Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет курса



Теория и методика музыкального воспитания детей - одна из учебных дисциплин на факультетах дошкольного воспитания педагогических институтов, готовящих специалистов в области дошкольной педагогики и психологии. Данный курс прежде все­го опирается на эстетику (одну из сфер изучения которой со­ставляет художественная деятельность людей), музыкознание (науку о музыке, рассматривающую ее в теоретическом и исто­рическом плане, как особую форму художественного познания), музыкальную психологию (изучающую развитие музыкальности, музыкальной одаренности), музыкальную социологию (иссле­дующую конкретные формы существования музыки в обществе). Он тесно связан с общей и дошкольной педагогикой, психофи­зиологией. Все эти науки являются теоретическими основами музыкального воспитания, которые рассматриваются в пред­метах, составляющих общий курс и его факультативы.

В этой главе остановимся на предмете самой методики му­зыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Методика музыкального воспитания как педагогическая нау­ка изучает закономерности приобщения ребенка к музыкальной культуре, развития музыкальных способностей в процессе обу­чения различным видам музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид деятельности). В связи с этим целью данного курса является овладение студентами на базе личной музыкальной культуры профессиональными музыкальными знаниями, умениями и на­выками, разнообразными методами и приемами музыкального воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

Задачи курса состоят в следующем:

- дать студентам представление о возможностях музыкаль­ного воспитания ребенка от рождения до поступления в школу;

- раскрыть закономерности развития музыкальных способ­ностей и основ музыкальной культуры детей в условиях до­школьного учреждения и семьи;

- определить методы и приемы, организационные формы музыкального воспитания и обучения детей в различных видах музыкальной деятельности в детском саду;

- охарактеризовать функции педагогического коллектива детского сада по организации музыкального воспитания до­школьников.

Методика данного курса, как и другие частные методики, изучаемые на дошкольном факультете, призвана ответить на вопрос: как и на каком материале воспитывать ребенка в дет­ском саду в соответствии с поставленной целью развития его личности?

Содержание музыкального воспитания в детском саду от­ражено в соответствующих программах в виде требований по развитию музыкальных способностей, формированию музыкаль­ных знаний, умений и навыков у детей и рекомендательного спис­ка репертуара по всем видам музыкальной деятельности в раз­личных возрастных группах дошкольного учреждения. Програм­мные требования - это наиболее стабильная часть содержания музыкального воспитания, но и они корректируются в связи с новыми подходами в воспитании ребенка и с учетом результа­тов исследований, проводимых в этой области. Так, например, на основе новых концепций организации учебно-воспитательного процесса в детском саду происходит замена учебно-дисциплинарной модели воспитания на личностно-ориентированную, что должно стать определяющим и при составлении программных требований по музыкальному развитию детей. Опираясь на су­ществующие программы, педагог должен шире использовать произведения народной и классической музыки, при подборе репертуара учитывать конкретные условия возрастной группы детей, фактор индивидуальности» воспитанников (Б. М. Теплов), материально-техническую базу учреждения, свои музыкально-педагогические способности и т. д. Но главное - педагог, зная о возможности музыки раскрывать лучшее в человеке, воспевать красоту окружающего мира, должен всегда помнить о важности формирования эстетического начала в ребенке, понимания прекрасного и становления духовности его личности.

Содержание музыкального воспитания может быть реализо­вано различными способами, причем каждый из них должен создавать благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, в том числе и музыкальных, формиро­вания характерных для дошкольного возраста психических но­вообразований, столь необходимых для дальнейшего полноцен­ного развития личности. Имеется в виду произвольность внима­ния, запоминания, переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с включением элементов логического мышления, становление «личного сознания» Эльконин) и т.д. Будущий педагог должен понимать, что своевременное формирование произвольности поведения, самосознания ребен­ка обеспечивается главным образом правильной организацией его социального окружения, педагогического воздействия, в част­ности средствами музыки.

Одной из основных задач методики является соединение теоретических знаний студента с практическими умениями и навы­ками, приложение теории к «делу». Эффективным средством налаживания этой взаимосвязи принято считать решение раз­личного рода педагогических задач и ситуаций из жизни до­школьного учреждения. Этот способ помогает активизировать полученные теоретические знания, восполнить их в случае не­обходимости, проанализировать имеющийся музыкальный опыт детских садов, избавляет от «изобретения» уже известного, тем самым сокращая путь профессиональной подготовки и содейст­вуя созданию основ собственного педагогического стиля, форми­рованию практических умений и навыков.

