Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Влияние культуры на различные аспекты жизни. 3 страница



Протестанты традиционно подчеркивают индивидуализм, общественную активность, прагматизм и практичность. Для них труд – форма служения богу. Недаром, почти все русские купцы происходили из староверов, которые ближе к протестантизму. И Америку создала самая крайняя ветвь протестантизма – квакеры. Либеральная ветвь протестантизма предоставляет возможность самим верующим определять суть истины: что называть правильным, а что — неправильным.

Иудаисты придают большее значение знаниям и образованию. Это свойство иудаистов может использоваться учителем как дополнительная мотивация к учебе.

У мусульман большое внимание уделяется авторитету – Учителю, которого принято почитать. У мусульман порицается чрезмерность во всем, поощряется послушание, воспитывается преклонение перед авторитетом учителя. Они должны строго воздержи­ваться от алкоголя, что может быть использовано учителем для пропаганды здорового образа жизни. Уважением пользуются пожилые люди. Особое место в мусульманской религии уделяется женщине. С одной стороны, она ограничивает светскую активность женщины, с другой – женщины, особенно пожилые – пользуются огромным уважением. Недаром первая женщина-президент появилась именно в мусульманской стране – Пакистане.

Школа, уклад её жизни должен учитывать основные религиозные запреты и предписания: например, в школьной столовой должны быть созданы условия, чтобы дети-мусульмане и иудаисты могли не есть свиное мясо или православные – соблюдать посты. Мусульманский Рамазан и православные посты должен учитывать учитель физкультуры – в это время детям нельзя предлагать упражнения, требующие больших затрат физических сил.

Учителю важно понимать отношение между мужским и женским началом в различных религиях, для того, чтобы избежать собственных ошибок в отношениях с детьми из семей верующих. Во всех мировых религиях (мусульманство, буддизм, иудаизм), в том числе и в христианстве, мужское начало является главенствующим: бог – всегда мужчина. Особенно ярко доминирование мужчин видно в христианстве, поскольку Бог Отец, Христос и даже бесполые ангелы – грамматически мужского рода. Мусульманство вообще равнодушно к женщине, поскольку Аллах не имеет антропоморфной природы, а следовательно, не рожден земной женщиной. Он первичен. Женщине в мусульманстве уготована лишь вспомогательная роль – услаждать сексом, пением и игрой на музыкальных инструментах правоверных мужчин в раю. Гурии прекрасны, но их так много, что они лишены индивидуальности. Это находит свое отражение и в том, что в светской жизни России женщина находится в явно зависимом положении, не соответствующем её реальному вкладу в развитие общества.

С другой стороны, во многих более ранних религиях, особенно – в язычестве – преобладает женское божество. В Русской Православной Церкви ряд женщин (значительно меньше, чем мужчин) были причислены к лику Святых за свои подвиги мученичества, исповедничества и святости, например, святая великомученица Параскева-Пятница, покровительница торговли; святая мученица Татиана, покровительница Московского университета; и другие.

Интересно замечание В. Н. Дружинина относительно различного отношения к Богоматери у представителей различных ветвей христианства. Так, у православных она чаще всего рассматривается как заступница, к ней обращаются с различными просьбами, тогда как в католицизме она скорее – бесплотных дух.

Это находит своё отношение и в реальной семейной структуре представителей различных конфессий, и в отношениях между мужчинами и женщинами. Так, представители ислама переживают настоящий культурный шок, когда встречаются с женщиной-учителем, да еще, если она в авторитарной форме начинает что-то приказывать взрослым мужчинам-родителям.

Следует также указать, что сегодня церковь пересматривает свои прежние взгляды и позиции по светским вопросам. Например, некоторые конфессии в прошлом веке поддерживали расистское отношение к людям с иным цветом кожи, оправдывали рабство, рассматривали африканцев как неполноценных в своем развитии людей. Сегодня церковь переоценивает свою историю и совершает покаяние. Так, в 1995 г. на своей ежегодной конвенции конфессия Южных баптистов США принесла свои извинения черному населению страны за ту роль, которую они играли в оправдании рабства.

