Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Состояние экономики. Торговля 2 страница



В течение XVII-XVIII вв. размеры повинностей возрастали. Так, в Корелич-ском имении Радзивиллов в 1672 г. крестьяне отбывали барщину четыре дня в неделю с волоки на семью плюс один день с дыма на неделе. К1746 г. она увеличилась уже до 12 человекодней на неделю с волоки. В некоторых местах барщина составляла 24 человекодня с волоки [8, с. 246]. С целью повышения эффективности производства во второй половине XVII - первой половине XVIII вв. значительная часть крестьян королевских имений переводилась с


барщины на денежный чинш. В магнатских имениях барщина в основном сохранялась. Крестьяне обязаны были нести и ряд других трудовых повинностей. Это были работы, связанные с жатвой, сенокосом, вспашкой земли, охраной панского имущества. Выходили на них крестьяне всей семьей. Устанавливалась и средняя норма таких повинностей -12 дней в году.

Тяжелой была так называемая гужевая повинность - доставка господских грузов, часто на очень далекие расстояния, в балтийские порты, причем феодал имел право вместо доставки грузов взимать деньги в том случае, если у него не было нужды в транспорте. Крестьяне должны были также отрабатывать определенный срок на строительстве и ремонте дорог, мостов, на сплаве леса. Сюда же добавлялись раскорчевка лесосек и даже рыбная ловля для господина, участие в качестве загонщиков во время его охоты и др.

За счет угнетенных пополнялись и непосредственно денежные доходы феодалов. Причем для белорусского крестьянина денежная рента не ограничивалась чиншем. Чтобы увеличить сбор денег, феодалы шли на всякие ухищрения. Существовало 56 видов денежных поборов с крестьян [8, с. 249]. С каждого злотого чинша взимался один грош так называемого записного налога. Деньги брались также за право иметь ручную мельницу, производить алкогольные напитки, за разрешение выходить замуж в другую волость, за пользование лесными угодьями. В отдельных случаях входить в лес можно было только по определенным дням и только за деньги. В XVIII в. в Деречинском графстве действовало правило: «Никому ни под каким предлогом, без особого разрешения хозяина или его комиссаров не выдавать в лесах ни единого сучка» [8, с. 245J

Постоянным продуктовым оброком было дякло, дополнявшее барщину и чинш. Его платили пшеницей, рожью, ячменем, овсом, а также «дарили» гусей, кур, яйца, грибы, ягоды и другие продукты. Постоянной обязанностью была и сдача продуктов на панский двор перед Пасхой и Рождеством. Особое усердие в собирании налогов проявляли временные хозяева - арендаторы, которые стремились обогатиться за время аренды. Как правило, они не придерживались инвентарных предписаний и установившихся норм. Крестьяне Быховского графства в 1742 г. жаловались: «Тяжкие экзекуции терпим. Слуги пана Бучинского... все забирают не только у того, кто... не выполнил повинности, но и у кого есть что взять. Забирают масло, кур, пьют горелку за счет крестьян столько, сколько захотят» [8, с. 25].

Помимо всего этого, крестьянин был главным налогоплательщиком в государственную казну Великого княжества Литовского. Ежегодно каждый крестьянский двор вносил определенную сумму денег - так называемое «подымное». Государственные крестьяне платили еще налог на содержание великокняжеского войска, частновладельческие - магнатского (рейтарщину).

Рост феодальной эксплуатации, особенно увеличение отработочных повинностей, затруднял развитие крестьянских хозяйств. На западе и в центре Беларуси, где количество барщинных крестьян достигло в конце XVIII в.


70-75 % от их общей численности, преобладали отработочные повинности. На востоке, где господская запашка не приобрела широких размеров, преобладала денежная рента - чинш. При этом еженедельная барщина тяглых крестьян к этому времени увеличилась до 10-16 человекодней с волоки, т.е. на одну треть. На столько же возросли и денежные оброки у чиншевых крестьян. Таким образом, экономическое положение крестьян во второй половине XVIII в. ухудшилось. А. Мейер в «Описании Кричевского графства 1768 г.» отмечал, что большая часть жителей «...суть бедные. И некоторые из них не только с мякиной смешанного хлеба не имеют, но и в летнее время для сбережения своего запаса принужденными бывают вместо оного употреблять испеченные из овсяной со щавьем смешанной муки лепешки, прибавляя к оной для вязкости несколько ржаной, или в случае недостатка в хлебе толкут вымоченное в воде, гнилое дубовое из середины дерево и пекут из оного с прибавлением муки» [1, с. 74].

