Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культурные эпохи в истории становления человека, тыс. лет 5 страница



Со временем, очевидно в этот процесс включаются социальные факторы. К репродукции рода допускаются все, а не только физически лучшие и приспособленные. Последующие поколения такого «неестественного» отбора это уже не сообщество «отборных», а социальное содружество с их неэлитными собратьями. Первые формы социальности научаются сохранять жизнь слабым и обречённым в борьбе за существование, а, следовательно, пробил час «чистой» биоэволюции в судьбе антропоидов. Прогресс в этой борьбе теперь обеспечивают не совершенствование физиологической и морфологической приспособленности, а совершенствование социальных технологий. Т.е., тем самым, человеческий род вынес за пределы собственного тела проблему эффективного противостояния природе. Характерная для человека видовая телесность зафиксировала свою видовую определённость именно на этом рубеже, после которого биофизиологические приспособительные модификации уже объективно не востребованы. И поэтому, ступени человеческого прогресса фиксируют уже внетелесные достижения культуры (каменный или бронзовый век, островная или континентальная цивилизация и т.д.). Восхождение по этим ступеням теперь не меняет в родовом качестве «человек» его биоконтент.

Однако, осуществляющийся вне тела социальный прогресс не может отменить неизбежных для всего живого генных мутаций, как сущностной характеристики этого живого. Поэтому правомерен серьёзный общественный интерес к вопросам о социальной значимости этих мутаций и наличии их видимых, положительных или негативных, результатов. Наибольшее, по социальному резонансу, место среди обозначенных вопросов занимает теоретический блок вопросов о месте и значении биологического в социальном бытии рас и этносов. Насколько значимы отличия в разрезе глаз, пигментации кожи или структуре волос. И самый резонансный – предопределяют ли расовые различия и разность в эволюционных стадиях развития расовых групп? Наука давно преодолела этап объективного исследования этой проблемы. Ответ научного естествознания вполне ясен: все люди на земле в своей видовой определённости – Homo sa­piens, а эстетические нюансы цвета для родовой идентификации не значимы. Здесь давно нет научной проблемы, а есть проблемы идеологические и политические. Что же, для приверженцев идеологии качественного неравенства рас повторим несколько азбучных истин. Европейские путешественники 15-19 вв. действительно сталкивались с объективными фактами колоссальных цивилизационных разрывов некоторых африканских, азиатских, американских сообществ со своими культурами. Эти сообщества, помимо разительных отличий в образе жизни, предлагали к осмыслению и другой объективный факт – очевидные отличия во внешности (пигмеи Африки, каннибалические племена Новой Зеландии и т. п.). Расовые группы, до начала 19 века, были достаточно жёстко локализованы в географическом пространстве, поэтому границы расовых популяций совпадали с границами цивилизационными. Эта эмпирическая реальность породила вполне объяснимые иллюзии. Но, планетарные интегративные процессы, со временем, показали, что представители т.н. «нецивилизованных рас» легко преодолевают эпохальные ступени и этажи. Статусная человеческая биология бесконфликтно интегрируется с любым социальным контентом после, разумеется, процедур адаптации. Главное – что для этой адаптации не выявлено никаких биофизиологических препятствий.

Мутационные процессы, не меняющие статусной «человечности», в современном мире продолжаются. До прошлого века огромную роль игралаизоляция отдельных популяций, но с глобализацией мировой жизни изолированность популяций сохранилась лишь у малого процента сообществ

Естественный отбор в виде волн сокращения популяции в результате, например, эпидемий резко снизился.

Зато мутационныйпроцессвсовременноммире значительно усилен загрязнением окружающей среды (выбросы химических веществ, отходы добывающих производств, внесение пестицидов в сельском хозяйстве, аварии в газовой и нефтяной отраслях, радиоактивное заражение местности, отравление среды в процессе современных военных действий и т.п.). Мутационный процесс происходит в отрыве от естественного отбора, поскольку медицина научилась спасать младенцев, которые при естественном отборе должны погибнуть, и лечить половозрелых людей, которые передают негативные мутации потомкам. Происходит также, очевидное и бурное, расовое смешение из-за межрасовых браков, расы теряют характерные черты, метисируются. Нелишне напомнить, что уже обозначавшийся выше, временной отрезок 15-19вв породил многомиллионные расовые группы мулатов, метисов, пионов, креолов и т.д. в Северной и Южной Америках. Сопоставимые процессы и результаты есть на всех континентах.

