Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВВЕДЕНИЕ. Несмотря на все многообразие проявления досуговых форм отдыха и развлечений - индивидуальных, групповых



Несмотря на все многообразие проявления досуговых форм отдыха и развлечений - индивидуальных, групповых, массовых, семейных, корпоративных самым существенным результатом культурно-досуговой деятельности выступает культурно-досуговая программа. В настоящее время культурные програм­мы являются необходимым и обязательным компонентом раз­личных фестивалей, форумов, симпозиумов, спортивных олим­пиад, многочисленных праздничных акций. Особое место в структуре досуга занимают радио и телевизионные программы. Документальные, художественно-публицистические, развлека­тельные, пластико-хореографические, игровые, концертные, шоу-программы являются одним из основных направлений досугово-развлекательиой деятельности радио и телевидения. Культурные программы стали неотъемлемой частью туристиче­ской, музейной и рекламной деятельности, деятельности исто­рико-культурных и рекреационных комплексов, парков культу­ры и отдыха, ресторанов, кафе, гостиниц и отелей, торгово-развлекательных комплексов, молодежных клубов. О содержа­тельной направленности таких программ заявляют в афишах, буклетах и пригласительных билетах, различных других инфор­мационных источниках. К разработке и проведению культурных программ привлекаются профессиональные сценаристы и ре­жиссеры-постановщики.

Следует отметить, что понятие «культурная программа» нашло свое отражение в современных словарях и определяется как «комплекс мероприятий, связанный с созданием, сохранени­ем, восстановлением и распространением определенных общест­венных художественно-культурных ценностей, объектов, навы­ков, знаний. Разрабатываются и осуществляются государством и общественными организациями, институтами культуры, СМИ»[1]. Данный институциональный статус культурной программы дает основание рассматривать ее как значимую социально-культурную форму, специфическое социально-художественное явление, обла­дающее внутренним структурным содержанием и организацион­но-технологическими характеристиками. Основное ее практиче­ское свойство - протекание во времени и пространстве - «здесь и сейчас» по случаю какого-либо общественно-значимого события -международного, государственного, районного или местного зна­чения, традиционного праздника, в различных других ситуациях отдыха и развлечений - создает условия для формирования пози­тивного социального фона, особой эмоциональной атмосферы культурной среды, составляющей на данный момент частицу ис­торического времени, реального бытия, в котором при определен­ной системной организации таких

-53-

Искусство – художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. разновидности деятельности человека, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Исходная ситуация - художественно осмысленный драматургический факт, из которого будет развиваться дальнейшее действие

Коллектив - относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных общественных задач, основан на общности цели, принципах, сочетает социальные и индивидуальные интересы личности.

Конфликт – столкновение; способ раскрыть социальное противоречие в действенной борьбе.

Кульминация - момент наивысшего напряжения в развитии конфликта, после которого наступает развязка.

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – достижения человечества в производственной, общественной, духовной жизни и интеллектуальной деятельности. Система ценностей, представлений о жизни, общих для людей, связанных общностью определенного образа жизни.

Культура речи – соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Культурно-досуговая деятельность – создание, распространение и умножение духовных ценностей; система мероприятий, содействующих организации досуга.

Масс-медиа – средства массовой информации, рекламные и PR (паблик рилейшенз – организация общественного мнения) – агентства.

Метод - способ направленного взаимообмена информацией, знаниями с личностью. С точки зрения влияния социально-культурной деятельности на сознание, чувства и действия, различаются методы: рациональные, основанные на передаче и усвоении знаний, - изложение, разъяснение материала; эмоционально-художественные - использование иллюстрирования, театрализации, зрелищ; практические – упражнение, игра, самостоятельная работа по сбору, анализу и обработке информации, оказание помощи нуждающимся в поддержке людям и т.д.

Методика - соединение или сочетание методов, способов, приемов обучения, воспитания с целью практического осуществления деятельности.

Монтаж - художественный метод соединения разножанрового материала, включает зрителя в проблемную ситуацию, отражающую социальный конфликт, вызывая у него активизацию процесса. Монтаж –

-52-

Аудиовизуальные (от лат. audio – слышу и визуальный, производимый простым или вооруженным глазом) средства – современные технические средства обучения: учебное кино, радио- и телепередачи, магнитофонные записи и др., основанные на одновременным восприятием слухом и зрением.

Аудитория – слушатели, зрители, посетители социокультурных учреждений; временная общность людей, появляющаяся в связи с конкретным источником информации. Помещение для занятий.

