Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приложения 2 страница



Однако имелось и глубинное противоречие с провозглашаемыми идеалами либерализма – прежде всего, с идеей равенства всех народов и рас, их будущего слияния в единое целое. Ведь если «отсталые» классы оказывались тупиковыми ветвями эволюции, то тем более это относилось к «отсталым» народам. Уже в начале ХХ в. это открыто провозглашалось, к примеру, в США. А первая половина ХХ в. стала временем расцвета расизма и фашизма. Немецкий философ-социалист Людвиг Вольтман (1871-1907) первым соединил социал-дарвинизм с немецким национализмом и расизмом. Двигателем прогресса он объявил «тевтонский дух» и развивал теорию биологического превосходства немцев над всеми народами. Уже очень скоро эти идеи были взяты на вооружение национал-социализмом.

Преступления нацистов не способствовали популярности социал-дарвинистских идей. Какое-то время они развивались по инерции, но к концу 60-х сходят на нет. Теоретик современного постпозитивизма Карл Поппер (1902-1994) стремился морально оправдать прогресс, показав, что человечество стремится к реально наилучшему для себя миропорядку. В основу этого миропорядка кладутся «общечеловеческие ценности». Но они по сути отождествляются с ценностями западного мира, «открытого общества», предназначенного для самореализации человека. Поппер выступал с резкой критикой формационной теории. По его мнению, объективных законов общественного развития не существует. Потому дальнейший ход истории человечества с точностью предсказать нельзя. Однако имеются определённые тенденции развития общества. Они возникают под влиянием коллективных устремлений людей, тех самых «общечеловеческих ценностей». Им, как уже сказано, отвечает «открытое общество».

С распадом СССР на Западе возникло ожидание «конца истории». Именно так озаглавил свой труд американский учёный японского происхождения Френсис Фукуяма. Он рассчитывал на распространение западного общественного устройства и образа жизни по всему миру – и тем самым на завершение исторического процесса. Однако события начала XXI в. опровергли эту радужную для многих перспективу. В свою очередь, это вызывало к жизни кризис всемирно-исторического подхода к истории как такового – уже не первый на протяжении двух веков.

Всемирно-историческому подходу в целом противопоставляется локально-исторический, или цивилизационный. Согласно этому подходу, всемирно-исторического прогресса не существует. Отдельные культуры или цивилизации проходят разные этапы в своем развитии независимо друг от друга, по собственным закономерностям. При этом естественным является как расцвет, так и упадок культур. Цивилизационный подход в наше время довольно популярен и на равных соперничает со всемирно-историческим. Его родоначальниками были русский философ Николай Данилевский (1822 – 1885) и немец Освальд Шпенглер (1880 – 1936).

Согласно Данилевскому, история – самостоятельное развитие обособленных друг от друга цивилизаций, или культурно-исторических типов. Каждый соответствует какой-нибудь общности народов – западным европейцам, например, или славянам. Каждый «тип» проходит свой путь, в своё время, не совпадая с другим. Культурно-исторические типы напоминают в этом отношении растении, животных или людей. Любая культура начинает путь с «детства», а заканчивает «старостью». Между культурами идёт борьба за существование, они вытесняют друг друга с лица Земли. Самым жизнестойким Данилевский считал славянский тип культуры.

Шпенглеру культура тоже казалась похожей на живой организм и неповторимой, имеющей собственную «душу». Каждая культура – замкнутая в себе единица, монада. Средний срок её жизни – 1000 лет. Шпенглер по-своему определял понятие «цивилизация». Для него цивилизация – культура в стадии упадка, когда основные ее силы сосредотачиваются в городах и она начинает разлагаться. Не месте погибшей культуры может возникнуть новая, но необязательно более совершенная. Всё это напоминало безвыходное колесо истории из древних многобожных верований. Название основного труда Шпенглера подчёркивало пессимистический пафос его теории – «Закат Европы».

