Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сюжетно-композиционное построение и монтаж программы



Сюжетно-композиционное построение сценария является самой существенной частью творческого процесса и основным звеном технологии создания культурно-досуговой программы. Отобранный, в соответствии с замыслом, сценарный материал требует конструктивной организации, соединения всех его эле­ментов в единую целостную логическую структуру, что и обу­словливает композиционное его построение.

Композиция - составление, расположение, соединение час­тей в целое - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий художественному произведению единство и целостность. Композиция является основной конст­руирующей силой любого художественного произведения, это закон, способ соединения звуковых и текстовых частей, напри­мер, в литературном и музыкальном произведениях, средство выражения связей между элементами данного произведения. Основная эстетическая функция композиционной организации художественного произведения - это достижение гармонии и совершенства. Гармония (с гр. - согласие, стройность, сораз­мерность) - это оптимальное сочетание и взаимосоответствие частей и целого, основной критерий совершенства, одна из су­щественных характеристик красоты и прекрасного.

Истоки композиции как художественно-творческого фено­мена коренятся в природе вещей и явлений окружающего нас мира. Основные родовые свойства композиции - целостность, симметрия и ритм обнаруживаются, например, в объектах жи­вой природы - растениях, деревьях, цветах. Каждое живое расте­ние имеет свое неповторимое в других растениях композицион­ное строение, отличающееся уникальной формой и содержанием. Так, в мире цветочного многообразия нет ни одного похожего цветка, но вместе с тем в каждом из них обнаруживаются зако­номерности композиционного построения - симметричное и ритмичное расположение стеблей, листьев, лепестков. Их

-12-

гармо­ничное соотношение друг с другом рождает целостный эстетиче­ский образ, выраженный в названии цветка - роза, лилия, лан­дыш, фиалка, гиацинт и другие.

Многие великие художники наставляли своих учеников учиться у живой природы. Так, французский драматург Морис Метерлинк в своих философских размышлениях доказывал, «что несовершенство человеческого общества может быть поправле­но обращением к извечным законам природы, что именно в них следует искать идеи для более гармоничной организации чело­веческой жизни»[7].

Драматургическая основа культурно-досуговой программы создается такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, пантомима, хореография и др. Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое, придать будущей программе логичность, стройность, целостность. От того, насколько данные элементы будут гармонировать мех-еду собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции программы, соподчинять и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией.

В процессе работы над драматургией культурно-досуговой программы сценарист сталкивается с различными видами творче­ской деятельности, которые могут быть успешно им реализованы лишь в том случае, если он опирается на прочный фундамент зна­ний закономерностей творческого процесса. Для этого, в первую очередь, необходимо знание законов композиционного построе­ния драматического произведения, функциональных свойств структурных элементов композиции - экспозиции, завязки, ос­новного развития действия, кульминации, развязки и окончания.

Законы композиции - целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств художественного произведения сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщениие отражают те многосторонние связи, которые необ­ходимо осуществить в процессе творческой работы над драма­тургией культурно-досуговой программы.

Закон целостности, взаимосвязи и соподчиненности час­тей целому. Специфическая особенность драматургии культур­но-досуговой программы, выражающаяся в поэпизодном по­строении сценария, обусловлена объективной необходимостью наиболее полно и многоаспектно раскрыть тему и идею, вклю­чая различные стороны выбранной для художественного вопло­щения проблемы и явления. Эпизод в сценарии, являясь частью общего целого, в то же время характеризуется относительной самостоятельностью сюжетной конструкции, системой отобран­ных художественных средств,

-45-

· Последовательный прием монтажа позволяет сценаристу раскрывать события в их исторической, временной и логической последовательности.

Вышеназванные приемы монтажа являются наиболее распространенными, но количество приемов может быть неограниченно, это зависит от профессионального мастерства и творчества сценариста.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1729 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...