Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 1. Психологические и социологические основания культуры



Содержание

Предисловие 3

Тема 1. Психологические и социологические основания культуры. 6

Тема 2. Поликультурная структура общества. 41

Тема 3. Этнокультурная социализация 83

Тема 4. Межкультурное взаимодействие 103

Тема 5. Адаптация к новой культурной среде 127

Тема 6. Развитие культуры толерантности у учеников 143

Заключение 171

Тезаурус 172

Литература 180

Приложение 1 186

Приложение 2 196

Приложение 3 203

Приложение 4 207

Приложение 5 210

Приложение 6 211

Приложение 7 213

Приложение 8 215

Предисловие

У меня в классе есть застенчивые дети, агрессивные дети…

дети, которых нужно подгонять…

дети, которые не справятся с работой, если их торопить..

дети, которые легко простужаются…

дети, которые никогда не болеют,

дети, которых не интересует музыка…

дети, способные сыграть на чем угодно…

черные, белые, мулаты, испанцы, итальянцы, дети-католики,

дети из Южной Америки, дети из Новой Шотландии…

дети, у которых был полиомиелит…

дети, больные белокровием...

дети с больным горлом и соплями…

один ребенок, который в семь лет пережил нервный срыв,

дети с рубцами от побоев…

дети, на которых родители никогда не обращали внимания…

дети, которые ходят в ветхой одежде…

дети, одетые по последней моде…

дети, которые меня любят…

дети, которые думают, что я трахаю учительниц на переменах в холле…

дети, которые всегда хмурятся…

дети, которые всегда улыбаются…

Мак-Ларен П. Жизнь в школах: введение в критическую педагогику. М., 2007. – с. 223.

В последнее время в России усиливается миграция населения, возрастает социальное расслоение общества, что ведет к обострению межнациональных и социальных отношений, к возникновению различных конфликтов на этой почве. Важная роль в профилактике таких конфликтов принадлежит образованию. Изучение курса «Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде» направлено на развитие компетентностей, связанных с организацией процесса обучения в полиэтнической, поликультурной среде, с профилактикой конфликтов на этой почве.

Курс ориентирует будущих профессионалов на реализацию стратегий построения образовательного процесса, ориентированного на интеграцию представителей различных социальных и этнических групп, на учет культурного многообразия.

Многие вопросы, поднимаемые в курсе «Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде», давно волновали человечество, и остаются актуальными сегодня, например, терпимость вероисповедания, расизм гражданские права для всех, экономическое и социальное неравенство, и др. В некоторых странах проблемы поликультурного образования возведены в ранг национальной политики, созданы научные ассоциации, которые ежегодно проводят национальные и международные форумы по проблемам культурного плюрализма; открыты исследовательские институты, центры и программы; судебные и правоохранительные органы стали проявлять внимание к нарушениям, связанным с ущемлением прав человека. В учебных заведениях и крупных компаниях при приеме на работу работников часто обязывают пройти поликультурный тренинг, по завершении которого они дают подписку о том, что впредь будут терпимы к поликультурному разнообразию на своем рабочем месте.

Вполне понятно, что школа не может полностью разрешить политические, экономические, этнические и другие конфликты и проблемы, но она может внести существенный вклад в формирование многокультурного менталитета, в развитие толерантности и уважения к культурному плюрализму. Она может помочь школьникам понять, осознать и оценить их собственную культуру, культуру одноклассников, учителей, родителей, взрослых. При этом дети научатся видеть мирные пути решения проблем в российском обществе, альтернативные насильственным и разрушительные для него и для индивида; приобретут навыки адекватной оценки, как отдельных людей, так и социальных групп. Замалчивать в школе культурные проблемы и конфликты — значит способствовать их воспроизводству в социальной среде.

В России становление многокультурного образования обязано Г. Д. Дмитриеву, Г. Н. Волкову, И. С. Кону, М. Н. Кузьмину, Д. С. Лихачеву, М. Либаркиной, А. Сыродеевой, А. Д. Сахарову, Т. Стефаненко, В. А. Тишкову и многим другим исследователям, а также журналистам и просто гражданам, поднимающим эти вопросы в средствах массовой информации и в повседневной жизнедеятельности. Большую роль в становлении многокультурного образования сыграли педагогические, антропологические, психологические, этнографические, сексологические, социологические исследования.