Многие российские дети приобретают религиозную веру по воле родителей со дня рождения. Однако в контексте демократии и религиозной свободы индивиды имеют право поменять свою религию или быть атеистом, хотя этому могут противиться родители, родственники или члены той религиозной группы, к которой индивид принадлежит. Нередко родители ограничивают свободу своих детей, противясь тому, чтобы молодые люди встречались или женились на девушках другой веры. Причем иногда родители, к сожалению, долго, а то и никогда не могут простить своему сыну или дочери брака с человеком иной религиозной веры.

Содержание образования должно отражать религиозный плюрализм. То, что хрестоматия по литературе для 6-го класса (Просвещение, 1995) включает лишь одну религиозную перспективу — христианскую, не может не рассматриваться представителями других конфессий как дискриминация по отношению к ним. Речь не идет о включении в содержание учебника материалов обо всех религиях, но отражение нескольких создаст у учеников представление о том, что школа признает и принимает религиозный плюрализм. Равно как и в учебниках для школ, расположенных в местах проживания, скажем, мусульман, учебники должны представлять христианскую и другие религиозные перспективы.

Учителю следует быть очень осторожным в своих высказываниях относительно религий, не быть категоричным, не осуждать культурные характеристики религиозных групп, не проявлять пренебрежения ни взглядом, ни тоном к ученикам иной веры. Учитель, который демонстрирует уважение всех религий, создает у учеников, представляющих религиозное меньшинство в классе или школе, чувство уверенности и комфорта, предоставляя тем самым условия равенства в получении образования.

5. Межпоколенные культурные различия. Проблема межпоколенных различий, конфликта поколенческих культур, особенно обострилась в период социальных и экономических революций XX в. и продолжает быть актуальной в XXI в.

Для понимания ситуации отношений между поколениями, воспользуемся концепцией М. Мид, которая связывала характер межпоколенных отношений с темпом общественного развития и господствующим типом организации семьи[20]. На этих основаниях она выделяет три типа обществ, каждое из которых характеризуется своей культурой: постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у старших, кофигуративные, где и дети, и взрослые учатся, прежде всего, у сверстников, и префигуративные, где старшие не только обучают детей, но и сами учатся у них.

Постфигуративная культура характерна для патриархального общества, где социальные и технологические изменения незначительны и практически незаметны на протяжении одного поколения; здесь сильна ориентация на традицию и опыт старших поколений. Ведущий тип семьи – расширенный, включающих, как минимум, три поколения и многочисленные побочные ветви.

Ускорение технического и социального развития делает неэффективным опыт прошлых поколений, и формируется кофигуративная культура, ориентирующаяся на современников. Для такого общества характерна нуклеарная двухпоколенная семья, и тогда главные рычаги воспитания передаются специальным институтам, фигуру родителя заменяет фигура учителя и авторитет сверстников.

С физическим удалением поколения дедов и бабушек из мира, в котором воспитывается ребенок, его жизненный опыт сокращается на поколение, а его связи с прошлым ослабевают. Прошлое, когда-то представленное живыми людьми, становится туманным, его легче отбросить или же исказить в воспоминаниях. Мы сейчас сталкиваемся с тем, что молодежь реально не представляет себе событий ближайшей истории; имена героев войн, реальных созидателей экономического могущества страны, совершенно неизвестны молодежи, зато имена и детальные подробности жизни поп-звезд, бандитов – известны и любимы.

В наши дни темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт становится не только недостаточным, но зачастую просто непригодным и даже вредным для жизни в новых условиях. Префигуративная культура ориентируется главным образом на будущее. Не только молодежь учится у старших, как это было всегда, но и старшие во все большей степени прислушиваются к мнению молодежи, а то и впрямую учатся у неё, особенно в освоении новых технологий. Отсюда – растущее значение юношеских групп, появление особой молодежной субкультуры и разного рода межпоколенных конфликтов.

