Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Структура музыкальности



Для того чтобы выделить комплекс способностей, составляю­щих понятие музыкальность, важно определить специфику со­держания музыки (и, следовательно, качества, необходимые для его восприятия), а также черты отличия музыкальных звуков от других звуков, встречающихся в жизни (и, следовательно, качества, необходимые для их различения и воспроизведения).

Отвечая на первый вопрос (о специфике содержания музыки), Б.М.Теплов полемизирует с представителем немецкой эстети­ки Э. Гансликом, отстаивающим взгляд на музыкальное искус­ство как на искусство, которое не может выражать никакого содержания. Музыкальные звуки, по Ганслику, могут лишь отвечать эстетическим потребностям человека.

Б.М. Теплов противопоставляет этому точку зрения на му­зыку как искусство, имеющее различные возможности отраже­ния жизненного содержания, передачи жизненных явлений, внут­реннего мира человека.

Выделяя две функции музыки - изобразительную и выра­зительную, Б.М.Теплов отмечает, что программно-изобрази­тельная музыка, имеющая конкретные, «зримые» прообразы (звукоподражания, явления природы, пространственные пред­ставления-приближение, удаление и т. д.), определенное на­звание или литературный текст, сюжет, передавая конкретные жизненные явления, при этом всегда выражает определенное эмоциональное содержание, эмоциональное состояние.

Подчеркивается, что и изобразительная, программная, му­зыка (доля которой в музыкальном искусстве ничтожно мала) и неизобразительная, непрограммная, всегда несут в себе эмо­циональное содержание - чувства, эмоции, настроения. Специ­фику музыкального содержания определяют не изобразитель­ные возможности музыки, а наличие эмоциональной окрашенности музыкальных образов (и программно-изобразительных, и непрограммных). Таким образом, главная функция музыки выразительная. Широкие возможности музыкального искусства передавать тончайшие нюансы человеческих чувств, их смену, взаимопереходы и определяют специфику музыкального содер­жания. Б.М.Теплов подчеркивает, что в музыке мы через эмо­цию познаем мир. Музыка есть эмоциональное познание. По­этому основным признаком музыкальности Б. М.Теплов назы­вает переживание музыки, при котором постигается ее содержание. Поскольку музыкальное переживание по самому своему существу - эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержания музыки, цент­ром музыкальности является способность человека эмоциональ­но отзываться на музыку.

Какими возможностями обладает музыкальное искусство для передачи определенного эмоционального содержания?

Музыка - это движение звуков, различных по высоте, темб­ру, динамике, длительности, определенным образом организо­ванных в музыкальных ладах (мажорном, минорном), имеющих определенную эмоциональную окраску, выразительные возмож­ности. В каждом ладу звуки соотносятся друг с другом, взаимодей­ствуя между собой (одни воспринимаются более устойчивыми, другие-менее). Чтобы глубже воспринять музыкальное содер­жание, человек должен обладать способностью дифференциро­вать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать вы­разительность ритма. Поэтому понятие музыкальность включает в себя музыкальный слух, а также чувство ритма, которые нераз­рывно связаны с эмоциями.

Музыкальные звуки обладают различными свойствами: они имеют высоту, тембр, динамику и длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сен­сорных музыкальных способностей. Последнее из перечислен­ных свойств звуков (длительность) лежит в основе музыкаль­ного ритма. Чувство эмоциональной выразительности музыкально­го ритма и воспроизведение его образуют одну из музыкаль­ных способностей человека - музыкально-ритмическое чувство. Три первых названных свойства музыкальных звуков (высота, тембр и динамика) составляют основу соответственно звуковысотного, тембрового и динамического слуха.

В широком понимании музыкальный слух включает в себя звуковысотный, тембровый и динамический слух.

Все перечисленные свойства (высота, тембр, динамика и дли­тельность) присущи не только звукам музыкальным, но и дру­гим: звукам речи, шумам, голосам животных и птиц. Что же со­ставляет своеобразие именно музыкальных звуков? В отличие от всех других звуков и шумов музыкальные звуки имеют опре­деленную, фиксированную высоту и протяжённость. Поэтому основными носителями смысла в музыке Б.М. Теплов называет звуковысотное и ритмическое движение'.

