Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О невиновности



Юридически кто-либо виновен, если совершил действие, направ­ленное против права другого. Но этически он виновен уже тогда, ко­гда у него лишь возникла мысль о том, чтобы совершить такое дейст­вие. Христос ясно выражается, когда говорит: коль скоро ты посмот­ришь на женщину и т. д. Поэтому, когда кто-либо не совершенствует свой образ мыслей, то всегда останется с этической точки зрения ви­новным в преступлении, которое не совершил из-за отсутствия усло­вий. Действие было бы совершено, так как в мыслях решение было уже принято, но помешали лишь обстоятельства. Чистота убеждений освобождает нас от вины этических обязанностей [этической вины]. Лишенный чистоты убеждений человек перед моральным судом будет выглядеть так, как если бы он совершил действие; ведь человек и во внешнем суде будет повинен в действии, даже если к этому его приве­ли только обстоятельства. Так, иной не является виновным в преступ­лении, поскольку он не попал в такие обстоятельства, но, окажись он перед тем же соблазном, был бы повинен в том же преступлении. Та­ким образом, все зависело только от внешних обстоятельств. Соответ­ственно этому не существует добродетели столь сильной, для которой невозможно найти соблазна. Мы знаем наше внутреннее убеждение недостаточно хорошо до тех пор, пока не оказываемся в обстоятель­ствах, в которых оно проявилось бы. Ведь даже каждый злодей имеет желание «быть хорошим» и «считает себя таким». Но кто может ска­зать, что у того или другого был соблазн обмануть своего ближнего и он не сделал этого? Чистоту внутренних убеждений необходимо практически показывать при каждом возможном случае, это и есть мораль­ная невиновность. Человек часто гордится своей невиновностью, еще не подвергшись искушению. У человека есть причина, чтобы избежать искушения, поэтому и Христос в «Отче наш» (в этой моральной молит­ве, которая даже тогда, когда мы просим о дневном хлебе, указывает больше на скромность, чем на заботу о пище) считал нужным просить не вводить в искушение. Потому что кто знает, как далеко простира­ются наши моральные качества и кто выдержал бы все искушения? Небо лучше всех знает нашу вину. Кто может сказать, что он мораль­но невиновен? Мы можем быть невиновны еще перед foro externo, но не здесь.

О вреде ничего сказать невозможно, так как это касается уже прав других. По отношению к тому, кто оболгал и обманул меня, я не поступлю несправедливо, если оболгу и обману его; но вообще, в со­ответствии со всеобщим человеческим правом, я совершаю несправед­ливость. Человек, оболгавший меня, не может, правда, пожаловаться на меня, но я все-таки также неправ. Таким образом, не к чему хва­литься, что мы по отношению к другому не совершили никакой не­справедливости, мы могли все-таки совершить несправедливость вооб­ще. При оскорблении необходимы компенсация или удовлетворение. Если это произойти не может, то следует просить прощения. Если че­ловек доказывает свое сожаление о нанесенном оскорблении и жале­ет о том, что оскорбил другого, но другой не удовлетворяется этим, то ему делает честь то, что он просит прощения. Последнее, следова­тельно, не является унижением.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 523 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...