Особенность конца XX – начала XXI вв. в России, по нашему мнению, заключается в том, что старшее поколение воспринимается молодежью как поколение проигравших, как поколение, не сумевшее передать молодым устойчивую систему идеалов, и, следовательно, недостойное подражания и того, чтобы стать посредниками в ситуации взросления. «Распалась связь времен» – так характеризовал подобную ситуацию У. Шекспир.

Общество – это конгломерат различных поколений, проживающих одновременно, каждое из которых несет (содержит в себе) свою историю, свои ценности, своё ожидание от будущего. В настоящее время можно представить себе такой примерный поколенческий срез российского общества.

1. Поколение, рожденное в 40-е гг. Сейчас большинство представителей этого поколения – пенсионеры; это дедушки и бабушки нынешней молодежи. Это прямые наследники победителей Великой Отечественной войны, это поколение, чье детство было окрашено оптимизмом и надеждами, это поколение, чьим трудом было создано все индустриальное и научно-техническое могущество СССР. Это поколение, многие представители которого были инициаторами и активными участниками перестройки, и это поколение, в наибольшей степени «пострадавшее» от произошедших перемен. Молодежью оно воспринимается не просто как поколение неудачников, а как поколение, ответственное за все, что произошло в России за последние 30 лет (да и за весь период Советской власти).

Сразу отметим, что мы не рассматриваем более старшие поколения, потому что их доля в составе населения незначительна, и они в большинстве своем уже не оказывают существенного влияния на происходящие социально-политические процессы.

2. Поколение, рожденное в 50-е гг. Это также - наследники поколения победителей, хотя у многих из них родители «не успели» на войну. Их взросление пришлось на трудное время разрушения иллюзий, на облегчение жизни после Победы, разрушения мифа сталинизма. С другой стороны, это время наших научно-технических и индустриальных побед – Космос, Целина, Великие стройки Сибири – Братская и Красноярская ГЭС. Их подростничество пришлось на «оттепель» 60-х, и именно эти ценности стали жизненной основой для большинства представителей этого поколения. Это поколение стало активными участниками великих строек 70-х – 80-х гг. – БАМ, освоение нефтяных и газовых месторождений Сибири, времени интенсивного развития страны. Это поколение, которое стало главным участником перестройки, которое возлагало на неё большие надежды, и которое испытало наибольшие разочарования от её результатов. Это поколение воспринимается современной молодежью как поколение проигравших.

3. Поколение, рожденное в 60-е гг. Его взросление пришлось на стабильные 70-е гг., когда уже в полной мере стали проявляться признаки застоя, но было спокойствие и уверенность в будущем, образ могучей страны, что позволило сформировать достаточно устойчивую систему ценностей, позитивную Я-концепцию и здоровую идентичность. Это – поколение победившего социализма, которое в полной мере смогло ощутить все его преимущества: социальную защищенность и стабильность, бесплатное (и одно из лучших в мире по тем временам) образование, возможность реализации своих способностей. Существовал нормальный конфликт с поколением отцов, рожденных в 40-е, которые к тому времени занимали все ключевые посты в управлении государством. В кризис вошли достаточно молодыми, преисполненными надежд, и еще не отягощенными собственным жизненным опытом. Решения принимали самостоятельно, и в настоящее время именно это поколение в значительной степени определяет политику. Вместе с тем, значительная часть этого поколения не смогла найти себя в «новом» мире, и значительная часть этого поколения люмпенизировалась, опустилась, стали маргиналами в собственной стране.