Встречающиеся в пособии слова многокультурный, мультикультурный, поликультурный используются как синонимы, ибо первая часть этих слов обозначает одно и то же, но имеет разное происхождение — русское, греческое, латинское. В России некоторые исследования данной области знаний получили название мультикульурного или поликулътурного образования, однако легко увидеть, что под этими терминами многие его сторонники имеют в виду полиэтническое или многоэтническое образование. Между тем последнее отражает хотя и важную, но лишь одну сторону культуры человечества и не отражает всего ее многообразия. Западное сообщество после жарких дебатов и дискуссий, протестов и научных изысканий к 1990-м годам пережило стадию многоэтнического образования. Оказалось, что при всем его вкладе в нормализацию отношений между этнически разными группами и индивидами оно не привело к окончательной ликвидации конфликтов, насилия и нетерпимости, причины которых лежат не только в этнических, но и в других культурных отличиях. В связи с этим концепция многоэтнического образования была расширена до многокультурного.


Тема 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

План

1. Понятие культуры и факторы, влияющие на её становление.

2. Характеристики культуры.

3. Культура, язык и общение.

4. Влияние культуры на различные аспекты жизни.

1. Понятие культуры и факторы, влияющие на её становление. Чтобы разобраться в многокультурном образовании, необходимо рассмотреть его основные понятия.

Ключевым понятием изучаемого курса является понятие «Культура». Существует более 250 различных определений понятия «культура», которые можно свести к 6 основным классам: – описательные (через перечисление содержания), исторические (аккумуляция традиций в процессе существования общности), нормативные (описание разделяемых норм и правил), психологические, структурные (модели организации жизни), и генетические (результат адаптации группы к среде обитания). Таким образом, культура относится как к материальным и социальным явлениям, так и к индивидуальному поведению, репродукции, организованной деятельности.

Наиболее общий смысл понятия «культура» – это все, что создано человечеством; то, что наделено общим смыслом; нормы и правила общения, и т. д. Самое короткое и широкое определение принадлежит американскому антропологу Мелвиллу Херсковицу: культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми. «Культура» - это то, что не есть «природа». Американский психолог Д. Мацумото определяет культуру как совокупность установок, ценностей, верований и поведения, разделяемых группой людей, но по-разному каждым индивидом, и передаваемых от поколения к поколению. Вообще, культура – совокупность неосознаваемых положений, стандартных процедур и способов поведения, которые были усвоены в такой степени, что люди не рассуждают о них. Культура включает в себя общие ценности, нормы, правила, традиции, мифы, героев, праздники, способы поведения в типичных ситуациях.

Следовательно, культура – в такой же степени индивидуальный психологический конструкт, как и социальный: люди могут в большей или меньшей степени разделять ценности доминирующей культуры, и быть или в ней, или вне её. Индивидуальные различия в культуре могут проявляться в разной степени усвоения индивидом установок, ценностей, верований и моделей поведения, которые составляют данную культуру. Чтобы успешно функционировать в культурно иной среде, чувствовать себя в ней комфортно и создавать такие же условия для окружающих, нужно знать эту культуру и следовать ей. Понимание культуры усиливает личность, непонимание – ослабляет.

Культура – важнейшая сфера духовной жизни. Она включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения… Воплощенная в содержании, средствах и продуктах труда, культура представляет собой способ обеспечения, организации и совершенствования жизнедеятельности людей, с необходимостью воспроизводимой сменяющимися поколениями.

Социологи в основание «пределов» для культуры положили социальную стратификацию общества. Основная, базовая культура общества существует как множество субкультур, характеризующих особенности культуры различных социальных слоёв. Под субкультурой понимается совокупность норм, определяющих поведение отдельных групп индивидов, которые противопоставляют себя обществу и отличаются специфическими привычками, образом жизни и поведением. Во второй половине XX в. в оборот вводится новый термин «контркультура» для характеристики жизненного уклада замкнутой группы, установки и ценности которой представляют собой негативную интерпретацию традиционной культуры.