Блок эпизодов - это совокупность эпизодов, объединенных одним сценическим заданием, т.е. совокупность эпизодов, художественно раскрывающих аспект авторской концепции на определенном идейно-эстетическом уровне поведения аудитории.

Визуальная деятельность - распространение информации, знаний с помощью наглядных средств.

Воспитание - объективно вызванный к жизни институт, упорядочивающий влияние на личность, адекватно отражающую потребности общества в ее развитии. Это передача опыта, культуры, цивилизации.

Восприятие – процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий человеку отражение объективной реальности.

Выставка – собрание каких-либо предметов для обозрения, а также место, где они собраны. С ее применением распространяются и рекламируются достижения коллектива, творческой личности, их социокультурные услуги, произведения искусства и т.д.

Действие - активность субъекта, интегрирующая процесс целесообразного, преобразующего влияния на объект; конфликт в развитии.

Досуг – часть нерабочего времени, которое остается у человека после исполнения непроизводственных обязанностей.

Драматургия - род литературы, предметом которого является образ конкретного социального конфликта.

Завязка – начало основного конфликта пьесы.

Интерес - познавательное и эмоционально окрашенное, активное отношение личности к действительности; стремление к удовлетворению потребности.

Интернет (от лат. internus – внутренний) - кооперативно-управляемая всемирная совокупность компьютерных сетей, предназначенных для глобального распространения информации.

Информационная деятельность (информирование) – передача информации, сообщений.

Информация – способ отражения многообразия сложных связей и взаимодействий, свойственный тем или иным формам организации материи. Виды информации: информация в неживой природе, генетическая, технико-кибернетическая и социальная.

-5-

программ формируются вкусы, потребности и ментальные традиции культурно-досуговой жизни общества.

Технологический процесс создания культурно-досуговой программы - это методически последовательное, целесообразное структурно-содержательное построение, обеспечивающее логиче­ские и гармонические внутренние связи всех компонентов про­граммы: формы и содержания, темы, идеи, цели, проблемы, выра­зительных средств, жанровых и стилевых особенностей. Создание культурно-досуговой программы высокой профессиональной культуры требует использования сценарно-режиссерских техно­логий, что влечет за собой целый комплекс знаний и качеств, ко­торыми должен обладать будущий специалист культурно-досуговой деятельности — глубокими знаниями в области драма­тургии и режиссуры, законов и закономерностей функционирования процессов художественно-творческой деятельности, техноло­гических приемов сценарного моделирования и постановочной деятельности, а также профессионально развитым творческим ху­дожественным мышлением.

В то же время широкое разнообразие форм культурно-досуговых программ требует их типологнзации с целью выявле­ния внутренних структурных закономерностей, предопреде­ляющих сценарно-режиссерские технологии создания программ.

Проблема типологии всегда возникает там, где существует множество разнородных объектов, требующих системного упоря­дочения. Известно, что типология является разновидностью клас­сификации и, в этой связи, средством выявления сходства и раз­личия изучаемых объектов, поиска способов их идентификации, выявления закономерных связей, существующих внутри объектов. Одной из проблем типологической классификации является опре­деление признаков, обеспечивающих устойчивые характеристики того или иного исследуемого объекта, а также выделение опреде­ленного объекта, который по ряду признаков будет рассматри­ваться в качестве представителя всего множества объектов.

По нашему мнению определяющим признаком типологиче­ского различия культурно-досуговых программ является органи­зационно-творческий метод - главная составляющая технологии создания программ. Совершенно очевидно, что сценарно-режиссерская организация различных типов программ не может быть обеспечена каким-либо одним универсальным методом или способом. Многообразие видов культурно-досуговых про­грамм обусловливает и многообразие технологических методов их организации. Выбор того или иного творческого метода оп­ределяется типологическими свойствами и характеристиками программ. Определение технологических закономерностей ор­ганизации культурно-досуговых программ с опорой на их типологические свойства через призму ведущего организационно-творческого метода, подчиняющего себе технологические операции – драматургические и

-6-

режиссерско-постановочные – основная концептуальная мысль данного монографического исследования.

Создание культурно-досуговых программ с учетом их типологических различий, определяемых главным технологическим признаком – методом драматургической и режиссерско-постановочной организации программ, дает возможность выстроить теоретико-методический подход в самом существенном направлении культурно-досуговой деятельности – организации педагогически обоснованного социального общения в художественных формах досуга.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ГЛАВА I. ТЕХНОЛОГИЯ СЦЕНРАНО-РЕЖИССЕРСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 918 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...