4. Поколение 70-х. Его взросление пришлось на 80-е гг., когда в полной степени проявились признаки застоя, это был период всеобщего дефицита и духовного, в первую очередь. Старшим поколениям стало ясно, что коммунизм, обещанный к 80-м г., никогда не будет построен, в стране все больше ощущались признаки стагнации, все более явным становилось отставание от жизненных стандартов развитых стран. Это поколение афганской авантюры, когда впервые перед всем миром пришлось объясняться за агрессивную имперскую политику государства. Это поколение вступило в перестройку, когда его ценности – ценности отцов – еще не успели до конца устояться, а их пришлось менять. Поэтому преобладающие настроения этого поколения – чувство обманутости, прикрываемое цинизмом. Хорошо отражает настроение поколения песня известного барда:

«Стране со мной не повезло,

Мне со страною – тоже»…

5. Поколение 80-х - дети поколения 60-х – романтиков, еще успевших реализовать себя в жизни при социализме. Взросление этого поколения пришлось на труднейшие 90-е гг., когда разрушилось могучее государство, разрушилась стабильная система ценностей, когда рухнула экономика, и большая часть населения страны одномоментно стало нищей. И одновременно – это период «Великого хапка», период разрушения нравственных ценностей, когда главной задачей стала задача простого выживания. Идеалы и ценности коллективизма и общинности, свойственные народам России, сменились примитивным индивидуализмом. Поколение старших сняло с себя ответственность за воспитанием молодежи; само понятие «воспитание» ушло из школьных программ, и находилось, чуть ли не под запретом. Поэтому все воспитание делалось на деньги зарубежных инвесторов и под их кальку, что привело к существенному расхождению в ценностях с поколением родителей. Это первое поколение с несоциалистической идеологией, и первое по-настоящему компьютерное поколение, что обусловило глубочайший ценностной разрыв со всеми предыдущими поколениями. Это поколение, которое смогло себя реализовать в новых технологиях, в новых видах деятельности, в бизнесе и банковской сфере. В настоящее время именно это поколение в значительной степени определяет настоящее и ближайшее будущее страны. Вместе с тем, у него мало политических амбиций, и оно слабо представлено в органах власти. У власти находится поколение «отцов», а себе на смену оно выдвигает более молодых и легче управляемых представителей 90-х.

6. Поколение, рожденное в 90-е г., дети «циников» 70-х гг. – нынешняя молодежь. Взросление пришлось на стабильные 2000-е г., когда начала проявляться озабоченность общества (власть сформирована «поколением-60») воспитанием и идеями Великой России. Это достаточно лояльное к власти поколение, находящее в конфликте со своими родителями. Неустойчивость его связана с поверхностным усвоением ценностей официальной пропаганды и отсутствием реального опыта социального действия. Именно на него делается ставка официальных властей как на продолжателей своего дела.

7. Поколение, рожденное в 2000 г. – сегодняшние дети. Их родители сформировались уже в новых социально-экономических условиях, их уже практически не коснулся кризис 90-х, они (родители) имеют достаточно устойчивую систему ценностей индивидуалистического общества, которую передают и своим детям. Государство «озаботилось» проблемой гражданско-патриотического воспитания этого поколения, для чего были разработаны соответствующие программы, в том числе и образовательный стандарт, однако сама общественная ситуация идет вразрез с декларируемыми ценностями, что может привести к формированию очередного поколения циников или приспособленцев.

Современная молодежь гораздо труднее, чем предыдущее поколение, находит свое место в обществе, а общество, в свою очередь, не может удовлетворить потребности молодежи. Подросток не чувствует, что он необходим обществу, а, может быть, даже испытывает сомнения, желанный ли он для общества человек. У родителей часто нет времени выполнять родительские обязанности, а социальные институты нацелены на решение узкопрагматических задач.

В примитивных культурах дети с раннего возраста включены в посильный труд вместе со взрослыми, совместно организуют быт, они получают правдивую и неупрощенную информацию о мире взрослых. В этих культурах сложились специфические обряды инициации (перехода), которые четко фиксируют переход молодого человека в мир взрослых, что исключает кризис идентичности, свойственный западному юноше, и одновременно – «снимают» поколенческий конфликт. В современной западной культуре существует резкий контраст между миром взрослых и миром детей, что приводит к весьма острому подростковому кризису, который связан с формированием взрослой идентичности в отсутствии реального образа взрослости.