Унаследовал от Шпенглера представление о «монадах» англичанин Арнольд Тойнби (1889-1975). Только «монады» он обозначал привычным словом «цивилизация». Цивилизации Тойнби противопоставлял примитивное общество, где развитие идёт гораздо медленнее. Эту особенность первобытности Тойнби объяснял тем, что первобытные люди берут пример со старших, используя опыт предшествующих поколений. Цивилизованный же человек берёт за образец героя, лидера, личность творческую, что и движет цивилизацию вперёд. Переход от подражания старцам к подражанию лидерам – черта, отделяющая первобытность от цивилизации.

Таким образом, прогресс – дело творческого меньшинства. Именно оно развивает цивилизацию, принимая вызовы враждебного окружения. Но в конечном счёте эти усилия оказываются напрасны. Тойнби разделял взгляды Шпенглера о неизбежности старения цивилизации. Но прогресс, по Тойнби, – это прежде всего культурное и духовное развитие. Отсюда делался вывод о возможности разорвать дурную последовательность рождения и гибели цивилизаций. Мировые религии взламывают границы монад и переводят их в новое качество. Из старой цивилизации непосредственно может родиться новая, более совершенная. Тойнби потому с надеждой смотрел в будущее человечества.

Количество теорий истории необозримо. Некоторые из них, как социал-дарвинизм, представляли собой очевидные идеологические конструкты. Другие, как формационная и цивилизационная, вполне могут существовать в отрыве от породивших их идеологий. Очевидно, подобные теории более полезны для объективного исследователя. Только следует помнить, что любая подобная теория – не догма, а инструментарий. Скажем, для изучения социально-экономической истории, сопоставления различных стран и народов больше подходит формационная концепция. Для выявления же особенного, для выделения локальных исторических регионов, для изучения культуры и религии больше даёт цивилизационный подход.

Творя в свете любой теории, честный исследователь должен исходить из доступного ему фактического материала. Такой материал историку предоставляют исторические источники. Источник следует чётко отличать от историографии – совокупности написанного историками на основании тех же источников. Историография также, естественно, учитывается в историческом исследовании, но не должна заменять собой источник. Источниковедение включает в себя анализ и критику источников с целью выявления степени их применимости и достоверности. Оно рассматривается иногда как особая наука, а не просто как отрасль истории.

Современная классификация источников сложилась в основном в середине ХХ в. Большую роль в её становлении сыграла школа «Анналов», расширившая само понятие «источник» далеко за пределы письменных «документов». Но отдельные моменты классификации до сих пор служат предметом острых научных споров. Далее приводятся наиболее устоявшиеся подразделения источникового материала.

Источники делятся, в первую очередь, на материальные (вещественные) и письменные. Вещественные источники – материальные остатки предшествующих эпох – играют исключительную роль при воссоздании древней и средневековой истории. Значительный объём их составляют археологические источники, добываемые благодаря археологическим раскопкам. Вместе с тем, и для истории нового и новейшего времени вещественные источники играют немалую роль. Диапазон их чрезвычайно широк – от произведений изобразительного искусства и архитектуры до предметов быта.

Письменные источники обычно подразделяют на две большие группы – повествовательные (нарративные) и документальные. К повествовательным источникам относятся исторические сочинения, мемуары, памятники художественной литературы, научные труды минувших эпох. Документальные источники включают в себя акты, письма, массовую документацию. Для истории древности и средневековья, от которой далеко не всегда сохранились документы, повествовательные источники играют ключевую роль. По мере приближения к современности количество документальных источников возрастает. Для истории новейшего времени принято рассматривать в качестве основных источников именно их. Особую группу современных письменных источников представляет собой периодическая печать.