Белорусский крестьянин был практически беззащитен и в правовом отношении. Постоянный или временный его владелец - пан - в пюбое время мог отнять землю, переселить в другое место, продать со всем имуществом, землей или без нее, заложить за определенную денежную сумму. Покупателю или кредитору при этом предоставлялось полное право судить, карать и даже лишать жизни крестьянина. Имели место случаи, когда продавали или сдавали в заклад отдельно, в разные места мужа и жену. Вопреки постановлению сейма 1768 г., по которому за убийство крестьянина следовало наказание смертной казнью, феодалы и их слуги нередко истязали крестьян до смерти.

Феодально-крепостнические отношения сдерживали повышение производительности труда в сельском хозяйстве. Шляхта не смогла должным образом обеспечить инвестирования в сельскохозяйственное производство, повышение его материально-технического уровня. Хотя отдельные магнаты, распоряжавшиеся большими денежными средствами, которым не чужды были просветительские идеи, в ряде случаев могли себе позволить некоторые эксперименты с целью увеличения своих прибылей. Такие реформы проводил Е Хрептович превратив крестьян в арендаторов, плативших довольно умеренную плату Он освободил своих крестьян от крепостной зависимости в имениях Щорсы в Новогрудском и Вишнево в Вилейском уездах, создал в своих имениях так называемую «крестьянскую республику», рассчитывая, что наделение крестьян определенной экономической самостоятельностью позволит расширить производство. Писарь и референдарий духовный ВКЛ П. Бжестовский, представитель старинного шляхетского рода, игравшего в XVI-X1X вв. значительную роль в государственной и общественной жизни Беларуси, провел ряд прогрессивных преобразований в имении Меречь в Виленском воеводстве, купленном в 1767 г. Убедившись в забитости, темноте и бедности своих крепостных крестьян, он решил улучшить их жизнь. Он также создал в


имении что-то вроде республики, где крестьяне пользовались личной свободой и сами управляли общиной. Законодательная власть в ней принадлежала сейму. Существовали свои деньги, войско и другие институты. Принятая общиной «конституция Меречи» была утверждена в 1791 г. сеймом Речи Посполитой. Многое сделавший для развития экономики А. Тизенгаузен для изучения способов увеличения урожайности сельскохозяйственных культур направил своего единомышленника Довноровича в Англию изучать агротехнику. Чтобы поднять уровень животноводства, он закупал породистый скот. Однако аграрная реформа, проведенная им в Шавельской экономии, основывалась на расширении барщины, что вызвало недовольство крестьян, а в 1769 г. даже и восстание.


Борьба угнетенных слоев населения

Жестокая феодальная эксплуатация, шляхетский произвол, бесправие отрицательно сказывались на политическом и социально-экономическом положении низших слоев общества. Крестьянство и горожане Беларуси неоднократно поднимались на борьбу за свои права. Однако их выступления во второй половине XVII - XVIII в. носили ограниченный, стихийный, разрозненный и локальный характер. Распространенными формами сопротивления у крестьян были подача жалоб центральным властям, собственникам земель (на произвол администрации и арендаторов имений), отказ от выполнения повинностей, особенно барщины. Иногда крестьянские выступления подобного рода охватывали не только отдельные села, но и обширные феодальные владения. В конце XVII в. крестьяне ряда сел Слонимского староства отказались от барщины. В то же время с отказом от выполнения натуральной повинности выступили крестьяне Шкловского графства.

