Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Состояние экономики. Торговля 3 страница



Победа Контрреформации в Великом княжестве Литовском была обеспечена не только усилиями иезуитов или католической церкви в целом. Необходимые условия для поражения Реформации создались в результате Люблинской унии. Осознание новой политической реальности привело к изменению и перегруппировке политических сил, переходу из реформаци-онных течений в ортодоксальный католицизм наиболее чувствительных к конъюнктуре магнатов и шляхты. Хотя не следует представлять дело так, что вся шляхта, и особенно аристократическая ее часть, в отношении к вере колебалась подобно маятнику. Мелкая шляхта вообще мало склонялась к католицизму. Не перешли, вернее, не вернулись в католическую веру сразу же после начала Контрреформации, некоторые магнаты. Когда в 1579 г. С. Баторий дал иезуитам диплом о преобразовании Виленской коллегии в академию, канцлер ВКЛ Н. Радзивилл, хранитель большой печати княжества, и подканцлер А. Волович, распоряжавшийся малой государственной печатью (первый кальвинист, второй - православный), отказались приложить их к этому документу, без чего он не мог вступить в законную силу. Сделали это они после того, как С. Баторий сказал Воловичу: «Подай печать, я сам ее приложу», пригрозив при этом вообще лишить подканцлера его печати. Тем не менее после 1569 г. развитие протестантизма в Беларуси постепенно приостанавливалось, он стал терять свое значение. Феодалы ВКЛ, как и Польши, стали отходить от Реформации. Контрреформацию активно поддерживал король Сигизмунд III Ваза, ярый католик, заинтересованный в укреплении религиозной унии между католиками и православными. В 1622 г. он запретил любые публичные антикатолические выступления [78,


с. 53]. При нем в Речи Посполитой католицизм существенно укрепил свои позиции. Православной и протестантской шляхте максимально усложнялась государственная карьера К концу его правления среди сенаторов ВКЛ не осталось ни единого православного или протестанта. Последователи этих конфессий объявлялись еретиками, диссидентами и схизматиками. Несмотря на то, что Статут 1588 г. запрещал какое бы то ни было глумление над храмами, до 1632 г. все православные церкви стояли закрытыми. В 1611 г. Вилен-ский протестантский храм был сожжен группой студентов Виленской академии. В 1638 г. произошло нападение на Полоцкий кальвинистский храм. Толпа католиков разрушила кальвинистский и православные храмы в Новогрудке. Кульминацией католического усиления стало очередное уничтожение протестантского кафедрального собора в Вильно в 1682 г. После войны Речи Посполитой со Швецией (1655-1660) протестанты ВКЛ были обвинены в коллобор-ционизме и ограничены в политических правах. Восстановление разрушенных в войну храмов было запрещено, пастыри не могли публично носить одежду священников. В официальной пропаганде создавался образ «протестантов-предателей» во главе с «монстром литовским» Янушем Радзивиллом.

Однако, несмотря на то что Контрреформация в конце концов победила, экономические, социально-политические и культурные результаты Возрождения и Реформации в определенной мере сохранились в общественной жизни и менталитете белорусского народа. Это идеи свободы, добросовестного труда, веротерпимости, верховенство закона, прав и достоинств человека, ценности образования, культуры, родного языка, знаний и т.п.

Православная церковь в Беларуси в то время находилась в очень тяжелом положении, чему в определенной мере способствовала Реформация, в результате которой многие образованные люди перешли из православия в протестантизм. Ситуация постепенно начала меняться после Виленского сейма 1563 г., принявшего постановление об уравнивании шляхты католического и православного вероисповедания в правах на получение почетных и судеб-но-административных должностей. Оно было принято в форме торжественной дарственной грамоты с тем, чтобы его содержание было перенесено во вторую редакцию Статута, которая тогда готовилась. Речь в нем шла об отмене постановлений известного Городельского привилея 1413 г., которые, правда, на практике не всегда выполнялись. Появление закона 1563 г., согласно которому всеми политическими и социальными правами могла пользоваться шляхта вообще христианского вероисповедания, объясняется и тем, что тогда в Великом княжестве был распространен протестантизм. Однако главные трудности для православия появились после Люблинской унии, открывшей дорогу усилению польского государственного и духовного, а значит, католического влияния. Политический и социальный статус православной церкви