Помимо материальных и письменных, имеется ещё ряд типов исторических источников. Это, в первую очередь, источники устные – фольклор, и устные рассказы. Далее, выделяются источники этнографические – данные об образе жизни, быте населения, народной культуре, обрядах. Особый тип составляют данные языка – результаты исследований языковедов о происхождении и связях языков, происхождении отдельных слов. Для истории человеческих рас и отдельных народов большую роль играют данные физической антропологии. В новое время появляется новый обширный класс источников – фото -, фоно - и киноматериалы. Наконец, новейшее время характеризуется всё увеличивающимся количеством небывалых прежде источников на электронных носителях (программное обеспечение, например).

Некоторыми разновидностями источников или приёмами работы с ними занимаются особые вспомогательные исторические дисциплины. Основные из них следующие. Палеография занимается изучением внешнего облика древних рукописных текстов, что имеет решающее значение для определения их подлинности. Эпиграфикой называется совокупность надписей на камне и различных предметах, а также занимающаяся их изучением вспомогательная историческая дисциплина. Нумизматика занимается изучением монет. Предмет изучения сфрагистики – актовые печати. Геральдика занимается изучением гербов. Историческая ономастика находится на стыке истории и языкознания, занимаясь происхождением имён собственных, в том числе географических названий. Генеалогия – исследование родословий. Предмет хронологии – датировка исторических событий.

Многие вспомогательные исторические дисциплины со временем развиваются в особые научные отрасли или даже науки. Многие учёные считают особой наукой археологию, возникшую в XVIII в. как вспомогательная дисциплина, занимающаяся вещественными остатками древности.

История – динамично развивающаяся и многогранная область научного знания. С каждым годом возрастает объём исторических знаний, и всё же в истории ещё немало белых пятен. Это касается как древности, – археологические открытия происходят с завидной регулярностью, – так и современности, изучение которой часто затрудняют политические перипетии. Но это означает лишь то, что историков будущего ещё ждёт немало новых достижений.

Литература

Августин Аврелий. О Граде Божием. М., 2009.

Блок М. Апология истории. М., 1986.

Данилевский И.Н. и др. Источниковедение. М., 1998.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2008.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.

Маркс К. Капитал. Т.1-3. М., 2001.

Морган Л.Г. Древнее общество. М., 1934.

Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.

Репина Л.П., Зверева В.В. История исторического знания. М., 2004.

Спенсер Г. Личность и государство. М., 2007.

Тойнби А. Постижение истории. М., 2010.

Февр Л. Бои за историю. М., 2000.

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1-2. М., 2009.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 2010.

Тема 2. История первобытного общества

Первый и самый длительный по мнению современной науки этап истории человечества – первобытная эпоха, время от появления человека до становления государства и цивилизации. Наиболее общепринята периодизация истории первобытности, впервые разработанная датским археологом Кристианом Юргенсеном Томсоном (1788-1865). По материалу, из которого изготавливались орудия труда, он разделил историю человечества на три этапа. Первый – каменный век, второй – бронзовый век, третий – железный. Позднейшие археологи уточнили периодизацию Томсона. Каменный век сейчас принято делить на древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит или эпипалеолит) и новокаменный (неолит). Между каменным и бронзовым веком выделяют медно-каменный или медный (энеолит). Эта периодизация общепринята и признаётся наиболее надёжной. Она основана на чётких, формальных признаках. Следует в то же время иметь в виду, что она отражает исключительно изменения в вещественных памятниках эпохи. Достаточно сказать, что для ряда народов первобытность заканчивается уже в энеолите, и наступает время древних цивилизаций.

Л.Г.Морган разделил историю человечества до цивилизации на два этапа – дикость и варварство. Формальной, зримой гранью между ними он полагал появление керамики, а окончанием эпохи варварства – появление письменности. Чертами перехода от дикости к варварству считаются также появление земледелия, развитие племенного устройства общества.

