Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Состояние экономики. Торговля 6 страница



1 Основное стилевое направление в искусстве XVI - середины XVIII в. Барокко свойственна контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности.


костелов, монастырей католических орденов. Примерами могут служить интерьер иезуитского костела в Гродно (резчик Я. Шмитт), выполненный в 20-30-е гг. XVIII в., скульптурный ансамбль Пинского францисканского костела. В стиле барокко был перестроен разрушенный шведами в 1706 г. Несвижский дворцово-замковый комплекс (архитектор К. Жаднович), построены костел и монастырь бернардинок в Минске. Представителем позднего на Беларуси «виленского» барокко был Я. Глаубиц - автор проекта костела Иоанна Крестителя в Столовичах. По его же проекту перестраивалась в 1738-1750 гг. и знаменитая полоцкая София, в то время'униатская церковь. Архитектором М. Пепельманом в 1737-1744 гг. в Гродно был построен Новый замок - резиденция польских королей и великих князей литовских. В 1779 г. был возведен дворец в Свяцке, в 1770-1776 гг. - в Щорсах, в 1786 -1787 гг. - в Деречине.

Особенностью развития культуры в Беларуси в XVIII в. было сочетание старых и новых тенденций и течений в архитектуре, литературе, естествознании, философии и других направлениях общественной мысли. В ней в той или иной степени нашли отражение основные идеи эпохи Просвещения. Белорусская культура развивалась на основе идеалов светского образования, науки, разума. В общественном мнении эталоном для подражания стал просвещенный человек, рационалист, реформатор, следующий новым веяниям в культуре, критически относящийся к религии [8, с. 261].

Своеобразие искусства Беларуси эпохи Просвещения проявилось в портретной живописи, графике, а также в иконописи. Последняя оставалась доминирующим жанром изобразительного искусства, переживала, с одной стороны, возвращение к византийским и древнерусским канонам, а с другой - насыщалась фольклоризацией, что особенно ярко проявилось в XVIII в. Светским мировосприятием отличалась роспись кармелитских костелов в Мсти-славле, Могилеве, иезуитских - в Несвиже и Гродно, православной церкви Рождества Богородицы - в Пропойске. В конце XVIII в. дальнейшее развитие получило декоративно-прикладное искусство. Белорусские мастера поднялись до высокого художественного уровня в производстве стеклянной посуды, мирских и слуцких ковров, кореличских гобеленов. Мировую известность получили слуцкие пояса.

Удивительно высокими были достижения так называемых крепостных театров в Беларуси. В течение 50 лет существовал театр в Несвиже, созданный князем Радзивиллом в 1740 г. Его расцвет связан с именем Урсулы Радзивилл. Для своего театра она написала 16 драматических и оперных либретто, в том числе «Скромная любовь», «Судьи отнятого разума», «Любовь рождается со взгляда» и др. Пьесы ставились в специальном театральном зале Несвижского замка, в летней резиденции князей Альбе, в «зеленом» театре и дворце «Консоляция», амфитеатр которого на природном


холме был рассчитан на тысячу зрителей. Вначале театр Радзивиллов был любительским: на сцене выступали члены княжеской семьи, родственники, гости, воспитанники кадетского училища. Но во второй половине XVIII в. в нем уже работали профессионалы (иностранцы) и артисты из крепостных крестьян, получившие специальную подготовку.

Во второй половине XVIII в. Г. Радзивилл содержал театр в Слуцке, М. Огинский - в Слониме, А. Тизенгауз - в Гродно, Р. Чернышев - в Могилеве и Чечерске, С. Зорич - в Шклове. В них ставились оперы, балеты, трагедии, комедии разных авторов, в том числе Ж. Мольера, Ф. Вольтера. Магнаты приглашали в свои театры местных и западноевропейских профессионалов, мастеров театрального искусства, музыкантов, художников, танцовщиков и балетмейстеров. В Слуцке, Слониме, Несвиже, Гродно, Шклове существовали балетные и музыкальные школы, где обучались мещанские и крестьянские дети. Выпускники этих школ успешно работали на сценах варшавских и петербургских театров1. С XVIII в. при коллегиумах и дворах

