Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музыка как вид искусства



Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетель­ствует множество найденных предметов с изображениями музыкальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли.

Издавна музыка признавалась важным и незаменимым сред­ством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Дока­зывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стой­кость, другие же, наоборот, изнеживают.

Что представляет собой музыкальное искусство? Каковы его особенности по сравнению с другими видами искусства, вырази­тельные возможности музыкальных средств? В чем проявляется познавательное и воспитательное значение музыки?

Специфика искусства по сравнению с другими формами об­щественного сознания (наука, мораль, религия) заключается в том, что оно обобщает жизненные явления в художественной форме, в художественных образах.

Художественный образ - это средство типизации жизненных явлений в искусстве, в котором нечто общее выражено через неповторимо индивидуальное. Художественный образ содержит обобщение, данное через единичное, особенное.

В художественном образе всегда отражены в единстве чув­ственные и смысловые моменты.

В музыкальном образе передаются чувства и мысли, волную­щие многих людей, но каждое музыкальное произведение ин­дивидуально неповторимо.

В чем своеобразие музыки как искусства? Сравним ее с жи­вописью, скульптурой, литературой.

Музыка не может с той же долей конкретности, как эти виды искусства, изобразить или описать жизненные явления (хотя некоторыми возможностями изобразительности она обладает).

Можно ли с помощью звуков передать определенное содер­жание? Что мы называем содержанием музыки?

Видный психолог Б. М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чув­ства, эмоции, настроения». (Психология музыкальных способ­ностей.-М.; Л., 1947.-С. 7.)

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состоя­ние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Благодаря тому что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обла­дает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое му­зыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувст­венную программу» (термин психолога В. Г. Ражникова), раз­ворачивающуюся во времени.

Музыка может и изображать какие-либо конкретные явления действительности - шум волн, завывание ветра, плеск ручей­ка, пение птиц - путем звукоподражания.

Существует так называемая программная музыка, в которой композитор либо указывает название произведения, т. е. подра­зумевает наличие некоторой обобщенной программы, либо пи­шет музыку на определенный литературный текст. В програм­мной музыке чаще встречаются различного рода изобразитель­ные моменты, но важно отметить, что даже ярко изобразитель­ные произведения всегда имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встревоженным; шум волн - умиротворенным или грозным.

Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Изобразительность присутствует далеко не в каждом произве­дении, но даже ярко изобразительная музыка всегда выражает настроения, эмоционально-психологические состояния.

Музыка, в том числе и не связанная со словом, выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы в частях произведения.

Еще одной особенностью музыки по сравнению с живописью, скульптурой является необходимость посредника для ее воспро­изведения.

Крупный ученый-музыковед композитор Б. В. Асафьев от­мечал, что музыка существует в триединстве процессов ее со­здания композитором, воспроизведения исполнителем и восприя­тия слушателем.

Исполнитель, будучи посредником композитора, должен ожи­вить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать автор.

В целом выразительные возможности музыки обладают до­статочным постоянством. Так, например, траурная музыка вос­принимается всеми людьми как траурная, а нежная - как неж­ная. Но слушание музыки - это творческий процесс, так как одно и то же произведение рождает у разных людей различные музыкальные и внемузыкальные представления в зависимости от жизненного опыта, опыта восприятия музыки.

На чем же основана выразительность языка музыки? Како­вы средства музыкальной выразительности?

К ним относятся темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармо­ния, лад, мелодия, интонация и т. д.

Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например, грозный ха­рактер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении со сдержанным темпом. Нежный харак­тер - спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Роль отдельных музыкальных средств в создании обра­за бывает неодинакова. В каждом музыкальном образе доми­нируют определенные средства выразительности.

Выразительность языка музыки во многом сходна с вырази­тельностью речи. Существует гипотеза о происхождении музыки из речевых интонаций, всегда эмоционально окрашенных.

Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тре­вога, радость, нежность и т. д. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа ре­чи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.

Б.В.Асафьев научно обосновал взгляд на музыкальное ис­кусство как интонационное искусство, специфика которого за­ключается в том, что оно воплощает эмоционально-смысловое содержание музыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи. Речевая интонация выражает прежде всего чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Так, взволнованная речь человека отли­чается быстрым темпом, непрерывностью или наличием неболь­ших пауз, повышением высоты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами. Скорб­ная речь человека, как и скорбная музыка (тихая, медленная), прерывается паузами, возгласами.

Б.В.Асафьев употреблял термин интонация в двух значе­ниях. Первое - наименьшая выразительно-смысловая частица, «зерно-интонация», «клеточка» образа. Например, интонация двух нисходящих звуков с акцентом на первом (интервал малой секунды) обычно выражает боль, вздох, плач, а восходящий скачок в мелодии на четыре звука (на кварту) с акцентом на втором звуке - активное начало.

Второе значение термина применяется в широком смысле: как интонирование, равное протяженности музыкального произ­ведения. В этом смысле музыка не существует вне процесса интонирования. Музыкальная форма есть процесс смены инто­наций.

Музыкальная форма в широком смысле - это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание. В более узком - строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, т. е. структура про­изведения.

Временная природа музыки позволяет передавать процессы развития, всевозможные изменения. Чтобы понять смысл про­изведения, прочувствовать его, необходимо проследить за разви­тием музыкальных образов.

