Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Философия права Нового времени (с середины ХVII по ХIХ в.).
Этот период богат прежде всего выдающимися умами человечества от Гуго Гроция до Георга Гегеля, внёсших блестящий вклад в понимание и развитие философии права.
ГроцийГуго (1583-1645 гг.) – один из ранних творцов «юридического мировоззрения» Нового времени. Он стоял у истоков современной доктрины международного права, формирования основ новой рационалистической философии права и государства. В основе юридического подхода Гроция лежит идея справедливости как необходимого признака права. Вслед за Аристотелем он делит право на естественное и волеустановленное. Естественное – «предписанное здравым смыслом», согласно ему то или иное действие может быть признано морально порочным либо морально необходимым. Волеустановленное имеет своим источником волю: человеческую или божественную.
БэконФрэнсис (1561-1626 гг.) – отвергая схоластику, он защищал и развивал эмпирической метод исследования природы, включая сюда и «природу человека».
К заслугам Бэкона можно отнести:
▪ разработку им проблем «всеобщей справедливости», которая в юридическом плане трактуется в плоскости позитивного (признанного) права;
▪ различие права и закона (форма и содержание; социальная воля по защите общества и конкретная норма – справедливая или нет);
Имея в виду справедливые (правовые) законы, Бэкон писал, что «законы – якори государства».
ГоббсТомас (1588-1679 гг.) представитель ярко выраженной этатистской философии права и государства (фр. ″Etat″ – государство, позиция абсолютизации роли государства в решении всех вопросов). В его учении принципиально противопоставляются естественное состояние и государство (гражданское состояние). В естественном состоянии, по мнению Гоббса, нет общей власти, а где нет власти, нет закона, а нет закона, нет справедливости. Естественное право – это свобода всякого человека действовать по своему усмотрению, но эти действия не всегда правильные (правовые).
Естественное право, по мысли Гоббса, не следует смешивать с естественным законом – предписанием или найденным разумом общим правилом, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни.
Наличие лишь естественных законов не ведет к безопасности. Гарантировать соблюдение таких законов может лишь общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу. Такая власть может быть сосредоточена только у государства (группы людей обладающих волей). Гоббс разработал договорную теорию возникновения государства, в основе которой лежат естественные законы, суть которых заключена в поисках людьми мира, согласия, справедливости. Такой поиск жестко, с угрозой наказания должно контролировать государство.
Локк Джон (1632-1704 гг.) отражал идеи зарождающегося либерализма (лат. ″liberalis″ – свободный; совокупность идей, направленных на защиту личности, ее прав и свобод от диктата государства).
В учении Локка идеи естественного права и договорного происхождения государства интерпретируются в духе:
а) утверждения неотчуждаемых прав и свобод личности,
б) разделения властей,
в) правовой организации государственной власти,
г) господства права в общественной и политической жизни.
В естественном (договорном) состоянии, согласно Локку, господствует естественный закон, закон природы, который выражает разумность человека. И человек в соответствии с требованиями разума также и в естественном состоянии, преследуя свои интересы и отстаивая свое – свою жизнь, свободу, собственность, – стремится не навредить другому (в отличие от теории Гоббса).
Разумное преодоление недостатков естественного состояния людей ведет, по Локку, к общественному договору об учреждении политической власти и государства, причем «великой и главной целью объединения людей в государство и передачи себя под власть правительства» является обеспечение за каждым человеком его естественных прав на собственность – жизнь, свободу, имущество.
Самозащита каждым человеком своих естественных прав и требований закона природы при переходе от естественного состояния к государству заменяется публичной защитой прав и свобод личности политической властью.
Необходимо отметить, что значительный вклад в развитие философии права и государства в период Нового времени внесли французские и немецкие мыслителя Шарль Монтескье (1689-1755 гг.) и Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.), Иммануил Кант (1724-1804 гг.) и Георг Гегель (1770-1831 гг.). Были проанализированы и обоснованы в понятиях такие явления, как «политическая свобода», «республика», «монархия», «демократия», «деспотизм», «система разделения властей», «судебные процедуры», «суверенитет», «права и свободы индивида», «законодательная власть», «правовое равенство», «моральность и легальность», «правосудие» и многие другие.
Несколько подробнее остановимся на творчестве Г.В.Ф.Гегеля, которое было ярко проявилось в области философии права в первой половине ХIХ в.
Право в это время представляло собой раздел философии. Курс лекций по философии права читался в ряде университетов Европы. В частности, в Гейдельбергском университете в Германии его читал выдающийся немецкий мыслитель, философ от Бога Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Окончив Тюбингемский богословский институт, Георг Гегель работал домашним учителем, редактором газеты, директором гимназии, и впоследствии был профессором философии в Гейдельбергском (1817-1818 гг.) и Берлинском (с 1818 г.) университетах. Его пытливый ум имел необычайно широкое поле применения в различных областях знания: в философии, в логике, в праве, в политике. В Гейдельберге он издает в 1817 г. «Энциклопедию философских наук», состоящую из 3-х частей: «Логики», «Философии природы» и «Философии духа», которая явилась прелюдией к «Философии права», впервые изданной им в Берлине в 1820 г.
«Философия права», представляла собой, согласно гегелевской концепции, философскую науку о праве, являвшуюся «частью философии», а именно той частью, которая принадлежит философии объективного духа.
Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа у Гегеля являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология); объективный дух (право, мораль, нравственность); абсолютный дух (искусство, религия, философия).
Объективный дух – это, по Гегелю, та ступень развития духа (и всемирной истории), когда свобода впервые приобретает форму реальности, т.е. наличного бытия в виде государственно-правовых формообразований. Дух выходит из формы своей субъективности, познает и объективирует внешнюю реальность своей свободы: объективность духа входит в свои права.
«Дух» у Гегеля – сфера разума. Реализация духа осуществляется через «идею», т.е. понятие. Например, идея права, которая есть свобода, развертывается в гегелевском учении в мир государства и права, а сфера объективного духа (читай – разума, знаний) предстаёт как идеальная правовая деятельность.
Гегель раскрывает диалектическое движение понятия «права» от его абстрактных форм до конкретных – от абстрактного права к моральности, а затем к нравственности – семье, гражданскому обществу и государству.
Свою концепцию философии права Гегель разрабатывает и трактует именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, которая, занимаясь позитивным правом (законодательством), имеет дело, по его характеристике, лишь с противоречиями. Задача философии права, по Гегелю, состоит в постижении мыслей, лежащих в основании права, а подлинная мысль о праве есть его понятие, диалектика которого и раскрыта им в «Философии права».
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 326 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!