Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Отбор художественных средств



Использование художественных средств в сценариях массовых праздников, представлений и обрядов имеет большое значение в процессе решения поставленных в сценарии художественно-педагогических задач. Будущий зритель должен почувствовать рождение чувства, эмоций, ведущих его к идее массовой досуговой программы, жить в ритме музыки, воспринимать атмосферу действия на сцене. Умело используя художественные средства, сценарист получает отличный инструмент воздействия на зрителя. Таким образом, умелый подбор выразительных средств, органическое включение в действие различных видов искусств, отдельных номеров, которые могут воплощать сюжет и развивать тему, являются сутью режиссуры театрализованного массового представления.

Процесс отбора выразительных средств – процесс творческий, включающий в себя профессиональное умение сочетать факты и глубину усиления их искусством.

Отметим, что из определенного объема художественного материала сценарист должен уметь отобрать тот материал, который поможет ему решить поставленные художественно-педагогические задачи. Этот же принцип лежит в основе определения количества художественных средств. В сценариях культурно-досуговых программ используются «факты жизни» и «факты искусства», которые и сами по себе могут являться выразительными средствами. Существуют определенные проблемы использования выразительных средств, которые возникают при несоблюдении следующих принципов отбора:

· принцип соответствия выразительных средств цели художественно-педагогического воздействия;

· принцип соответствия отобранного материала социально-структурной специфике аудитории;

· принцип максимального расширения многообразных средств воздействия;

· принцип художественно-эстетической ценности материала;

· принцип соответствия отобранного материала сюжету сценария.

Поскольку создание сценария – художественно-педагогический процесс, то выполнение вышеперечисленных принципов ведет к усилению педагогического значения сценария культурно-досуговых программ и дает возможность эффективно воздействовать на зрителя в воспитательных целях.

Массовый праздник имеет разнообразные средства идейно-эмоционального воздействия. Они в первую очередь составляют палитру сценариста и режиссера. Это прежде всего живое слово, создающее образы, которые могут непосредственно воплощать и передавать действия, чувство, настроение и переживания людей. Именно живое слово создает атмосферу

-15-

материала, его распределение по эпизодам подчиняется задаче наиболее полной реализации творческого замысла, И здесь в силу вступают такие творческие качества сценариста, как чувство меры, творческая интуиция.

Главной творческой задачей в технологическом процессе создания культурно-досуговой программы является организация содержания программы, которая осуществляется на основе ото­бранного сценарного материала (совокупности эмоционально-выразительных средств), Содержание — это интеллектуальный компонент программы. Художественно организованное, оно яв­ляется объектом эмоционального восприятия и оценок зритель­ской аудитории, средством общения с автором как художником, его мировоззренческими представлениями, которые выявляются в содержании программы. Восприятие содержания программы зрительской аудиторией будет более результативным, если оно композиционно организованно. Этому способствует функциональное размещение структурных элементов композиции - экс­позиции, завязки, основного развития действия, кульминации, развязки и окончания.

Добиваясь соразмерности расположения второстепенных и главных частей сценарного материала, синтезируя идейно-эмоциональные средства, сценарист должен стремиться к точ­ному и четкому пропорциональному соотношению структурных элементов композиции, что позволит логично выстроить сюжет, избежать однотипности отбираемых сведений, фактов и однооб­разия внутренних ритмов драматического действия.

Экспозиция - первый структурный элемент композиционного построения сценария. Как правило, экспозиция располагается вначале и служит основой для развития последующего драмати­ческого действия. Особенность экспозиции заключается в том, что в ней практически отсутствует событие. Она лаконична, кратко-временна, в ней отражается лишь общий характер темы будущей культурно-досуговой программы. Это может быть знакомство с участниками театрализованного представления или сообщение ведущего исходных данных о теме предстоящей программы.

В некоторых случаях экспозицию отождествляют с таким композиционным приемом, как пролог, но следует помнить, что экспозиция и пролог не идентичные понятия. Пролог (предисло­вие) - это композиционный прием, суть которого заключается в показе или демонстрации идеи автора, его отношения к событию, которому посвящена культурно-досуговая программа. Самым су­щественным отличием является то, что пролог не связан с основ­ным сюжетным действием, в то время как в экспозиции сюжетное действие берет свое начало. Использование данного приема ха­рактерно для театрализованных и особо торжественных представ­лений, что дает возможность режиссеру-постановщику осущест­вить красочное зрелищное начало представления.

Завязка - важнейший опорный структурный элемент ком­позиционного построения сценария культурно-досуговой про­граммы. Функциональная

-16-

ценность данного элемента заключа­ется в том, что в его основе, в первую очередь, лежит событие, так называемое исходное, которое определяет начало драматиче­ского конфликта и находит свое развитие в последующих струк­турных элементах композиционного построения сценария. Именно исходное событие привлекает внимание зрительской аудитории и побуждает ее следить за дальнейшим сюжетным развитием действия.

В структуре сюжета завязка является определяющим нача­лом развития основного действия, и таким образом, завязка, ее содержание, оказывает влияние на последующий событийный ряд в сюжетно-композиционном построении сценария.. Поиск сценаристом оригинального сюжетного решения завязки всегда является драматургической проблемой. Завязка не только фор­мально определяет исходное событие, но и является существен­ным моментом оригинального драматургического решения сце­нария культурно-досуговой программы. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей програм­мы. Небрежный, необдуманный подход сценариста к решению завязки, как правило, приводит к сюжетной неопределенности композиционного построения сценария.

Основное развитие действия в композиционном построе­нии является самой обширной частью сценария. Здесь фактиче­ски укладывается весь основной сюжет культурно-досуговой программы. Именно здесь исходное событие, которое произош­ло в завязке, в основном развитии действия находит свое драма­тическое продвижение к кульминации. Напомним, что сценарий культурно-досуговой программы строится из блоков и эпизодов, которые обладают определенной сюжетно-тематической самостоятельностью, то есть имеют свой оригинальный сюжет, внут­ренний событийный ряд, композиционное построение и свой неповторимый сюжетный ход. Количество блоков и эпизодов определяется творческим замыслом сценариста. Однако здесь необходимо усвоить, что событийный ряд данных блоков и эпи­зодов подчинен основному сюжетному ходу сценария, его ос­новному сквозному драматическому действию. Общий сюжет­ный ход, проходя, красной нитью через все эпизоды и блоки, связывая их в единое драматическое действие, является главным композиционным приемом, способствующим созданию целост­ности культурно-досуговой программы.

В то же время событийный ряд отдельных блоков и эпизо­дов обеспечивает нарастание сюжетного действия, которое в конце концов органично приводит к кульминации сценария. Чем оригинальней будут выстроены блоки и эпизоды в сценарии, тем ритмичнее будет развиваться сквозное действие культурно-досуговой программы, его основной сюжет.

Композиционное построение основной части сценария тре­бует от сценариста большого мастерства, чтобы избежать опас­ности потери течения сюжета. В этой связи большое значение имеют так называемые сюжетные

-41-

должен быть выражен в трех видах: декоративном, музыкальном и игровом.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2779 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...