Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Активный – действующий, развивающийся, деятельный.
Акция – действие, предпринимаемое для достижения цели. Ценная бумага, свидетельствующая о взносе пая в предприятие, дающая право собственности и участия в прибыли.
-50-
60. Жданова Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учеб. пособие /Е.И. Жданова, С.В. Иванов, Н.В.Кротова.- М.: Финансы и статистика, 2003.
61. 3ахава Б.Е. Мастерство актера и режиссера / Б.Е. Захава. – М.: Советская Россия, 1964.
62. Иконникова С.Н. Диалог о культуре / С.Н.Иконникова.- Л.: Лениздат, 1987.
63. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. научных статей. Вып. 5 / Под науч. ред. А.Д. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2004.
64. Казачёк И.А. Теория и методика формирования речевой культуры / И.А. Казачёк. – СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2007.
65. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций /А.С. Каргин.- М., 1997.
66. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учеб. пособие. 6-е изд., перераб. И доп. /А.С.Ковальчук.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
67. Конович А.А. Театрализация как метод активизации участников массовой культурно-просветительской работы. Автореферат диссертации кандидата педагогических наук / А.А. Конович.- Л., 1980.
68. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР /А.А. Конович.- М.: Высшая школа, 1990.
69. Кривцун О.А. Эстетика: [Учеб. для вузов по спец. «Культуpология», «Философия», «Искусствознание», «Музыковедение», «Филология», «Музеология»] / О.А. Кривцун.- М.: Аспект Пресс, 2000.
70. Культурно-досуговая деятельность./ Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова.- М., 1998.
71. Лисаковский И.Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения; Словарь-справочник./И.Н. Лисаковский. - М., 2002
72. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба / О.И. Марков. – М.1988.
73. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление: Автореферат диссертации доктора педагогических наук / О.И. Марков.- С.-Пб., 1998.
74. Молодежная эстрада. Литературно-музыкальный альманах. - М,, 2001. -№6-7. -С.59-66, 77-82.
75. Московская Н.В. Режиссура в системе педагогики./Н.В. Московская // Мир образования - образование в мире. Научно-методический журнал. - М., 2007. №2. -С.41
76. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. (Поэтика мизапецены): Учеб. пособие для учеб. заведений культуры. /Ю. Мочалов.— М, 1981
77. Орлов О.Л. Праздничная культура России / О.Л. Орлов.- СПб., 2001.
78. Розовский М.И. Режиссер зрелища / М.И. Розовский.- М.: Советская Россия, 1973.
-7-
образующего связи между новыми объектами и накопленным интеллектуальным опытом художника, в результате чего возникает новая мыслительная художественная комбинация.
Вдохновение — это творческое состояние, характеризующееся «могучим выбросом творческой энергии, накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного его включения в творческий процесс, ясность мысли, обостренная виртуозность в чувствовании формы». По суждению К. Паустовского, «вдохновение - это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст.... внутренний мир настроен тонко и верно, «как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни»[3].
Замысел - это неосуществленное решение художественной задачи. Он возникает в сознании художника как творческий набросок, задуманный план действий, как схема будущего художественного произведения, установка на творческий поиск. Формирование замысла проходит стадии - от первоначальной, интуитивно осознаваемой, идеи до целостной, отчетливо проявляющейся концепции художественного произведения. А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» так поэтически характеризовал начальную стадию замысла: «И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще не ясно различал».
Специфика промежуточных творческих поисков заключается в практических «пробах» проверки замысла - в создании отдельных фрагментов художественного произведения, которые могут материализоваться в таких формах, как эскиз, этюд, сценарный набросок, сюжетно-композиционный план, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на первоначально возникшую идею - ее корректировку, уточнение или изменение.