оказался ниже, чем католической, так как последняя занимала привилегированное положение в государстве. Были и прямые политические ограничения. Католические епископы, к примеру, занимали места в сенате Речи Посполи-той, тогда как православные иерархи таким правом не обладали. Короли начали не только утверждать избранных соборами епископов и игуменов, но и назначать их без ведома руководства православной церкви, присваивать себе право высшего суда над православными священниками. Это наносило удар по внутреннему строю (соборности) православия и его авторитету.

После 1569 г. тенденция к ущемлению прав некатолических конфессий усилилась, хотя нельзя сказать, что власти Речи Посполитой не стремились к религиозному спокойствию и миру в государстве. В 1573 г. сейм принял постановление - Акт варшавской конфедерации, который затем полностью вошел в Статут 1588 г. В нем закреплялась религиозная толерантность: полная свобода вероисповедания, декларировалось равенство в публичных и частных правах представителей всех христианских религий и сословий Речи Посполитой. Этот документ являлся своеобразной хартией свободы совести. Несмотря на протесты католического духовенства, С. Баторий утвердил акт. Этот король не только не преследовал православных, но и в отдельных случаях выступал их опекуном. Он выдал привилей на ежегодную денежную помощь на содержание гродненской православной Пречистенской церкви. На упреки за потакание иноверцам король обычно отвечал: «Я поставлен королем над людьми, а не над их совестью». Православному митрополиту Анисиферу (жившему преимущественно в Новогрудке) удалось получить от короля С. Батория в пожизненное владение и управление Виленский Святотронцкий монастырь, в 1584 г. - право утвердить при монастыре православное братство, в 1585 г. - подтверждение привилея Си-гизмунда I Старого о независимой юрисдикции православной церкви, в 1586 г. -разрешение отмечать православные церковные праздники по юлианскому календарю. По ходатайству митрополита король Сигизмунд III Ваза в 1589 г. запретил после смерти духовной православной особы отдавать ее имущество светским властям. Ее стали передавать преемнику должности. В 1607 г. Сигизмунд III подтвердил без всяких ограничений закон 1576 г., позволявший православной шляхте занимать всякого рода высшие должности. Юридически гарантировалось свободное исполнение греческих обрядов. Униатам запрещалось приневоливать православных к принятию унии и не допускать никаких насилий и притеснений. В 1618 г. было подтверждено свободное отправление богослужения по обрядам греческой церкви как духовенству, так и светским лицам. В 1623 г. великокняжеской властью велено было уничтожить всякого рода дела, касавшихся разницы вероисповеданий. В 1627 и 1631 гг. запрещались всякого рода бониции и преследования


православного духовенства. Имения православных владык, монастырей и храмов не должны были передаваться в другие руки. Эти документы при наличии доброй воли и определенной политической культуры в обществе (и прежде всего религиозных иерархов) могли бы надолго стать юридической основой религиозного мира в стране. На практике же религиозное противостояние продолжалось. В 1581 г. с санкции католического епископа Я. Радзивилла на рыночной площади в Вильно запылали костры из книг иноверцев, изданные в Несвиже, Бресте, Заславле. Через 10 лет иезуиты сожгли в столице кальвинистский храм. Позже толпа религиозных фанатиков сожгла еще один кальвинистский храм, библиотеку и архив [108, с. 234]. В 1598 г. католики устроили погром в Виленском православном храме Святого Духа.