Ф.Энгельс объединял моргановские дикость и варварство в единую эпоху первобытнообщинного строя. Этот термин позднее утвердился в советской науке. Впрочем, признавая огромное значение «неолитической революции» – перехода к земледелию и скотоводству – советские учёные признавали «позднюю первобытность». Она, по сути, тождественна «варварству» Моргана. Сейчас некоторые историки различают родовой строй классической первобытности и племенной строй первобытности поздней.

История первобытного общества сейчас воссоздаётся на немалом числе источников. Здесь и богатый археологический материал, и записанные в новое время устные творения первобытных народов (например, аборигенов Австралии), и описания жизни и быта самих этих народов. Но при всём том немало остаётся, конечно, и белых пятен. Сведения о первобытных племенах современности помогают воссоздать образ жизни далёких предков других народов – но не конкретные обстоятельства их истории.

Палеолит в современной археологии делится на нижний (ранний), средний и верхний (поздний). Верхний и средний палеолит – древнейшая пора развития человека и человеческого общества. Они датируются временем ранее 50 тыс. лет до н.э. Хронология нижнего и среднего палеолита иногда подвергается сомнению. Более точная хронология начинается примерно с 50 тыс. лет до н.э., когда вступают в силу возможности радиоуглеродного анализа материальных остатков первобытности.

Обычно в современной науке древнейшие каменные орудия датируются временем около 2 млн лет назад или более. Древнейшие костные останки человека разумного датируются примерно 200 тыс. лет назад. Это так называемые «неандертальцы» (Homo sapiens neandertalensis). Долгое время неандертальцы считались ранней формой человека современного типа. Однако сейчас преобладает точка зрения, согласно которой они являлись тупиковой ветвью развития человека. Что касается предшествующих им по времени костных останков развитых человекообразных обезьян, считающихся в антропологии предками человека, то отношение к ним разнится. На сегодняшний день нет прямых доказательств, позволяющих провести прямую линию от них к современному человеку (проблема «недостающего звена»).

Во всяком случае, опровергнута точка зрения, согласно которой человечество зарождалось в разных регионах самостоятельно или что отдельные расы происходили от «разных обезьян». Такие теории были популярны в науке XIX – XX вв. Они использовались как для принижения одних народов, так и для возвеличения других. Новейшие исследования генетиков установили, что все нынешние люди происходят от одной пары, проживавшей сотни тысяч лет назад предположительно на африканском материке.

Появление и расселение человека современного типа (Homo sapiens sapiens) относится, по данным археологии, к началу верхнего палеолита – 50-40 тыс. лет до н.э. К этому же времени генетики и антропологи относят разделение человеческих рас. Основной очаг расселения человека находился на Ближнем Востоке, куда люди сдвинулись из Африки. Ранее всего обособилась негроидная раса, заселившая Африку, Австралию и крайний юг Азии. «Северная» раса, обозначенная археологами как кроманьонцы, позднее разделилась на западную (европеоидную) и восточную (монголоидную) ветви. Западные кроманьонцы заселили Европу и Ближний Восток. Восточные – Дальний Восток и Америку. Границы между расами оставались зыбки на протяжении всей истории человечества. Целые народы, приходя на новое место и сливаясь с аборигенами, нередко обретали их расовый облик. Отсюда продолжающееся дробление рас, а также несовпадение расовых границ с языковыми.

Из сказанного ясно, что образ жизни древнейших людей был в основном кочевым. Исходя из дарвиновской концепции выделения человека из животного мира, марксистская наука разработала теорию «человеческого стада» или «первобытной орды» как древнейшей формы общества. Однако у первобытных народов нового времени такое общественное устройство неизвестно, и материальных свидетельств его существования тоже нет. «Человеческое стадо», таким образом, остаётся умозрительной конструкцией. Есть достаточно оснований считать, что древнейшим устройством общества являлась родовая община. Она сохранялась в новое время у наиболее «первобытных» народов мира – аборигенов Австралии, бушменов Южной Африки.