Почти все культуры содержат общий набор «культурных универсалий» – это религиозные обряды, совместный труд, танцы, образование, спорт, приветствия и многое другое, но формы реализации этих универсалий в разных культурах различны. Культура содержит в себе объективно обусловленные и субъективно созданные черты и элементы. Субъективные элементы культуры связаны с потребностью отличаться от своих соседей, потребностью в идентификации. Они проявляются чаще всего в элементах художественной культуры – особенностях музыки, одежды, танцев и т. д.

Объективные черты культуры связаны с природными особенностями, которые предоставляют ресурсы для жизни, делающие возможными определенные виды деятельности, которые закрепляются и переходят в ряд обычаев. Эти виды деятельности создают особый способ видения социальной среды и формируют элементы субъективной культуры, включающей в себя язык, нормы, ценности, роли и особенности самоконцепций, то есть представлений о самом себе.

Например, экология, где выживание зависит от охоты и рыбной ловли, требует и поощряет физическую мобильность, смелость, уверенность в себе. Воспитание в этих культурах основано на том, что родители поощряют в детях максимальную свободу и независимость. В земледельческих же обществах больше поддерживаются терпение, умение положиться на обстоятельства, коллективизм и т. д. Более того, экологические различия могут приводить к изменениям генофонда: в земледельческих культурах независимые и самостоятельные люди могут изгоняться, а в охотничьих – приветствоваться, что обусловливает естественный отбор.

Но культуру формирует не только экология, но и история, например войны, изменяют взгляд людей (и этносов) на самих себя. Так, например, японцы существенно изменили своё самовосприятие после поражение во Второй мировой войне: на место образа воинственного агрессора пришел образ сильного экономического соперника. Это привело к более адекватному групповому поведению, экономическому и духовному возрождению нации.

Культура влияет на поведение членов культуры и тем самым создаёт определенные способы социализации детей в данной культуре, которые приводят к различающимся доминирующим в данной культуре типам личности.

2. Характеристики культуры. Культура – это стиль и способ жизни, который передаётся от поколения к поколению в форме ритуалов, традиции, культурного наследия и моделей поведения, это в какой-то степени – программа переработки информации и принятия решений, заложенная в нашем подсознании и сознании. Носители культуры могут уходить, а сама культура остается более или менее стабильной, неизменной – в этом проявляется такая важная характеристика культуры, как её надорганичность. Вместе с тем, культура не является абсолютно неизменной, для описания её изменений существует понятие «культурная эволюция». Эта эволюция связана с необходимостью реагировать на изменения внешних обстоятельств жизни, способов существования людей.

Многие исследователи считают, что культуры уникальны, как и люди. Однако более глубокое изучение различных культур позволило выявить универсальные элементы, свойственные всем или большинству культур (этик-элементы культуры), и уникальные элементы (эмик-элементы), отличающие культуры друг от друга.

Наиболее универсальными ценностями различных культур (этик-элементами) являются: религиозные обряды, совместный труд и досуг, образование, состязания, приветствия, развитая способность к обеспечению себя и своих детей, семья и родственные связи; наслаждения, власть, стремление к безопасности, определенный уровень конформизма с ценностями своей культуры; традиции, щедрость и гостеприимство по отношению к гостям, эстетические потребности.

Основные элементы культур, отличающие их друг от друга – язык, структура семьи, религия; общий уровень благосостояния; доминирующие ценности.

Американские антропологи К. Клакхон и Ф. Стродбек в качестве основания для сравнения культур выделили ценностные ориентации – сложные, особым образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем. Их теория ценностных ориентаций основана на трех положениях:

1. Люди во всех культурах решают одни и те же проблемы.

2. Набор доступных решений ограничен, но каждое из них имеет различный ранг в разных культурах.