Все чаще и чаще складывалась такая ситуация, когда православная церковь лишалась покровительства (патроната, заступничества, как тогда говорили) знатных и богатых людей. К1596 г. церковь восточного обряда покинули князья Слуцкие, Заславские, Сангушки, Пронские, Соломорецкие, Головчинские, Кро-шинские, Масальские, Горские, Соколинские, Лукомские, Пузыни, а также магнаты Ходкевичи, Глебовичи, Сапеги, Кишки, Воловичи, Корсаки, Дорогостойские, представители многих других богатых православных родов. За ними потянулась и менее знаменитая шляхта. С их уходом православная церковь в Беларуси лишалась экономической поддержки и опоры. Она беднела, ее авторитет среди верующих падал. Едва ли не единственной ее надежной опорой оставались только православные братства - городские национально-религиозные объединения, большая часть которых находилась в Вильно, где почти все время пребывал и православный митрополит, называвшийся согласно вековой традиции киевским. Практически во второй половине XVI в. православная церковь Беларуси, как и Украины, оказалась в состоянии кризиса. Он был обусловлен как успехом Реформации, так и тем, что католицизм, ведя борьбу с Реформацией, одновременно теснил и позиции православия.

Против официальной православной церкви вели борьбу также и радикальные ереси, которые высказывали протест народных масс против феодального угнетения. Возникали они в XVI в. под влиянием русских вольнодумцев, и в первую очередь Феодосия Косого, который вместе с последователями, спасаясь от преследований церковных властей в России, бежали в Беларусь. Он был идеологом так называемого феодосианства, критиковавшего православную церковь и ее духовенство, отрицавшего божественную природу Христа, веру в святых и чудеса, замогильную жизнь и воскресение мертвых, выступавшего против почитания икон. Среди народных масс («людей простых») Ф. Косой имел много последователей. В 1560-е гг. он вместе с учениками присоединился к антитринитариям.


Православие в Беларуси держалось верой простого народа Традиционно из поколения в поколение крестьяне следовали вере своих отцов и никакие пропагандистские ухищрения не могли их поколебать Поэтому как светскими, так и церковными властями Речи Посполитой был взят на вооружение план унии, позволявший постепенно, с сохранением элементов православия, привести большинство белорусов к католицизму Эта идея привлекала не только политиков от религии, пытавшихся распространить и усилить именно свою конфессию Многие искренне увидели в ней средство преодоления векового раздела христианского мира, прекращения бесплодных религиозных споров Некоторые полагали, что уния приведет к созданию белорусской национальной церкви.


Брестская церковная уния

Проблема союза двух христианских на территории Великого княжества Литовского возникла еще в XV в. Как уже упоминалось, это пытался осуществить еще Витовт Затем были сделаны попытки провести в жизнь решение Флорентийского собора 1439 г об объединении католической и православной церквей На рубеже XV-XVI вв великим князем Александром и его окружением была инициирована новая попытка воплощения идеи унии В 1498 г в одном из привилеев Александра утверждалось, что в Полоцке живет народ «нам верный, однако в вере схизматик» и высказывалось желание вернуть его «к единству веры и Церкви Римской» Однако в то время идея унии не нашла поддержки среди белорусского православного населения, а практические меры в этом направлении обострили не только межконфессиональные, но и межэтнические отношения В 1499 г из ВКЛ доносили в Москву «наша Русь вельми ся съ Литвою не лю-бять» Москва же в ответ на это стала более активно разыгрывать в межгосударственных отношениях с ВКЛ религиозную карту

В унии были заинтересованы три силы Ватикан1, намеревавшийся присоединением миллионов верующих на востоке Европы компенсировать потери своих позиций во время Реформации, руководящие круги Речи Посполитой,

1 После разделения церкви в XI в папство стремилось к восстановлению единства христианства, но понимало под ним не союз церквей, а подчинение Восточной церкви Западной, лапе римскому Из множества попыток Рима установить единство две, казалось, увенчались успехом Это Лионская (1274) и Флорентийская (1439) унии Однако в конечном счете и они лишь углубляли раскол, а антагонизм между двумя мирами становился еще более острым и грозным Восточная церковь по-прежнему оставалась верной догматам первых семи Вселенских соборов и раннехристианских обрядов Поэтому веру Восточной церкви принято называть православной, т е право славящей


стремившиеся укрепить единство государства путем религиозной унификации подданных; и определенные круги разорванного Люблинской унией на части Великого княжества, видевшие пути культурно-религиозного развития общества в православно-католическом направлении. Правительство ВКЛ поддерживало идею церковной унии, рассчитывая использовать ее в укреплении порядка в государстве, прекращении конфликтов на религиозной почве. Сторонников унии, белорусов и украинцев, привлекала жизнеспособность католического Запада, возможность присоединиться к его богатым интеллектуальным и культурным достижениям. Отдельные представители высшего православного духовенства рассчитывали, что уния откроет им путь в сенат, а также выведет церковь из-под контроля светских учреждений и отдельных лиц. Идея унии нашла поддержку и среди крупных белорусских феодалов, желавших достичь равного в политическом отношении положения с феодалами-католиками, сплотиться с последними для борьбы с народными движениями.

