Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Многообразие форм культурно-досуговых программ (концерт, моноспектакль)



Сегодня культурно-досуговые проекты массовых форм прочно вошли в жизнь общества, стали неотъемлемой частью любого праздника, торжества. Если говорить об их классификации, то она условна. Элементы одного вида могут присутствовать в другом, однако стоит охарактеризовать основные черты, присущие той или иной разновидности культурно-досугового проекта. Самой распространенной в настоящее время является концерт. При его создании необходимо обратить внимание на точную очередность по жанрам и эпизодам в программе. Здесь основную сюжетную линию несет на себе конферансье. И.М. Туманов писал: «Создание репертуара конферансье, а также «размещение» этого репертуара по всему концерту, «подача» номеров, нахождение кульминации конферанса. Соответствующей кульминации концерта в целом, должны находиться в центре внимания режиссера, ставящего концертную программу».[15]

Необходимо отметить, что концерт может иметь определенные характеристики, которые определят его вид: концерт народного творчества. Детский концерт, театрализованный концерт.

Концерт народного творчества построен на подлинной фольклорной основе.

Задача режиссера – нахождение органического сочетания фольклорных форм с современными выразительными средствами. Исходной позицией в данном концерте является чередование песенного и танцевального народного материала, использование оркестра народных инструментов как в отдельных эпизодах, так и на протяжении всей концертной программы.

Здесь же стоит обратить внимание и на использование устного народного творчества. Искусство скоморохов прошло сквозь века,

-36-

медлительности охватить не могло.»[16] Значит, работа над замыслом сценария – это скорее сознательный процесс, чем бессознательный.

Поставив при создании сценария конкретные педагогические и практические цели, найдя сценарно-режиссерский ход, мы приходим к рождению замысла. Создание замысла театрализованного празднично-обрядового действия, т.е. определение его идейно-тематической основы, сюжета и сценарно-режиссерского хода, имеет последовательные этапы, которые позволяют организовать и упорядочить весь процесс творчества сценариста. Рассмотрим эти основные этапы работы над сценарием, руководствуясь общими положениями теории драматургии.

Процесс этот не изучен, да он и не требует полного изучения. Дать определенные рецепты или технологии невозможно. Но необходимо отметить, что в процессе создания замысла обязательно должен быть синтез логического и образного мышления, которые активно участвуют в создании сценария.

Замысел сценария – это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разрешенности. Замысел сценария всегда зависит от разработки смыслового каркаса, то есть от точной постановки сценических заданий на всех уровнях. Разработку замысла необходимо начинать с замысла всего сценария в целом. Целью анализа данной операции является определение жанра, сценарно-режиссерского хода и исходной ситуации сценария. Исходная ситуация – это художественно осмысленный драматургический факт, из которого будет развертываться дальнейшее действие. Разработка замысла сценария в целом проводится на основе «фактов жизни», «фактов искусства» и рынка культурно-досуговых потребностей.

Целью разработки замыслов блоков так же является жанр, что в свою очередь говорит о том, что жанр сценария включает в себя жанры блоков. То же самое мы можем сказать и об эпизодах. Если же речь идет о замысле единиц сценической информации, то здесь целью будет нахождение выразительных средств и новых композиционных приемов (пластическая мизансцена, реальный факт, мерцающий свет и т.п.).

Хочется отметить и тот факт, что замысел всегда существует в тесной связи с внутренним миром автора. Чаще всего он не описывается, поскольку не всегда словами можно выразить всю полноту стремлений, и между замыслом и его воплощением стоит долгий, тяжелый труд. Замысел – это полностью авторская работа сценариста, являющаяся одним из основных этапов работы над сценарием. В то же время замысел – это процесс, который развивается и изменяется во время создания и воплощения сценария. Таким

-21-

исполнителей. Так рождалось художест­венное единство драматурга и режиссера, примером которого может быть творческая деятельность французского комедиогра­фа XVII в. Мольера, который органично сочетал драматургиче­скую, режиссерскую и актерскую деятельность.

В российской театральной практике такое творческое един­ство определяло деятельность поэта и переводчика западноевро­пейской драматургии Н.И. Гнедича, который разъяснял русским актерам особенности поведения и речи персонажей в различных пьесах. Особую роль сыграл русский драматург А.Н. Остров­ский, который ввел застольные репетиции как необходимое ус­ловие целенаправленного творческого процесса, подсказывая актерам верное исполнение всех ролей, одновременно приучая к созданию творческого ансамбля, к выверенности общего идей­но-художественного строя спектакля.

Традиционно режиссерско-постановочная деятельность включает два периода практической работы - аналитический и организационно-постановочный. Сценическая материализация драматического замысла предполагает подготовительную рабо­ту, заключающуюся в аналитическом разборе драматического произведения. Ю. Мочалов так характеризует этот этап работы: «Аналитический процесс в искусстве очень увлекателен. Особенно для начинающего режиссера, обладающего исследова­тельским умом. И чем дальше он разнимает скальпелем пьесу, события, образы, технологию творчества драматурга, чем пристальнее всматривается во все это через микроскоп, тем в боль­шие проникает глубины».[17]

Главная задача аналитического этапа работы состоит в пе­реводе драматического произведения с языка литературного на язык сценического действия, и конечной целью которого явля­ется создание режиссерского замысла - режиссерского решения целостного сценического воплощения данного драматического произведения. В этой связи аналитический этап работы включа­ет технологические операции: изучение предлагаемых обстоя­тельств, заложенных в драматическом произведении - его фабу­лу, факты, события, эпоху, время и место действия, условия жизни; определение главной идеи и перевод ее в сценическую сверхзадачу, определение событийных кусков и эпизодов их ос­новного содержания и смысла, сквозного действия, бытовую и социальную сущность драматического конфликта, выявление ассоциативных связей текста и подтекста, мотивации поступков действующих персонажей и другое.

