Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
о\ | Э –экономика Эк –экология У –управление П –педагогика Н –наука И –искусство М –медицина Ф/к –физическая культура О –оборона О/б –общественная безопасность |
Сфера общественной жизни – это её системообразующий институт с присущими ей структурой и функциями, целями и задачами, принципами и нормами, традициями и культурой. Человек осознаёт себя в этом созданном им пространстве общественной жизни и подвергает правовому осмыслению каждую сферу своего бытия. Правовое осмысление сфер общественного бытия с точки зрения равенства, свободы и справедливости, с точки зрения добра и зла для него. Параллельно он подвергает сомнениям, проверкам, суждениям и оценкам своего разума (обыденного, теоретического, философского) и официально-властную данность позитивного права (т.е. самого законодательства).
Это испытание позитивного права по всем сферам жизни общества на разумность, справедливость, истинность, правильность его положений продиктовано не пустыми придирками к властям установившим его, а проблемами бытия человека, потребностями познания им природы и смысла права, его места и значения в жизнедеятельности людей.
Цель разума человеческого – достижение истины, и философия права занята поисками истины о праве.
С точки зрения позитивного права, вся истина о праве дана в самом позитивном праве, под которым имеются в виду все властно признанные источники действующего права (законы, подзаконные акты, санкционированное обычное право, судебные прецеденты), все официальные установления, наделенные законной силой – т.е. закон.
Такой подход к праву, сводящий право вообще к позитивному праву, т.е. отождествляющий право и закон, характерен для юридической догматики и представлен в различных вариантах юридического позитивизма и легизма (от лат. ″Lex″ – закон). В этом смысле, естественно, истина о праве исчерпывается волей законодателя, мнением и позицией официально-властного установителя позитивного права.
Эта позиция, конечно, не соответствует природе и требованиям разума, ориентированного не на мнения и авторитеты, а на истинное, теоретически, философски осмысленное знание о соответствующем объекте, в нашем случае – о праве.
Уже простые рассуждения о позитивном праве порождают целый ряд вопросов, ответы на которые требуют выхода за рамки позитивного права и его позитивистского понимания:
• почему именно эти, а не другие нормы позитивированы и даны законодателем в качестве позитивного права?
• от чего зависит сама эта позитивация чего-то в качестве права – только от позиции и воли законодателя или есть какие-то иные (и какие именно) объективные, не зависящие от этой воли, основания законотворчества?
• в чём состоят его природа и сущность, его специфика, его отличительные особенности?
• каково соотношение права и других социальных норм?
• почему именно нормы права, а не нравственные, моральные или религиозные нормы обеспечиваются возможностью принуждения?
• в чём ценность права?
• справедливо ли право и в чем справедливость права?
• всякий ли закон является правом или возможно правонарушающее, антиправовое законодательство, произвол в форме закона?
• каковы предпосылки и условия для господства права, каков путь к правовому закону?
Основной смысл этих и подобных им вопросов можно сформулировать в виде проблемы различения и соотношения права и закона, которая обозначает предметную область философии права.
Без той или иной концепции такого различения права и закона мы в своём правопонимании неизбежно останемся в одномерной плоскости властно данного позитивного права, т.е. по сути дела – в рамках официального закона, в границах позитивистского законоведения и легизма.
Прошлые и современные философские учения о праве включают в себя тот или иной вариант различения права и закона, что собственно и определяет философско-правовой профиль соответствующего подхода.
Речь при этом идет о различных формулировках такого различения, в частности, о:
• различении права по природе и права по человеческому установлению,
• права естественного и права волеустановленного,
• справедливости и закона,
• естественного права и человеческого права,
• естественного права и позитивного права,
• разумного права и позитивного права,
• философского права и позитивного права,
• правильного права и позитивного права.
За этим терминологическим разнообразием лежит то, что в теоретически обобщенной форме мы обозначаем как право и закон, их различие и соотношение.
Именно наличие момента такого внутреннего единства и различия подводит нас к названию «философии права» и даёт содержательное основание для их понимания и толкования в качестве той или иной концепции именно философии права, понимаемой не в виде случайного набора разнородных воззрений, а предметно определенной и внутренне единой дисциплины: научной и учебной.
Та или иная концепция правопонимания (различие и соотношение права и закона) охватывает весь мир права в его понятийном значении. Категории (понятия) «суть ступеньки познания», в нашем варианте – познания сущности права.
Наличие права в обществе подразумевает и включает в себя правовую определённость и упорядоченность человеческого бытия во всех 10-ти сферах жизни общества, правовые отношения между гражданами, социальными общностями, социальными институтами, социальными организациями (партиями и движениями, министерствами и ведомствами, управленцами и исполнителями, гражданами и государством).
«Право (позитивное право) – это возведённая в закон воля господствующего класса, тех кто управляет государством», – отмечал в XIX в. К.Маркс.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 371 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!