Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Неопозитивистская концепция права Г. Харта



Правовая концепция Г. Харта развита в русле аналитической юриспруденции, хотя и со своими явно легистскими подходами, т.е. право у него неразрывно с законом.

В своем учении о праве Харт исходит из того, что минимальной целью социальной жизни людей является выживание. С этим, согласно Харту, и связано наличие разумных оснований к тому, что право и мораль должны содержать определенные нормы поведения.

Под такими нормами Харт имеет в виду нормы о защите прав личности, собственности и взаимных обещаний (т.е. договоров).

Сама же разумность этих норм обусловлена необходимостью выживания людей (т.е. осуществления их минимальной цели) с учетом наличия таких «естественных факторов», как уязвимость людей, приблизительное равенство людей в физическом и духовном отношениях, ограниченность альтруизма людей, ограниченность количества благ, ограниченность благоразумия и твёрдости воли у людей.

Эти нормы, по Харту, правовые и имеют принудительный характер. Данные нормы являются необходимым компонентом любой системы позитивного права (закона).

Право (позитивное право) по своей структуре, у Харта, состоит из правил (норм), которые он делит на первичные и вторичные.

Первичные правовые правила – это правила обязывания. Они возлагают обязанность без учета воли соответствующих лиц. Они связаны с угрозой санкций, которая как мотив должна удерживать от запрещённого поведения.

Вторичные правовые правила представляют частную или публичную власть. Правила, предоставляющие частную власть, дают частным лицам способность самим строить свои правовые связи с другими с помощью договоров, завещаний и т.д. Правила, предоставляющие публичную власть, определяют деятельность в сфере законодательства, правосудия, управления. Вторичные правила не требуют от адресатов вести себя определённым образом, а дают возможность отдельным лицам при определённых условиях создавать права и обязанности.

Суть концепции права Г. Харта в том, что под правом, которое он описывает, имеется в виду некий приказ (властная сила), фундаментальная норма (скрытно – государство).

Существует ряд других концепций философии права. В частности:

• неокантианская концепция;

• неогегельянская концепция;

• учение о праве Г. Кельзена;

• концепция «возрожденного» естественного права;

• экзистенциальная философия права;

• онтологическая концепция права Р. Марчича;

• познавательно-критическая теория права.

Они по-своему интересны. Но выражают интересы и потребности в основном легистских подходов, где право и закон как бы сливаются в единое поле, с незначительными собственными проявлениями; либо в абсолют возводится естественное право или позитивное право.

ЧЕЛОВЕК КАК ПРАВОВОЕ СУЩЕСТВО   Человек, как только он стал таковым, то есть существом разумным – Homo sapiens, старался осмыслить себя в окружающей действительности и упорядочить эту действительность и себя в ней. Сделать это было далеко непросто, но необходимо. И мы с вами уже говорили об этом в процессе рассмотрения проблем философии права в её исторической части. Человек – существо общественное, он живёт и действует совместно с другими людьми. В процессе жизнедеятельности возникают самые разнообразные отношения: экономические, экологические, управленческие, педагогические, научные, художественные, медицинский, физкультурные, оборонные и общественной безопасности, а также их разновидности. Это закономерно. Поэтому всю систему возникающих общественных отношений требовалось упорядочить. Для этого был необходим специальный механизм – таким механизмом и является право, через его составляющие: равенство, свободу и справедливость. Функционирование этого механизма осуществляется в рамках государства, как главенствующего правового института общества. А конкретизация осуществляется самим человеком, так как он является субъектом всего общественного процесса, включающего и правовые отношения.  

Человек, являясь субъектом общественного процесса, одновременно находится и под взаимным влиянием общества на него. Обратная связь обязательна, в противном случае выстраивание правовых отношений чревато волюнтаризмом, диктаторством, тоталитарностью. В этом смысле мы с вами будем говорить о демократическом обществе и месте в нём человека, как правового существа. Означенная взаимосвязь нуждается в организации, гармонизации и согласованности. Вот здесь правовые отношения представляются главенствующими, они присутствуют во всех сферах общества, а задача человека, как субъекта общественных отношений, руководствоваться правом, принципы которого реализуются в законах. Человек выступает как арбитр, как главный их регулятор в обществе и по отношению к самому себе.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1274 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...