1 Разумеется, не все магнаты руководствовались патриотическими побуждениями, заботились о развитии культуры и просвещении народа. В качестве примера можно привести потомков одного из литовских кунигасов (князей) Радзивиллов, которые в большинстве своем были известными государственными и военными деятелями, рачительными хозяевами, строителями, собирателями музейных и библиотечных ценностей, издателями, меценатами. Некоторые из них, как М Радзивилл из Кухтичей, были одержимы белорусской идеей, давали деньги на развитие культуры и даже пытались бороться за суверенность «тутэйшых» земель Вместе с тем сатирики и религиозные моралисты XVII в. в качестве отрицательного примера приводили Радзивиллов, упрекая их в том, что с переходом в протестантство они начали пьянствовать, приучая к этому других сенаторов, а с них уже брала пример и шляхта Видный деятель Радом-ской конфедерации, отмеченный сеймом крупной денежной премией «За заслуги», М. Матушевич (1714-1773) оставил «Мемуары каштоляна брест-литовского», в которых показаны такие черты магнатов, как индивидуализм, забота прежде всего о своих собственных интересах, славолюбие, фанаберия, а также своеврлие, политическое вероломство и двурушие Процесс вырождения магнатства прослеживается в «Мемуарах..» также на примере рода Радзивиллов. Михаила Радзивилла, бывшего в середине XVIII в. гетманом ВКЛ, автор характеризует как ограниченного, слабохарактерного и безынициативного человека. Иероним Радзивилл, его брат, хоружий ВКЛ, по свидетельству автора, прославился своей жестокостью. Мартин Радзивилл в своем имении в Черновцах создал гарем, издевался над своими пленницами, а детей их убивал. Каро-ля Радзивилла, маршалка трибунала в Минске, М. Матушевич описывает как авантюриста, скандалиста и пьяницу В 1755 г. он пригласил к себе в гости сторонников партии Чарторыйского и жестоко расправился с ними. Автор утверждает, что в суде магнат мог обвинить своего противника в нешляхетстве, объявить его незаконнорожденным, выкрасть документы и сделать фальшивую запись. В 1770 г. француз Ш. Дюмурье, побывав в Речи Посполитой, писал. «Князь Радзивилл - совершенное животное, но это самый знатный господин в Польше» (134,439).


магнатов существовали капеллы, состоявшие из оркестров и групп вокалистов. Они участвовали в театральных спектаклях, балах, религиозных службах, военных парадах. В XVI—XVIII вв. действовали школьные театры.

Таким образом, религиозно-культурная ситуация в Речи Посполитой отличалась сложностью и напряженностью. Заключение Люблинской унии имело для белорусов в общем отрицательные последствия не только в политическом, но и культурном отношении. Если до этого времени в Вильно, как и во всем государстве преобладала кирилличная «книжность» и «русские» книги были в библиотеках не только белорусских, но и литовских и польских магнатов и даже королей, то уж к началу XVII в. ситуация стала меняться. И в целом, в предскориновское, скориновское время и почти целое столетие позже в белорусской культуре доминировала традиция, опиравшаяся на византийскую и древнерусскую основу. Однако в конце XVI в. в условиях Контрреформации это влияние стало угасать. Вместе с тем не следует представлять дело так, что во второй половине XVI—XVIII вв. уровень развития культуры белорусского народа был низким. Наоборот, начиная с XIV в., шел процесс ее постоянного развития, именно белорусский народ являлся основным культурообразующим этносом ВКЛ. Это обусловливалось рядом факторов, прежде всего, формированием белорусской народности, развитием городов. Наконец, культура белорусского народа развивалась в тесной связи с культурой братских народов, украинского и русского. Не был обособлен белорусский народ и от западноевропейских стран, особенно славянских.

