Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитие философии права в России



Начало преподавания и научной разработки проблем философии права в России относится к ХVIII в.

«Наше отношение к западной науке, – писал русский юрист к. ХIХ – н. ХХ вв. Н.М. Коркунов, – можно сравнить с отношением глоссаторов к римской юриспруденции. И нам приходилось начинать с усвоения плодов чужой работы, и нам прежде всего надо было подняться до уровня иноземной науки… Тем не менее в каких-нибудь полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юристов разницу в шесть с лишком столетий».

Уже в начале ХVIII в. по указанию императора Петра I была переведена работа С. Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека».

Первыми преподавателями в русских университетах были иностранцы (в основном – немцы, ориентировавшиеся на положения тогдашней немецкой юриспруденции и философии естественного права).

• Первым русским преподавателем права был профессор Московского университета Сергей Ефимович Десницкий (1740-1789 гг.), который во многом разделял взгляды Гуго Гроция о естественном праве.

В 1818 г. вышла в свет книга русского юриста А.П. Куницына «Право естественное», основанная на идеях И. Канта. Но вскоре была запрещена правительством как «вредное учение», а сам автор был изгнан из Петербургского университета и Александровского лицея.

Заметной вехой в становлении философско-правовых исследований в России явилась «Энциклопедия законоведения» Константина Алексеевича Неволина (1806-1855 гг.), профессора Киевского университета. Он был одним из немногих (наряду с Петром Григорьевичем Редкиным 1808-91гг. – историком философии, профессором Московского и Петербургского университетов, ректором Петербургского университета в 1873-76 гг. и Иваном Васильевичем Киреевским 1806-56 гг. – религиозным философом, одним из основоположников славянофильства) русских слушателей лекций Гегеля в Берлинском университете и хорошо знал о состоянии европейской философии права в то время. «Энциклопедия права» К. Неволина – первая в России философско-правовая работа, в которой нашли отражение и были использованы гегелевские позиции по философии права.

• Определённый вклад в развитие в России философии права внёс Пётр Григорьевич Редкин. В первый период своей преподавательской деятельности в Московском университете он исходил из гегельянских представлений. В последствии в Петербургском университете он исходит из того, что в условиях современности на смену спекулятивной философии (скрывающей некоторые правовые недоработки) закономерно пришла положительная философия.

П. Редкин различал три метода систематического научного освещения права: органический, диалектический и генетический. Органический метод – наименее научный из всех систематических методов; диалектический метод – разработан Гегелем; генетический метод, который разработал сам П. Редкин, и есть, по его представлениям, подлинно научный (в духе позитивизма, т.е. используя достижения естественных наук).

ЧичеринБорис Николаевич (1828-1904 гг.) – выдающийся русский юрист и философ права. Сторонник конституционной монархии. Профессор Московского университета. Основоположник «государственной школы».

В своих философско-правовых воззрениях Б.Чичерин находился под влиянием идей Гегеля и Канта. Но предпринял попытку совершенствования философии объективного идеализма и свою позицию называл универсализмом.

Суть сводилась к тому, что он, признавая что без диалектики нет философии, гегелевскую триаду (тезис – антитезис – синтез) заменяет четырёхчленом (с разделением антитезиса на два противоположных начала – единство и множество): «исходное начало» – «единство: множество» – «конечное единство». Такой четырёхчленный подход он применяет повсюду – в онтологии, гносеологии и аксиологии. Тем самым в трактовке диалектики у Б. Чичерина акцент переносится с борьбы противоположностей (и «снятия» одной из них на пути к синтезу) на их сохранение и разделенное бытие в виде двух самостоятельных начал. То, что у Гегеля выступает в качестве преходящих моментов развития (в истории и в философии), у Чичерина трактуется в виде вечных элементов человеческого духа.

Такая философская позиция Б.Чичерина явно метафизична, но он обозначает ее как универсальную и на ее основе строит свою концепцию философии права.

Философские основания права, по оценке Чичерина, должны служить руководящими началами практики. Необходимость и глубокий смысл философии права, отмечает он, обусловлены тем, что «область права не исчерпывается положительным законодательством».

Положительные законы изменяются сообразно с изменениями потребностей и взглядов людей и, будучи, произведениями человеческой воли, могут быть хорошими или дурными. Поэтому они нуждаются в оценках. Дать такую оценку может философия.