В этой связи целостный замысел часто формируется с течением практически осуществляемой творческой деятельности, и здесь замысел как творческое явление не лишен парадоксов. Замысел часто бывает ярче, богаче самой реализации. Л.Н. Толстой отмечал: «Л думал хорошо, а записал плохо». Русский философ Н.А. Бердяев писал в своем «Самопознании»: « Яполон тем для романов, и в моей восприимчивости есть элемент художественный, но я бы не мог написать романа, хотя у меня есть свойства, необходимые беллетристу. Я лишен изобразительного художественного дара. В моей изобразительности есть бедность словесная и бедность образов»[4].
Замысел - это структурное образование. Структурными элементами замысла являются - тема, проблема, идея, цель.
-8-
Тема (с гр. — то, что положено в основу) — это совокупность жизненных явлений, процессов, связанных с определенным историческим временем и кругом действующих лиц, отобранных для освещения в культурно-досуговой программе. Тема выступает как предметный аспект содержания программы, реализуемый в процессе художественного размышления или рассуждения. Тема сценария культурно-досуговой программы возникает на основе объективной социальной деятельности, общественной практики и духовной жизни людей, и в этой связи, тема, как правило, содержит в себе скрыто или явно проблему, которую необходимо разрешить в процессе программы.
Проблемный характер темы часто обозначен в названии культурно-досуговой программы («Ужель та самая Татьяна?», «Эхо прошедшей войны», «Красная книга Руси»). Тематика культурно-досуговых программ в широком значении охватывает весь спектр жизненных явлений, но при этом на первый план выдвигается тема в узком значении - конкретная мысль автора-сценариста, положенная в основу программы. Так, например, в фольклорной программе «Красная книга Руси», разработанной и осуществленной студентами заочного отделения кафедры культурно-досуговой деятельности, общая тема сохранения раритетов народной художественной культуры конкретизировалась авторской темой-мыслью - сообща, всем миром вести Красную книгу Руси. В узком значении тема - понятие авторское. Каждый художник, создавая произведение в рамках «вечных тем», высказывает свою точку зрения, видит свой ракурс решения проблем, тем самым заявляя о себе как неповторимая индивидуальность в том или ином направлении художественного творчества.
Идея (с гр. - представление) является зерном замысла. Это та главная мысль, ради которой сценарист берется за перо, которая заполняет все интеллектуальное пространство его сознания, подводит эмоциональное состояние близкое к экспрессии и страсти, активизирует все его сущностные творческие силы и энергию. Мысль «любить идею своего будущего художественного произведения» неоднократно высказывалась великими художниками (Л.Н. Толстой), поскольку это чувство поддерживает и сопровождает весь творческий процесс создания художественного произведения, в том числе и культурно-досуговой программы.
Оригинальная идея программы - это творческое достижение сценариста. Сформулировать главную мысль, выделить ее из общей тематической направленности программы - это значит отразить социально-мировоззренческий аспект темы, придать ей ценностно-идеологический характер. В этой связи идея культурно-досуговой программы всегда социально значима и, как правило, тенденциозна, поскольку выражает субъективный взгляд сценариста на мир вещей и явлений, отражаемых в программе.
-49-
6. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И.М. Туманов.- М., 2006.
Дополнительная литература:
1. Акимов Н.П. О режиссуре. Театральное наследие / Н.П. Акимов. – М., 1978.
2. Аль Д.Н. Основы драматургии / Д.Н. Аль. – С.-Пб., 1995.
3. Арнольдов А.И. Открытие мира культуры (беседы с молодыми) / А.И. Арнольдов.- М.: МГУКИ, 2003.
4. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учеб. пособие / Н.К. Бакланова.- М.: МГУКИ, 2003.
5. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: Учеб. пособие / Т.И. Бакланова. – М.: МГИК, 1992.
6. Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. /Н.А. Бердяев.-М., 2008
7. Велихова Н. Охлопков и театр улиц / Н. Велиханова. – М., 1970
8. Владимиров С. Встречи с Мейерхольдом / С. Владимиров.- М., 1967.
9. Владимиров С.В. Действие в драме / С.В. Владимиров.- Л., 1972.
10. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба / Д.М. Генкин.- Л., 1978.
11. Генкин Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. – М.: Просвещение, 1981.
12. Генкин Д.М. Организация и методика художественно-массовой работы / Д.М. Генкин. – М.: Просвещение, 1987.
13. Генкин Д.М. Возможные использования художественных выразительных средств в методике театрализации / Д.М. Генкин, А.А. Конович.- М., 1982.
14. Генкин Д.М. Художественная пропаганда в клубе / Д.М. Генкин, А.Г. Соломоник.- М.: Сов. Россия, 1977.
15. Дробков В.А. На перекрестке дорог культур, истории. /В.А. Дробков.- М, 1989.
16. Дронов Л. А. Режиссура театрализованных массовых праздников / Л.А. Дронов. – Л., 1987.
17. Дубровский Э.Д. Сценарий как модель социальной действительности/Э.Д. Дубровский//Искусство кино.-1976.-№1,3.
18. Еременко В.С. Театрализованный массовый праздник. Основы праздничного производства. Общая теория праздника, сценарий, организация, постановка: Специальность 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»: учебное пособие/В.С. Еременко.- Кемерово: Актом, 2009.
19. Ефимов Э.М. Замысел. Фильм. Зритель. /Э.М. Ефимов.- М., 1987.
20. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как общественный феномен /А.Д. Жарков// Вестник МГУКИ. 2003. № 2, с.72-79.
-48-
10. Объективные закономерности в построении культурно-досуговой программы.
11. Характеристика понятий «вымысел», «факты жизни» и «факты искусства».
12. Пролог: сущность и функции.
13. Особенности сценария культурно-досуговой программы как драматургического произведения.
14. Основные формы культурно-досуговых программ.
15. Основные элементы композиционного построения сценария.
16. Характеристика единицы сценической информации, эпизода, блока сценария.
17. Сущность понятия «жанр» в режиссуре культурно-досуговых программ.
18. Монтаж как творческий метод создания сценария.
19. Принципы использования фактов жизни и фактов искусства в сценариях культурно-досуговых программ.
20. Характеристика основных этапов работы над сценарием.
21. Театрализация как творческий прием в режиссуре культурно-досуговой программы.
22. Массовые праздники как художественное отображение реальной действительности.
23. Сущность отбора художественных средств в сценарии.
24. Методы работы в массовых представлениях.
25. Особенности работы с постановочной группой в создании массовых праздников.
26. Игра как важный метод организации массового праздника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная литература:
1. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков.- М.: МГУКИ, 2007.
2. Казачёк И.А. Сценарно-режиссерские основы массовых праздников и обрядов / И.А. Казачёк. – СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2009.-С.11-38.
3. Марков О.И. Сценарные технологии / О.И. Марков.- Краснодар, 2004.
4. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. Учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств. Краснодар: КГУКИ, 2004.
5. Тихоновская Г.С. Сценарно-режиссерские технологии создания культурно-досуговых программ: монография.-М.: МГУКИ, 2010.-С.238-283.
-9-
Идея - художественный элемент содержания программы. Она пронизывает и передается реципиенту всей ее целостной структурой, обретая конкретно-чувственную форму выражения в эпизодах, фрагментах, номерах, высказываниях и суждениях ведущих, в монтажном их соединении и композиционном построении.
Взаимосвязь темы, проблемы, идеи рождает цель - сверхзадачу программы, преследующую формирование тех эмоциональных откликов и интеллектуальных восприятий, на которые изначально ориентирована культурно-досуговая программа. Положительная реакция зрительской аудитории свидетельствует о соответствии программы социальному заказу каким на данный момент является данная аудитория, ее интересы и потребности.