3. Хотя одно из решений является в данной культуре предпочитаемым, все остальные все равно присутствуют в данной культуре.

Анализ различных источников позволил нам выделить следующие «измерения» культур, т.е. параметры, по которым можно оценивать степень сходства/различия между разными культурами:

1. Отношение к человеческой натуре;

2. Отношение человека к природе и «сверхприродному»;

3. Отношение человека ко времени;

4. Направленность человеческой деятельности;

5. Отношение человека к другим людям;

6. Простота – сложность, степень дифференциации культуры;

7. Индивидуализм – коллективизм;

8. Открытость – закрытость (степень толерантности к отклонениям от принятых в культуре норм, открытость к появлениям новых норм);

9. Эмоциональный контроль, степень допускаемой эмоциональной экспрессивности;

10. Дистанция власти;

11. Избегание неопределенности, и соответственно, уровень потребности в формальных правилах;

12. Феминность-маскулинность;

13. Стратегичность организации жизни;

14. Высокая контекстность/низкая контекстность, или максимизации/минимизация различий в поведении в зависимости от ситуации.

Степень различия культур по этим параметрам позволяет нам оценить культурную дистанцию как степень различия между ними.

Например, отношение к человеческой натуре проявляется в представлении о человеке: все люди воспринимаются как добрые либо дурные, либо амбивалентно, нейтрально; они воспринимаются как поддающиеся изменению или неизменяемые по природе. Отсюда – разные стратегии поведения. Если люди злы - то по отношению к ним преобладают контроль и репрессии; если добры – то свобода личности и саморегуляция; если поддаются изменению – то большое внимание уделяется вложениям в образование и воспитание и т. д.

Отношение к природе может проявляться в покорении природы, гармонии с природой, подчинении природе. Например, ориентация на покорение природы была свойственна советской эпохе – во многих местах висели лозунги: «Мы не можем ждать милостей от природы! Взять их у неё – наша задача!» Это нанесло огромный урон природе России.

Направленность деятельности может быть ориентирована на бытие – спонтанное выражение того, что заложено в человеческой натуре; становление, самоизменение и духовный рост; делание – действие ради результата, прагматизм.

Отношение ко времени: ориентация на прошлое, настоящее или будущее. А еще разделение по отношению ко времени – полихромные (делают много дел сразу) и монохромные культуры. Есть еще одно измерение относительно времени – это точность, ценимость времени: в некоторых культурах (Англия, например) точность времени весьма высока, и время изменяется минутами; в латиноамериканских же культурах отношение ко времени более равнодушное и время измеряется часами. (правда, некоторые исследователи связывают это с материальным достатком – в примитивных культурах ни у кого нет часов).

Отношение к другим людям - иерархическое, индивидуалистическое и взаимное.

Параметр «простота – сложность» влияет на представления о времени, специфичность или диффузность социальных ролей, полезависимость – поленезависимость. Простые культуры, как правило, ориентированы на настоящее, имеют четко определенные социальные роли, и являются полезависимыми, т. е причины своего поведения объясняют внешними условиями.

Размерность «индивидуализм – коллективизм» показывает, в частности, как человек воспринимает себя – как независимое существо или через свою принадлежность к группе. По мнению ряда ученых, в настоящее время это один из главных параметров, относительно которого строятся все остальные межкультурные различия. И индивидуализм, и коллективизм соприсутствуют во многих культурах, но различается степень их выраженности. Преобладание одного из полюсов влияет на преобладание Я-идентичности или МЫ-идентичности; приоритетность групповых или индивидуальных целей, мотивации к достижению или принадлежности к группе и т. д.

Основной смысл индивидуализма состоит в том, что человек принимает решения и действует в соответствии со своими личными целями, предпочитая их целям общественным. Основные ценности индивидуалистической культуры – свобода в поступках и самодостаточность, самостоятельность в суждениях, власть над окружающими – позволяют индивиду комфортно себя чувствовать в любом окружении или в одиночестве, отличаться от других и быть независимым.