Уния была принята не поспешно и не бездумно. Практическая подготовка к ней продолжалась шесть лет, а идеологическая и психологическая почва для нее готовилась задолго до этого. Магнатов, шляхту, православных иерархов и священников убеждали в исторической необходимости объединения двух церквей. В это время огромное влияние как на внешнюю, так и на внутреннюю политику государства имели иезуиты. По мысли П Скарги именно они провели и осуществили дело унии [75, с. 105]. Сам П Скарга внес особенный вклад в ее осуществление. Образование он получил в Риме, дал там четыре зарока монаха ордена иезуитов и в 1570 г. был направлен в Речь Посполитую. Вскоре он завоевал авторитет у С. Батория, а затем стал «мыслью и пером» короля-иезуита Сигизмунда III. П. Скарга всячески содействовал развитию Виленского коллегиума и переводу его в ранг академии, основал Полоцкий коллегиум и руководил им, плодотворно писал и издавал религиозную литературу. Путь к укреплению страны он видел в преодолении протестантизма, в объединении католиков и православных посредством унии. Блестящий публицист и оратор, он в присутствии короля и сановников смело и резко восставал против правительственных и административных злоупотреблений. Громил магнатов за неуважение королевской власти, говорил о необходимости учреждения наследственности престола, был горячим защитником угнетенного народа, ожесточенно нападал на своеволие вельмож, на неурядицы в сеймах и т. п.

В книге «О единстве Божьей церкви», изданной в 1577 г., П. Скарга обосновывал вековое единство христианской церкви под руководством папы. Он призывал князя К. Острожского, бывшего в то время влиятельным покровителем православия, а вместе с ним и все восточнославянские народы


к церковной унии с Римом, предлагал пути преодоления религиозной враждебности, показывал те выгоды, которые получат православные от этого духовного союза с католиками. Причину раскола христианской церкви на римско-католическую и греко-православную П. Скарга видел в непомерной гордости и тщеславии константинопольских патриархов, их зависимости от византийских императоров. Он считал, что, оказавшись в зависимости от турецкого султана и русского царя, Восточная церковь утратила чистоту веры и впала в кризис Выйти из него можно только вернувшись к вере предков и подчинившись Риму. В то же время П. Скарга полагал, что единство церкви должно быть достигнуто без насилия, при помощи убеждения. Одновременно он стремился объяснить и доказать, что действительное христианское вероисповедание идет от римско-католической церкви, которая является преемницей и носительницей апостольских традиций и потому имеет законное право быть главной среди всех христианских вероисповеданий.

Накануне Брестской церковной унии православная церковь находилась в трудном положении. Многолетняя (с 1385 г) психологическая борьба против православия, возведенная в ранг государственной политики, а также политическая дискриминация православных верующих постепенно дополнились постоянным вмешательством великих князей литовских, бывших одновременно польскими королями, во внутреннюю жизнь православной церкви. Все это вело к упадку церковной жизни, что в конечном итоге было одной из причин перехода митрополита и ряда епископов на позиции церковной унии.

В 1589 г константинопольский патриарх Иеремия, возвращаясь из Москвы, где он участвовал в основании патриаршества, назначил киевским митрополитом минского священника Михаила Рогозу, назначив при этом патриаршим экзархом, т.е старшим над всеми епископами, луцкого епископа К Терлецкого Вынужденный делить власть с митрополитом, К Терлец-кий чувствовал себя неудовлетворенным К тому же луцкий староста, перешедший в католичество, демонстрируя свою преданность новой вере, занял соборную православную церковь и выгнал из нее К Терлецкого Устроив в храме попойку, он приказал гайдукам стрелять в купол и православный крест. Все это, скорее всего, привело патриаршего экзарха к решению принять унию.

