Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тропы и фигуры



В основе стилистической выразительности лежат языковые механизмы вторичной номинации, описанной в стилистике в рамках традиционных риторических моделей создания языковых средств выразительности. Суть вторичной номинации состоит в том, что вновь созданные выразительные средства сконструированы по новой форме с учетом нормы естественного языка, в результате чего получается метафорическая (переносная) речь.

Существуют две системы организации переносной речи – тропы (die Tropen) и фигуры (die Figuren). В риторике с античных времен приняты два подхода к тропам: один – рассматривает тропы и фигуры как единое образование, другой – отделяет тропы от фигур. Такое отделение обосновывается тем, что специфическая особенность тропа заключается в функции выражения пластичности и образности, это скорее средство изобразительности, чем выразительности.

Однако тропы (сравнения, метафоры, метонимии) не только образная сетка, через которую воспринимается мир, но и определенное субъективное отношение к миру, которое обусловливает не только характер видения мира, но и его ощущение. Как и все изобразительно-выразительные средства тропы двусторонни: выражая денотативное содержание, они формируют его смысл и оценку, выражая субъективное отношение, они придают смыслу чувственный облик в том числе и тональный.

Определение фигуры в свое время сформулировал Квинтилиан: «фигура определяется двояко: во-первых, как всякая форма, в которой выражена мысль, во-вторых, фигура в точном смысле слова определяется как сознательное отклонение в мысли или выражении от обыденной и простой формы» (Античные теории языка и стиля, 11, 138). Тропы он относил к морфологии, а фигуры к синтаксису переносной речи.

Тропы обладают сложной структурой: в них чисто языковые элементы только одна сторона, вторая – элементы знакового построения выразительного смысла, возникшие на основе операций трансформаций, тождества, смежности и контраста, соединяющих элементы в образные структуры, в результате чего происходит «приращение выразительного смысла», добавление образного субэлемента. Эти средства рассчитаны на создание эффекта убеждения, эмоциональной реакции и особой доказательности.

Существует деление средств переносной речи по технике создания на «фигуры замещения» и «фигуры совмещения». Принцип их внутренней структурной дифференциации, равно как и их новое обозначение описывает Ю.М. Скребнев (Скребнев 1975: 108).





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 721 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...