В практике создания культурно-досуговых программ анали­тический этап режиссерско-постановочной деятельности в полной мере реализуется, в первую очередь, в том случае, если специа­лист досуга при организации

-22-

культурно-досуговых программ ис­пользует готовые сценарные разработки, которых в настоящее время достаточно много публикуется в методической литературе, журналах данного профиля, а также предлагается в Интернете. Приступая к воплощению такого сценария, специалисту досуга необходимо провести его тщательный анализ в соответствии с те­ми параметрами, которые изложены выше, с целью приспособле­ния его к конкретным условиям реализации. Такой сценарий мо­жет выступать в качестве идеи или замысла, на основе которых осуществляются переработки и изменения, вариативные дополне­ния, включение новых оригинальных эпизодов и блоков.

В условиях, когда специалист досуга является одновремен­но и сценаристом, и постановщиком культурно-досуговой про­граммы, аналитическая функция режиссерской деятельности реализуется на этапе сценарного моделирования, в результате которого возникает оригинальный сценарный проект - развер­нутый документ, органично сочетающий литературные и режиссерско-постановочные основы будущей программы, В этом ху­дожественном единстве двух видов творческой деятельности заключается специфика профессии специалиста культурно-досуговой деятельности.

Практический этап режиссерско-постановочной деятельно­сти включает следующие виды технологических операций:

- мизансценирование - пластическое решение сценической постановки;

- сценографическое оформление;

- музыкальное обеспечение;

- светотехническое решение.

Мизансиенирование — самая существенная часть режиссер-ско-постановочной деятельности, направленная, по выражению Станиславского, на «создание и оживление внутренних предла­гаемых обстоятельств», заложенных в драматическом произведе­нии, на «воссоздание жизни человеческого духа». Мизансцени­рование, по суждению Ю. Мочалова, — это суверенный участок режиссерского авторства167. В мизансценировании, как в зеркале, отражаются все грани творческой индивидуальности режиссера -художественное мышление и художественный вкус, методы ху­дожественного освоения драматургического материала, уровень авторского подхода к созданию сценического произведения, сте­пень сформированности профессионального опыта.

Мизансцена - это расположение, размещение людей (акте­ров, исполнителей, участников представления) на сцене или дру­гом каком-либо пространстве в определенных сочетаниях друг с другом и окружающей вещественной средой. Мизансцена - это язык режиссуры, средство визуально-образного выявления идей­но-художественного замысла драматического произведения. Структуру мизансцены составляют элементы: поза (телоположе-ние человека в пространстве), движение (перемещение во време­

-35-

театральной пьесы, больше места отводится режиссуре. Сценарист расписывает в режиссерских ремарках все, что касается сценических задач по каждому отдельному эпизоду, блоку и, в конце концов, по всему сценарию в целом.

Смысловой каркас – совокупность сценических заданий, которую образуют сценические задания, разработанные на уровне блоков, эпизодов, единиц сценической информации. Смысловой каркас сценария – это способ фиксации планируемого художественного воздействия и сценарно-педагогического моделирования поведения аудитории.[18] Он дает представление о действенности конкретной педагогической смысловой системы. Сверхзадача сценария – это всегда авторская позиция по отношению к выбранной теме, именно она является отправной точкой создания смыслового каркаса, который создается на основе художественного осмысления «фактов жизни» и «фактов искусства».

Сценарий массовой досуговой программы – это художественно-педагогическое явление, и в зависимости от педагогических целей разрабатываются сценические задания, которые направляют активность зрителя в творческую деятельность. Сценарий всегда направлен на определенную аудиторию, на ее потребность в данной праздничной ситуации и на конкретную проблему или событие. Все эти факторы должны присутствовать в смысловом каркасе сценария или, иначе говоря, в этапе сценарного педагогического моделирования поведения аудитории.

2.6. Замысел сценария.

Любое творчество всегда начинается с замысла. Но возникновение замысла – это бессознательный или сознательный процесс? Обратимся к книге М. Арнаудова «Психология художественного творчества», в которой он пишет: «Иллюзия, что творческий процесс совершается «бессознательно», возникает потому, что мы осознаем начальный момент, то, что предшествует всякой идее произведения, то есть настроение, и потому сразу видим результат мысли. Ввиду того, что весь акт воспроизведения и оформления представлений происходит молниеносно, мы не склонны замечать ряд этапов или очень запутанный ход. В сущности эта быстрота является причиной того, что в сознании не выступало, а терялось в «бессознательном» множестве связующих звеньев, которые органически связывают известное с вновь открываемым и которое наше внимание из-за своей ограниченности и

-34-

Блок сценария - совокупность эпизодов, объединенных одним сценическим заданием, художественно раскрывающих один из аспектов авторской концепции.

Сценарная практика показала, что часто в сценариях присутствуют эпизоды, тематически связанные и направленные на одну из граней сформулированной в сценарии проблемы. Наличие в сценарии больше одного блока дает возможность сценаристу глубже раскрыть тему, использовать больше возможностей обеспечить художественную реализацию идеи. Построение блоков между собой строится на основе законов конфликта.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1860 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...