Вскоре нашлись и союзники в лице митрополита М. Рогозы, православных епископов И. Потея, Г. Балабана, Д Збирского и Л Пельчицкого. Они также стали склоняться к унии В 1590 г большинство из них подписало в Бресте грамоту о своем согласии принять ее, а в 1591 г. на соборе в Бресте они отказались подчиняться константинопольскому патриарху Король одобрил их действия. В 1591 г. группа православных епископов обратилась


к королю и великому князю Сигизмунду III: «Мы, нижеподписавшиеся епископы, хотим признать нашим главою и пастырем наместника св. Петра, наисвятейшего папу римского, от чего мы ждем увеличения божьей славы в его святой церкви. Однако, желая быть в послушании у наисвятейшего отца-папы, мы хотим, чтобы были оставлены все церемонии, богослужения и обряды, которые держит издавна наша святая восточная церковь, и чтоб его королевская милость обеспечил за нами своими грамотами вольность и утвердил те статьи, которые нами будут подадены. А мы обязуемся быть под властью и благословением отца-папы» [5, с. 123]. Письмо было подписано Гедеоном Львовским, епископом Холмским Дионисием, Владимирским епископом Игнатием Потеем, епископом Луцким Кириллом, Леонтием Пинским. Киевский митрополит Михаил Рогоза также соглашался на унию, однако от подписи уклонился.

В 1595 г. в Варшаве проходил вальный сейм. Православная шляхта дала своим депутатам наказ просить короля лишить духовного сана епископов, которые отступились от православной веры. Но король не принял просьбу. Тогда депутаты торжественно заявили сейму, сенату и королю, что они и весь православный люд не будут признавать К. Терлецкого и И. Потея епископами и подчиняться им. Вопреки этому Сигизмунд III Ваза издал манифест, в котором православная церковь в Речи Посполитой объявлялась соединенной с католической, хотя и знал, что многие православные были возмущены как самим соединением, так и поведением епископов. Всех церковных иерархов, подписавших унию, король взял под свою защиту.

Летом 1595 г. К. Терлецкий и И. Потей, подписав вместе с другими иерархами акт об унии, выехали с этим документом к папе в Рим. В Кракове они скорректировали условия объединения церквей, в основу которых легли формулировки Флорентийского собора. Православная церковь признавала примат Папы и принимала новый календарь1, но обряды и литургия сохранялись прежние. Климент VIII с радостью принял К. Терлецкого и И. Потея, которые от своего имени и имени митрополита М. Рогозы исполнили присягу на верность папе. Католический первосвященник дал свое

1 В 1582 г. Папа Григорий XIII объявил о введении нового календаря - григорианского. Сделано это было в связи с тем, что уже на начало XVI в. из-за несовершенства юлианского календаря разница между астрономическим и календарным временем составила 10 суток. Поэтому буллою папы предусматривалось следующий день после 4 октября считать 15 октября. Новый календарь был введен и в Речи Посполитой. Но православные иерархи этому воспротивились. Во многих городах Беларуси, и в частности в Полоцке, дело доходило до серьезных волнений. С Баторий вынужден был гарантировать православным дальнейшее использование старого календаря.


благословение и согласие на унию. Одновременно он заставил посланников не только подписать, но и подтвердить за себя и за русских иерархов исповедание веры В нем принимались определения Флорентийского и Три-дентского соборов; проклинались всякие ереси, расколы и догматические учения, отвергнутые Римской церковью, признавалось истинным католическое учение об исхождении Св. Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, причащение под одним видом, учение о чистоте, индульгенциях и главенстве папы. Глава католической церкви оставлял православным только их обряды, но с оговоркой - если таковые не противны католическому учению. И. Потей и К Терлецкий сделали уступки папе, которые не были предусмотрены их единомышленниками и которые сближали принятую ими унию с католичеством. В честь этого важного события была выбита медаль с надписью «На соединение русских»

