Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

I.2.6. Веданта-сутра



Слово веда означает "знание", а анта - "конец". Таким образом, Веданта значит "конечное слово Вед", или "вывод всего учения Вед". Веданта-сутра - это дополнение к Ведам, содержащее комментарий на Упанишады.

Сутры Бадараяны настолько сжаты и кратки, и их значение так трудноуловимо, что понять их без разъяснений духовного учителя практически невозможно. И самым знаменитым вайшнавским комментарием на Веданта-сутру является Говинда-бхашья, которой мы обязаны Баладеве Видьябхушане. Основная сложность в изучении Веданта-сутры заключается в выявлении связующих звеньев между разными сутрами, также как и между разными словами, составляющими сутры. Сутры указывают на различные философские точки зрения или же различные их объяснения, содержащиеся, например, в Упанишадах. Стало быть, если мы хотим правильно растолковать Веданта-сутру, нам необходимо в совершенстве овладеть знаниями, по крайней мере, Упанишад.

Веданта-сутра подразделяется на четыре части (адхьяйи). Первая часть показывает нам, что все Ведические тексты говорят о Верховной Личности Бога (Брахмане), и все кажущиеся противоречия разрешаются в Нем (эти противоречия проясняются и разрешаются только когда на них проливается свет знания науки о Боге). Вторая часть доказывает, что между Веданта-сутрой и другими шастрами не существует антагонизма. Третья часть описывает средства достижения высшей цели, Вишну (Верховного Брахмана), тогда как четвертая описывает славу Освобождения, назначения тех, кто достих Верховного Брахмана. Подытоживая, можно сказать, что первые две части обсуждают взаимоотношения живого существа с Богом (самбандха-гьяна), третья часть говорит об искусстве деятельности в соответствии с пониманием этих взаимоотношений (абхидея-гьяна), а четвертая - описывает плод такого преданного служения (прайоджана-гьяна).

Для чтения Веданта-сутры и Говинда-бхашьи человеку необходимо обладать особыми знаниями культуры Ведической традиции, какой она была в самой глубокой древности. Различные школы претендуют на то, что корни их философии находятся в Веданта-сутре, аргументируя это одним лишь своим собственным пониманием этого писания. На западе к Ведантистам бесцеремонно причисляют последователи Шанкарачарьи, тем самым, отводя им роль единственных носителей философии Веданты. Конечно же, многие из них считают комментарии Шанкарачарьи на Веданту наиболее привлекательными для себя. Но Веданта открывает человеку сущность ведической мудрости; не справедливо сводить ее к Шарирака-бхашье Шанкары, излагающей лишь кеваладвайту, философию исключительного монизма. Существуют и другие комментарии, такие как Говинда-бхашья Баладевы Видьябхушаны, основанная на доктрине дуализма.

Последователи философии кеваладвайта (обычно известной как Маявада), не единственные, кто основывается в своих взглядах на Веданта-сутре. Философия Веданты является основой всей деятельности Вайшнавов, и она растолковывается ими через философии шуддхадвайты (чистого монизма), шуддха-двайты (чистого дуализма), двайтадвайты (монизма и дуализма) и ачинтья-бхедабхеда (непостижимого единства и различия). Чтобы считаться ачарьей среди индийских трансценденталистов, следующих ведическим принципам, необходимо быть глубоко сведующим знатаком философии Веданты.

Когда Шри Вишнусвами, один из четырех ачарий-Вайшнавов, представил свою философию шуддхадвайта-вады, последователи Шанкарачарьи воспользовались этим для того, чтобы выдвинуть свою доктрину кеваладвайты или адвайта-вады. Чтобы опровергнуть их, Шри Рамануджачарья, представил свою философию вишишта-вады, а Шри Мадхвачарья - философию таттва-вады. После этого, Шри Чаитанья Махапрабху заключил это Своей философией ачинтья-бхедабхеда-таттвы, непосредственно вытекающей из Веданты и примиряющей все противоречия между дуализмом и монизмом. Баладева Видьябхушана объяснил Веданта-сутру на основе вайшнавской философии.

Бхакти становится подлинной и твердой, когда она развивается на основе философии Веданты*30. В противном случае, все может превратиться в сентиментализм, который станет лишь помехой для общества, как подтверждается Шрилой Рупой Госвами*31. "Все научное знание о Трансцендентном должно находить свое подтверждение в шрути, смрити и прочном логическом обосновании"*32. Такая логика называется ньяя. И Веданта-сутра также известна как ньяя-прастхана (прастхана значит "источник знания"), поскольку она излагает ведическое знание на основе логики и логических рассуждений.

I.2.7.