Массовой формой антифеодальной борьбы стали побеги крестьян в вотчины других феодалов, в местечки и города, а также за пределы Великого княжества. Из восточной части Беларуси крестьяне бежали в Россию1, а также на левобережную Украину. Но поскольку путь на Украину был небезопасным, да и

1 Русские крестьяне, подвергавшиеся как религиозному, так и экономическому угнетению, в свою очередь искали спасения в Беларуси. Еще во время царствования Алексея Михайловича на Гомельщину убегали староверы. Гонения на раскольников при Петре I вызвали новую волну беженцев. Как правило, в ВКЛ им предоставлялись земля и угодья, давались льготы экономического порядка. В 1735 г. правительство Анны Иоановны, реагируя на жалобы русского дворянства, направило на Гомельщину войска, которые разрушили центр староверов - Ветку и вывели в Россию 14 тыс человек. Сейм Речи Посполитой тщетно возмущался и протестовал против такого нарушения международного права. В 1764 г. по приказу Екатерины II также при помощи войск было произведено второе переселение староверов в Россию, уже в количестве 64 тыс. человек.


там во второй половине XVI в. устанавливались жесткие крепостнические порядки, белорусские крестьяне бежали от своих владельцев преимущественно в Россию. Благо, граница ВКЛ с Россией фактически была открытой, заставы стояли только на торговых путях. Кроме того, в России крепостное право было установлено в 1649 г., т.е. на 60 лет позже, чем в Беларуси. Поэтому и барщинные повинности в России до конца XVII в. были меньше, чем в Беларуси, хотя и русские крестьяне подвергались тяжелому феодальному угнетению. Бесспорно, что переходы крестьян в Россию в значительной мере обусловливались и общим историческим прошлым белорусов и русских, родством их языка, культуры, общностью религии, близостью территории. К тому же русские феодалы были заинтересованы в увеличении количества крестьян в своих вотчинах и поместьях. Беглецов из Беларуси они на 10 лет освобождали от всяких повинностей, давали им «жалование на выход», оказывали помощь в становлении хозяйства [119, с. 107-111]. Поскольку шляхтичи ВКЛ жаловались сейму, что в результате бегства белорусских крестьян всюду происходит «великое разорение и запустение сел наших шляхетских, духовных и королевских» [58, с. 64], этот вопрос неоднократно обсуждался на сеймах, был постоянной темой дипломатических переговоров. Однако предложения о возврате беглых белорусских крестьян московское правительство неизменно отклоняло.

Нередко борьба крестьян против феодального засилья принимала более острые формы: вооруженные выступления, поджоги и погромы усадеб феодалов, избиения представителей администрации, сборщиков налогов и т.п. В ноябре 1696 г. с оружием в руках выступили мещане Кричева и крестьяне всего староства против вооруженного отряда, проводившего взыскание налогов. В то же время поднялись жители Слуцка и крестьяне окрестных волостей, в 1701 г. - крестьяне Дубровенского, в 1702 г. - Быховского графств. В 1710-е гг. широкий размах приобрело крестьянское движение в пограничных с Россией районах Полоцкого воеводства.

Крупнейшим крестьянским выступлением на территории Беларуси первой половины XVIII в. стало кричевское восстание 1740-1744 гг. За несколько лет до восстания владелец Кричевского староства И. Радзивилл отдал эти земли и почти 20 тыс. крепостных в аренду братьям Ицкавичам. Они наложили на крестьян и ремесленников такие повинности, которые переполнили чашу терпения людей. И они взялись за топоры и косы. Возглавил восстание Василий Ващило. Будучи войтом деревни Селище Кричевского староства, он за передачу в Варшаву жалоб на бесчинства арендаторов и управляющих неоднократно наказывался, в том числе 150 ударами плетью. Перед этим за жалобы он был схвачен, закован в кандалы и брошен в тюрьму. В мае 1740 г., когда в старостве начались волнения, он возглавил один из вооруженных отрядов. Восставшие изгнали из староства угнетателей-арендаторов и взяли власть на Кричевщине в свои руки. Их руководители пытались облегчить положение крестьян, по-новому организовать аренду, ограничить эксплуатацию и устранить притеснения. Под угрозой конфискаций и штрафов вновь присланным


арендаторам запрещалось заниматься вымогательством. Были предусмотрены меры и против ростовщичества По кредитам устанавливался небольшой процент, что не позволяло крестьянам оказаться в полной зависимости от арендаторов и ростовщиков. Удалось приостановить насильственное обращение православного населения в униатство и католичество.