В ответ на деятельность сторонников унии К. Острожский распространил «Окружное послание», в котором действия епископов назвал бесстыдными и беззаконными, давал обет оставаться верным православию и призывал к этому всех русских людей. Канцлер Л Сапега предупредил князя об опасности гражданской войны и приказал прекратить распространение грамот, текст которых не согласовывался с королем и не скреплялся канцелярской печатью. Тем не менее К Острожский обратился к съезду протестантов Речи Посполитой, собравшемуся в Торуне, с призывом к вооруженному протесту против «католической интриги» и короля, который своим покровительством унии нарушил свободу вероисповедания Он изъявил также готовность выставить собственное войско в защиту православия.

Следующим этапом было соборное утверждение унии Вопреки желанию ее противников собор состоялся в Бресте в октябре 1596 г В нем участвовали представители двух православных патриархов - Константинопольского и Александрийского. Однако собор сразу же раскололся на две части. Фактически состоялось два собора. Один составили сторонники унии, второй состоял из православных, которые не были согласны с унией. В присутствии представителей восточных патриархов православный собор заседал не в храме, а в частном доме, так как епископ И. Потей, к епархии которого принадлежал Брест, запретил впускать в городские храмы противников унии Каждая из сторон пыталась пригласить на свои заседания другую, но позиции были настолько непримиримыми, что предложения отвергались. Униаты лишили сана епископов и отлучили от церкви тех из них, кто был противником унии, а православные сделали то же самое в отношении униатов.

Однако, несмотря на такой исход дела, папа римский и правительство Речи Посполитой сочли унию состоявшейся. Она вошла в историю под наименованием Брестской. По ее условиям православная церковь подчинилась


Папе Римскому и приняла католическую догматику, сохранив православную обрядность1. Король поддержал униатов. В ВКЛ было распространено грозное послание Сигизмунда 111, признававшее противников унии мятежниками. Более того, основываясь на постановлении униатского собора, король признал законной только униатскую церковь, а православную объявил не подчинившейся «свободному» решению собора, а потому не имеющей права на существование. Правда, в 1618 г., после того, как на Украине начались массовые волнения, существование православной церкви пришлось признать. К определенному успокоению религиозной борьбы привел и Поля-новский мир. Новый король и великий князь Владислав IV, остерегаясь дальнейшего обострения религиозной ситуации и войны, сразу же принял принципиально важные решения, касавшиеся споров православных с униатами. Он посчитал целесообразным иметь в ВКЛ двух митрополитов - православного и униатского. Признавались также четыре православные епархии - Могилевская, Львовская, Перемышленская и Луцкая. Если Сигизмунд III Ваза считал единственно законной униатскую церковь, то сейчас официально признавалось существование в Речи Посполитой четырех церквей: католической, униатской (греко-католической), православной и кальвинистской. Однако королевские установления не означали, что религиозные споры стали разрешаться мирно, с учетом интересов всех сторон. На местах противостояние церквей оставалось напряженным. К уже существовавшей межконфессиональной розни добавился и конфликт между униатами и православными. Национально-религиозное угнетение православного населения Беларуси и Украины продолжало усиливаться.

Заключение Брестской унии оказалось уникальным религиозным и культурно-национальным событием белорусской истории. В целом греко-католическая вера должна была образовываться путем трансформации православия с сохранением достаточно строгой преемственности в обрядности. Новая вера должна была отдалиться от православия и не слиться с католичеством. Но реальная жизнь выглядела'по-иному. Уже современники называли унию «расколом в русском народе», так как при ее введении имели место случаи радикальной ломки религиозных народных традиций и обычаев, грубо и чувствительно затрагивавшие религиозное умонастроение верующих. Особенно остро реагировали на это жители городов. Когда архиепископ полоцкий Г. Загорский, к епархии которого принадлежал Могилев, приехал в 1599 г. в город, граждане объявили ему, что они не признают его больше своим владыкою. В ряде мест имели случаи кровавых столкновений.

