Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О правовых характеристиках человека



Люди всегда мечтали о справедливой, хорошей жизни. Эти мечты воплощались в различных социально-философских концепциях от Гесиода до Маркса.

Гесиод, Гераклит призывали вернуться назад, во времена «золотого века», когда отношения выстраивались патриархально, на основе родоплеменных связей.

Платон мечтал об идеальном государстве, основанном на справедливости.

Т. Кампанелла, в своём выстраданном произведении «Город Солнца», описывал утопическое общество, где все люди счастливы и свободны.

К. Маркс убеждал, что самое справедливое общество основано на диктатуре пролетариата.

Ранее, Ж.Ж. Руссо считал, что если бы человек рождался уже свободным, то он нигде не был бы в оковах, а со свободой, равенством и справедливостью у человечества вообще не было бы никаких проблем.

В том то и дело, что вектор движения прямо противоположный: человек и человечество развиваются к свободе, равенству и справедливости, то есть к праву из ситуации их отсутствия. Речь должна идти лишь о том, что человек (народы) по своей природе (в отличие от животного мира), способен в процессе эволюции совершенствоваться и приходить к правовым формам организации своей жизни.

Неверно представлять себе дело так, что будто изначально какое-то время существовала правовая жизнь и функционировали правовые отношения между свободными субъектами, и лишь затем появилось право со своей сущностью: свободой, равенством и справедливостью.

Первобытнообщинный строй представлял собой органическую целостность: в его пределах происходила социальная организация индивидов и вырабатывались их социальные характеристики. Каждый человек в своём бытии и сознании был слит с родом, жизнедеятельность каждого человека зависела от жизнедеятельности рода. Индивидуальное и общественное не разделялось, и человек осознавал себя как представителя всего рода. У рода были свои правила, обычаи, табу, необходимость которых ни у кого не вызывала сомнений. Старшинство по возрасту и опыту признавалось всеми.

С появлением частной собственности первобытное единение нарушается.

Частная собственность поставила людей в неравное положение по отношению к общественному богатству. Человек начинает обособляться от рода, потому что собственническое присвоение части общественного богатства отделяет его от коллектива. В обществе происходит разделение на две сферы:

• частную и • общественную, породившие массу противоречий.

Инструментом оптимизации противоречивых отношений выступает государство со своими институтами: законодательным, исполнительным и судебным.

Вместе с государством возникает и ПРАВО, как особый институт регулирования общественных отношений.

С этого времени человек существует в правовом поле, т.е. в рамках определённой регламентации: моё и наше, дозволенное и недозволенное. Причём регламентация осуществляется не традицией и обрядом, а правовой нормой, установленной властью – законом.

Правовые отношения распространяются на все сферы жизни и деятельности человека и общества.

Право становится неотъемлемым атрибутом функционирования общества, а человек – правовым существом.

Человек как правовое существо является таковым потому, что он обязан принять установленные правила и нормы общества как его полноправный член. Более того, только тот индивид становится личностью, кто способен осознавать и реализовывать принципы права, соблюдать закон.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 427 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...