В верхнем палеолите история становится на более прочные хронологические основания. Кроме того, теперь мы можем сопоставлять археологические находки со сведениями о жизни и быте первобытных племён нового времени. Вместе с тем, следует иметь в виду, что человек верхнего палеолита в Северном полушарии оказался в гораздо более суровых природных условиях, чем жители Австралии или Африки нового времени. Верхний палеолит – пора масштабных оледенений. Это, скорее всего, стало одной из причин перехода большинства человеческих коллективов к осёдлому образу жизни.

Мы не так уж много знаем о том, как жило человечество в ту пору. На самом деле из многочисленных первобытных племён нового времени в «дикости» жили очень немногие. Конечно, многое проясняют находки археологов, но о смысле многих из них споры идут десятилетиями.

Верхний палеолит – время бурного развития первобытной культуры. В это время появляются памятники первобытного искусства – от величественных пещерных росписей до небольших статуэток-идолов «палеолитической Венеры». Наблюдения за историей первобытного искусства не оставляют сомнений в том, что первоначально оно имело религиозное назначение. Наскальная живопись, – наиболее знаменитая разновидность первобытного искусства, – первоначально предназначалась для магических обрядов. Охотники поражали изображения диких зверей, дабы обеспечить удачу. Магия переплеталась здесь с элементарной тренировкой, выработкой охотничьих навыков поражения зверя. Нередки изображения чисто религиозного характера (в том числе сверхъестественных существ). Каменные статуэтки служили фетишами (идолами) – объектами сперва магических манипуляций, затем религиозного почитания. Для ранней стадии фетишизма характерно именно магическое назначение статуэтки духа-покровителя. По завершении обряда она уничтожалась. Женские изображения отражают древний культ «Великой Матери».

Время и причины зарождения религиозного сознания остаются в науке предметом ожесточенных споров. Тем не менее, большинству исследователей предельно ясно, что религия существует столько же, сколько общество человека разумного.

Погребения появляются уже в раннем палеолите и считаются одним из определяющих признаков человека разумного. Их наличие свидетельствует о появлении представлений о потустороннем мире, загробной жизни. Религиозная направленность погребений подтверждается наличием погребального инвентаря – предметов, сопровождавших покойника в иной мир. Нередки разнообразные проявления страха перед покойником (связывание трупа и т. п.). Позже встречаются ритуальные захоронения останков убитых на охоте животных на высоких местах. Очевидно, они преследовали цель задобрить животного духа-покровителя, вернуть ему убитых «потомков». К концу эпохи родового строя складывается культ предков.

Исследователи обычно выделяют три древнейших формы религиозных представлений. Не надо думать, что каждая из них была присуща только части людей. Все три ранних формы религии переплетались и сочетались у одних и тех же родов и племен. Тотемизм – вера в наличие у рода животного или растительного предка (тотема). Согласно, тотемистическим представлениям, «свой» род связан родственными узами с тем или иным животным и растениям. Люди не отделяют себя от «внешней» природы, но зато жестко противопоставляют другим родам. Этим, оправдывается, в частности, каннибализм, получающий со временем у первобытных племен ритуальный характер. Тотем, с другой стороны, поедать нельзя, за исключением специальных обрядовых случаев.

Анимизм – вера в то, что вся окружающая природа населена духами. Своих духов имеет каждый природный объект и явление, животные, растения. Духи-покровители есть у отдельных родов. Выделяются природные духи и духи умерших предков. Духи, как правило, опасны для людей, но могут быть задобрены ими. Индивидуальность духов слабо выражена, за редкими исключениями. К ним относится Великая Мать, – древнейшее матриархальное божество, известное повсеместно, – и Великий Змей, чей культ также имел универсальный характер. Собственно говоря, эти два духа действительно могут быть определены скорее как божества или даже древнейшие боги. Их функция – обустройство мира, контроль над дикими силами природы, установление законов человеческого общества. По представлениям людей, от кого-то из них был получен огонь, магические умения, разного рода обычаи. С духами связывается и происхождение обрядов инициации – посвящение в полноправные члены общины. Посвящаемый как бы попадал в полную власть духов, проходил жесткие и даже жестокие испытания.