Музыкальный слух в узком понимании этого слова Б.М.Теп­лов определяет как звуковысотный слух. Приводя теоретичес­кие и экспериментальные обоснования, он доказывает, что ве­дущую роль в ощущении музыкального звука играет высота. Сравнивая восприятие высоты в шумовых звуках, звуках речи и музыки, Б.М. Теплов приходит к выводу, что в шумах и зву­ках речи высота воспринимается суммарно, нерасчлененно. Темб­ровые компоненты не отделяются от собственно высотных.

Ощущение высоты первоначально бывает слито с тембром. Расчленение их формируется в процессе музыкальной деятель­ности, так как только в музыке звуковысотное движение стано­вится существенно важным для восприятия. Таким образом, создается ощущение музыкальной высоты как высоты звуков, образующих некоторое музыкальное движение, стоящих друг к другу в том или другом высотном отношении. В результате делается вывод, что музыкальный слух по самому существу дол­жен быть звуковысотным слухом, иначе он не будет музыкаль­ным. Не может быть музыкальности без слышания музыкаль­ной высоты.

Понимание музыкального слуха (в узком значении) как звуковысотного не снижает роли тембрового и динамического слу­ха. Тембр и динамика позволяют воспринимать и воспроизводить музыку во всем богатстве ее красок и оттенков. Особо важны эти свойства слуха для музыканта-исполнителя. Поскольку вы­сота звуков зафиксирована в нотах, а относительно тембра и ди­намики имеются лишь общие указания автора, именно выбор различной окраски звуков (тембровой и динамической) в боль­шей степени определяет возможности творческой свободы испол­нителя, своеобразие интерпретации. Однако Б.М. Теплев со­ветует воспитывать тембровый слух лишь тогда, когда имеются основы звуковысотного слуха: «Прежде чем заботиться о разви­тии исполнительского слуха, надо обеспечить наличие простого музыкального, т. е. звуковысотного, слуха».

Таким образом, музыкальный слух - это многосоставное по­нятие. Звуковысотный слух имеет две разновидности: мело­дический и гармонически и. Мелодический слух - это звуковысотный слух в его проявлении к одноголосной мелодии;

гармонический слух - звуковысотный слух в его проявлении по отношению к созвучиям, а следовательно, к многоголосной му­зыке. Гармонический слух может значительно отставать в раз­витии от мелодического. У дошкольников гармонический слух, как правило, малоразвит. Имеются данные наблюдений, свиде­тельствующие о том, что в дошкольном возрасте многие дети безразличны к гармоническому сопровождению мелодии: они не могут отличить фальшивый аккомпанемент от нефальшивого. Гармонический слух предполагает способность ощущать и раз­личать консонанс (благозвучие), которая, по-видимому, выра­батывается у человека в результате некоторого музыкального опыта. Кроме того, для проявления гармонического слуха не­обходимо слышать одновременно несколько звуков, различных по высоте, выделять слухом одновременное звучание несколь­ких мелодических линий. Он приобретается в результате той деятельности, которая без него не может осуществляться,- при работе с многоголосной музыкой.

Кроме мелодического и гармонического слуха, существует еще понятие абсолютный слух. Это способность человека раз­личать и называть звуки, не имея реального эталона для срав­нения, т. е. не прибегая к сравнению со звуком камертона или музыкального инструмента. Абсолютный слух является весьма полезным качеством, но и без него возможно успешное занятие музыкой, поэтому он не входит в число основных музыкальных способностей, составляющих структуру музыкальности.

Как уже отмечалось, музыкальный слух теснейшим образом связан с эмоциями. Особенно ярко проявляется эта связь при восприятии музыки, различении эмоциональной, ладовой окрас­ки, настроений, чувств, выраженных в ней. При воспроизведении мелодий действует другое качество слуха - появляется необхо­димость иметь представления о расположении звуков по высо­те, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысот­ного движения.

Эти два компонента звуковысотного слуха - эмоциональный и собственно слуховой - выделяются Б.М. Тепловым как две музыкальные способности, названные им ладовое чувство и му­зыкально-слуховые представления. Ладовое чувство, музыкаль­но-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро му­зыкальности.

