Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Характеристика музыкальных способностей. Развитие музыкальных способностей - дна из главных за­дач музыкального воспитания детей



Развитие музыкальных способностей - дна из главных за­дач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педа­гогики является вопрос о природе музыкальных способностей:

представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, вос­питания и обучения. Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого существенно зависит практика музыкаль­ного воспитания, является определение содержания понятий му­зыкальные способности, музыкальность, музыкальная одарен­ность. От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в большой степени зависят и направление педагоги­ческих воздействий, диагностика музыкальных способностей и т. д.

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (зарубежной и отечественной), также и в настоящее время в разработке теоретических, а следователь­но, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы, имеются разно­чтения в определении важнейших понятий.

Б.М.Теплев в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он срав­нивал точки зрения психологов, представлявших самые различ­ные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проб­лему.

Рассматривая вопросы о природе музыкальных способностей и об определении понятия музыкальность, Б.М.Теплов проти­вопоставляет два направления в психологии: гештальтпсихологию (на примере работ немецкого психолога Г. Ревеша) и пси­хологию элементов (основанную на трудах американского пси­холога С. Сишора).

Несмотря на кажущееся различие позиций авторов, Б.М.Теп­лов находит точки соприкосновения во многих важнейших по­ложениях, высказанных ими.

Г. Ревеш не включает в понятие музыкальность отдельные музыкальные способности, а определяет ее как единое, неде­лимое свойство, данное человеку от природы. Для того чтобы определить, музыкален ли ребенок, Г. Ревеш предлагает поль­зоваться рядом испытаний, тестов, которые не характеризуют самого понятия музыкальность, а лишь косвенно указывают на ее наличие. Педагогическим выводом, вытекающим из теории Г. Ревеша, признающей врожденность музыкальности, является его утверждение, что развить музыкальность возможно только у людей, у которых она имеется от природы, и, следовательно, лишь лица, обладающие ею, способны обучаться музыке. Не обладающие музыкальностью люди (а таких, по Ревешу, мно­го) не могут воспитать ее в себе.

С. Сишор в отличие от Г. Ревеша рассматривает музыкаль­ность как сумму отдельных способностей (их он насчитывает 25). Наличие их у людей определяется с помощью тестирования. Тесты, разработанные С. Сишором для диагностики музыкаль­ности, названы элементными, т. е., с его точки зрения, не за­висящими от практики, упражнений, возраста и т. д. Диагно­стируемые качества человека признаются, таким образом, врож­денными, данными от природы.

Тесты построены на признании в понятии музыкальность ве­дущей роли простейших сенсорных способностей - различение мелких единиц высоты, интенсивности, длительности отдельных звуков. С. Сишор предлагает определять наличие музыкальных способностей с помощью неких количественных норм. На осно­вании измерения мелких градаций чувствительности к измене­ниям высоты, интенсивности звуков и т. д. определяется целесо­образность занятий детей музыкой. Например, если ребенок об­наруживает чувствительность к различению высоты звуков до трех герц, то, по мнению С. Сишора, он может стать музыкан­том; если свыше восемнадцати герц, он не должен иметь ника­кого отношения к музыке.

Признавая врожденность музыкальности, С. Сишор сходит.ся в своих конечных выводах с Г. Ревешем.

Б.М. Теплов опровергает утверждение С. Сишора, что спо­собность различать мелкие единицы высоты не может быть раз­вита у человека. Он приводит данные, свидетельствующие о том, что в результате несложных упражнений звуковысотная чувстви­тельность быстро развивается. Кроме того, она заметно улуч­шается с возрастом, повышается в результате музыкальной дея­тельности. Эти факты доказывают, что разработанные тесты,- сформировать начала музыкальной культуры, способст­вовать формированию общей духовной культуры.

Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуа­ра, методов и приемов обучения, форм организации музыкаль­ной деятельности, применяемых в работе с детьми и т. д.

Вопросы и задание

1. В чем заключается отличие музыки от других видов искусства?

2. Назовите признаки сходства музыкальной и речевой интонаций.

3. Каковы возможности музыки в воспитании человека?

Глава III

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 859 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...