Магия – вера в способность человека сверхъестественным образом влиять на окружающий мир, а также совокупность «тайных знаний» о способах такого влияния. Магия была одним из важнейших элементов в религиозных представлениях первобытных людей. Она пронизывала все сферы жизни общества, связывала другие формы религии воедино. Маг был ключевой фигурой в отправлении религиозного культа. Все религиозные обряды в эпоху родового строя имели – в той или иной степени – магический характер. Маг выступал в роли посвящающего в инициационных обрядах, считался посредником между сородичами и духами. Магия могла быть как благой, так и вредоносной. При этом надо учитывать, что имела она и вполне рациональную сторону – первобытный маг был мастером как целения, так и отравлений.

Основной формой передачи религиозного знания, объяснения религиозных церемоний, запретов и обычаев служил миф. Миф наряду с заклинанием и обрядовой песней относится к древнейшим жанрам фольклора. Это еще раз указывает на исключительную роль религии в становлении духовной культуры. Миф в эпоху родового строя был единственной формой передачи знания о прошлом, одновременно санкционируя и объясняя мораль и обычай.

Хозяйство первобытных людей носило присваивающий характер, то есть заключалось в присвоении природных благ. Основными занятиями являлись охота и собирательство. Пропитание доставалось людям тяжким трудом, с риском для жизни, в неустанной борьбе с враждебной природой. Борьба эта сплачивала и ожесточала небольшие группки охотников и собирателей, рассеянные по пространствам земного шара. Те «дикари», которые нам известны, жили накрепко спаянными родовыми общинами. Человек был рабом не только природы. Он являлся рабом также и своего рода, который жестоко мстил и за неповиновение, и просто за ненужность. Того, кто не мог оставаться добытчиком – по болезни ли, из-за увечья ли, просто из-за старости, – могли и должны были беспощадно уничтожить. И, конечно, речи не было ни о каких правах личности, ни о какой личной собственности. Собственно, личность и не осознавала еще себя личностью, всецело подчиненная жестоким законам рода.

Первобытная родовая община объединяла родственников либо по женской, либо по мужской линии. По мнению ряда учёных, преобладал изначально «материнский» счёт родства. Соответственно, говорят о «матриархате» на ранних этапах развития человечества, который затем сменился «патриархатом». Действительно, у некоторых известных науке народов так произошло – но в гораздо более позднее время, на пороге цивилизации. Древней родовой общине, по всей видимости, ни «патриархат», ни «матриархат» в чистом виде известны не были. Всё решалось необходимостью, конкретными обстоятельствами и правом сильного.

Вопрос о приобретении чего-либо, даже для нужд коллектива, не стоял. Всё, что было необходимо для жизни, род брал сам. И брал, как правило, силой. Брал у природы – или у других людей. Ведь эти «другие», «чужаки» не отделялись родом от окружающей природы. Родич – это тотемный зверь, от которого пошел твой род. Все прочие звери и все прочие люди, которые произошли от других зверей – чужаки и враги. Относиться к ним надо соответственно, и надеяться на что-то иное с их стороны тоже не приходится.

Конечно, были и союзные роды. Они объединялись в первые племена. Обычно это происходило для заключения брачных союзов. Такие общины должны были помогать друг другу. Помощь эта – тоже по непреложной обязанности – должна была являться бескорыстной, безвозмездной. Очень редко встречаем мы в описаниях жизни первобытных охотников упоминания о равном и «законном» обмене. Происходил такой обмен в каких-то чрезвычайных обстоятельствах, когда все составлявшие племя роды испытывали затруднения. Мог он происходить в тех редких случаях, когда устанавливалось взаимопонимание с соседним племенем – тогда это был способ сохранять мир. Наконец, обмен мог становиться обрядовой процедурой. Предметом обмена в глубинах первобытности, при почти полном отсутствии ремесла и крайней необходимости трудно изготавливаемых орудий из камня и кости, являлась, конечно, еда.