Для разумного установления в законе прав и обязанностей лиц необходимо знание того, «что есть право, где его источник и какие из него вытекают требования». Эти проблемы тесно связаны с человеческой личностью, так что их уяснение, в свою очередь, требует исследования природы человека. Ее свойств и назначения.

Все эти вопросы относятся к сфере философии права. «Отсюда та важная роль, которую играла философия права в развитии европейских законодательств», – отмечал Чичерин.

Понятие права у Б.Чичерина.

Он говорит о субъективном и объективном праве. «Субъективное право определяется как нравственная возможность, или иначе, как законная свобода что-либо делать или требовать. Объективное право есть самый закон, определяющий эту свободу. Соединение обоих смыслов дает нам общее определение: право есть свобода человека, определяемая общим законом».

Таким образом, под «правом» здесь понимается позитивное право, юридический закон, т.е. действующие нормы права. Причем Чичерин специально подчеркивает: «В отличие от нравственности право есть принудительное начало».

Он различает положительное и естественное право. Положительное право – это теоретические нормы; естественное право вытекает из человеческого разума и служит мерилом для положительного законодательства. Это мерило и составляет, по мнению Чичерина, содержание философии права.

Общим разумным естественным началом, которое служит руководством как для установления закона, так и его осуществления, является «правда или справедливость».

НовгородцевПавел Иванович (1866-1924 гг.) – русский юрист и философ. Профессор Московского университета. Его правовые взгляды находились под заметным влиянием кантианства и естественного права, необходимость возрождения которого является стержневой идеей всей его философско-правовой позиции.

Философско-правовая концепция П. Новгородцева пронизана стремлением утвердить нравственный идеализм в философии права. С этим связаны его призывы к возрождению естественного права в качестве необходимой духовной и нравственной основы права. Только с помощью таких идеальных построений можно преодолеть кризис современного правосознания. Поэтому он высоко оценивал кантовское моральное обоснование права.

Нравственный долг каждого – вложить свои усилия «в неопределенную перспективу грядущего», содействовать реализации нравственного принципа «свободного универсализма», осуществлению «идеи свободной солидарности всех», в которой свобода и равенство лиц сочетаются со всеобщностью их объединения.

Сущность естественного права у Новгородцева состоит в «этическом критицизме», и ему «свойственно стремление оценивать факт существующего с этической точки зрения. Но именно в этом и состоит задача философии права».

Естественное право противопоставляется праву положительному (читай законодательству) как идеал для последнего, «создаваемый ввиду недостатков и несовершенств положительных установок».

СоловьёвВладимир Сергеевич (1853-1900 гг.) – выдающийся представитель русской религиозно-философской мысли.

В трактовке Вл. Соловьёва право и государство выступают в виде необходимого связующего звена между идеальным нравственным сознанием (требованиями безусловного нравственного начала) и общественной практикой.

В своем философском учении о праве он различает право положительное и право естественное.

Естественное право выступает как общая идея права, его разумное начало. Соловьёв отмечает, что о естественном праве речь идет «каждый раз, когда вообще говорится о каких бы то ни было правовых отношениях. Нельзя судить или оценивать какой-нибудь факт из правовой области, какое-нибудь проявление права, если не иметь общей идеи права, или его нормы» (по сути говорится о философии права).

Естественное право как нечто умозрительное – это не реально действующее право, наряду с положительным правом, а сущность всякого действующего права.

Соотношение естественного и положительного права Соловьёв раскрывает как соотношение разумной сущности права и её реального проявления в действующем праве.

Понятие права Вл. Соловьёвым.

Оно несколько расплывчато. «В основе права лежит свобода как характеристический признак личности». Правом определяется отношение лиц. Закон должен соответствовать праву, иначе он перестает быть правовым явлением и теряет своё правовое значение.

Взаимосвязь нравственности и права, одинаково необходимая для них обоих. В трактовке Вл. Соловьёва следующая: между идеальным добром и злой действительностью есть «промежуточная область права и закона, служащая воплощению добра, ограничению и исправлению зла. Правом и его воплощением – государством – обусловлена действительная организация нравственной жизни в целом человечестве». Без права нравственная проповедь осталась бы пустословием.