Обряды инициации, при всем многообразии их форм в разных культурах, выполняют сходные функции; они обеспечивают присвоение сексуальной и гендерной идентичности, идентичности в качестве члена группы сверстников, а также обеспечивают становление позитивной социальной идентичности. Кстати, в качестве рудиментов обрядов инициации можно рассматривать различные формы «дедовщины» в армии как посвящение новичков прием их в качестве равноправных членов сообщества.

В постфигуративных культурах самыми глубокими были социальные и этнические различия между группами. Сегодня же у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших, и более существнными становятся различия межпоколенные. Сегодняшние дети вырастают в мире, которого не знали старшие, но некоторые из взрослых предвидели, что так будет. Те, кто предвидел, оказались предвестниками префигуративной культуры будущего, в которой предстоящее неизвестно[21].

Духовную и культурную преемственность в Российском обществе усложняет то, что социально-экономические реформы последних лет не соответствуют духу традиционной российской ментальности, основанной на общинности, взаимовыручке, глубоком нравственном начале, преобладании духовного (не обязательно религиозного) над материальным. Деятельность СМИ также разрушает традиционные ценности, т.к. построена, в основном, не на отечественном культурном материале. Как некая норма жизни демонстрируется жестокость, неценность человеческой жизни, искренних человеческих отношений. Нравственно незрелые души, воспринимающие такие картинки как нормальные, выстраивают свою систему ценностей в соответствии с демонстрируемыми с экранов нормами.

У старшего поколения нечего противопоставить этому – те же средства массовой информации представляют их как социальных неудачников, всю историю страны последних 60 лет – как череду заблуждений, ошибок и злодейств, причем имена злодеев так и не названы. М. Мид писала: «Прошлое величие — плохая компенсация за пустую кастрюлю, и оно никак не мешает разгуливать современным сквознякам»[22].

А в сознании юных имена злодеев вообще неотличимы от имен героев. Даже Победа в Великой Отечественной войне, которая могла бы стать основой консолидации нации, многими историками и средствами массовой информации подается как злодейство, цепь ошибок и т. д. В этих условиях у поколения 40-летних и старше формируется ощущение напрасно прожитой жизни, а у молодых – отношение к старшим как поколению проигравших, утрата исторических корней, доверия к старшему поколению, чувства защищенности. Но, как справедливо отмечает Б. М. Бим-Бад, «..человек никогда не отождествляет себя с порабощенным и слабым… Усвоить себе культурную традицию другого человека можно лишь тогда, когда любишь его до глубины души и при этом смотришь на него снизу вверх»[23]. Все это вызывает затруднения в социальной и личностной идентификации растущих поколений, побуждает к созданию собственной – молодежной – культуры.

К этому добавляется отсутствие четкой идеологии построения нового общества, а, как отмечает Э. Эриксон, «…в юности идеологическая структура среды становится для «эго» важной, потому что без идеологического упрощения мира «эго» юного человека не способно организовать опыт в соответствии со своими конкретными возможностями и все большей вовлеченностью в события»[24]. Поэтому молодежь строит собственную идеологию, главное место в которой подчас занимают не созидательные, а разрушительные константы; главным врагом объявляется именно старшее поколение, его культура, которая не позволяет молодым реализовать себя. Кстати, многие древнегреческие мифы отражают противоречия между поколениями в крайних формах борьбы и уничтожения старого поколения богов новым[25].

