, если ребенок говорит: «Пошел на..», потому что это просто проявление того, как он себя чувствует. Спроси себя, можешь ли ты помочь им обрести самоуважение».

Согласны ли вы с Фредом? Задайте себе тот же вопрос, который он задал автору. Как и чем может помочь учитель школы такому ребенку?

«А как быть с расовой проблемой?» - спросил я его.

«Большинство детей в этом районе себе не нравятся. И они не хотят, чтобы кто-то другой себе нравился, раз уж им плох. Нищета любит компанию. И вот они придираются к тебе, ко мне, ко всем вокруг, потому что они запутались…»

Разделяете ли вы объяснение Фреда?

«Послушай, учителя должны отдавать себе отчет в том, что у них тоже есть предрассудки. Учителя должны как-то уважать ценности своих учеников и понимать их. Мы можем навязать детям свои ценности, но это означает, что их ценности ничего не стоят. А это для учеников было бы разрушительно. Мы должны установить с детьми нормальные отношения, а значит, должны испытывать чувства, а не только обладать набором сведений. С детьми из бедных семей все еще сложнее, потому что ты просто обязан дать им понять, что ты считаешь их людьми, что тебе наплевать, как они одеты и где они живут. Чтобы дотянуться до сердца бедного ребенка, который плохо учится, ты должен с ним не об арифметике говорить, а о том, что позволит ему понять, что ты видишь в нем человека. Забудь о расписании хотя бы на время. Прояви свои чувства…»

Согласны ли вы с Фредом? Как вы понимаете фразу: «Прояви свои чувства»? Как должен работать учитель в таком классе?

8. В вашем классе (5-й класс) учится девочка К. из детского дома. Учится она плохо, с детьми контактирует плохо, за что дети её дразнят. Социальный педагог передала вам такую информацию о её прошлом:

«Мать лишена родительских прав, пьет. Есть родная бабушка. Девочка в детском доме находится в течение трех лет. Полгода назад К. взяли под опеку, но через 3 месяца ее вернули в детский дом. Со слов опекунов, не смогли с ней справиться. Сложившуюся ситуацию К. объясняет запретом опекунов общаться с бабушкой. Мать и бабушка периодически звонят в детский дом, клянясь в своей сильной любви, обещают ее однажды забрать, во что она искренне и, безусловно, верит. К. цепляется за любые их обещания и слова, которые позволяют справиться с чувствами покинутости, обманутости и ненужности, позволяя снова ощутить себя любимыми и необходимыми своим близким. Мать и бабушка невозможность забрать К. объясняют отсутствием недостающей справки, увольнением с работы, отсутствием денег. Несмотря на отсутствие родительской заботы и огромное число стрессовых ситуаций для детской психики, мама и бабушка для нее самые лучшие».

9. Как вы будет строить работу с классом и с девочкой для нормализации отношений?

10. Как вы думаете, откуда у значительной части населения взялась жажда подчинения, привычка к опеке? В чем корень затянувшегося инфантильного начальстволюбия, любви к вмешательству в собственную жизнь?

11. Какие основания могут быть для утверждения, что призвание искать высший авторитет лежит в самой природе человека?

Задания:

1. Проведите анализ школьных учебников на представленность в них элементов различных этнических, религиозных, социальных культур.

2. Представьте, что в вашем классе появился ученик из семьи мигрантов. Составьте программу сокращения культурной дистанции между ним и остальными ребятами.

3. Опишите свою этническую идентичность членам группы. Как ваша культура может обогатить их?

4. Разработайте программу развития межэтнической толерантности в школе.

5. Пригласите на занятие представителя какого-нибудь этнического меньшинства с целью ознакомления с его языковой культурой, проблемами и отношением общества к его языку;

6. представьте, что в вашем классе появился ученик, говорящий на диалекте. Разработайте не­сколько стратегий, которые помогли бы новичку и остальным учащимся обогатить свой опыт мультикультурного поведения с помощью чалдонского диалекта (можно заменить чалдонский диалект костромским, волжским, рязанским или любым другим, с которым знакомы школьники).

Литература:

1. Бернстайн, Б. Класс, коды и контроль: структура педагогического дискурса / Б. Бернстайн. М., «Просвещение», 2008.

2. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология / Б. М. Бим-Бад. М.:УРАО, 1998.

3. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования / под ред. В. С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2003. Т. 8. Вып. 14. 208 с.

4. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М., 1995.

5. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. М., 1999.

6. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. С-Пб, 2007.

7. Лебедева, Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию/ Н. Лебедева. М., «Ключ», 1999.

8. Мак-Ларен П. Жизнь в школах: Введение в критическую педагогику / П. Марк-Ларен. – М., «Просвещение», 2007.

9. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. М., 1998.

10. Платонов, Ю. П. Основы этнической психологии / Ю. П. Платонов. М.: «Речь», 2003.

11. Стефаненко, Т. Этнопсихология / Т. Стефаненко. М.: Екатеринбург, 2000.

12. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон, пер. с англ. А. В. Толстых – М.: Прогресс, 1996.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1123 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...