Важнейшим элементом первобытного образа жизни были табу – ритуальные запреты. Весь мир вокруг первобытного человека был полон разнообразных табу тотемического и иного происхождения. Запрет на поедание мяса животного-тотема является простейшим примером. Многие табу имели важное социальное значение – например, брачные запреты (на кровосмешение внутри мужского или женского рода). Табу, запретами на разглашение тайны, на присутствие посторонних и т. д., определялась деятельность половозрастных групп, замкнутых «мужских» и «женских» союзов первобытной эпохи. Табу, естественно, была окружена (и в то же время ограничена) деятельность магов. За нарушение табу предусматривалась жестокая кара. Причем, по представлениям первобытных людей, за карой от рук соплеменников неизбежно должна была последовать кара сверхъестественная. Неудивительно, что система табу определяла всю жизнь первобытных людей, их образ мыслей. Она оставила глубокий след в культуре. Например, в сказочном фольклоре нарушение запрета почти всегда становится завязкой сюжета.

В эпоху мезолита (у самых передовых народов ок. X – VIII тыс. до н.э., у большинства до V тыс.) в жизни людей происходят решающие изменения. Они предопределили переход от «дикости» к «варварству», от родового строя к племенному. Таяние ледников вызвало настоящую глобальную катастрофу, вынудило многие роды и племена сняться с места. По всей Земле люди вновь в массовом порядке переходят к кочевому образу жизни. Прежняя дичь гибла и вымирала, человек искал новые способы охоты и общественной организации. В это время изобретаются лук и стрелы, приручается собака. На смену массивному и примитивному оружию охотников прежней эпохи приходят миниатюрные каменные лезвия- микролиты – характерная черта мезолита. Прежде не столь важное рыболовство становится для людей одним из главных источников пищи. Охотничьи коллективы всё более разрастаются, и род уступает многие свои функции племени. Постепенно единство рода начинает распадаться, и на смену ему приходит объединение разнородных семей – соседская община.

Однако развитие охоты и рыболовства не могло компенсировать потерь послеледникового периода. И вот начинается «неолитическая революция». У самых передовых и сохранивших осёдлость первобытных племён на Ближнем Востоке неолит наступает в VIII тыс. до н.э. Большинство племён Евразии, Африки и Америки переходят к неолитическому хозяйству в V тыс. до н.э. Лишь в Австралии и ещё кое-где на периферии мезолит оставался в своих правах до нового времени. Продолжался неолит до IV – III тыс. до н.э. На этом отрезке времени появляются первые орудия из металла (меди), и каменный век заканчивается. В III тыс. начинается бронзовый век.

Определяющая черта неолита – «неолитическая революция». Она заключалась в отказе от присваивающего хозяйства и переходе к хозяйству производящему. Основные формы производящего хозяйства – земледелие и скотоводство. Земледелие появляется чуть раньше скотоводства, ввиду того крайнего упадка, в котором оказалось в послеледниковом периоде собирательство. В то же время и приручение животных, как мы видели, началось ещё в мезолите.

Вместе с тем, некоторые народы (скажем, жители Крайнего Севера) развили в неолите высокопроизводительное присваивающее хозяйство. Такая форма хозяйства не требовала земледелия. Основой для неё могли послужить, скажем, морское рыболовство и китобойный промысел.

Характерной чертами неолита являлись также совершенствование изготовления орудий, начало изготовления домашней утвари и настоящей одежды. Люди научились сверлить и шлифовать камень. Появилась глиняная посуда – определяющая, по Моргану, внешняя черта «варварства». Зародились прядение и ткачество.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 233 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...