Четкое осознание функций и содержания этих составных частей замысла рождает концепцию - целостное полное и ясное представление образа будущей культурно-досуговой программы -ее формы и содержания, основных событийных акцентов. Замысел приобретает свою полную, окончательную форму, если сценарист может внятно изложить фабулу своей будущей культурно-досуговой программы, ее пунктирную сюжетную линию. Здесь можно привести пример замысла-концепции праздничной новогодней программы «Карнавальная ночь 50 лет спустя», осуществленной студентами кафедры культурно-досуговой деятельности для сотрудников и студентов Московского государственного университета культуры и искусств.
Сценарная заявка
на проведение новогоднего вечера для студентов и сотрудников
Московского государственного университета
культуры и искусств.
Новогодний праздник для студентов, профессорско-преподавательского состава, сотрудников университета в этом году предполагается провести под эгидой юбилейной даты фильма Э. Рязанова «Карнавальная ночь» (выпуск фильма состоялся в 1956 г.)
Данный новогодний вечер будет представлять собой театрализованное представление под названием «Карнавальная ночь 50 лет спустя». Сценарная основа представления не повторяет буквально фильм Э. Рязанова, но перекликается с некоторыми идеями и сюжетной направленностью фильма. Так, в фильме Э. Рязанова местом действия- является заводской Дворец культуры, в котором творческая молодежь, преодолевая препятствия, готовит новогодний праздник.
В нашем проекте - место действия — праздничное агентство «Хорошее настроение». Действующие лица агентства - молодые креативные ребята, готовят новогодний праздник -«карнавальную ночь». Интригой
-10-
данной подготовки является «новогодний секрет» тщательно оберегаемый одним из действующих персонажей — режиссером-продюсером, готовящим данный праздник. Суть «новогоднего секрета» (в прямом и переносном смыслах) заключается в неожиданном (для зрителей) появлении в кульминации праздника самого Э. Рязанова с новогодним поздравлением студентов МГУКИ.
I вариант - официальное приглашение Э. Рязанова.
II вариант – предварительная видеосъемка интервью с Э. Рязановым, с последующим его воспроизведением на экране в кульминации представления.
Данное театрализованное представление обеспечивается художественно-зрелищными номерами, которые готовятся студентами кафедры культурно-досуговой деятельности. Предполагается участие студентов художественных кафедр университета, а также студентов международного факультета. Представление завершается массовой карнавальной сценой и фейерверком.
Факторов - источников, рождающих замысел культурно-досуговой программы, бесчисленное множество. Это события -исторические и современные, социально-культурная проблематика, личные судьбы и биографии значимых людей, их творческая и профессиональная деятельность. Источником замысла, как предвосхищением художественного образа будущей программы, может стать поэтическая или песенная строка, крылатая фраза, афоризм, аббревиатура, образная строка в газетном очерке, пословицы и поговорки- Так известно, что многие драматические произведения А.Н. Островского носят названия пословиц и поговорок - «Не в свои сани не садись», «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда - хорошо, а счастье лучше», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», ставшие источником создания неповторимого и самобытного образа русского провинциального человека.
В нашей учебно-творческой практике были осуществлены культурно-досуговые программы, источником замысла которых явились, например, пушкинские строки «И вот сама идет Волшебница Зима», «У лукоморья».
Новогоднее представление для детей «Путешествие в Лапландию»[5] было разработано на основе газетного очерка под одноименным названием. Источником замысла новогодней программы для студенческой молодежи «А просто зима...» явилась песня Ю. Левитанского «Диалог у новогодней елки»[6]. Аббревиатура СКД (социально-культурная деятельность) стала отправной точкой формирования замысла традиционной праздничной программы-презентации первокурсников «Скажи Культуре - Да!».
-47-
20. Три этапа сценарно-режиссерского раскрытия темы театрализации (драматургическая обработка, режиссерский замысел, сценическое воплощение).
21. Специфическая сущность режиссерского замысла театрализованной формы досуга
22. Режиссерский прием как средство создания художественного образа театрализованного представления.
23. Концертный номер и сюжетизация смысловых кусков как главные композиционно-структурные составные театрализованной досуговой программы.
