Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Принадлежности философии права



Первый. Философия права как научная область знания. Здесь речь идёт о междисциплинарном характере знания, включающего философию и юридическую науку.

Второй. Дисциплинарная принадлежность либо к философии, либо к юриспруденции. Здесь речь идёт о концептуальном понимании права юристами и философами, что соответствует предметам каждой науки. Конкретнее: философия – это сфера всеобщего; право и правоведение – сфера особенного.

В философии права как особой философской дисциплине (наряду с философией природы, философией религии, философией морали) дается концептуальное понимание права в его познавательном варианте, дается оценка содержания.

В философии права, разработанной с позиции юриспруденции, доминируют правовые мотивы (позитивное право).

Из такого различия и вытекает преимущественный интерес к таким проблемам: как смысл, место и назначение права и юриспруденции в контексте философского мировоззрения; в системе философского учения о мире, человеке; формах и нормах социальной жизни; о путях и методах познания; о системе ценностей.

Главное, конечно, не в том или ином наборе тем и проблем, а в существе их осмысления и толкования с позиций предмета философии права или позиций предмета юриспруденции.

Степень развитости философии права, её реальное место и значение в системе наук (философских и юридических) непосредственно зависят от общего состояния философии и юриспруденции в стране. Заметную роль при этом играют и политико-идеологические факторы, а также научные традиции.

ПРАВО В СУЩНОСТНОМ ПОНИМАНИИ   С точки зрения сущности, право воспринимается через триаду своих качеств – формального равенства, свободы и справедливости. ПРАВО КАК ФОРМАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО Понятие «равенство» представляет собой определённую абстракцию, т.е. является результатом сознательного абстрагирования от тех различий, которые присущи уравниваемым объектам. Уравнивание предполагает различие уравниваемых объектов и вместе с тем несущественность этих различий с точки зрения конкретного основания уравнивания (в качестве основания в обществе, например, может быть статус, возраст, пол). Основанием (и критерием) правового уравнивания различных людей является свобода индивида в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме его правоспособности и правосубъектности. В этом состоит специфика правового равенства и права вообще.  

Правовое равенство – равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой норме и мере (не важно президент ли ты страны или уличный дворник).

Там, где люди делятся на свободных и несвободных (тюрьма), последние относятся не к субъектам права, а к объектам и на них принцип правового равенства не распространяется.

В обществе равенство – всегда правовое равенство или формально-правовое равенство. Ведь правовое равенство, как и всякое равенство вообще, абстрагировано (по основанию и критерию) от фактических различий и потому носит формальный характер.

ОДНАКО необходимо понимать, что равенство это не уравниловка и в обществе равенство имеет рациональный смысл и практически возможно только как правовое (формально-правовое, формальное) равенство.

Именно благодаря своей формальности (абстрагированности) равенство становится как бы измерителем реальной действительности для любого человека в обществе: все люди равны перед законом; каждому гарантировано право на жизнь; каждый человек свободен в равной степени получить высшее образование, вести ЗОЖ, заниматься спортом, создавать семью, воспитывать детей и т.д.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 305 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...