Благотворное влияние на развитие культуры оказывали белорусско-российские связи. Из России в Беларусь ввозились рукописные книги, которые затем размножались белорусскими переписчиками. В 1560 г. посол ВКЛ М Гарабурда вывез из Москвы множество книг, в том числе полный текст Библии, которая затем была использована при издании Острожской Библии. Анонимным Евангелием, привезенным из Москвы, пользовался В. Тяпинский при подготовке своих изданий. Известные белорусско-российские печатники И. Федоров и П. Мстиславец поддерживали творческие связи с выдающимся белорусским мыслителем С. Будным. П. Мстиславец был организатором ви-ленской типографии, которая впоследствии перешла к братьям Мамоничам. В 1575 г. он напечатал в ней «Евангелие напрестольное», а потом «Псалтырь славянский». С середины XVII в., когда все белорусские типографии прекратили работу, московский приказ книгопечатания отправлял в Беларусь как богослужебные книги, так и азбуки, учебные псалтыри, грамматики. Значительная часть этих книг шла «безденежно» [58, с. 75-76]. Русская культура, в свою очередь, испытывала благотворное влияние белорусской. Книги, напечатанные Ф. Скориной, распространялись и в России. «Грамматика» Л Зизания была учебником и в школах России, пока ее не сменила «Грамматика» М. Смотрицкого. Типография Мамоничей издавала книги специально для продажи в русских городах. Кутеинские (оршанские) печатники продавали книги в Москве в большом количестве - по 500 экземпляров.


Московский печатный двор покупал у белорусского печатника С. Соболя не только шрифты, но и матрицы для их отливки.

В XVI в. почти все иконы полоцких церквей были «московской работы». В 1631 г. в Туровской замковой церкви было 11 икон, «царские врата», церковная утварь, изготовленные русскими мастерами, несколько рукописных книг.

Выходцы из Беларуси составляли преобладающее большинство придворных мастеров московского царя, и в частности Оружейной, Золотой и Серебряной палаты. Витебский оружейник Л. Журин усовершенствовал производство русского огнестрельного оружия. Белорусские мастера создали высокохудожественные иконостасы для Донского и Симеоновского монастырей. Ими оформлены многие соборы, помещения Московского Кремля. Белорусы принесли с собой в Россию технику объемной резьбы по дереву, изготовления рельефных полихромных изразцов. Всемирную славу снискали такие памятники архитектуры и искусства, как Коломенский дворец - «восьмое чудо света», как называли его современники, Воскресенский храм Ново-Иерусалимского монастыря на Истре, Крутицкий теремок в Москве, резной иконостас Смоленского собора. Все это итог творческого содружества белорусских и русских мастеров, достояние культуры народов-братьев [58, с. 77-78]. Выходцами из Беларуси были актеры, декораторы, костюмеры, реквизиторы первого в России драматического театра. Белорусы работали в России переводчиками, печатниками, учителями, иконописцами, певцами и др.

Отрицательно на развитии культуры Беларуси сказалось проявившееся уже после заключения Люблинской унии падение значения белорусского языка, а затем и его запрещение в государственном делопроизводстве. С заключением унии также началось более активное вытеснение православной церкви и внедрение католицизма с вероисповеданием на польском языке. Хотя, впрочем, создание униатской, греко-католической церкви позволило сохранить православные обряды, являвшиеся неотъемлемой частью культурной жизни белорусов Приобщая в определенной мере православное население ВКЛ к достижениям западноевропейской цивилизации, униатская церковь вместе с тем использовала и 600-летнюю православную традицию. В ее лоне продолжало жить православно-византийское культурное наследие в его местном, белорусском варианте, хотя оно переосмысливалось и приспосабливалось к новым целям и интересам.

Брестская церковная уния, как уже отмечалось, привела к усилению позиций католицизма и ущемлению православия. Это осложнило общественно-политическую ситуацию в Беларуси. Усилилось насаждение польского языка, как и польской культуры в целом. Выдающиеся белорусские деятели литературы, искусства, науки оказались вынужденными творить не на родном языке. Правительство Речи Посполитой менее всего заботилось о развитии белорусов как самобытного народа, сохранявшего знание своего общерусского происхождения. Делалось все, чтобы стереть в памяти белорусов их этническую принадлежность. Об этом свидетельствует распространение


этнонима «литвины». Если в XV - первой половине XVI в. компактный ареал использования такого названия бытовал преимущественно в районах Вклейки, Сморгони, Ошмян, Крево, Молодечно, Лиды (так называемая Пови-лейская Литва), то в XVII в. этот этноним распространился почти по всей территории BKJ1 [92, т. 1, 6]. Правда, данный термин чаще всего не имел этнического содержания. Это был, скорее, политикой, которым называли преимущественно шляхту польской культуры.