В наше время, при темпе развития, навязанным нынешней культуре её техникой, критически настроенная молодежь считает устаревшей значительную часть традиционного достояния, все еще хранимого старшим поколением. И тогда заблуждение, что человек способен произвольным и рациональным образом выстроить на голом месте новую культуру, приводит к совсем уже безумному выводу, что старую отцовскую культуру лучше всего полностью уничтожить, чтобы приняться за «творческое» строительство новой…[26]

Э. Эриксон, еще в 60-е г. предвидя возможность такого хода событий, писал: «Несомненно, мы еще станем свидетелями трагической переоценки первых попыток молодежи самой, в противостоянии нам, ритуализировать свою жизнь и того, что перед лицом такого вызова старшее поколение слишком легко и быстро откажется от функции законодателя и критика. Ведь без лидера, которому в случае необходимости оказывается сильное сопротивление, молодые гуманисты могут остаться не у дел и кончат тем, что каждый индивид и каждая группировка будут эпизодически предаваться «экспансии осознания»[27].

Мы оказались в ситуации, когда растущему поколению не нужен социализирующий опыт старших. Это обесценивает жизнь старших поколений и обедняет – молодых. Прошли времена, когда взрослые всегда были готовы придти детям на помощь, когда они интересовались жизнью всего квартала и всеми его ребятишками, которых они считали в какой-то степени своими детьми, и всегда были к ним снисходительны. Отныне, в силу различных причин, ребенок считается врагом взрослых, они стали безразличны к его жизни. В ответ на это молодые поколения объявили своим главным врагом взрослых.

Каждое молодое поколение выстраивает проект своего собственного будущего. В реформируемом обществе нет образцов, на основе которых можно создавать проект будущего; зато – больше возможности для свободы и фантазии. И тогда отсутствие системы устоявшихся ценностей у молодежи может оказаться ее преимуществом в таком обществе – она может эту систему создавать заново, конструировать «по ситуации», или «под задачу» – и это позволяет молодым быть более успешными во многих видах деятельности по сравнению со взрослыми. Но только в тех видах, которые образуются вместе с обществом – новые технологии, новые сферы деятельности. Они и создаются молодежью «под себя».

Исследователи отмечают противоположность двух направлений молодежных трендов: технологизация и практицизм, с одной стороны, и неогуманизм – с другой. И есть третья группа молодежи – часто забываемая, но очень многочисленная те, кто не получил технических навыков и образования, кто стоит вне идеологии вообще, о ком часто заботятся неогуманисты. В революционные периоды сверхпривилегированные и обделенные, стоя вне консолидированного сплоченного большинства, часто приходят к взаимодействию, что зачастую и является движущей силой различных социальных бунтов и революций.

Многие современные психологи и педагоги (К. Н. Поливанова, Д. И. Фельдштейн Б. М. Бим-Бад, и другие) считают, что в настоящее время происходит весьма существенное изменение самих механизмов развития личности, её задержка на более ранних стадиях развития, неполное разрешение подросткового или еще более раннего кризиса 3-х лет. Ключевым для развития является подростковый возраст, когда молодой человек начинает освобождаться от традиций родительского дома, критически проверять их и осматриваться в поисках новых идеалов, новой группы, к которой он мог бы примкнуть, почитая её дело своим. Более того, решающее значение имеет, особенно у молодых мужчин, стремление бороться за хорошее дело. В этой фазе все доставшееся от родителей кажется скучным, а все новое – привлекательным. Это так называемая фаза неофилии.

В этот возрастной период молодому человеку важнее всего примкнуть к какой-нибудь группе сверстников, чтобы через неё и с её помощью войти в более широкие общественные слои. И здесь велик риск вхождения в группы с асоциальной, разрушительной направленности, с негативной субкультурой.

Школа и семья являются главными местами, где встреча двух поколений неизбежна. Школа по самому своему назначению призвана транслировать молодым поколениям культуру прошлого, и учителя являются живыми носителями этой культуры. Молодые поколения, начиная с подросткового возраста, начинают активно сопротивляться усвоению этой культуры и всячески демонстрировать и утверждать свою собственную. Отрицание старой культуры проявляется в резком снижении учебной мотивации, что отмечается педагогами всего мира, а утверждение новой происходит через манеры поведения, язык, одежду, увлечения и интересы, резко отличающие подростков от взрослых. Это утверждение собственной культуры подчас носит эпатажный, нарочитый характер, словно специально вызывающее старших на конфликт.