Однако предпринимавшиеся меры по улучшению положения крестьянства очевидных результатов не дали. Новые арендаторы оказались такими же алчными, как и прежние. Поэтому антифеодальное движение разрасталось. Вскоре в крестьянском войске было около 3 тыс. человек, т.е. оно представляло серьезную по тем временам силу. Чтобы задушить восстание, Радзивилл направил на Кричевщину крупный военный отряд. В январе 1744 г несколько сотен солдат и казаков с пушками вошли в Кричев. Повстанцы попытались сохранить за собой город, однако Радзивилловское войско успешно отбило атаку и отбросило восставших за Сож.

Совет руководителей восстания, в который помимо В. Ващило входили Иван Корнач, Стэсь Бочка и Василь Ветер, разработал план дальнейшей борьбы. Решено было вновь атаковать Кричев, захватить его и вынудить к сдаче княжеское войско, расположенное в замке. Однако оно опередило крестьян и напало на их базу в деревне Церковище. 200 повстанцев погибли, 176 попали в плен [8, с 256], 30 из них были повешены, столько же подвешены за ребра. Все имущество восставших конфисковывалось. В феврале при участии князя И. Радзивилла состоялся суд над руководителями восстания К смертной казни были приговорены 16 из них. В. Ващило бежал в Россию и в августе 1744 г, находясь под стражей в Стародубской крепости, умер. Кричевское восстание крестьян получило резонанс во всем Великом княжестве и Короне.

Второе крупное вооруженное антифеодальное выступление произошло в Мозырском уезде, во владениях виленского капитула. В 1754 г. крестьянские волнения, продолжавшиеся здесь более 20 лет, переросли в вооруженную борьбу. Причина восстания та же: чрезмерное угнетение крестьян администрацией капитула. Гетман направил для подавления восстания две хоругви войск. В сентябре - октябре 1754 г. волнения утихли. Однако в 1755 г. крестьяне вновь взялись за оружие На этот раз на подавление выступления были брошены кавалерия и пехота с артиллерией - всего около 400 человек. Замок, в котором засели восставшие, был быстро и без потерь захвачен, 60 его защитников при этом было убито. Некоторых повстанцев казнили (4 посадили на кол), а 10 вожаков, привязав к пушкам, отправили в Несвиж на суд Радзивилла. Выступления крестьян в Брестской экономии, Яновском и Слонимском старостах в 1760-1770-е гг. также были разгромлены с помощью войск В 1770-е гг началось вооруженное восстание крестьян в Любоничском и Столписском староствах Речицкого повета под руководством крестьянина П. Логойко. Их сопротивление было сломлено только в 1782 г. Вожаки восставших были казнены.


Эти выступления, конечно же, не изменили общей обстановки в Великом княжестве, однако на некоторое время положение крестьян в местах восстаний улучшилось. Уменьшились повинности, особо жестокие проявления феодального угнетения не допускались

Таким образом, экономическое развитие Беларуси в составе Речи По-сполитой было традиционным для феодального общества Но правительство Великого княжества предпринимало меры по утверждению новых направлений в развитии сельского хозяйства. Делался упор на развитие ремесленничества. В XVII и особенно в XVIII вв развивалось мануфактурное производство. На территории Беларуси стали работать предприятия, продукция которых пользовалась спросом в европейских странах. Развивались города и торговля Однако экономическое положение трудящихся, и особенно крестьянства, было тяжелым Постоянно возрастали размеры повинностей крестьян, что приводило к усилению феодальной эксплуатации Беззащитным оказался белорусский крестьянин и в правовом отношении.