Подавление всего национального привело к разделению народа по языку, культуре, религии. Белорусская шляхта постепенно отходила от местных традиций, вслед за верой принимала польский язык, политическую культуру и систему ценностей. Процесс полонизации приобрел значительный размах благодаря тому, что католический костел последовательно употреблял в богослужении польский язык, расширял сеть образовательных учреждений, в которых процесс обучения осуществлялся на польском языке, а «русский» язык даже не преподавался. Этот процесс сопровождался презрением к народным основам жизни, традициям и культуре своего народа Тем не менее с каждым десятилетием пребывания в составе Речи Посполитой большинству белорусов становилось все ясней, что для дальнейшего исторического развития они должны вернуться к истокам своей государственности, восточнославянским корням. Такое осознание явилось главной причиной участия белорусов в национально-освободительной борьбе 1648—1654 гт, развернувшейся на украинских и белорусских землях и принявшей своеобразную религиозную окраску. Именно польско-католическое давление вынуждало все православное население сплачиваться, искать себе защиту вне пределов своего государства, обращаться к общерусским политико-государственным ценностям. Крестьянство, часть горожан, низшего и среднего духовенства, мелкой и частично средней шляхты активно сопротивлялись полонизации, что обеспечивало этноэволюционное развитие белорусского народа.


Раздел V

БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (конец XVIII - XIX в.)

§ 1. Политическое положение Беларуси в конце XVIII в. - начале 60-х гг. XIX в.


Политико-административные изменения

В результате разделов Речи Пос-политой между Австрией, Пруссией и Россией в 1772-1795 гг. белорусские земли, где проживало в то время более 2 млн человек [8, с. 267]1, вошли в состав Российской империи2. Это явилось важнейшим поворотным пунктом в исторических судьбах белорусского народа, позитивно сказалось на его дальнейшем общественно-политическом, социально-экономическом и этно-куль-турном развитии, и, прежде всего, на дальнейшем становлении белорусской нации, ее культуре и консолидации экономической жизни. С исторической точки зрения присоединение Беларуси к России было прогрессивным явлением, предотвратившим угрозу потери национальной самобытности белорусского народа. Создавались в принципе благоприятные условия для возрождения восточнославянского, общерусского сознания белорусов, восстановления и развития культуры Это было тем более важно, потому что белорусское общество в этот период было разделено. Социальные верхи отдавали преимущество польской культуре, говорили по-польски и были католиками. Основная масса населения - крестьяне и мещане говорили по-белорусски, грамотные писали по-польски, а по вере большей частью были униатами Единое национальное самосознание еще не овладело всем народом.

Включение Беларуси в состав централизованного, сильного в военно-политическом отношении государства, каким была Российская империя, привело к стабилизации политической ситуации, положило конец феодальной анархии. В течение ста лет, с 1812 по 1914 г., на территории Беларуси не велись межгосударственные войны. В одной державе объединились родственные по происхождению и историческому прошлому, культуре и языку белорусский, украинский и русский народы. Как уже отмечалось, идея объединения белорусских земель с Россией постоянно, начиная с XIV в.

1 По другим данным, в Беларуси в то время проживало 4 млн человек

2 Белостокский округ, в котором проживало значительное количество белорусов,
был присоединен к России в соответствии с Тильзитским миром 1807 г


(практически со времен Витовта), занимала важное место в политической жизни и умонастроениях белорусов. Известно, что значительная часть населения Беларуси, особенно ее восточной части, неоднократно предпринимала практические шаги к государственному объединению с Россией.