1 Отдельные современные ученые квалифицируют униатскую церковь как национальную, не зависимую от Рима и Москвы, которая содействовала сохранению белорусского этноса


К тому же в условиях, когда в политической жизни Речи Посполитой доминировал польский элемент, религиозная уния неминуемо стала средством полонизации белорусов, одним из инструментов «вестернизации» белорусского общества. На протяжении веков и правительство, и население ВКЛ были толерантны к другим религиям. Но когда массы белорусов не пошли за своими иерархами в унию с римско-католической церковью, власти Речи Посполитой вместе с католическими и униатскими иерархами стали совершать многочисленные акты насилия над православными. История утверждения унии знает тысячи примеров, когда ее противников топили, расстреливали, избивали, истязали как криминальных преступников, отнимали храмы и т.п. Фактически уния усилила размежевание белорусского народа на церковно-конфессиональной основе. Она поставила в очень трудное положение православную иерархию - кто не принял унию, оказывался вне своего социального статуса Права и привилегии православной церкви были переданы униатской. В целом Брестская церковная уния объективно способствовала дальнейшему укреплению позиций феодалов и была средством национально-религиозного и феодально-крепостнического угнетения белорусских и украинских крестьян, разрыва религиозных связей белорусских и украинских земель с Москвой.

После Брестского собора в Беларуси действовали три основные конфессии' римско-католическая, униатская (греко-католическая), пользовавшиеся особым покровительством властей, и православная, которую политически и экономически стали еще больше притеснять, и которая де-юре существовала нелегально На веру, которую исповедовало подавляющее большинство белорусов, официально стали смотреть как на секту, «схизму». Как столетием раньше протестанты захватывали католические храмы, так теперь униаты, поддерживаемые и подзуживаемые государственными властями и Ватиканом, стали захватывать православные святыни. У православных отнимали их храмы и монастыри. Забрали даже Софийскую соборную церковь в Киеве Им запрещали богослужение в городах. Тем не менее православным удалось сохранить за собой митрополичью кафедру в Киеве, а также удержать Киево-Печерский монастырь. В нем архимандрит Киевской лавры Петр Могила основал духовную школу, которую затем превратил в академию. Длительное время она была центром подготовки церковных кадров как для российского государства, так и для Беларуси. Хранителем православия оставались белорусский народ, православное духовенство, православные городские братства и даже некоторая часть шляхты, которые как отеческий завет, как душу берегли верность своей вере, упорно отстаивали православную цивилизацию и не поддавались ополячиванию.


Таким образом, резко обострившаяся после принятия Брестской унии социально-религиозная борьба в ВКЛ всколыхнула все общественные силы. Временами она приобретала вооруженный характер и, в конечном итоге, в значительной мере отразилась на характере национально-освободительной борьбы украинского и белорусского народов в 1648-1654 гг.


Усиление позиций католицизма и униатства

Акт Брестской унии имел не только церковное, но и национально-политическое значение. Если Люблинская уния объединила Польшу и Великое княжество Литовское в федеративное государство (с элементами конфедерации), то Брестская была призвана заложить еще и основу духовного объединения народов - поляков и белорусов, католиков и православных. На первых порах униатская церковь действительно не отвергала белорусское начало. В начале XVII в. белорусский язык господствовал во всех сферах ее деятельности, кроме литургической. Даже во второй половине XVII и на протяжении XVIII вв., когда полонизация ВКЛ шла ускоренными темпами, униатская церковь в определенной мере способствовала сохранению белорусской национальной самоидентификации Однако в целом церковная уния не принесла на Беларусь мира и согласия. Она усложнила и ожесточила межконфессиональные противоречия, диссидентский вопрос стал одной из причин внутреннего ослабления Речи Посполи-той и, в конце концов, ее падения. Почти ни один из сеймов ВКЛ, состоявшихся в 1596-1632 гг., не проходил без споров между православными и униатами. Между ними непрерывно шли судебные процессы. Польская руководящая элита игнорировала тот факт, что в ВКЛ православие являлось верой абсолютного большинства белорусского, государствообразую-щего народа. Навязываемая православному населению административными методами уния еще больше углубила религиозно-этническое противостояние, которому костел, многочисленные католические ордена и более всего иезуиты нередко придавали фанатический характер.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 341 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...