§ 3. Религиозно-культурная политика


Религиозно-конфессиональные отношения

Постоянные, продолжавшиеся несколько столетий связи Великого княжества Литовского с Польшей заметно сказывались на религиозном и духовно-культурном развитии Беларуси Что касается высших, господствующих слоев общества, то польское влияние на них в области религии, самосознания, материальной и духовной культур было особенно сильным. В XVII в. больше половины белорусской шляхты исповедывали католическую или униатскую веру, пользовались польским языком, придерживались общесословных стереотипов образа жизни и поведения [92, т 3, с 5]. Они, в свою очередь, вели борьбу за искоренение пережитков всего «мужицкого» Но, несмотря на ухудшение условий, на все препятствия, запреты и гонения со стороны польской и ополя"-ченной местной шляхты, католического духовенства, развитие этнической, восточнославянской культуры белорусского народа не приостанавливалось. В центре общественной и духовной жизни находились проблемы религиозных отношений. В результате Люблинской унии 1569 г политико-социальное и частично культурное влияние Польши на Беларусь еще более усилилось, приобрело более целенаправленный характер. Главным фактором, который мешал полной и всесторонней инкорпорации Беларуси в Польшу, был религиозный. Православная вера сближала в культурно-духовном плане Беларусь с ее сильным восточным соседом - Московским государством. Более того, православные белорусы находились в церковно-иерархическом


подчинении у московскою патриархата, стремившегося подобрать под себя все православные митрополии, независимо от того, в составе какого государства они находились. Это касалось в первую очередь православной церкви ВКЛ, где издревле имелись значительные силы, ориентированные на Москву. Это, естественно, не вызывало одобрения в Польше Противостояние католицизма и православия делило общество на два лагеря, и никакие меры, в том числе и суровые законы, не могли снять возникавшую время от времени напряженность, а то и прямую враждебность.

Определенные позиции в общественно-политической, религиозной сферах в Беларуси завоевывал во второй половине XVI в. протестантизм. На протяжении 1550-1560-х гг. в кальвинизм перешло большинство белорусских и литовских магнатов и значительная часть шляхты. В 1572 г из 22 членов сената от Великого княжества 16 были протестантами. По подсчетам историков в середине XVI - начале XVII в. здесь действовало 198 кальвинистских и 7 арианских храмов. Усилиями магнатов-протестантов в то время каменные кальвинистские храмы были возведены в Заславле, Новом Свержене, Деревной, Сморгони, Кухтичах, Койданове, Осташине и других местах. Виленский католический епископ Б Война докладывал в Рим, что в государстве в результате деятельности протестантов стало не хватать католических храмов. «Раньше здесь было примерно 600 костелов, а осталось только 300» [108, с. 226]. Но в целом идеи западноевропейской Реформации (как буржуазной разновидности христианства) не нашли, да и не могли найти в Беларуси почвы для своего утверждения, так как капиталистические отношения здесь в XVI в. еще не развивались. Как уже отмечалось, такие требования реформационных течений, как отрицание верховенства папы, догматов и таинств католической церкви, отрицание безбрачия духовенства в белорусской православной среде не находили никакого понимания. В Беларуси Реформация только в виде кальвинизма на некоторое время привлекла часть крупных феодалов, преимущественно католиков, а также незначительную часть горожан.

На успехи протестантов в Европе католический костел в последней четверти XVI в. ответил активной борьбой с религиозной Реформацией, хотя в 1555 г. и был заключен Аугсбургский религиозный мир, признававший протестантство официальной религией наряду с католичеством Почти вся Европа, в том числе и Речь Посполитая, вступила в период так называемой Контрреформации1, т.е. восстановление позиций католической церкви.

1 Современная европейская историография отказалась от трактовки Контрреформации как феодально-католической реакции Она считается движением, которое наряду с Реформацией способствовала культурно-духовному развитию Это позволяет увидеть ее многозначную духовно-культурную функцию и в Беларуси


Идеологи Контрреформации стремились всеми средствами подчинить интеллектуальную жизнь общества, жестоко преследовали даже самые незначительные намеки на отступление от учения католической церкви и схоластических догм. Великое княжество Литовское, как и Польша, участвовало в Тридцатилетней войне (1618-1648) между Католической лигой и Протестантской унией - коалициями противостоящих европейских сил. Им приходилось при этом сдерживать Россию, которая выступала как сторонница протестантских стран. С целью борьбы с Реформацией был создан орден иезуитов1, издан официальный перечень запрещавшихся книг, проведен (1545-1563) специальный Вселенский собор. Его постановления были направлены на повышение авторитета папы, укрепление власти епископов, сохранение нерушимости католических догматов. Учения протестантов предавались анафеме.