В то же время происходят зримые явления, общие для всех расовых групп – процессы грацилизации(снижение общей массивности скелета) и акселерации(ускорение развития всего организма)которые ещё ждут своей адекватной оценки антропологами.

Биологическое и социальное в сущности и существовании человека

Человек возник в процессе эволюции под воздействием законов, общих для всех живых существ. Человеческий организм, как и все живые организмы, для поддержания жизнеспособности нуждается в материальных источниках энергии пище, воде и кислороде. Он как и все животные не может существовать без регулярного отдыха, не может без температурной стабильности собственного тела, не может не зависеть от атмосферного давления и влажности воздуха.

Как и все живые организмы, он неизбежно претерпевает изме­нения, растет, стареет, умирает. Поэтому тело человека, человеческий организм – область изучения биологических наук.

Однако человеческий организм – это, конечно, еще не человек в социальном смысле. Ребенок, полностью изолированный от остальных людей, не научится говорить, его мышление не разовьется. Детёныш человека появляется на свет даже без инстинктов. Его телесность обречена без уже неустранимого патронажа социума. Только общество, в лице его представителей, может дать человеку технологии выживания и существования. Т.е. новорождённый может выжить только став человеком, а становится человеком только тогда, когда он развивается и живет в обществе. Всё это результат того, что у человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями – преемственность традиций, культуры, науки и знаний. А это, в свою очередь, стало возможным благодаря развитию речи и письменности. И теперь опыт, накопленный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.

Сам процесс антропосоциогенеза является и причиной такой перестройки биологического и, одновременно, его результатом.

Напомним, что на первых этапах эволюции гоминид отбор на большую приспособляемость к быстро меняющимся обстоятельствам имел решающее значение. Однако впоследствии, как показано выше, способность человека передавать по наследству негенетические приобретения в виде разнообразной научной, технической и культурной информации по мере возрастания объема знаний все более выводила человека из-под жесткого контроля естественного отбора и, тем самым, усиливала зависимость от общества.

Человек одновременно и биологическое существо, и социальное. Самые элитные или «одухотворённые» социальные статусы не изменят биопортрет человека.

Человек разумный как биологический вид относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду узконосых приматов, семейству гоминид, роду человек.

Человеческий организм – биологическая материальная основа, на которой в процессе социализации строится, воз­двигается человеческая личность, личность социального существа, организованного в разного типа сообщества, способного создавать и совершенствовать орудия труда в процессе предметно-практической деятельности.

Игнорирование социальной роли с преувеличением биологической, и наоборот – серьезная научная ошибка. Социологизаторство явно недооценивает значение наследственности в периоды интенсивного формирования организма человека, его личности (эмбриональный, грудной, детский, подростковый, юношеский). Развитие, адаптация человека осуществляются под влия­нием двух программ наследственности: биологи­ческой и социальной, генотипа и среды. К сожалению, биологически наследуются не только положительные, но и негативные задатки (умственная неполноценность, шизофрения и др.).

Таким образом, биологическоев человеке– это биологические законы обмена веществ и энергии, обусловленные морфофизиологическими особенностями организма. Биологическое – это морфофункционапьная основа, которая обеспечивает индивидуальное приспособление организма к среде. Биологическое в человеке – необходимое, но не достаточное условие. Социальное – система материальных и духовных факторов общественного происхождения и совокупность межчеловеческих, интерсубъективных, коммуникативных и психоэмоциональных отношений, влияющих на жизнедеятельность человека, его здоровье.

Биологическое и социальное относительно гармонично связаны между собой, образуя социального человека, личность. Биологическое в человеке проявляется в социальной форме. Но, не будем никогда забывать, что социальное этап в приспособительной эволюции. Земной смысл социального в человеке – обеспечивать его биологическое существование.

Темы докладов и рефератов

1. Человек и ноосфера.

2. Экология и проблема выживания человека.

3. Человек и Космос.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 682 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...