Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сравнение традиционного русского и советского типов личности



Тип традиционной русской личности Идеальный тип советской личности
Теплый, экспансивный Формальный, контролируемый
Правдивый, отзывчивый Лживый, упорядоченный
Идентификация с первичной группой (личная лояльность) Лояльность к вышестоящим (безличная)
Основан на зависимой пассивности Основан на практической активности

Б. Братусь, исходя из доминирующего способа отношения к себе и другим людям, выделяет 4 основных типа личности: эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный и духовно-эсхатологический. Традиционную русскую культуру он характеризует как среду формирования личности духовно-эсхатологического типа, советскую – как среду воспитания личности группоцентрической, западноевропейскую – как формирующую личность просоциального типа[46].

Все эти исследования подтверждают гипотезу о переходном состоянии российского общества, о конфликтном существовании и развитии человека в современную эпоху.

В связи с особенностями национального характера встает вопрос о национальной школе. Споры о её особенностях особенно активно велись в начале ХХ в., но не менее актуальна эта проблема и сейчас. И. А. Ильин полагал, что главной идеей новой России должна стать «идея воспитания в русском народе национального духовного характера. Само собою, разумеется, что это воспитание может быть только национальным самовоспитанием.. Русский учитель должен, прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу, он не специалист по ликвидации безграмотности, а воспитатель русских детей..»[47].

Ему возражает С. И. Гессен: «Национализм оказывается бессильным отграничить нацию и понять её самое как единое целое…Нация, провозглашенная высшим и самодовлеющим началом бытия, подменяется неизбежно своей собственной частью, притязающей на роль подлинной хранительницы и носительницы национального духа… В этом раздроблении и измельчении нации как бы продолжается движение распада и раздробления, усвоенное нацией через отрыв её от целостности человечества. Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным образованием, действительно созидающим, а не разрушающим нацию, будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства»[48].

Ему вторит П. Ф. Каптерев: «Постепенно нарастает и крепнет убеждение, что человеческая природа шире, разнообразнее, богаче той узенькой рамки, в которую её стараются втиснуть, что свойства её не исчерпываются качествами гражданина такого-то государства, члена такой-то церкви и т. п., что нужно понять человека более свободно и беспристрастно,… что человеческие союзы, человеческое общежитие только тогда будут правильно развиваться и благоденствовать, когда они используют все человеческие свойства, дадут человеку возможность проявить все богатство и разнообразие его качеств. Только при этом последнем условии жизнь может быть прекрасна и интересна»[49].

Вопросы и задания:

1. Как менталитет этноса влияет на социализацию человека?

2. Как в национальном языке отражаются особенности национального характера?

3. Проведите исследование русских народных сказок, потешек, обрядов по отношению к младенцам, сравните с современными формами воспитания, постройте гипотезу об изменениях русского национального характера.

4. Как влияют на особенности социализации личности социальный статус семьи, её имущественное положение, род занятий родителей, их национальная принадлежность?

Литература

1. Гессен, С. И. Нация и человечество. Национальное образование/ С. И. Гессен //Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы. М., 1993.

2. Ильин, И. А. Творческая идея нашего будущего: Об основах духовного характера / И. А. Ильин. Новосибирск, 1991.

3. Каптерев, П. Ф. Общий ход развития русской педагогики и её основные периоды/ П. Ф. Каптерев // Педагогика, 1992. №3-4.

4. Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н. М. Лебедева. М., Ключ, 1999. – С. 104- 105.

5. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон изд. 2-е, перераб. и доп. пер. с англ. С.-Птб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга»,1996. 592 с.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 839 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...