Впервые в Великом княжестве (в Вильно) иезуиты появились в 1569 г. по приглашению католического епископа В. Протасевича. Король и великий князь литовский С. Баторий щедро наделил иезуитский орден землями и привилегиями. В Полоцке ему принадлежала примерно четверть земельных участков. Король использовал католическую церковь не только в борьбе с Реформацией, но и против тех магнатов ВКЛ, которые были недовольны Люблинской унией.

С появлением иезуитов в Беларуси началось активное наступление Контрреформации, или «новой католизации», под девизом «каждый шляхтич - католик». Хорошо организованные, грамотные, умные, отличные ораторы, иезуиты стремились на деле осуществлять лозунг основателя ордена И. Лайолы: «Стать всем для всех, чтобы приобрести всех». Столь же успешно они следовали установке папы римского всюду «проповедовать, учить, исповедовать». Они сразу же завоевали авторитет у определенной части зажиточных слоев населения, и особенно у молодежи. Особым доверием и популярностью среди населения они стали пользоваться после эпидемии в Вильно в 1573 г. Тогда город, спасаясь от смерти, оставили и богатые люди, и священники. Но иезуиты остались с народом. Они помогали чем могли: хлебом и солью, ухаживали за больными (часто умирая возле

1 Орден был создан в 1540 г. Официально объявленной целью деятельности нового братства стало противодействие Реформации - борьба с ересью и расширение сферы влияния католицизма Он отличался от других монашеских орденов тем, что иезуитам разрешалось носить светскую одежду, скрывать свою принадлежность к ордену. Наистрожайшая дисциплина сочеталась с особенной моралью: «Цель оправдывает средства», «Кто не папист, тот сатанист». Члены ордена не брезговали интригами, клеветой и даже убийствами. В результате понятие «иезуит» стало символом коварства и вероломства.


них), принимали исповеди, хоронили мертвых. В 1579 г. они приняли участие в военном походе С. Батория. При этом мужественно переносили тяготы, заботливо присматривали за ранеными, поднимали дух искалеченных, выполняли религиозные обряды.

Большое место в деятельности иезуитов занимала организация учебных заведений. Обучение они считали главным методом формирования веры. В Вильно ими была создана бесплатная, с хорошим преподаванием и заботливым отношением к детям школа, так называемый коллегиум. В 1579 г. по инициативе С. Батория был создан иезуитский коллегиум в Гродно. Слава этих учебных заведений начала быстро расти. Через какое-то время коллегиумы возникли в Полоцке, Несвиже, Мстиславле, Витебске, Минске, Орше, Могилеве [5, с. 119]. В них могли учиться практически все, кто имел желание получить знания. Принимали богатых и бедных, знатных и простолюдинов. Обучение было бесплатным. В 1618 г. в иезуитских учебных учреждениях ВКЛ обучалось 3165 юношей [195, с. 189]. С середины XVIII в. в коллегиумах более основательно стали изучаться математика и астрономия, вводились новые дисциплины: опытная физика, европейские языки, а также музыка, танцы, фехтование.

Орден способствовал и созданию первого в Великом княжестве высшего учебного заведения. В 1579 г. буллою папы Григория XIII Виленскому иезуитскому коллегиуму был придан статус академии, которая уравнивалась в правах с Краковским университетом1. С Баторий подписал грамоту, позволявшую академии присваивать ученые степени бакалавра, магистра, лиценциантов и докторов свободных наук, богословия и философии. Академия выпускала людей с классическим образованием, однако так необходимых для общества специалистов естественного, медицинского, технического профиля не готовила. В 1586 г. она имела свыше 700 воспитанников, а в 1632 г. - более 1200, т.е. стала мощным центром формирования идеологии католицизма в ВКЛ, сыграла большую роль в расширении латино-польской культуры среди белорусской шляхты. Первым ректором Виленской академии был П. Скарга (Па-венский), знаменитый католический проповедник, публицист и писатель. В его работах утверждалась политическая идеология католицизма, содержалось требование подчинения светской власти церковной, а короля - Папе

1 Создание Виленской академии - одна из крупнейших побед в истории всей европейской Контрреформации. Она стала первым иезуитским университетом в мире, за деятельностью которой начали внимательно следить и в Риме, надеясь превратить Вильно в надежный плацдарм укрепления и распространения католицизма не только в ВКЛ, но и дальше на Востоке, в России Эти надежды особенно возросли после очевидных побед католицизма в 1570-1580-е годы и распространения идеи о возможности заключения церковной унии между православием и католицизмом.