В индивидуалистических культурах ценится самореализация, а поведение определяется мотивацией достижения; в коллективистических ценится служение обществу, а поведение определяется принадлежностью к группе. Индивидуализм в наибольшей степени характерен для стран с протестантской религией – США, Австралия, Великобритания; коллективизм свойственен восточным культурам. Чем выше уровень благосостояния, тем выше уровень индивиуализма. Коллективисты – чаще имеют экстернальный (внешний) локус контроля, индивидуалисты – интернальный.

Основными ценностями коллективистической культуры являются следование традициям, послушание, чувство долга, которые способствуют сохранению единства группы, взаимозависимости её членов и гармоничным отношениям между ними.

Коллективисты осознают себя членами меньшего количества групп, чем индивидуалисты, но связаны с ними более тесно. Они чувствуют себя вовлеченными в жизнь других людей, у них преобладают потребности помочь в трудную минуту, проявить привязанность, в ситуации выбора посоветоваться, даже подчиниться. Нормативно поощряется зависимость от группы: одалживание денег или вещей способствует сохранению сети отношений, основанных на взаимности. При распределении ресурсов превалируют нормы равенства и удовлетворения потребностей. Так, в племенных поселениях все ресурсы объединялись в общий фонд, и даже в обществах охотников, поощрявших инициативу и независимость, крупная добыча часто делилась между членами сообщества.

Г. Триандис выделял два типа коллективизма – вертикальный, при котором акцентируется иерархия членов группы, и горизонтальный, делающий акцент на взаимозависимости и единстве.

Открытость-закрытость влияет на жесткость норм, терпимость к инакомыслию: закрытые культуры характеризуются строгим следованием нормам, открытые – вариативностью норм в зависимости от обстоятельств. В закрытых культурах – как реакция на репрессии часто возникает расцвет искусств за счет реакции сублимации.

Дистанция власти – значимость власти и природа её проявления, а также степень неравномерности распределения власти с точки зрения членов данного общества. Большая дистанция – жесткий стиль, принуждение, сила. Это – Африка, Латинская Америка, арабские страны, Индия, Индонезия, Малайзия, Филиппины. Низкая дистанция власти свойственна демократическим государствам – Австрия, Дания, Израиль, Швеция, Швейцария, и др.

Избегание неопределенности – жесткость норм и правил, однозначность социальных ролей. Высокий уровень избегания неопределенности, свойственный коллективистическим культурам, характеризуется низким уровнем толерантности к неопределенности; высокой потребностью к формализации правил и норм поведения; сопротивлением изменениям; высоким уровнем тревожности; повышенной эмоциональностью (Латинская Америка, Африка, Ближний Восток, Греция, Бельгия, Франция). Низкий уровень избегания неопределенности влечет более низкий уровень стрессов; большая склонность к риску (Дания, Великобритания, Гонконг, Ямайка).

Маскулинность-феминность. Маскулинность – ценность материальных вещей, власти и представительства, инструментальности и практичности. Это – Австралия, Америка, Германия. Феминные культуры – заботливость, эмоции, духовные ценности, отношения. Это – Чили, Коста-Рика, Дания, Нидерланды.

Стратегическое мышление (краткосрочная или долгосрочная ориентация на будущее) — ориентированность на решение стратегических, долгосрочных целей, желание заглядывать в будущее, или жизнь только в настоящем, с оглядкой на прошлое, отказ от планирования жизни.

Нормы и правила взаимодействия. В коллективистических культурах норма взаимности является обязательной, в индивидуалистических – добровольной, что может вызывать конфликты при взаимодействии представителей разных культур. Тип взаимности может быть симметричным (в индивидуалистических, с низкой дистанцией власти культурах) и комплиментарным, дополняющим (в коллективистических, с высокой дистанцией власти). В маскулинных культурах предпочитают обмен конкретными ресурсами, в феминных – духовными (информация, влияние, любовь). Коллективистические маскулинные культуры характеризуются личностной закрытостью, коллективистические феминные – открытостью, индивидуалистические феминные требуют взаимораскрытия, индивидуалистические маскулинные прагматизма и «материальности в отношениях.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1193 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...