В сохранении связи поколений и целостности общества огромная роль принадлежит образованию. С. И. Гессен писал, что «отличие подлинного образования от того непрогрессивного «приспособления к жизни», которое, составляя сущность первобытного воспитания, не знает педагогического принуждения, состоит именно в том, что в последнем новое поколение чисто природным образом просто воспроизводит поколение предыдущее. В культуре же, напротив, новое поколение не копирует, не воспроизводит, но как бы отрицает предыдущее поколение. Задача наша как поколения, дающего образование, заключается в том, чтобы образовать тех, которые со временем должны отвергнуть наши нравственные убеждения, наши правовые понятия, наши научные системы, наш художественный стиль. Своеобразие культуры состоит в том, что, воспитывая в новом поколении свое собственное отрицание, она как бы сама роет себе могилу»[28].

Сложность современной ситуации заключается в том, что меняющееся общество не успевает создавать идеалы, в соответствии с которыми можно осуществлять воспитание новых поколений. Оно лишь знает, что нужно развивать «другого» человека и делать это «по-другому». С. И. Гессен, отвечая на поставленную Л. Н. Толстым проблему о праве воспитания, т.е. о праве одного человека делать таким же, как он сам, пишет: «Не сделать новое поколение таким же, каковы мы сами, но сделать его самим собой – задача поколения, дающего образование. Но для того, чтобы стать самим собой – мы это достаточно уже знаем, – необходимо выйти за пределы самого себя и погрузиться в сверхиндивидуальную целостность человечества»[29].

Мудрая М. Мид писала: «Еще совсем недавно старшие могли говорить: «Послушай, я был молодым, а ты никогда не был старым». Но сегодня молодые могут им ответить: «Ты никогда не был молодым в мире, где молод я, и никогда им не будешь». Так всегда бывает с пионерами и их детьми. В этом смысле все мы, рожденные и воспитанные до 1940-х г.,— иммигранты. Подобно первому поколению пионеров, нас обучили навыкам, привили нам уважение к ценностям, лишь частично отвечающим новому времени. Но мы, старшие, все еще распоряжаемся механизмами управления и власти. И как пионеры-иммигранты из колонизирующих стран, мы все еще цепляемся за веру, что дети, в конце концов, будут во многом напоминать нас. Однако этой надежде сопутствуют страхи: дети на наших глазах становятся совсем чужими, подростков, собирающихся на углах улиц, следует бояться, как передовых отрядов вторгшихся армий»[30].

Задача учителей, вообще представителей старшего поколения в этой ситуации – внимательное, вдумчивое отношение к молодежи, диалог, справедливый, откровенный разговор, признание и уважение превосходства молодежи в тех областях, где она является новатором, но и бережное отношение к мировой культуре, формирование уважительного отношения к старшим. Ведь это их усилиями создан тот фундамент, на котором продолжает свою жизнь и развивает уже созданное молодое поколение.

Надо помнить, что многое из того, что казалось эпатажем много лет назад спустя какое-то время стало нормой, а какие-то юношеские «заморочки» прошли сами собой, как корь, не оставив следа в мировой культуре. Ведь и любимые нами поэты «серебряного века» воспринимались современниками как молодые хулиганы…

Школа должна стать именно местом встречи культур, местом диалога и взаимного обогащения поколенческих культур.

Особенности обучения в многокультурной школе:

· помогать ученикам научиться ценить исторический опыт, экономические, культурные, социальные и другие достижения различных народов России;

· развивать в учениках гордость за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, сказания, песни, обряды и т. д.);

· знакомиться с культурой и проблемами семей мигрантов, семей из разных социальных слоев, семей различной религиозной принадлежности;

· создавать в классной комнате климат, в котором ученики будут чувствовать, что их одежда, обувь, аксессуары не имеют никакого значения для вас и не влияют на ваше отношение к ним;





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1710 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...