Очень древнее учение Панчаратры сопровождает гимн Риг-Веды, называющийся Пуруша-сукта, и представляющий собой доказательство Вайшнавской философии Вед. В Шатапаха Брахмане (13.6.1), написано, что Нараяна открыл вид жертвоприношения, именуемого панчаратра, и совершил его. Это писание является частью Ведических Брахман, описывающих обряды и церемонии. Ритуальные методики Панчаратры не могут быть выдуманы или открыты кем-то, только Бог может дать наставления, содержащиеся в Панчаратрах. Более того, обряды Панчаратрики основываются на ведических текстах.

Панчаратра объясняет, что "Нараяна является изначальной причиной всех экспансий Бога, таких, как Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха. Васудева и Санкаршана располагаются посередине: слева и справа, Прадьюмна - справа от Санкаршаны, а Анируддха - слева от Васудевы. Таков порядок расположения этих четырех Божеств. Они известны как личные адьютанты Кришны"*33. Шанкарачарья яростно боролся с теми, кто придерживался Панчаратры, поскольку работы, подобные ей, сильно подрывают основы монизма, атеизма и нигилизма, что неоднократно демонстрируется в Чайтанья-чаритамрите.

"Великие ачарьи прошлого признают Панчаратра-шастры подлинными ведическими писаниями. Такие писания не являются порождением гун страсти и невежества. И потому сведущий ученые и брахманы всегда ссылаются на сатвата-самхиты. Изначальным рассказчиком этих писаний является Сам Нараяна, Верховная Личность Бога. Подтверждение этому приводится в Мокша-дхарме (349.68), являющейся частью Шанти-парвы Махабхараты. Мудрецы, достигшие освобождения, такие, как Нарада и Вьяса, свободные от четырех недостатков обусловленных душ, занимаются распространением этих писаний... Нет никого отвратительнее недобросовестных комментаторов и так называемых учителей, умышленно извращающих смысл Панчаратра-сутр, дабы опровергнуть представленные в ней ограничения"34.

В комментарии к Чаитанья-чаритамрите Шрила Прабхупада объясняет, как описание чатур-вьюхи, приведенное в Панчаратре, является камнем приткновения для монистов. Там же Шрила Прабхупада представляет и опровергает, один за другим, доводы, противопоставленные Шанкарачарьей. В своем комментарии на Веданта-сутру, известном как Шри-бхашья, Шрипада Рамануджачарья также показывает несостоятельнось утверждений Шанкары. Шри Рамануджачарья объясняет, что он приравнивает Панчаратру к философии атеиста Капилы, пытаясь доказать, что и та и другая противоречат ведическим догмам. Сатвата-панчаратры являются дополнением к Ведам, и также, как и Веды, исходят из дыхания Бога, Нараяны. И Панчаратра и Веданта-сутра выражают одни и те же идеи. Поэтому Шри Чаитанья Махапрабху подтверждает, что между ними не существует разногласия*36.

Панчаратры признаны Рамануджачарьей, Мадхвачарьей и Чаитаньей Махапрабху. Описание экспансий Вишну, содержащееся в них, устанавливает Его верховное положение. В Панчаратрах также объясняются вайшнавская дикша и этикет, и даются предписания по сооружению храма, установлению арча-виграхи Господа, поклонения Ему и т. д.

Тот факт, что в Панчаратрах рекомендованы другие обряды и церемонии, в дополнение к тем, что упомянуты в Ведах, никоим образом не доказывает того, что они не-ведические. Некоторые (в том числе и смарта-брахманы) пытались посеять сомнения в подлинности и действенности Панчаратр, аргументируя это тем, что сам Вьясадева в своей Веданта-сутре якобы осуждал их. Эти доводы - ни что иное, как бесстыдная ложь, поскольку и Махабхарата и Шримад-Бхагаватам (непосредственный комментарий на Веданта-сутру), также написанные Вьясадевой часто адрессуют нас к Панчаратрам. Назначение Вед не сводится к тому, чтобы просто провести разграничения между тем, что должно и что не должно. Веды также учат тому, что Абсолютная Истина является личностью. Отвергающие Панчаратру оправдываются тем, что она осуждается в некоторых Пуранах, забывая о тех из них, которые рекоммендуют Панчаратру, то есть, о саттвика Пуранах,- шести Пуранам в гуне добродетели, относящимся к наиболее важным.

Нарада стал автором Нарада-панчаратры - толкования Вед с точки зрения преданного служения Господу. Эта Нарада-панчаратра способна освободить от пут кармы даже тех, для кого кармическая деятельность представляет единственный интерес в жизни. Нарада дает руководство людям мира, каким образом они, через свою деятельность, могут выйти на путь духовного восхождения. В этом, как объясняет Шрила Прабхупада и заключается метод Панчаратры: "Для того, чтобы излечиться от несварения желудка, вызванного злоупотреблением молочными блюдами, врач прописывает больному принимать простоквашу, которая является ни чем иным, как видоизмененным молоком..."*37





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 953 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...