Римскому. В Академии работали прославленные ученые, профессора. Вначале она имела теологический и философский факультеты, а с 1641 г. - и юридический. С 1773 г., после постановления папы римского о ликвидации ордена иезуитов, Академия перешла в подчинение так называемой Адукаци-онной комиссии. В 1781 г. это учебное заведение было преобразовано в Главную школу Великого княжества Литовского, которая в 1803 г. получила статус императорского Виленского университета.

В 1572 г иезуиты получили в свое пользование костел в Вильно. Вскоре в нем появился хороший орган, службы сопровождались отличной музыкой и пением. Он стал самым посещаемым храмом в Вильно. Постепенно иезуитскими костелами и монастырями стала покрываться и территория Беларуси. Для воздействия на воображение простого народа иезуиты возводили величественные здания, совершали торжественные богослужения, устраивали красочные процессии, показывая этим превосходство католицизма над другими религиями. В публичных представлениях (иногда даже на базарах) они высмеивали лютеран и кальвинистов. Такие спектакли пользовались большой популярностью у простых людей. В результате деятельности иезуитов многие дети православных и протестантов становились убежденными католиками. Четыре сына известного протестанта Н. Радзивилла стали католиками. Младший из них Юрий Радзи-вилл, виленский епископ, ставший затем и кардиналом, скупил все экземпляры Библии, изданной отцом, и сжег их перед костелом св. Иоанна в Вильно. Типография была перевезена из Бреста в Вильно и подарена иезуитской академии. То же самое произошло и в семье известного защитника православной веры князя К. Острожского. Его сыновья перешли в католичество, а внучка жестоко притесняла православных, принуждая их отречься от веры предков, которой в свое время покровительствовал ее дед [5, с. 119].

Католицизм в иезуитах нашел как бы второе дыхание и стал вытеснять лютеранство, кальвинизм, тринитаризм и другие религиозные течения. Через пять лет после приезда иезуитов в Вильно в католичество перешло 6 тыс. человек [5, с 120] В конце XVI в. высшие слои общества уже в массовом порядке меняли протестантскую веру на католицизм. После перехода в католицизм Н. Радзивилла (Сиротки) всех кальвинистов и ариан вынудили оставить Несвиж, Клецк, Ишкольдь, Койданово. Уже в конце XVII в. почти все кальвинистские храмы были преобразованы в костелы. Значительным уважением у народа пользовались католические монастыри. Они служили приютом для сирот и бедных. Здесь их учили, кормили, одевали. Многие их воспитанники становились известными людьми.

В самом незавидном положении оказались антитринитарии - ариане, выделившиеся из кальвинизма и отличавшиеся максималистской критикой существующих общественных порядков. Их идеологи С. Будный, Петр из


Ганендзы, М. Чеховиц, Якуб из Калиновки, Павел из Визны и др., как уже отмечалось, призывали к радикальным социально-политическим изменениям, в том числе к ликвидации частной собственности, феодальных привилегий, отмене барщины. Они выступали против светской власти, социального, этнического и религиозного неравенства, проповедовали всеобщее равенство, освобождение крестьян, раздачу имущества бедным, отказ от должностей и военной повинности. В соответствии с этими принципами на основе общего труда и имущественного равенства была создана известная Ра-ковская коммуна, в которую вошло много горожан и шляхты. Многие из них продали свои имения и имущество, внесли деньги в общую кассу коммуны. Однако эта наивно-утопическая попытка не выдержала испытания социально-политической практикой. Все сторонники радикальной Реформации подвергались особым преследованиям со стороны как католической церкви, так и государства. В 1647 г. Приговором сеймового суда в Речи Посполитой закрывались все арианские типографии и школы, а ариане сеймом были приговорены к изгнанию из страны.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 376 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...