Вхождение в состав России содействовало всестороннему развитию Беларуси. За 1796-1858 гг. ее население увеличилось на 27 % и составило 3 млн человек [92, т. 1, с. 7]. Включение в общероссийскую хозяйственную структуру расширяло рынок сбыта продуктов земледелия, которое было основной отраслью хозяйства Беларуси, содействовало ее экономической ориентации и специализации. В духовно-культурной сфере решалась одна из главных проблем для православного белорусского населения, связанная с целеустремленным, активным, иногда принудительным распространением католицизма и полонизацией. Этим явлениям к середине XIX в. был положен конец. Хотя в результате двойственной политики, проще говоря, заигрывания царского правительства с господствующими слоями бывшей Речи Посполитой, шляхтой, полонизация и окатоличивание коренного населения Беларуси в конце XVIII в. - первой трети XIX в. даже усилились. Теоретическим обоснованием этого процесса стали труды польских исследователей С. Линде, А. Домбовского, А. Нарушевича и др., которые рассматривали белорусов как этнографическую группу польского народа.

Разумеется, соединение Беларуси с Россией, как и всякое крупное историческое событие, касавшееся судьбы целого народа, несло в себе и отрицательные моменты. Белорусскому народу в отличие от других присоединенных к России народов не была предоставлена государственность хотя бы в виде автономии или любого другого государственного образования в пределах компактного проживания коренного населения. Она была расчленена по примеру российских губерний. Белорусы практически не могли занимать государственные должности. Белорусский язык официально признан не был и фактически оставался под запретом. Подати, которые платило население Беларуси, фактически были в 4-5 раз выше, чем в центральных российских губерниях, поскольку собирались они не в бумажных ассигнациях, а золотыми и серебряными монетами (1 р. серебряный по неофициальному курсу стоил тогда примерно 5 р. ассигнациями). На Беларусь была распространена общероссийская система государственных налогов и повинностей. Главным налогом становился подушный, который был тяжелее, чем существовавший ранее подымный. Крестьяне выполняли барщину, платили чинш, натуральные подати и др. На мещан возлагались издержки по содержанию воинских гарнизонов, полиции, тюрем, почтовой службы, учебных и медицинских учреждений. Ограничивались права еврейского населения: подушный налог, рекрутские повинности для него были


вдвое выше, чем для христиан, была проведена кампания по принудительному выселению евреев из сельской местности в города и местечки.

Царское правительство не освободило и не могло освободить народные массы от феодального угнетения. За феодалами Беларуси сохранялись все их земельные владения с крепостными крестьянами. Шляхте, присягнувшей царской власти, предоставлялись все права и привилегии, которыми пользовалось по законам Российской империи дворянство. Кто отказывался приносить присягу, утрачивал земли, но не свободу. Новый статус шляхты ограничивал некоторые ее права, но основы самоуправления, созыва местных сеймиков она сохраняла. Вместе с тем правительство ликвидировало бесконтрольную власть и излишнюю самостоятельность крупных землевладельцев, ограничило их самоуправство. Прежний произвол феодалов вплоть до смертной казни крестьян был ограничен государственными законами. Магнатам запрещалось иметь собственные войска, крепости и т.п. В 1794-1796 гг. на территории Беларуси вводилась неизвестная здесь до сих пор воинская повинность. В основном крестьяне и мещане обязаны были поставлять рекрутов на 25-летнюю (с 1834 г. - на 20-летнюю, с 1856 г. - на 15-летнюю) службу в армии.

На белорусские земли было распространено принятое в России административно-территориальное деление на губернии и уезды: в 1793 г. была создана Минская, в 1795 г. - Слонимская и Вилейская губернии. В 1796 г. на территории Беларуси и Литвы были созданы Белорусская губерния (объединяла Могилевское и Полоцкое наместничества), Минская, в которую входил и Речицкий повет и Литовская, в которую вошли Сло-нимское и Виленское наместничества. В соответствии с реформой 1801 г. было создано пять губерний: Витебская, Могилевская, Минская, Вилен-ская и Гродненская. Губернии делились на уезды (примерно по 20-30 тыс. населения в каждом), которые являлись субъектами налогообложения. Царским правительством создавался в Беларуси тщательно продуманный, охватывающий все сферы общественно-политической жизни административно-управленческий аппарат. Вершиной этой пирамиды являлись состоявшие из нескольких губерний генерал-губернаторствй во главе с царскими наместниками. С 1772 г. функционировало Белорусское генерал-губернаторство в составе двух губерний - Псковской (с 1776 г. Полоцкой, потом Витебской) и Могилевской с центром сначала в Могилеве, а затем в Витебске. Практически это было первое в истории государственно-административное образование, название которого было идентично наименованию белорусского этноса. В административно-управленческой практике все шире стал использоваться этноним «белорусский». В 1775 г. в российской армии был создан Белорусский гусарский полк, с





1785 по 1795 г. существовал Белорусский егерский корпус, который комплектовался уроженцами Полоцкой и Могилевской губерний.