В создании формы важное значение имеют три принципа: повтор, контраст, развитие (варьирование).

Повтор может быть различным. Дважды повторенная подряд музыкальная фраза заменяет остановку, это помогает глубже вслушаться, запомнить мелодию. В другом случае между повторами звучит контрастная тема. Роль таких повторов очень велика: они составляют основу музыкальной драматургии, так как позволяют утвердить главенство образа.

Если между повторяющимися разделами есть контрастный эпизод, образуется простая трехчастная форма. Схематично ее можно изобразить так: А В А.

Выразительное значение повтора темы увеличивается, если она после появления нового образа (В) сама изменяется. Условно ее второе появление обозначается как А. В этом случае трех­частная форма может быть представлена схемой А В А.

Повтор связан с другим принципом - контрастом, кото­рый и позволяет оттенить повторение. Контраст помогает выра­зить в музыке смену настроений, может звучать как противопо­ставление. Так, например, если первая часть была полна без­заботности, веселья, средняя часть вносит контрастный образ (тревога, зло и т. д.). В третьей части в зависимости от того, будет повтор точным или измененным, можно проследить за развитием образа, за музыкальной драматургией.

Контраст связан с еще одним принципом формообразова­ния - развитием. Если сама тема состоит из двух (или бо­лее) контрастных элементов или раздел формы - из нескольких тем, это рождает конфликтность, возможность их столкновения, развития. Этот принцип имеет разновидность - вариационное развитие, которое ведет начало от народных импровизаций.

Эти три принципа формообразования часто встречаются в совокупности. Более сложные музыкальные формы образуются с помощью этих же принципов.

Охарактеризуем некоторые разновидности музыки - музы­кальные жанры.

В широком плане музыка может быть разделена на вокаль­ную и инструментальную. Вокальная музыка связана со сло­вом, поэтическим текстом. Ее разновидностями являются соль­ная, ансамблевая и хоровая музыка. В инструментальной му­зыке содержание выражается более обобщенно. К ее разновид­ностям относятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка.

Но деление музыки только на вокальную и инструменталь­ную очень условно. Существует большое разнообразие жанров народной и классической музыки.

Само слово «жанр» произошло от латинского genus - од и от французкого genre - од, вид, манера, вкус, обычай. Жанр - то вид художественного творчества, определенным образом связанный с породившей его исторической дейст­вительностью, с жизнью и бытом.

На ранних этапах своего развития музыка была тесно связана с трудом людей. Отсюда берут начало трудовые песни. Военные походы породили маршевую музыку также колыбельные песни, хороводные, свадебные, обрядовые и др. Эти так называемые первичные жанры, которые связаны с бытом людей, имеют прикладной характер.

Вторичные жанры возникли с появлением и разви­тием профессионального музыкального искусства, созда­ваемого композиторами. Каждая историческая эпоха рождает новые жанры музыки, которые образовываются под влия­нием вкусов, обычаев, исторической обстановки, нацио­нальных традиций.

Постепенно складывались жанры хоровой музыки (хо­рал, месса, кантата, оратория), камерной- нецерковной, светской музыки для домашнего музицирования (трио, квар­тет, квинтет, романс, прелюдия, ноктюрн, экспромт, вальс и т. д.), симфонической- написанной для оркестра (симфония, увертюра, фантазия, концерт), театрально-драматической (опера, балет, оперетта).

Первичные жанры (песня, танец, марш) не исчезают в профессиональной музыке. Эту особенность использовал Д. Б.Кабалевский при построении своей программы по музы­ке для общеобразовательной школы. Начиная с простых пер­вичных жанров Д.Б.Кабалевский ведет детей в мир более сложных музыкальных произведений.

Музыка каждой эпохи не только создает новые жанры. Она несет в себе излюбленный круг музыкальных интонаций, тем, созвучных времени. Музыка И.С.Баха, во многом свя­занная с культовыми обычаями, по языку значительно отли­чается от романтической, взволнованной музыки Ф. Шопена и от заостренной, конфликтной современной классической музыки.

Б.В.Асафьев назвал круг интонаций, бытующий в музыке разных эпох и стилевых направлений, «интонационным слова­рем эпохи».

Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыс­лей, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем го­ворить о ее большом познавательном значении. Так, например, музыка французских клавесинистов конца XVII - начала XVIII в. (эпоха стиля рококо) отличается галантностью, изысканностью, некоторой сдержанностью в выражении чувств. Эта особенность музыки, способствовавшая возникновению произведений малых жанров - миниатюр, требовала и определенной манеры ис­полнения. Любопытные советы дает исполнителям Франсуа Куперен в своем трактате «Искусство игры на клавесине» (1716). Он рекомендует сидеть вполоборота, лицом к публике, «изба­виться от гримас на лице... с помощью зеркала, поставленного на пюпитр спинета или клавесина», сидеть за клавесином непринужденно, «взгляд не должен быть ни пристально сосредото­ченным на каком-либо предмете, ни рассеянным; словом, надо смотреть на общество так, как будто ничем не занят». Можно ли представить себе такой стиль исполнения музыки в наше время?

Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочув­ствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обога­щает эмоциональный мир слушателя.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 3964 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...