Рассмотрим структуру музыкальности подробнее.

Ладовое чувство. Музыкальные звуки организованы в опре­деленном ладу. Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Иногда мажор связывают с эмоциональ­но положительной гаммой настроений - веселым, радостным настроением, а минор - с грустным. В некоторых случаях это бывает именно так, но далеко не всегда.

Как происходит различение ладовой окраски музыки?

Ладовое чувство - это эмоциональное переживание, эмоцио­нальная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнару­живается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкаль­ности. Имеет свою окраску не только лад в целом, но и отдель­ные звуки лада (имеющие определенную высоту). Из семи сту­пеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Устой­чиво звучат основные ступени лада (первая, третья и пятая), и особенно тоника (первая ступень). Эти звуки образуют осно­ву лада, его опору. Остальные звуки неустойчивые, в мелодии они тяготеют к устойчивым. Ладовое чувство - это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками - устой­чивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и тре­бующими завершения.

Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Б.М.Теплев называет его перцептивным, эмоциональным ком­понентом музыкального слуха. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончи­лась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладо­вой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем разви­тости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Поскольку музыка по существу своему является выражением эмоционального содержания, то и музыкальный слух должен быть, очевидно, эмоциональным слухом'. Ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощуще­нием музыкальной высоты.

Музыкально-слуховые представления. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мело­дии - вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритми­ческого) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представле­ния включают в себя память и воображение. Так же как запо­минание может быть непроизвольным и произвольным, музы­кально-слуховые представления различаются по степени их про­извольности. Произвольные музыкально-слуховые представле­ния связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух - это не просто способность мысленно представлять себе музыкаль­ные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховы­ми представлениями.

Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произ­вольного представления мелодии многие люди прибегают к внут­реннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровож­дают представление мелодии движениями пальцев (реальными или едва фиксируемыми), имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых пред­ставлений с моторикой. Особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удер­жать ее в памяти. «Активное запоминание слуховых представ­лений,- отмечает Б.М.Теплов,- делает участие двигатель­ных моментов особенно существенным».

Педагогический вывод, который вытекает из этих наблюде­ний,- возможность привлекать вокальную моторику (пение) или игру на музыкальных инструментах для развития способ­ности музыкально-слуховых представлений.

Таким образом, музыкально-слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мело­дий. Она называется слуховым или репродуктивным компонен­том музыкального слуха.

Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение времен­ных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты.

Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные экспе­рименты, во время восприятия музыки человек совершает за­метные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возни­кают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека оста­новить эти движения приводят к тому, что- либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается во­обще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реак­ций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.

Переживание ритма, а следовательно, и восприятие музыки - это активный процесс. «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его во спроизводит, соделывает... Всякое полно­ценное восприятие музыки есть активный процесс, предпола­гающий не просто слушание, но и соделывание, причем соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом; оно всегда слуходвигательный процесс».

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчи­вости на музыку. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях (имеющих, как и сама музыка, временной характер) мельчайшие изменения настрое­ний музыки и тем самым постигать выразительность музыкаль­ного языка. Характерные особенности музыкальной речи (ак­центы, паузы, плавное или отрывистое движение и т. д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног и т. д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Таким образом, чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Музыкальная память не включается Б.М. Тепловым в число основных музыкальных способностей, так как «непосредствен­ное запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движений составляют прямые проявления му­зыкального слуха и чувства ритма».

Итак, Б.М.Теплов выделяет три основные музыкальные

способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чув­ство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Н.А. Ветлугина называет в качестве основных музыкаль­ных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоциональ­ного (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые пред­ставления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития му­зыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.

Понятие музыкальность не исчерпывается названными тре­мя (двумя) основными музыкальными способностями. Кроме них, в структуру музыкальности могут быть включены музыкаль­ное мышление, исполнительские, творческие способности и т. д.

Индивидуальное своеобразие природных задатков каждого ре­бенка, качественное своеобразие развития музыкальных способ­ностей необходимо учитывать в педагогическом процессе.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 4445 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...