Вместе с тем методика музыкального воспитания, как и дру­гие частные методики, не должна носить рецептурный харак­тер. Она призвана лишь дать студентам основы решения типич­ных педагогических задач и ситуаций, характерных для музы­кальной деятельности детей в дошкольном учреждении. На прак­тических занятиях студенты овладевают различного рода твор­ческими заданиями с постепенным их усложнением. Они должны научиться, например, самостоятельно придумывать песенку, попевку, танец для конкретной возрастной группы или ребенка, составлять сценарий развлечения или праздника, организовы­вать вечер досуга или концерт для родителей и т. д.

Теоретическая подготовка студента в процессе изучения курса постоянно соотносится с практическими заданиями, посе­щениями дошкольных учреждений для наблюдений за работой музыкального руководителя, воспитателей, знакомства с различ­ными формами организации музыкального воспитания детей (на занятиях, развлечениях, праздниках, в самостоятельной деятель­ности). Эти наблюдения должны носить целенаправленный ха­рактер, иметь отражение в дневниковых записях для последую­щего анализа. В период практики студенты активно участвуют в организации музыкального воспитания в детском саду, выпол­няя обязанности воспитателя, методиста, заведующего, музы­кального руководителя (при наличии соответствующей подго­товки).

Таким образом, в содержание курса входит, с одной стороны, овладение студентами специальными музыкальными знаниями, умениями и навыками в процессе аудиторных теоретических и практических занятий, с другой - их проверка в детском саду во время лабораторных занятий и педагогической практики с целью обеспечения полноценной музыкально-профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания.

Будущему педагогу важно понять, что эффективность му­зыкальной подготовки во многом определяется его личным при­мером, культурой. Организуя прослушивание музыки, разучи­вание песни и т. д., он должен не только обеспечить художествен­ное исполнение произведения (в «живом» исполнении или запи­си), ярко рассказать о его содержании, характере, но и проя­вить личную заинтересованность, увлеченность, в определенной мере артистизм, без которых воспитанники не смогут проник­нуться соответствующим настроением, эмоционально сопережи­вать музыкальным образам. Личное отношение педагогаi к музы­ке, его вкус, исполнительские возможности в значительной степени влияют на уровень музыкального развития его воспитан­ников Именно поэтому музыкальный руководитель, воспитатель должны постоянно совершенствовать свою музыкальную куль­туру. Во многом этому способствует изучение музыкальных дис­циплин (элементарная теория музыки и сольфеджио, музыкаль­ная литература, хоровое пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах). Но этого недостаточно. Чтобы поддерживать хо­рошую профессиональную форму, в том числе и музыкальную, нужно заботиться о Heir систематически, активно занимаясь сво­им совершенствованием. Эталоном подражания для самих вос­питанников может стать лишь педагог, обладающий высоким уровнем общей и музыкальной культуры. Только при этом условии дети смогут обрести духовность, столь необходимую для развития личности.

Раскрытие предмета данного курса требует рассмотрения понятий воспитание, образование, обучение и развитие в кон­тексте его специфики.

Музыкальное воспитание в детском саду - это организован­ный' педагогический процесс, направленный на воспитание му­зыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка.

Под музыкальным образованием в детском саду подразуме­вают «первые шаги» в этой области, которые раскрывают де­тям содержание элементарных сведений и знаний о музыке, ви­дах, способах музыкальной деятельности.

Обучение рассматривается как основной путь и средство му­зыкального воспитания детей, обеспечивающие эффективность в развитии их музыкальности, музыкально-эстетических пред­ставлений, музыкальной культуры, художественно-творческих спо­собностей, с целью формирования полноценной личности ребенка,

Музыкальное развитие - это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, фор­мирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным.

Все эти понятия тесно взаимосвязаны. Их связь выражается и в том, что эффективность музыкального развития ребенка дошкольного возраста зависит от организации музыкального воспитания, включая и обучение. Обучение должно иметь раз­вивающий характер на основе глубокого изучения ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей и знания законо­мерностей музыкально-эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1102 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...