Генерал-губернаторы фактически обладали неограниченными полномочиями. Один из них - граф 3. Чернышов - свое всевластие подчеркивал даже специальным троном [8, с. 271} Власть генерал-губернаторов опиралась на мощный административный, военно-полицейский аппарат. Им подчинялись военные и гражданские губернаторы, которые являлись «блюстителями неприкосновенности верховных прав самодержавия... и повсеместного точного исполнения законов, высочайших повелений, указов правительствующего сената и предписаний начальства» [8, с. 272].

В ведении губернаторов, по положению 1837 г., к примеру, находился контроль за сбором налогов, сдачей откупов, заключением казенных подрядов и поставок. Они непосредственно занимались комплектованием и обеспечением войск, поддержанием общественного порядка, недопущением создания и деятельности тайных (запрещенных) организаций и обществ. В их руках находился также надзор за ходом следствия по уголовно-гражданским делам и др. Следует заметить, что аппараты управления у генерал-губернаторов и губернаторов были относительно небольшими - по 56 человек Правда, канцелярию губернатора дополняли 323 чиновника и 132 человека военной команды.

Принципы административно-судебного и военно-хозяйственного управления на местах были определены постановлением Российского сената 1773 г. «О должности уездных комиссаров». Представителями царской власти в уездах становились комиссары, назначавшиеся из российских офицеров, кандидатуры которых утверждались в сенате. Каждый уезд разделялся на шесть и более мелких административных единиц (ключей) во главе с войтом Войты должны были избираться «из людей средних лет, но честных и зажиточных». Им подчинялись сотские и десятские, которые избирались крестьянским миром «из добрых и незазорных» крестьян. Сотские избирались от 100-200 дворов, десятские- от 10-25 дворов. Для этих должностных лиц предусматривались специальные атрибуты, медные жетоны с гербом Российской империи, жезлы с медными булавами. В 30-е гг. уезды были разделены на станы во главе с приставами.

Дворянству и купечеству белорусских земель в 1773 г. было разрешено избирать депутатов для выработки проекта нового общегосударственного Уложения. Оговаривалось право татарской шляхты принимать участие в выборах. В 1777 г. состоялись выборы уездных и губернских предводителей дворянства, начали работать соответствующие дворянские собрания. Основная часть белорусской шляхты осталась довольной своим новым положением и даже поднесла российскому правительству адрес, в котором


были и такие слова: «Живя не в Польше, мы чувствуем себя как бы в Польше и даже лучше, чем в настоящей Польше» [5, с. 167]. Тем не менее поскольку персональный состав высших руководителей местной администрации, за редким исключением, комплектовался из русских сановников, время от времени возникали конфликты между русской администрацией и местным дворянством. Впервые такое недовольство местного дворянства своей второстепенной ролью в управлении возникло в 1777 г., когда моги-левская шляхта подала коллективную жалобу в ответ на устранение от административных должностей уроженцев своей губернии. Шляхта жаловалась на свое положение «иностранцев», на подстрекательства новыми властями сотских и десятских к неповиновению своим панам. Хотя сенат и отстранил в связи с этой жалобой губернатора М. Каховского от должности, однако в специальном постановлении шляхетство обязывалось в дальнейшем «никаких между собой скопов и советов без ведома начальников своих не чинить и общественных прошений не отваживаться подавать» [8, с. 273].