24. Взаимосвязь режиссерского.замысла и приемов образного воплощения концертных номеров разных жанров.
25. Монтаж номеров в тематических эпизодах и способы органического соединения разнофактурных эпизодов в единое целое представления.
26. Художественно-публицистические акции и методы
27. воспитания синтетических навыков, необходимых участникам агитационных программ.
28. Особенности режиссуры театрализованного концерта и шоу-представлений.
29. Специфические черты театрализованной программы под открытым небом с использованием выигрышных условий ландшафта и архитектурных ансамблей.
30. Состязательно-игровые построения, ритуально-обрядовые действа и приемы их театрализации.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
по дисциплине «Сценарно-режиссерские основы СКД»
1. Сущностная характеристика понятия «драматическое действие».
2. Теоретические основы сценарно-режиссерских технологий культурно-досуговых программ.
3. Сущностная характеристика понятия «конфликт» как основы сценического действия.
4. Классификация искусств на роды и виды.
5. Значимость терминов «тема», «идея» в контексте культурно-досуговых программ.
6. Особенности массовых праздников России.
7. Сущность конфликтов: герой-герой, герой- зрительный зал, герой-сцена.
8. Значимость системы К.С. Станиславского в режиссуре, ее основные принципы.
9. Характеристика понятий «сверхзадача» и «сквозное действие».
-46-
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ТЕМ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. Педагогическая направленность режиссерского творчества и ее выражения в образцах искусства сцены.
2. Учение К.С.Станиславского о сценическом переживании как основа реалистического искусства театра.
3. Действие – основа сценического искусства. Виды сценического действия и их взаимозависимость.
4. Сущность и значение понятий “сверхзадача” и “сквозное действие” в творчестве актера и режиссера.
5. Ведущие положения метода действенного анализа драматургического произведения и актерской роли.
6. Понятие сценического события. Событийный ряд. Фабула и сюжет в сценическом действии.
7. Режиссерский замысел как форма выявления идеи драматургического произведения и исходный способ ее художественно-образного истолкования.
8. Понятие конфликта в театральном искусстве. Сценическое общение – взаимодействие и противодействие, выявляющие драматический конфликт.
9. Понятие сценической атмосферы. Выразительные средства театральной режиссуры.
10. Мизансцена – язык режиссерской мысли. Виды мизансцен.
11. Темпоритм сценического действия.
12. Художественный образ спектакля или представления.
13. Характеристика своеобразия режиссерского творчества Е.Б. Вахтангова, В.Э.Мейерхольда, Б.Брехта, Э.Пискатора, других режиссеров-новаторов сценического искусства.
14. Важнейшие тенденции режиссуры и мастерства актера в современном театральном искусстве.
15. Место, роль, и значение театрализованных форм досуга и общественной жизни России и зарубежных государств.
16. Понятие “театрализации”. Специфические свойства и отличительные особенности понятий “зрелище”, “праздник”, “представление”, “малые театрализованные формы досуга”.
17. Основные виды театрализованных представлений, их характеристики и выразительные средства.
18. Понятие о жанре, стиле, содержании и структуре театрализованной программы досуга.
19. Сценарий – драматургическая основа режиссерского построения театрализованной формы досуга.
-11-
В технологическом процессе формирования замысла будущей культурно-досуговой программы следует учитывать фактор профессиональной необходимости, который предусматривает в некотором роде «рутинную» работу, обусловленную идущим потоком организации программ. В этом случае специалисту досуга не следует рассчитывать на «приходящее» особое вдохновение, длительное «вынашивание» замысла. Создание культурно-досуговой программы - текущая профессиональная задача, и решение ее требует наличия таких качеств, как способность специалиста досуга к предельной концентрации внимания на решении поставленной задачи, быстрой мобилизации своих творческих сил, но в то же время фактор профессиональной необходимости не исключает оригинального решения творческой задачи и осуществления всех видов деятельности, сопутствующих художественно-творческому процессу создания программы.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1323 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!