БердяевНиколай Александрович (1874-1948 гг.) – один из крупнейших русских религиозных философов. В 1922 г. был выслан из Советской России.

Главная философско-правовая проблема всей его жизни – проблема свободы.

Данная проблема, а вместе с ней и все социальные вопросы, включая вопросы права и государства, освещаются Бердяевым с позиций разработанной им философской концепции христианского персонализма.

В своем персоналистическом учении о свободе человека Н. Бердяев отличает личность от индивида. Индивид есть категория натуралистическая, биологическая, социологическая, а личность – категория духовная. Именно в качестве личности человек есть микрокосм, универсум, а не часть или атом какого-то внешнего целого (космоса, общества, государства и т.д.).

«Личность есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает, подобно индивидуализму, эгоцентрической изоляции. Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием». Н. Бердяев.

Концепция правопонимания у Бердяева.

Центральное место в ней занимает положение об абсолютных и неотчуждаемых правах человека, имеющих божественное (и духовное) происхождение и идущих от Бога, а не от природы, общества, государства. Корни этого права в том, что «от Бога происходит лишь свобода, а не власть».

Государство у Н. Бердяева.

Государство по версии христианского персонализма было создано в грешном мире актом насилия, и оно лишь терпимо Богом. В силу своего нехристианского происхождения и нехристианской сущности государство находится в конфликте и борьбе с личностью, свободой, царством Духа. Личность вынуждена, с одной стороны, признавать государство, а с другой стороны, неизбежно восстаёт против него, т.к. последнее давит всякое личное существование.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА   Любая наука и научная дисциплина имеют свой предмет изучения. Предмет науки – это то особенное, что отличает её от других наук и дисциплин. Философия права предстаёт как отдельная самостоятельная научная и учебная дисциплина. Философско-правовые исследования имеют давние и богатые традиции. Они восходят к истокам философии и юриспруденции и сопровождают всю историю их развития – вплоть до современности. Философия права – в её соотношении с другими видами и способами изучения права – является высшей духовной формой познания права, постижения и утверждения его смысла, ценности и значения в жизни людей. Философия права начинается с возникновения идей об объективной, независимой от официально-властного усмотрения и произвола, природе и смысле права. Эти идеи стали зародышем всех последующих представлений и концепций о внутренней взаимосвязи и единстве права, свободы и справедливости, о правах и свободах человека, о господстве права, о правовом законе и правовом государстве. И в том, что сегодня эти правовые идеи стали общепризнанными современным мировым сообществом ценностями и императивами, – неоспоримая заслуга философии права.

Философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства.

Правовая тематика изучается всей юридической наукой, предметом которой является так называемое позитивное (положительное) право.

Позитивное право (англ. positive law) – действующее право как совокупность нормативных правовых актов. Позитивное право называют также положительным правом.

Право (англ. law, right) – совокупность норм жизнедеятельности, принятых в обществе, обеспеченных и контролируемых государством.

В целом право изучает юриспруденция. Это изучение осуществляется различными методами:

• юридико-аналитическая обработка нормативных материалов,

• их комментирование,

• систематизация и классификация,

• разработка вопросов законодательства и правоприменения,

• юридической техники и т.д.

Без этого невозможно практическое применение права и потому юридическая методология имеет предметное научное значение.

Но вне сферы юридической аналитики позитивного права (т.е. того, что именуется «юридической догмой») остается целый ряд проблем общетеоретического, философского профиля, которые входят в предметную область философии права: соотношение общества и права; человека и закона; государства и права; права и закона.

Официально-властный авторитет, которым установлено позитивное право, – это, естественно, существенный факт, значимый не только для практики, но и для любой теории. И с этим обстоятельством считается не только юридическая догматика, но и любая философия права.

Однако, уже на уровне обыденного сознания очевидно, что одно дело – авторитет законодателя и совсем другое – разумность, правильность, справедливость самого закона, которым регламентируются все основные стороны жизни человека, его права и обязанности. (Пример: за украденную банку варенья – 3 года, а за похищенные у государства миллиарды рублей условные сроки).

По своей разумной природе человек живёт, осуществляет различные виды деятельности в осознанном и осмысленном им мире – 10-ть сфер общественной жизни.

Системообразующие институты жизни общества –





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1700 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...