Вся социально-хозяйственная жизнь строго и четко регламентировалась. Вводилась паспортная система регистрации и контроля за миграцией населения. Запрещалось «без.. паспортов в уезде промышлять» Местные власти должны были не допускать самовольного перемещения населения, особенно «воров, разбойников, пришельцев, бродяг». Паспорта крестьянам выдавались только с согласия помещиков уездными земскими судами, которым, кстати, запрещалось держать просителей более четырех часов. Местным властям предписывалось давать приют и ночлег нищим, бродягам. Милостыню разрешалось собирать только возле церквей. Прихожане, как правило, собирали пожертвования на нужды престарелых и калек. Цыгане принуждались к регистрации.

Административная опека распространялась буквально на все, даже на мелкие стороны жизни: от запрещения загрязнять реки и раскладывать костры вблизи деревень до возложения обязанностей по ремонту и содержанию мостов, посыпке улиц песком в гололед и очистке их от грязи и т.п.

В конце XVIII - первой трети XIX вв. система судопроизводства в белорусских губерниях сохраняла определенные отличия от общероссийского. В гражданском судопроизводстве, действовали нормы Статута ВКЛ 1588 г., переведенного в 1780 г. на русский язык, а также сеймовых конституций. Делопроизводство велось на польском языке. Уголовное судопроизводство осуществлялось согласно общеимперских законов и на русском языке. Создавались губернские земские суды для рассмотрения части гражданских дел. В соответствии с указом 1773 г. шляхта получила право избрания членов губернских судов. Однако и для нее вводились ограничения имущественного характера. Каждый избиратель должен был иметь не менее 10, а


избираемый - не менее 20 крестьян мужского пола. В соответствии с российской «Табелью о рангах» депутаты губернских судов получали чины 8-го класса, а уездных - 9-го. Список избранных утверждался губернатором.

Особыми указами определялось положение еврейского населения в Беларуси. Евреи управлялись своими кагалами, в том числе и в судебном отношении. В 1794 г. была установлена черта еврейской оседлости в пределах Белорусского генерал-губернаторства и части украинских губерний. Евреям, которые занимались торговлей, разрешалось записываться в купеческое сословие. На города Беларуси распространялось положение «Жалованной фа-моты городам» 1785 г. Юрисдикция светских и духовных феодалов в отношении проживавших на их землях горожан была ликвидирована.


Воина 1812 г. на территории Беларуси

После победы Франции над Пруссией в 1807 г. Наполеон и Александр I договорились о создании Варшавского герцогства. Это носило пропагандистско-показательный характер, но для французского императора в Польше появился плацдарм для нападения на Россию. Царское правительство также стремилось усилить свое влияние в этом регионе В начале 1811 г. российский сановник А. Чарторыйский по поручению царя ездил в Варшаву, чтобы договориться с польскими деятелями о поддержке ими России. В то время высказывалась идея восстановления Речи Посполитой и Великого княжества Литовского. А. Чарторыйский, составивший план перестройки Европы, предлагал восстановление Речи Посполитой в политико-династической унии с Российской империей. В начале 1812 г. группа уроженцев Беларуси- М. Огинский (известный участник восстания 1794 г. был к этому времени сенатором России), Ф. Любецкий и другие - подготовили проект возрождения ВКЛ под протекторатом России, но у царя он также поддержки не получил.

Политические и социально-экономические преобразования на территории Беларуси в конце XVIII - начале XIX в. в целом приводили к положительным изменениям. Однако определенная часть местной шляхты их не поддерживала, хотя Павел I, а затем и Александр I вместо того, чтобы опираться на простой народ, имевший одну веру и почти один язык, начали заигрывать со знатью и шляхтой. Недовольство проявилось во время французского нашествия на Россию, когда сполонизированная белорусская шляхта поддержала Наполеона, надеясь при его помощи восстановить ВКЛ и Речь Посполитую. В поэме «Пан Тадеуш» А. Мицкевич с восторгом писал: «За нас, - все хором восклицают, - сам Бог с Наполеоном - Он, а с нами - сам Наполеон». 22 июня 1812 г. Франция объявила войну России, а в ночь на 24 июня 450-тысячная группировка армии кавалера высшей российской награды, ордена Андрея Первозванного, Наполеона, в которой было около 70 тыс. поляков [105,





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 467 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...